Платная доработка на тему Использование настольных математических игр в учебном процессе начальной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. История возникновения настольных игр. Классификация настольных игр 7
1.2. Математические настольные игры и их применение в процессе обучения 10
Вывод по главе 1 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАСТОЛЬНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 14
2.1. Комплект настольных математических игр для учащихся начальной школы 14
2.2. Методические рекомендации по применению настольных математических игр в учебном процессе 19
Вывод по главе 2 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Современная жизнь требует от молодых людей активного включения в социально-экономическую систему государства, его научно-техническое и социальное развитие. Основным проводником, позволяющим новым гражданам найти свое место в обществе, является образование, которое должно соответствовать запросам новых реалий. Сложность и многообразие современного, в частности информационного, пространства диктуют свои требования к способности современных людей учиться и совершенствовать свои знания, умения и навыки в течение практически всей жизни. Навыки обучения формируются у человека, начиная с младших классов школы, когда ведущая деятельность маленького человека сменяется с игровой на учебную. Зачастую у учеников появляются сложности с адаптацией в силу недостаточного развития определенных психологических качеств, и это зачастую приводит к неудачам на первых этапах обучения в младшей школе. Именно поэтому вопросы подбора и расширения спектра методов обучения становятся все более актуальными.
Как уже сказано выше, деятельность ребенка, приходящего в младшую школу, сменяется с игровой на учебную, и со временем учебная деятельность должна стать ведущей. Поэтому основной задачей младшей школы является необходимость заложить основы учебной деятельности, что значит научить ученика учиться и привить ему интерес, создать мотивацию к обучению. Но этот процесс осложнен недостаточным развитием психических функций: концентрация внимания, мыслительные процессы – анализ и синтез и другие – произвольная память, работоспособность и множество других недостаточны у ученика младшей школы, а развиваются и формируются очень активно на начальном этапе обучения. Такая недостаточность приводит к неуспехам, быстрой утомляемости, а соответственно снижению интереса к предметам, которые даются ученикам сложнее всего. Особенно это касается такого предмета, как математика, успехи изучения в которой зависят от множества факторов, в частности от общей заинтересованности ученика к обучению ей. И на помощь в обучении и привитии интереса к предмету, в частности, математики, может придти игра.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги и психологи нашей страны (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С. Прутченков и др.).
Игровые технологии как форма обучения, позволяют заинтересовать и увлечь школьников не только в области творческого процесса, но самое главное, они способны это сделать и на этапе ежедневного рутинного обучения предметам, в частности, математики. Положительные эмоции, которые дети получают от участия в моделируемой ситуации игры, делают позитивно окрашенными такие монотонные операции, как повторение, запоминание, закрепление информации, а также стимулирует к активному развитию все психические процессы у детей. Еще одной положительной чертой игровых технологий является то, что игра организует возможность использовать полученные знания в новой ситуации, в случае с математикой – более конкретной и понятной ребенку. Абстрактный учебный материал становится практическим, и это стимулирует интерес ребенка к обучению.
Еще один аспект современного мира делает необходимым рассматривать игру, как необходимое средство организации учебного процесса. Современный школьник перенасыщен информацией, это делает его постоянно перегруженным и повышает его утомляемость. И в этом случае игра – с ее некоторой несерьезностью, возможностью проявить себя без страха быть оцененным, возможностью пообщаться с другими учениками в процессе решения игровых задач – дает возможность отвлечься, расслабиться и отдохнуть.
Дидактическая игра, как одна из форм урочного и внеклассного обучения, стимулирует процесс использования знаний, полученных на уроках, на практике. Успех в обучении и воспитании детей во многом зависит от того, насколько в начальной школе в учениках сформировался интерес к занятиям на уроках, познавательная активность на занятиях, насколько мобилизовано произвольное внимание, активизированы мыслительные процессы и т.д.
Настольная математическая игра является тем самым средством, которое эффективно стимулирует познавательную активность, создает позитивный эмоциональный отклик и живой интерес к изучению математики. Поэтому проблема использования настольных математических игр в учебном процессе начальной школы является актуальной.
Цель работы – разработка методических рекомендаций по использованию в учебном процессе начальной школы настольных математических игр.
Объектом исследования – процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования – настольная математическая игра как средство повышения качества успеваемости младших школьников.
Задачи:
— изучить историю возникновения настольных игр и классификацию настольных игр;
— рассмотреть математические настольные игры и их применение в процессе обучения;
— изучить возможности использования настольных математических игр в начальной школе;
— составить комплект настольных математических игр для использования в учебном процессе;
— сформулировать методические рекомендации по использованию настольных игр в обучении математике в начальной школе.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы методы: сравнение, обобщение, анализ, синтез.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Полный объем работы — 30 страниц, список использованной литературы включает 18 наименований.
Заключение:
Математика, являясь достаточно сложной наукой, вызывает у детей значительные затруднения в период школьного обучения. Многие дети могут и не обладать математическим складом ума, в этом случае, подготавливая их к школе, необходимо при подготовке к ней познакомить детей с основами счета. Педагогам известно, что математика является мощным фактором в психическом развитии ребенка, формирования у него творческих и познавательных способностей.
Самым главным в период подготовки ребенка к школе становится привитие ему интереса к познанию. Для этого образовательная и повседневная деятельность детей в подготовительной к школе группы должна проходить в игровой и занимательной форме. Благодаря игровой деятельности можно сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у несобранных детей. Вначале они увлекаются только игровыми действиями, а затем их начинает интересовать то, чему учит игра. Постепенно у детей возникает интерес к самому предмету обучения.
Существенной стороной математической игры являются игровые действия. Они регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Учитель же, как руководитель игры, направляет ее в нужное русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
Основой математической игры является ее содержание. Содержание заключается в усвоении, закреплении, повторении тех знаний, которые применяются при решении задач, поставленных в игре, а так же в проявлении своих способностей к математике, творческих способностей.
К оборудованию математической игры относятся различные средства наглядности, раздаточный материал, то есть все то, что необходимо при проведении игры, ее конкурсов.
Математическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводит к желаемому результату. Такая игра способствует возникновению желания участвовать в ней, пробуждает положительное отношение к ней, повышает познавательную активность и интерес.
Настольная математическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
Настольные математические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к урокам математики; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету. Но следует заметить, что занимательная игра как форма классной работы применяется довольно таки редко, в связи с трудностями организации и проведения. Таким образом, большие образовательные, контролирующие, воспитывающие возможности (в частности возможность развития познавательного интереса) применения настольной игры на уроках математики реализуются не достаточно.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. История возникновения настольных игр. Классификация настольных игр
Настольные игры — это настольные игры, в которых обычно используются фигуры — перемещаемые или помещаемые на предварительно размеченную доску (игровую поверхность), и часто также включающие элементы настольных, карточных, ролевых игр и игр с миниатюрами.
В большинстве из них соревнование между двумя или более игроками. Чтобы показать несколько примеров: в шашках (британское английское название «шашки») игрок выигрывает, захватывая все противостоящие фигуры, в то время как Евроигры часто заканчиваются подсчетом окончательных очков. Пандемия — это совместная игра, в которой все игроки побеждают или проигрывают как команда, а пасьянс — это головоломка для одного человека [7, c. 65].
Люди играют в настольные игры с момента зарождения цивилизации. Доска, кости и жетоны были найдены в Уре в Ираке, датируемом 3000 г. до н.э.
Египтяне также играли в настольную игру Сенет. Доска была разделена на квадраты с фишками. Вы бросали палки, а не кости. Римляне также играли в настольные игры. Они играли в игру под названием «Игра с двенадцатью линиями», которая была похожа на современные нарды.
Богатые саксы играли в такие игры, как шахматы. В средние века состоятельные люди тоже играли в настольные игры. Мы не уверены, где и когда были изобретены шахматы. Вероятно, он был изобретен в Индии в 6 или 7 веке нашей эры или, возможно, раньше. Во всяком случае, к 10 веку в нее играли в Европе. n В игры, похожие на шашки, играли древние египтяне, греки и римляне. Арабы играли в аналогичную игру, и примерно к 1100 году во Франции играли в шашки. В США шашки называют шашками.
Викинги играли в настольную игру под названием хнефатафл. (Это означает королевский стол). В некоторых версиях один игрок использовал 8 фигур для защиты короля, а другой игрок использовал 16 фигур. В других версиях у игроков было 12 фигур и 24 фигуры. Размер доски был разным.
Во времена Тюдоров богатые также играли в настольные игры, такие как шахматы и нарды (комплект для игры в нарды был найден на месте крушения «Мэри Роуз». Он такой же, как и современный). Бедные люди часто играли в моррис девяти мужчин. Тюдоры также играли в шашки, лисы и гуси. В 17 веке люди все еще играли в настольные игры, такие как шахматы, шашки, нарды, лисы и гуси.
Традиционные игры оставались популярными и в 18 веке. К ним относятся такие игры, как шахматы, шашки и нарды. Также играли в домино.
Затем, в 1759 году, человек по имени Джон Джеффрис изобрел совершенно новую настольную игру под названием «Путешествие по Европе» или «Игра по географии», в которой игроки мчатся по карте Европы. Первый международный шахматный турнир был проведен в Лондоне в 1851 году.
Многие новые настольные игры были представлены в 19 и 20 веках. Людо изначально была индийской игрой. Он пришел в Великобританию c. 1880. Змеи и лестницы были представлены в Великобритании в 1892 году. Бег с препятствиями был введен в 1895 году. Монополия была введена в 1935 году. За ней последовали Cluedo в 1949 году и Trivial Pursuit в 1982 году. Джонг стал популярным на Западе.
Для классификации настольных игр существует множество параметров.
Можно сгруппировать настольные игры, опираясь на выполняемую ими функцию. При этом необходимо иметь в виду, что каждая игра несет в себе несколько видов функций одновременно. Самое простое – деление игр на азартные, обучающие, досуговые и коммуникативные.
Однако наибольшее распространение получила следующая классификация:
• Развлекательного характера;
• Азартные;
• Обучающие (для ребенка и взрослого);
• Головоломки;
• Для общения.
Следующая классификация производится по параметру «характер игры». В ней различают игры интеллектуального типа, азартного типа и игры на проверку физических способностей.
Игра интеллектуального типа. Эта категория включает в себя игры, требующие состязания в логике и стратегии. К играм данного типа относятся шахматы, морской бой, го. Выигрывает тот, кто проявил большие интеллектуальные способности, а фактор случайности играет минимальную роль: победу одерживает противник, способный лучше просчитывать последующие ходы – и свои и противника.
Игра азартного типа. Это игры, пробуждающие в игроках азарт — эмоцию, связанную с переживанием риска и состоянием неопределенности. Их объединяет случайный метод появления в игре факторов выигрыша/проигрыша. Это множество игр в карты – самые простые из них «дурак», «петух» – и игры с привлечением игральных костей – «очко», «кости», сюда же можно отнести лото. Выигрывает не самый умный или сильный игрок, а тот, которому сегодня «улыбнулась удача». Существуют игры, в которых объединены возможности игроков проявить свои интеллектуальные способности и склонность к риску: это нарды, карточные «преферанс», «бридж», «покер»[2].