Платная доработка на тему «Использование инновационных средств в педагогической реабилитации лиц с дисфагией».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ГЛАВА 2.СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ 3
2.1 Цель и задачи констатирующего этапа исследования 3
2.2 Методика проведения, материалы, организация констатирующего этапа исследования 15
2.3 Методика проведения клинического логопедического обследования 18
2.4 Результаты констатирующего этапа исследования речи и других высших психических функций у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга 20
2.5 Выводы 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Заключение:
При обнаружении у пациента жалоб на нарушение глотания следует провести тщательную дифференциальную диагностику этого симптома. В первую очередь необходимо уточнить, что сам пациент понимает под термином «нарушение глотания». Вариантами интерпретации могут быть одинофагия (болезненное проглатывание), сдавление грудной клетки, затрудненное дыхание и фагофобия (боязнь глотания), ощущение инородного тела (комка, препятствующего глотанию).
Зачастую у пациента может иметь место globus hystericus, который характеризуется ощущением кома в горле, причем не связанным непосредственно с актом глотания. В круге дифференциальной диагностики необходимо рассматривать коронарогенные загрудинные ощущения, аденокарциному пищевода, эозинофильный эзофагит, болезнь Крона, саркоидоз, амилоидоз. Также необходимо уточнять о проведенных оперативных вмешательствах, таких как фундопликация и бариатрическое хирургическое вмешательство, которое может иметь ряд послеоперационных осложнений, проявляющихся дисфагией [2, 13].
Лечение дисфагии проводится в комплексе с основным заболеванием, послужившим причиной ее развития. Пациенты нуждаются в наблюдении и проведении лечебно-реабилитационных мероприятий мультидисциплинарной командой, включающей: нутритивную поддержку, физические тренировки и физиотерапию, логопедическую коррекцию, терапию боли и психологическую коррекцию.
К основным направлениям комплекса логопедической реабилитации восстановления глотания относятся: протезирование глотания; модификации питания и диеты, применение альтернативных питательных добавок; глотательная реабилитация и повторное обучение; использование биологической обратной связи (аппарат Vocastim).
Логопедическая практика позволяет утверждать, что начинать работу по восстановлению глотания необходимо как можно раньше, по истечению двух дней после инсульта и продолжать до тех пор, пока пациент не сможет самостоятельно и безопасно глотать, не опасаясь задохнуться.
Лучше проводить упражнения так, чтобы спинка кровати была поднята на 80 – 900, и положение головы было укреплено. Такое положение облегчает глотание и уменьшает риск аспирации. Первая и самая важная цель лечения – добиться у пациента контроля головы и туловища. Для того, чтобы научить пациента жевать, пациенту необходимо на первой стадии моторного контроля тренировать основные движения, умение производить открывание и закрывание челюсти и обхватывать «столовый прибор» губами. Для восстановления моторных функций языка достаточно освоить первые три ступени моторного контроля.
Язык является сложной и комплексной структурой, которая необходима для речи, различения вкуса, жевания и глотания. Он состоит не только из внешних, но и из внутренних мышц, в которых уже содержится мышечное веретено, содержащиеся также в мышцах туловища и конечностей. Мультифиброзные и тендиозные соединения находятся между языком и мандибулой, мягким небом, глоткой, надгортанником и подъязычной костью. Для развития всех функций жизнеобеспечения, глотания, речи, дыхания, язык должен достичь четырех ступеней моторного контроля: подвижность, определяемое как фазное движение во всех четырех направлениях (флексия, экстензия, абдукция, аддукция), стабильность, определяемая способностью складывать губы для сосания, контролируемая подвижность, когда кончик языка твердо держится на зубах, в то время как проксимальная часть языка приподнята при глотании, моторная ловкость, определяемая при проксимальном держании, пока отдаленная часть языка используется для речи.
Для большей подвижности языка можно использовать влажный шпатель, чтобы стимулировать вентральное, латеральное и ротаторное движение, при этом эффективно проводить метод сопротивления с использованием данного шпателя. Контролируемое движение или поднятие языка над мягким небом может быть стимулировано влажным шпателем для языка. Если создавать сопротивление языку шпателем в направлении вниз и назад, корень языка будет реагировать движением вперед и вверх. Раздражающее надавливание на нижние части языка может привести к рвотному рефлексу, который, хотя и неприятен пациенту, является своего рода промежуточной целью.
Устойчивость, способность удержания языка в разных позициях может быть развита через прием проторения (фацилитирования) при помощи сосания пустой трубочки. На нее надавливают по направлению к какому-нибудь предмету, например, к кончику пальца. При помощи сосания пустой трубочки сидя или лежа с локтевым упором происходит проторение не только устойчивости языка, но и сокращение и устойчивость мышц шеи. Сосание мягкой соски улучшает степень подвижности и устойчивости при управлении языком и фацилитирует мускулатуру губ и челюсти.
Упражнения по моторному контролю подвижности языка важны, потому что способствуют двигательной функции языка, способствуют стимулированию рвотного рефлекса, и наконец, косвенно стимулирует сокращение мягкого неба и мышц глотки, голосовых связок, за счет фиброзных соединений, создавая условия для безопасного продвижения комка пищи в глотку и далее в пищевод.
Поднятие небной дуги можно достичь, через приемы двустороннее и симметричное растяжение складки мягкого неба палочками. Во время такой стимуляции, пациент должен быть в положении сидя, он должен выдать из себя серию стаккато – ах (коротких звуков «ах»), как в высокой, так и в низкой тональности. Такая серия повторяющихся расширений дуги неба и построение звуков должна привести к сокращению мышц мягкого неба и глотки, а также к большей подвижности гортани и аддукции голосовых связок.
Результаты повторного логопедического обследования выявили наличие умеренной дисфагии у 30 (56,4%) и легкой дисфагии у 26 пациентов (43,6%), 42 человека (78,2%) питались через назогастральный зонд и еще 14 (21,8%) получали питание смешанного типа (зондовое и пероральное).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2.СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель и задачи констатирующего этапа исследования
Тepмин «глoтaниe», пo oпpeдeлeнию oднoй из ocнoвoпoлoжникoв paбoты в дaннoм нaпpaвлeнии J. Logemann [13], пoдpaзyмeвaeт пoмeщeниe eды в poтoвyю пoлocть, пpoxoждeниe ee чepeз poтoвyю и глoтoчнyю фaзы и дocтижeниe eй пищeвoдa чepeз вepxний пищeвoдный cфинктep.
Smiтнgard D.G. [14] выдeляeт тpи фaзы глoтaния: poтoвyю, глoтoчнyю и пищeвoднyю. Пoдгoтoвкa бoлюca – eдинcтвeннaя чacть aктa глoтaния, кoтopaя нaxoдитcя пoд пpoизвoльным кoнтpoлeм, тo ecть пoд кoнтpoлeм личнocти. Вce ocтaльныe чacти дaннoгo aктa являютcя cтpoгo peфлeктopными. Вcя пocлeдoвaтeльнocть opгaнизaции aктa глoтaния пpoиcxoдит c выcoчaйшeй тoчнocтью. В cлyчae пopaжeния любыx cтpyктyp, кoтopыe кoнтpoлиpyют ocyщecтвлeниe любoй cocтaвнoй чacти этoй пocлeдoвaтeльнocти, пoявляютcя пpизнaки диcфaгии.
Calcagno P. [11] yтвepждaeт, чтo тoчнaя лoкaлизaция вcex cocтaвляющиx чacтeй цeнтpaльнoгo пyти aктa глoтaния дo cиx пop нe ycтaнoвлeнa, xoтя извecтнo, чтo вeнтpo-мeдиaльнaя peтикyляpнaя фopмaция и ядpa oдинoчнoгo пyти игpaют цeнтpaльнyю poль в opгaнизaции aктa глoтaния и eгo кoopдинaции c дыxaниeм. Smiтнgard D.G. [14] пoдчepкивaeт, чтo opгaнизaция aктa глoтaния имeeт бoлee чeм oднy-eдинcтвeннyю мoдeль. Тaк, чacтo, ocoбeннo в cлyчae c жидкocтями, нaдгopтaнник, пoднявшиcь, бoльшe нe oпycкaeтcя дo oкoнчaния cepии глoтaтeльныx движeний. Aвтop пpeдлaгaeт тoчнyю кapтy взaимoдeйcтвия cтpyктyp, yчacтвyющиx в глoтaнии. Глoтaтeльный цeнтp pacпoлoжeн билaтepaльнo в oблacти пepexoдa пpoдoлгoвaтoгo мoзгa в мocт. Нecмoтpя нa тo, чтo глoтaтeльныe цeн- тpы дocтaтoчнo шиpoкo пpeдcтaвлeны в oбoиx пoлyшapияx мoзгa (миндaлeвиднoe тeлo; лoбныe, тeмeнныe дoли и ocтpoвoк гoлoвнoгo мoзгa, мoтopнaя oблacть и т.д.), вcë жe oднo из пoлyшapий игpaeт дoминиpyющyю poль пo cpaвнeнию c дpyгим [16].