Платная доработка на тему Использование инновационных средств в педагогической реабилитации лиц с дисфагией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ……………………………………………………..……….8
1.1. Теоретические основы формирования дисфагии. Причины, механизм нарушения………………………………………………………………………….8
1.2. Обзор отечественной зарубежной литературы по преодолению нарушения глотания……………………………………………………………. 17
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛОГОПЕДИЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ ….………………………………………29
2.1. Цели, задачи и методы исследования логопедической коррекции по устранению дисфагии……………………………………………………………29
2.2. Анализ результатов исследования эмпирического этапа исследования……………………………………………………………………..53
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕЕСА ГЛОТАНИЯ ВЗРОСЛЫХ……………………………………………….….60
3.1. Организация формирующего эксперимента по устранению дисфагии…………………………………………………………………………60
3.2. Контрольный эксперимент по выявлению устранения дисфагии………………………………………………………………………….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………………………………81
ПРИЛОЖЕНИЯ……..………………………………………………………….89
Введение:
Актуальность исследования. Акт глотания – это естественный процесс, который, как и дыхание, повторяется периодически, как в состоянии бодрствования, так во сне, в основном непроизвольно. В среднем человек глотает 600 раз в сутки (200 раз во время еды, 50 раз во время сна, 350 раз в остальное время), преимущественно бессознательно. Наличие жидкой или твердой пищи в ротовой полости очень важно для процесса глотания, поскольку трудно глотать при совершенно пустой ротовой полости. Обычная частота глотания составляет 5—6 раз в минуту во время отдыха, но при концентрации внимания или эмоциональном возбуждении частота уменьшается. Так как ротоглотка участвует, как в дыхании, так и в глотании, существуют рефлексы, задерживающие дыхание в период глотания [16].
Таким образом, нарушение глотания (дисфагия) является одним из признаков множества заболеваний, одной из ключевых проблем при диффузных и очаговых поражениях мозга, в связи с этим, а также высокой частотой дисфагии и аспирации, как осложнения неврологических заболеваний, крайне важны механизмы, обеспечивающие глотание [9].
Цель исследовательской работы – выявить особенности коррекции нарушения глотания
Задачи исследования:
1) Изучить научно – теоретические основы формирования дисфагии.
2) Проанализировать причины, механизм нарушения.
3) Обзор отечественной зарубежной литературы по преодолению нарушения глотания.
4) Определить цель и задачи эмпирического этапа исследования.
5) Представить методику проведения, материалы, организация эмпирического этапа исследования.
6) Проанализировать результаты эмпирического этапа исследования.
Предмет исследования: логопедическая коррекция по устранению дисфагии
Объект исследования: дисфагия у взрослых
Научная гипотеза: заключается в поиске эффективного логопедического воздействия, основанного на сложной структуре функциональной системы глотания от подкорковых к корковым структурам модифицирующих акт глотания.
Практическая значимость: заключается в том, что выполняемая нами работа дает возможность найти эффективную логопедическую коррекцию лиц с дисфагией, может ускорить реабилитацию этой группы пациентов и повысить ее эффективность.
Теоретическая значимость: проведенного исследования заключается, прежде всего, в том, что в исследовании изучены механизмы нарушения регуляции акта глотания при остром нарушении мозгового кровообращения, в результате чего выявлены разные степени тяжести дисфагии. В связи с чем, результаты исследования обосновывают тактику реабилитации программ для применения их в практическом здравоохранении.
Теоретико-методологической базой исследования являются концепция Л.С. Выготского о структуре дефекта и системных нарушениях психических процессов в результате поражения отдельных участков головного мозга. Теоретическая основа А.Р. Лурия о синдромальном анализе нарушения мозговой деятельности и модели общей структурно-функциональной работы мозга (блоки), также в основу диагностической карты легли его разработки нейропсихологического обследования психических функций. Белкин А.А., Ершов В.И., Иванова Г.Е. Нарушение глотания при неотложных состояниях – постэкстубационная дисфагия. Анестезиология и реаниматология. Ершов В.И., Белкин А.А., Карпец А.В., и др. Эффективность тренировочного метода реабилитации с помощью специальных питательных смесей у больных с ишемическим инсультом и нейрогенной дисфагией в составе комбинированной терапии. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, Соня Брайан «Принципы работы с больными, перенесшими инсульт, в социальных службах Великобритании», Джоан Габбат «Ранняя активизация больных, перенесших инсульт», Камаева О.В., Полина Монро «Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных».
Методы исследования:
1) Теоретический – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме дисфагий.
2) Изучение и обобщение опыта по преодолению нарушений глотания; эмпирические – эксперимент; наблюдение.
3) Метод трех глотков
4) Шкала оценки глотания объемной вязкости (V-VST)
5) Модифицированный тест оценки глотания Манн (Modified MANN Assessment of Swallowing Ability
6) Шкала интегративной оценки функции глотания (ШИОФГ)
7) Статистические методы: Автоматический расчет U-критерия Манна-Уитни
На защиту выносятся следующие положения:
1) Глотание является сложным физиологическим процессом, координацией безусловных и условных пищевых рефлексов, которые определяются деятельностью коры головного мозга, регулирующего двигательный и секреторный компоненты этого важного физиологического акта.
2) Логопедическая коррекция осуществляется с учетом доминирующего клинического синдрома в структуре дисфагии.
3) Логопедическое воздействие представляет собой комплексный процесс выставления последовательно связанных движений подчиненных согласованных взаимосвязей связей нервно-мышечных структур.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Работа проиллюстрирована рисунками, диаграммами и таблицами.
Публикации. По теме диссертации опубликована одна статья в сборнике статей Международной конференции «Наука XXI века».
Заключение:
Таким образом, в выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие цели и задачи:
Цель исследовательской работы – выявить особенности коррекции нарушения глотания
Задачи исследования:
1) Изучить научно-теоретические основы формирования дисфагии.
2) Проанализировать причины, механизм нарушения.
3) Обзор отечественной зарубежной литературы по преодолению нарушения глотания.
4) Определить цель и задачи эмпирического этапа исследования.
5) Представить методику проведения, материалы, организация эмпирического этапа исследования.
6) Проанализировать результаты эмпирического этапа исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы дисфагии, ее причины и механизм нарушения, степени тяжести, проведен обзор отечественной и зарубежной литературы по преодоления нарушения глотания
Также, в первой главе рассмотрены научно-теоретические основы дисфагии, ее причины и механизм нарушения, проведен обзор отечественной и зарубежной литературы по преодолению нарушения глотания, раскрыто понятие скрининга функции глотания и определены виды скрининговых исследований.
На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:
Дисфагия — клинический признак нарушения глотания — затруднение или дискомфорт при продвижении пищевого комка из ротовой полости в желудок. Дисфагия – это ощущение наличия препятствия для нормального движения проглоченной пищи, которое не сопровождается болью, возникающей в результате нарушения прохождения пищи из ротовой полости в желудок.
Симптомы проблем с глотанием могут включать:
— боль при попытке глотать;
— неспособность глотать пищу или жидкости;
— ощущение, что, пища застряла в горле или груди;
— слюнотечение;
— хриплый голос;
— рвота при проглатывании;
— частая изжога;
— потеря веса с длительными нарушениями глотания;
— кашель или удушье при попытке проглотить;
— потребность есть пищу небольшими кусочками, чтобы ее можно было проглотить.
В зависимости от обнаруженных нарушений выбираются необходимые объективные методы исследования, которых на сегодняшний день существует большое количество, каждый со своими преимуществами и ограничениями:
а) Видеофлюорография;
б) Исследование чувствительности и глотания гибким эндоскопом на предмет дисфагии;
в) Исследование с помощью бариевой взвеси вместо глотания;
г) Трансназальная эзофагоскопия при приеме внутрь;
д) рН-метрия и импедансотерапия при дисфагии;
е) Пищеводная манометрия;
ж) Манофлюорография;
з) Сцинтиграфия при дисфагии;
и) Ультразвук;
к) КТ и МРТ при дисфагии.
Выбор дополнительных методов обследования должен основываться на анамнезе и данных обследования.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведено эмпирическое исследование с целью выявления особенностей логопедического воздействия по устранению дисфагии.
В исследовании приняли участие 20 пациентов с постинсультной дисфагией. Критерием отбора являлось нарушение орофарингеальной фазы глотания. Проводилось специализированное обследование для постановки диагноза и определения реабилитационного прогноза.
Логопедическое обследование включало оценку:
— анатомии структур, участвующих в акте глотания;
— гигиены полости рта, стоматологического статуса, количества и качества слюны;
— чувствительности слизистой оболочки ротовой полости;
— рефлексов мягкого нёба и глоточного;
— силы, тонуса, амплитуды и симметричности мышц, участвующих в глотании;
— функции гортани (качество и сила голоса, пульсоксиметрия во время еды и беседы);
— глотания по шкале объемной вязкости (V-VST) и с помощью модифицированного теста оценки глотания (Modified MANN Assessment of Swallowing Ability).
Исследованию предшествовало знакомство с историей болезни – фиксировались общие сведения о больном и клинический диагноз.
Комплексный подход в диагностике нарушения функции глотания, позволил подтвердить диагноз нейрогенной дисфагии, определить тяжесть степени ее выраженности.
Результаты первичного логопедического обследования выявили наличие умеренной дисфагии у 5 (56,4%) и легкой дисфагии у 3 пациентов (43,6%), 8 человека (78,2%) питались через назогастральный зонд и еще 3 (21,8%) получали питание смешанного типа (зондовое и пероральное). Для каждого пациента междисциплинарной командой специалистов были определены реабилитационные цели и задачи с учетом особенностей работы на первом этапе реабилитации, занятия проводились ежедневно.
Результаты эмпирического исследования легли в основу дизайна коррекционной работы.
Контрольный эксперимент проводился с целью выявления динамики в формировании устранения дисфагии, а также с целью выявления эффективности формирующего эксперимента.
Результатом исследования стали, следующие выводы:
— комплексный подход к реабилитации и нутритивной поддержке с коррекцией дисфагии в амбулаторных условиях показан и имеет высокую клиническую эффективность;
— применение специализированного загустителя клинически и экономически обосновано;
— использование специализированного загустителя более безопасно и позволяет использовать технологию загущения в реабилитационной логопедической практике;
— применение динамического наблюдения за дисфагией и коррекция нутритивного статуса повышают реабилитационный потенциал и улучшают функциональные исходы реабилитации;
— обучение пациентов с формированием представления о заболевании, составление индивидуального плана реабилитационных мероприятий, обучение адаптации к микро- и макросреде позволяют добиться комплаентности и приверженности к регламенту реабилитации и адаптации.
Таким образом, следует информировать пациентов и их родственников о признаках дисфагии, необходимости оценки функции глотания в случае сохраняющихся симптомов или при появлении таковых вновь. Пациент и ухаживающие люди должны быть обучены правилам питания при дисфагии в соответствии с индивидуальным планом и современными рекомендациями.
Полученные в результате исследования положительные данные по эффективности и безопасности позволяют рекомендовать применение специализированного загустителя в комплексе со специализированным клиническим питанием для широкого клинического применения у различной категории больных, нуждающихся в искусственном лечебном питании при дисфагии, в том числе при сопровождении этих пациентов на дому.
Итак, все поставленные задачи в работе решены, цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСФАГИИ
1.1 Теоретические основы формирования дисфагии. Причины, механизм нарушения
Дисфагия — (от дис. и греч. phagein — есть, глотать) — клинический признак нарушения глотания — затруднение или дискомфорт при продвижении пищевого комка из ротовой полости в желудок. Дисфагия – это ощущение наличия препятствия для нормального движения проглоченной пищи, которое не сопровождается болью, возникающей в результате нарушения прохождения пищи из ротовой полости в желудок.
Глотание — сложный процесс, в котором участвуют мышцы глотки, а также мышечный слой стенки пищевода. Этот процесс регулируется нервной системой, поэтому любое поражение ЦНС, периферической нервной системы, глотательных мышц или пищевода может привести к нарушению глотания. Нарушения глотания — дисфагия — представляют собой затрудненный процесс поступления пищи или жидкости из полости рта через пищевод в желудок. К частым причинам нарушений глотания относятся инсульт, опухоли пищевода, глотки, рубцевание глотки, травмы глотки и пищевода, а также нейродегенеративные заболевания.
Симптомы проблем с глотанием могут включать:
— боль при попытке глотать;
— неспособность глотать пищу или жидкости;
— ощущение, что пища застряла в горле или груди;
— слюнотечение;
— хриплый голос;
— рвота при проглатывании;
— частая изжога;
— потеря веса с длительными нарушениями глотания;
— кашель или удушье при попытке проглотить;
— потребность есть пищу небольшими кусочками, чтобы ее можно было проглотить.
Нарушение глотания, «дисфагия», — это термин, который относится к любому затруднению или дискомфорту при перемещении пищи изо рта в желудок и является общим названием для расстройств глотания [1]. Глотание представляет собой настолько тонкую и точно скоординированную последовательность событий, которая захватывает значительное анатомическое «пространство» от губ до сердечной мышцы, что на разных этапах и по разным причинам могут возникать нарушения, вызывающие диагностические и терапевтические трудности при заболеваниях нервной системы. Нейрогенная дисфагия наблюдается при вовлечении пораженной нервной системы и мышц в процесс глотания и может быть обусловлена нейросенсорной и/или нейромоторной дисфункцией и/или нарушением центральных процессинговых функций [1, 2].
Дисфагия является очень распространенной проблемой в неврологической практике у пациентов, нуждающихся в длительном уходе, а также у лиц пожилого возраста [3]. Лучшее медицинское обслуживание, в области медицины увеличивают вероятность продления жизни. Число людей старше 65 лет стремительно растет. По расчетам Национальной исследовательской академии Академии наук США (NRC NAS), доля людей в возрасте 65+ в возрастной группе 20-64 лет к 2050 г. увеличится на 80%, а это означает, что улучшение лечения дисфагии особенно важно [5]. Затруднения глотания, являющиеся факторами риска аспирации и пневмонии (вплоть до развития дыхательной недостаточности), обезвоживания и гипотрофии, нередко приводят к неблагоприятному функциональному и жизненному прогнозу, социальной дезадаптации [7-9].
Введение:
Актуальность исследования. Акт глотания – это естественный процесс, который, как и дыхание, повторяется периодически, как в состоянии бодрствования, так во сне, в основном непроизвольно. В среднем человек глотает 600 раз в сутки (200 раз во время еды, 50 раз во время сна, 350 раз в остальное время), преимущественно бессознательно. Наличие жидкой или твердой пищи в ротовой полости очень важно для процесса глотания, поскольку трудно глотать при совершенно пустой ротовой полости. Обычная частота глотания составляет 5—6 раз в минуту во время отдыха, но при концентрации внимания или эмоциональном возбуждении частота уменьшается. Так как ротоглотка участвует, как в дыхании, так и в глотании, существуют рефлексы, задерживающие дыхание в период глотания. В связи с этим, а также высокой частотой дисфагии и аспирации, как осложнения неврологических заболеваний, крайне важны механизмы, обеспечивающие глотание. Нарушения глотания (дисфагия) являются одним из признаков множества заболеваний, одной из ключевых проблем при диффузных и очаговых поражениях мозга.
Цель исследовательской работы — применение инновационных средств в педагогической реабилитации лиц с дисфагией.
Задачи исследования:
1. Изучить современные трактовки дисфагии.
2. Проанализировать причины, механизм нарушения.
3. Провести обзор отечественных и зарубежных методов преодоления нарушения глотания.
4. Определить цель и задачи констатирующего этапа исследования.
5. Представить методику проведения, материалы, организация эмпирческого этапа исследования.
7. Проанализировать результаты эмпирического этапа исследования.
Предмет исследования: логопедическая коррекция по устранению дисфагии
Объект исследования: дисфагия у взрослых
Научная гипотеза: заключается в поиске эффективного логопедического воздействия, основанного на сложной структуре функциональной системы глотания от подкорковых к корковым структурам модифицирующих акт глотания.
Практическая значимость: заключается в том, что выполняемая нами работа дает возможность найти эффективную логопедическую коррекцию лиц с дисфагией.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен обзор и осуществлена систематизация отечественной зарубежной литературы по преодолению нарушения глотания.
Методы исследования:
1) Теоретический – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме дисфагий.
2) Изучение и обобщение опыта по преодолению нарушений глотания; эмпирические – эксперимент; наблюдение.
3) Метод трех глотков
4) Шкала оценки глотания объемной вязкости (V-VST)
5) Модифицированный тест оценки глотания Манн (Modified MANN Assessment of Swallowing Ability
6) Статистические методы: Автоматический расчет U-критерия Манна-Уитни
На защиту выносятся следующие положения:
1. Глотание является сложным физиологическим процессом, координацией безусловных и условных пищевых рефлексов, которые определяются деятельностью коры головного мозга, регулирующего двигательный и секреторный компоненты этого важного физиологического акта.
2. Логопедическая коррекция осуществляется с учетом доминирующего клинического синдрома в структуре дисфагии.
3. Логопедическое воздействие представляет собой комплексный процесс выставления последовательно связанных движений подчиненных согласованных взаимосвязей связей нервно-мышечных структур.
Структура работы. Итоговая квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСФАГИИ
1.1 Теоретические основы формирования дисфагии. Причины, механизм нарушения
Дисфагия — (от дис… и греч. phagein — есть, глотать) — клинический признак нарушения глотания — затруднение или дискомфорт при продвижении пищевого комка из ротовой полости в желудок. Дисфагия – это ощущение наличия препятствия для нормального движения проглоченной пищи, которое не сопровождается болью, возникающей в результате нарушения прохождения пищи из ротовой полости в желудок.
Глотание — сложный процесс, в котором участвуют мышцы глотки, а также мышечный слой стенки пищевода. Этот процесс регулируется нервной системой, поэтому любое поражение ЦНС, периферической нервной системы, глотательных мышц или пищевода может привести к нарушению глотания. Нарушения глотания — дисфагия — представляют собой затрудненный процесс поступления пищи или жидкости из полости рта через пищевод в желудок. К частым причинам нарушений глотания относятся инсульт, опухоли пищевода, глотки, рубцевание глотки, травмы глотки и пищевода, а также нейродегенеративные заболевания.
Симптомы проблем с глотанием могут включать:
— боль при попытке глотать;
— неспособность глотать пищу или жидкости;
— ощущение, что пища застряла в горле или груди;
— слюнотечение;
— хриплый голос;
— рвота при проглатывании;
— частая изжога;
— потеря веса с длительными нарушениями глотания;
— кашель или удушье при попытке проглотить;
— потребность есть пищу небольшими кусочками, чтобы ее можно было проглотить.
Нарушение глотания, «дисфагия», — это термин, который относится к любому затруднению или дискомфорту при перемещении пищи изо рта в желудок и является общим названием для расстройств глотания [1]. Глотание представляет собой настолько тонкую и точно скоординированную последовательность событий, которая захватывает значительное анатомическое «пространство» от губ до сердечной мышцы, что на разных этапах и по разным причинам могут возникать нарушения, вызывающие диагностические и терапевтические трудности при заболеваниях нервной системы. Нейрогенная дисфагия наблюдается при вовлечении пораженной нервной системы и мышц в процесс глотания и может быть обусловлена нейросенсорной и/или нейромоторной дисфункцией и/или нарушением центральных процессинговых функций [1, 2].
Дисфагия является очень распространенной проблемой в неврологической практике у пациентов, нуждающихся в длительном уходе, а также у лиц пожилого возраста [3-5]. Лучшее медицинское обслуживание, лучшее лечение от наркотиков и достижения в области медицины увеличивают вероятность продления жизни. Число людей старше 65 лет стремительно растет. По расчетам Национальной исследовательской академии Академии наук США (NRC NAS), доля людей в возрасте 65+ в возрастной группе 20-64 лет к 2050 г. увеличится на 80%, а это означает, что улучшение лечения дисфагии особенно важно. важное [6]. Затруднения глотания, являющиеся факторами риска аспирации и пневмонии (вплоть до развития дыхательной недостаточности), обезвоживания и гипотрофии, нередко приводят к неблагоприятному функциональному и жизненному прогнозу, социальной дезадаптации [7-9].
Содержание:
ГЛАВА 2.СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ 3
2.1 Цель и задачи констатирующего этапа исследования 3
2.2 Методика проведения, материалы, организация констатирующего этапа исследования 15
2.3 Методика проведения клинического логопедического обследования 18
2.4 Результаты констатирующего этапа исследования речи и других высших психических функций у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга 20
2.5 Выводы 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Заключение:
При обнаружении у пациента жалоб на нарушение глотания следует провести тщательную дифференциальную диагностику этого симптома. В первую очередь необходимо уточнить, что сам пациент понимает под термином «нарушение глотания». Вариантами интерпретации могут быть одинофагия (болезненное проглатывание), сдавление грудной клетки, затрудненное дыхание и фагофобия (боязнь глотания), ощущение инородного тела (комка, препятствующего глотанию).
Зачастую у пациента может иметь место globus hystericus, который характеризуется ощущением кома в горле, причем не связанным непосредственно с актом глотания. В круге дифференциальной диагностики необходимо рассматривать коронарогенные загрудинные ощущения, аденокарциному пищевода, эозинофильный эзофагит, болезнь Крона, саркоидоз, амилоидоз. Также необходимо уточнять о проведенных оперативных вмешательствах, таких как фундопликация и бариатрическое хирургическое вмешательство, которое может иметь ряд послеоперационных осложнений, проявляющихся дисфагией [2, 13].
Лечение дисфагии проводится в комплексе с основным заболеванием, послужившим причиной ее развития. Пациенты нуждаются в наблюдении и проведении лечебно-реабилитационных мероприятий мультидисциплинарной командой, включающей: нутритивную поддержку, физические тренировки и физиотерапию, логопедическую коррекцию, терапию боли и психологическую коррекцию.
К основным направлениям комплекса логопедической реабилитации восстановления глотания относятся: протезирование глотания; модификации питания и диеты, применение альтернативных питательных добавок; глотательная реабилитация и повторное обучение; использование биологической обратной связи (аппарат Vocastim).
Логопедическая практика позволяет утверждать, что начинать работу по восстановлению глотания необходимо как можно раньше, по истечению двух дней после инсульта и продолжать до тех пор, пока пациент не сможет самостоятельно и безопасно глотать, не опасаясь задохнуться.
Лучше проводить упражнения так, чтобы спинка кровати была поднята на 80 – 900, и положение головы было укреплено. Такое положение облегчает глотание и уменьшает риск аспирации. Первая и самая важная цель лечения – добиться у пациента контроля головы и туловища. Для того, чтобы научить пациента жевать, пациенту необходимо на первой стадии моторного контроля тренировать основные движения, умение производить открывание и закрывание челюсти и обхватывать «столовый прибор» губами. Для восстановления моторных функций языка достаточно освоить первые три ступени моторного контроля.
Язык является сложной и комплексной структурой, которая необходима для речи, различения вкуса, жевания и глотания. Он состоит не только из внешних, но и из внутренних мышц, в которых уже содержится мышечное веретено, содержащиеся также в мышцах туловища и конечностей. Мультифиброзные и тендиозные соединения находятся между языком и мандибулой, мягким небом, глоткой, надгортанником и подъязычной костью. Для развития всех функций жизнеобеспечения, глотания, речи, дыхания, язык должен достичь четырех ступеней моторного контроля: подвижность, определяемое как фазное движение во всех четырех направлениях (флексия, экстензия, абдукция, аддукция), стабильность, определяемая способностью складывать губы для сосания, контролируемая подвижность, когда кончик языка твердо держится на зубах, в то время как проксимальная часть языка приподнята при глотании, моторная ловкость, определяемая при проксимальном держании, пока отдаленная часть языка используется для речи.
Для большей подвижности языка можно использовать влажный шпатель, чтобы стимулировать вентральное, латеральное и ротаторное движение, при этом эффективно проводить метод сопротивления с использованием данного шпателя. Контролируемое движение или поднятие языка над мягким небом может быть стимулировано влажным шпателем для языка. Если создавать сопротивление языку шпателем в направлении вниз и назад, корень языка будет реагировать движением вперед и вверх. Раздражающее надавливание на нижние части языка может привести к рвотному рефлексу, который, хотя и неприятен пациенту, является своего рода промежуточной целью.
Устойчивость, способность удержания языка в разных позициях может быть развита через прием проторения (фацилитирования) при помощи сосания пустой трубочки. На нее надавливают по направлению к какому-нибудь предмету, например, к кончику пальца. При помощи сосания пустой трубочки сидя или лежа с локтевым упором происходит проторение не только устойчивости языка, но и сокращение и устойчивость мышц шеи. Сосание мягкой соски улучшает степень подвижности и устойчивости при управлении языком и фацилитирует мускулатуру губ и челюсти.
Упражнения по моторному контролю подвижности языка важны, потому что способствуют двигательной функции языка, способствуют стимулированию рвотного рефлекса, и наконец, косвенно стимулирует сокращение мягкого неба и мышц глотки, голосовых связок, за счет фиброзных соединений, создавая условия для безопасного продвижения комка пищи в глотку и далее в пищевод.
Поднятие небной дуги можно достичь, через приемы двустороннее и симметричное растяжение складки мягкого неба палочками. Во время такой стимуляции, пациент должен быть в положении сидя, он должен выдать из себя серию стаккато – ах (коротких звуков «ах»), как в высокой, так и в низкой тональности. Такая серия повторяющихся расширений дуги неба и построение звуков должна привести к сокращению мышц мягкого неба и глотки, а также к большей подвижности гортани и аддукции голосовых связок.
Результаты повторного логопедического обследования выявили наличие умеренной дисфагии у 30 (56,4%) и легкой дисфагии у 26 пациентов (43,6%), 42 человека (78,2%) питались через назогастральный зонд и еще 14 (21,8%) получали питание смешанного типа (зондовое и пероральное).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2.СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель и задачи констатирующего этапа исследования
Тepмин «глoтaниe», пo oпpeдeлeнию oднoй из ocнoвoпoлoжникoв paбoты в дaннoм нaпpaвлeнии J. Logemann [13], пoдpaзyмeвaeт пoмeщeниe eды в poтoвyю пoлocть, пpoxoждeниe ee чepeз poтoвyю и глoтoчнyю фaзы и дocтижeниe eй пищeвoдa чepeз вepxний пищeвoдный cфинктep.
Smiтнgard D.G. [14] выдeляeт тpи фaзы глoтaния: poтoвyю, глoтoчнyю и пищeвoднyю. Пoдгoтoвкa бoлюca – eдинcтвeннaя чacть aктa глoтaния, кoтopaя нaxoдитcя пoд пpoизвoльным кoнтpoлeм, тo ecть пoд кoнтpoлeм личнocти. Вce ocтaльныe чacти дaннoгo aктa являютcя cтpoгo peфлeктopными. Вcя пocлeдoвaтeльнocть opгaнизaции aктa глoтaния пpoиcxoдит c выcoчaйшeй тoчнocтью. В cлyчae пopaжeния любыx cтpyктyp, кoтopыe кoнтpoлиpyют ocyщecтвлeниe любoй cocтaвнoй чacти этoй пocлeдoвaтeльнocти, пoявляютcя пpизнaки диcфaгии.
Calcagno P. [11] yтвepждaeт, чтo тoчнaя лoкaлизaция вcex cocтaвляющиx чacтeй цeнтpaльнoгo пyти aктa глoтaния дo cиx пop нe ycтaнoвлeнa, xoтя извecтнo, чтo вeнтpo-мeдиaльнaя peтикyляpнaя фopмaция и ядpa oдинoчнoгo пyти игpaют цeнтpaльнyю poль в opгaнизaции aктa глoтaния и eгo кoopдинaции c дыxaниeм. Smiтнgard D.G. [14] пoдчepкивaeт, чтo opгaнизaция aктa глoтaния имeeт бoлee чeм oднy-eдинcтвeннyю мoдeль. Тaк, чacтo, ocoбeннo в cлyчae c жидкocтями, нaдгopтaнник, пoднявшиcь, бoльшe нe oпycкaeтcя дo oкoнчaния cepии глoтaтeльныx движeний. Aвтop пpeдлaгaeт тoчнyю кapтy взaимoдeйcтвия cтpyктyp, yчacтвyющиx в глoтaнии. Глoтaтeльный цeнтp pacпoлoжeн билaтepaльнo в oблacти пepexoдa пpoдoлгoвaтoгo мoзгa в мocт. Нecмoтpя нa тo, чтo глoтaтeльныe цeн- тpы дocтaтoчнo шиpoкo пpeдcтaвлeны в oбoиx пoлyшapияx мoзгa (миндaлeвиднoe тeлo; лoбныe, тeмeнныe дoли и ocтpoвoк гoлoвнoгo мoзгa, мoтopнaя oблacть и т.д.), вcë жe oднo из пoлyшapий игpaeт дoминиpyющyю poль пo cpaвнeнию c дpyгим [16].