Платная доработка на тему Использование игровых занятий в процессе развития речи первоклассников (на примере Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 319»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 6
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2 Развитие речи детей в младшем школьном возрасте 16
1.3 Роль игры и игровых занятий в развитии детей младшего школьного возраста 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ 31
2.1 Результаты диагностики развития речи первоклассников 31
2.2 Реализация комплекса игровых занятий в процессе развития речи первоклассников в ГБОУ «Школа № 319» 41
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ЗAКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕ-НИЯ………………………………………………………………57
Введение:
Актуальность исследования. Развитие грамотной и правильной речи было и остается одной из важнейших проблем для теоретиков и практиков образования в начальной школе. Потому что именно доста-точный уровень развития речи первоклассника является залогом успеш-ности его обучения. Проблемы с устной речью у младших школьников могут привести к нарушениям понимания нового материала, его презен-тации и усвоения.
Речь является сложнейшей системой, характеризующейся много-уровневостью и высокой функциональностью. Базой для развития речи является слаженная работа энергетического и операционного блока моз-га, и блока программирования.
Речь ребенка взаимосвязана с познавательным развитием, поэтому можно утверждать о взаимовлиянии речи с такими процессами как мышление, восприятие, память, ориентировка в пространстве. Влияет речь и на эмоционально-личностную сферу развития ребенка. Именно в процессе общения ребенок приобщается к социальному опыту, духов-ным ценностям, культуре.
Младший школьный возраст – это сензитивный период для усвое-ния речевых норм и правил, поэтому школа приобретает особую роль в развитии и становлении навыков грамотной речи. При этом нельзя не отметить, что зачастую в рамках работы по развитию речи в начальной школе особое внимание уделяется пополнению и обогащению словарно-го запаса учащихся, а внимание закреплению норм правильной устной речи уделяется недостаточно.
Выявленное нами противоречие между важностью проблемы фор-мирования правильной устной речи в младшем школьном возрасте и методической проработанностью данного вопроса и актуализирует вы-бор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования – процесс развития речи первоклассников.
Предмет исследования – игровые занятия как средство развития речи первоклассников.
Цель исследования – изучить использование игровых занятий в процессе развития речи первоклассников (на примере Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 319»).
Гипотеза исследования – использование игровых занятий в про-цессе развития речи первоклассников позволит стимулировать развитие правильной устной речи.
Цель и гипотеза исследования обуславливают необходимость ре-шения следующего комплекса задач:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Описать особенности развития речи в младшем школьном возрасте.
3. Определить роль игры и игровых занятий в развитии детей младшего школьного возраста.
4. Привести результаты диагностики развития речи первоклас-сников.
5. Выявить эффективность разработанного комплекса игровых занятий в процессе развития речи первоклассников в ГБОУ «Школа № 319».
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
— анкетирование;
— тестирование;
— педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
— качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в система-тизации и уточнении психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста; в рассмотрении позиций ученых и мето-дистов по вопросу развития речи в младшем школьном возрасте; в вы-явлении роли игры и игровых занятий в развитии детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами начального звена с целью развития речи учащихся с использованием игровых занятий;
— студентами, получающими психолого-педагогическое образова-ние, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинар-ским занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей науч-ной проблематики, с целью систематизации и обобщения методических сведений и эмпирических данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, структу-рированными на параграфы, заключения, списка литературы и прило-жений.
Заключение:
Нормативно-правовое регулирование педагогического процесса в начальном звене (ФГОС НОО) полагает одной из основных целей фор-мирование грамотной и развитой устной речи у обучающихся. Для до-стижения указанной цели наиболее эффективным средством является применение игровых занятий.
В результате проведения исследования удалось достичь постав-ленной во введении цели работы, что позволило изучить использование игровых занятий в процессе развития речи первоклассников (на примере Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 319»).
Для реализации поставленной цели были решены следующие за-дачи:
— были охарактеризованы психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
— были описаны особенности развития речи в младшем школьном возрасте;
— была определена роль игры и игровых занятий в развитии детей младшего школьного возраста;
— были приведены результаты диагностики развития речи перво-классников;
— была выявлена эффективность разработанного комплекса игро-вых занятий в процессе развития речи первоклассников в ГБОУ «Школа № 319».
Проведенный теоретический анализ литературы позволил прийти к выводу о том, что развитая и грамотная речь первоклассника – это способность изъясняться при помощи литературного языка, в полной мере передавая желаемый смысл. Чтобы развить такую речь у перво-классников в современной практике преподавания используется разно-образный арсенал средств и методов. При этом, учитывая, что перво-классники только вышли из дошкольного возраста, следует помнить, что игровая деятельность для них остается привлекательным и доступ-ным способом усвоения новых знаний. Поэтому игровые занятия – оп-тимальное средство для развития речи у обучающихся в первом классе.
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала истин-ность выдвинутой гипотезы исследования о том, что использование иг-ровых занятий в процессе развития речи первоклассников позволит сти-мулировать развитие правильной устной речи.
Итак, по итогам проведения дипломного исследования необходимо отметить, что поставленная цель работы выполнена, задачи решены, а гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗО-ВАНИЯ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школь-ного возраста
Под понятием «возраст» принято понимать самостоятельный пе-риод развития человека, для которого свойственно качественное свое-образие. Согласно разнообразным научным концепциям, в рамках ко-торых принято учитывать онтогенез, культурные представления, а также характерные для социума процессы, жизнь индивида можно поделить на ряд возрастных периодов. В связи с этим, выделение младшего школь-ного возраста, в первую очередь, определено культурными и социаль-ными аспектами, а также взаимосвязано с определенным этапом образо-вательного процесса – началом обучения ребенка в школе, предполага-ющим посещение общеобразовательного учебного заведения.
Основываясь на концепции Л.С. Выготского , отечественная науч-ная мысль считает, что возрастную периодизацию необходимо базиро-вать на сути самого онтогенеза, указывая на то, что под развитием ре-бенка следует понимать присвоение в процессе выстроенного взрослыми общения и деятельности исторического и социального опыта.
Согласно точке зрения Д.Б. Эльконина , к основным характери-стикам возрастной периодизации следует относить:
— социальную ситуацию развития, выражающуюся во взаимосвязи внешних и внутренних условий развития психики, определяющих отно-шение детей к самим себе, а также к окружающим их людям, предметам, вещам;
— ведущий вид деятельности, т.е. такую деятельность, реализация которой определяется трансформацией психических процессов и психи-ческих способностей детей;
— отвечающие возрасту новообразования, под которыми принято понимать позитивные свойства, которые наделяют ребенка возможно-стью перейти на следующую ступень его развития, например, новый тип его деятельности, а также строение личности, которое развивается в ходе этого возрастного этапа и порождает изменение сознания ребенка .
Согласно подходам, предложенным такими учеными как Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев , Д.Б. Эльконин , переход от одного возрастного этапа к другому сопровождается кризисом. Например, кри-зис 7 лет сопровождает переход к младшему школьному возрасту от дошкольного возраста.
Для кризиса 7 лет свойственны следующие характерные признаки:
— потеря ребенком непосредственности, которая является отличи-тельной чертой данного возраста, проявляющаяся через эмоции, вызы-ваемые осуществляемыми им действиями;
— манерность, проявляющаяся в утрированности поведения – ду-рашливости, либо чрезмерной строгости, обращении к выражениям из лексикона «взрослых», либо, наоборот, коверкание слов;
— возникновение феномена «горькой конфеты», когда ребенок мас-кирует свое плохое самочувствие или потребность во взрослых .
Согласно точке зрения Л.И. Божович , развитие кризиса 7 лет у дошкольника определяется формированием у него значимого системно-го новообразования – «внутренней позиции», отражающей переход ре-бенка на следующий уровень рефлексии и самосознания.
Согласно мнению Л.С. Выготского , кризис 7 лет можно разделить на фазы:
— докризисная фаза, в ходе которой для ребенка свойственна игра как ведущая деятельность, а также как позиция в общественных отноше-ниях, ею еще не израсходованы до конца все возможности, что дает до-школьнику потенциал для развития. Параллельно с этим, оказавшись в первом классе ребенок не переживает подлинную готовность к школь-ному обучению, тем не менее, он может демонстрировать желание посе-щать образовательное учреждение, что может быть вызвано увлечением школьной атрибутикой (покупкой школьных принадлежностей с после-дующей манипуляцией ими, это может стать своеобразной игрой). Вме-сте с тем начало педагогического процесса в образовательном учрежде-нии непременно приводит к первым сложностям – приспособление к укладу школьной жизни, ее среде, к новому окружению, а также к школьным неудачам, – приводит к снижению заинтересованности обра-зовательным процессом, сопровождаемому стремлением возвратиться в детский сад. Следовательно, первоклассник испытывает диссонанс меж-ду своими реальными способностями и устремлениями и своей позицией школьника;
— посткритическая фаза, в рамках которой ребенок поэтапно овла-девает компонентами учебной деятельности, у него развивается понима-ние того факта, что возможности расширились и начинают отвечать требованиям школы, формируется учебный интерес, а также познава-тельная мотивация. Данные изменения приводят к снижению негативных поведенческих симптомов, вплоть до их исчезновения .