Логопедия Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Использование игровых технологий в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста 6

1.1. Развитие речи в раннем возрасте: норма и патология 6

1.2. Задержка речевого развития в раннем возрасте 14

1.3. Логопедическая работа по коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте 18

1.4. Игровые технологии и их место в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста 20

Выводы по первой главе 25

Глава 2. Использование игровых технологий в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста 27

2.1. Методика и организация обследования детей раннего возраста с задержкой речевого развития 27

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30

2.3. Методические рекомендации по преодолению нарушений речевого развития у детей раннего возраста 31

Выводы по второй главе 37

Заключение 38

Список литературы 39


  

Введение:

 

Актуальность исследования. Человек, как известно, является существом биосоциальным. Одним из признаков человека разумного считается обладание речью. Речь опосредует все познавательные процессы и является основой их существования. На основе речи осуществляется процесс познания.

Сегодня общение между людьми происходит посредством не столько речевого общения, сколько электронного. Технический прогресс сделал нашу жизнь удобней, и мы сами не заметили, как перестали общаться. Крайне негативно эта тенденция отразилась на маленьких детях: их психика не может полноценно развиваться при общении с помощью гаджетов, она ещё не готова к такому способу обучения. Всё меньше родители общаются между собой в присутствии детей и всё реже общаются с детьми сами. Всё это приводит к тому, что ребёнок раннего возраста утрачивает интерес к вербальному общению, и процесс становления речи, основанный на подражании взрослым, значительно замедляется.

Задержка речевого развития – один из самых распространённых логопедических заключений детей раннего возраста нашего времени. Дефицит общения со взрослыми приводит к нарушению слухоречевого восприятия, а врождённые генетические факторы усугубляют данную проблему.

Причинами возникновений речевых нарушений могут быть наследственная предрасположенность, перинатальные травмы и другие факторы. Социальные факторы также оказывают своё влияние на формирование речи ребёнка. К сожалению, в России не существует общепринятых нормированных шкал для разграничения нормы и патологии речевого развития детей до трёх лет.

Одной из причин господства речевых нарушений является отсутствие педагогического просвещения будущих и настоящих родителей. Современные мамы и папы не умеют общаться с малышами и не видят в этом смысла, слишком поздно обращаются к специалистам.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста направлена на запуск речи и активизацию подкорковых структур головного мозга, таких как центр Брока и центр Вернике. Однако, только совместная работа педагогов и родителей может способствовать положительному результату решения поставленной задачи.

В свою очередь, современные дети не приучены к усидчивости и терпению, что крайне необходимо для работы над звуками в классической логопедии. Поэтому современные логопеды ищут новые способы активизации речи детей раннего и дошкольного возраста. Одним из таких орудий могут служим игровые педагогические технологии.

Игровые технологии – это сравнительно новое понятие, включающее в себя игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого аппарата и формирование правильной речи.

Сегодня нет единого мнения о значимости игровых технологий в совершенствовании речи детей. Мы попытаемся выявить их место в логопедической работе по становлению речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Цель исследования: состоит в выявлении особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития и разработать методические рекомендации по использованию игровых технологий в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать развитие речи в раннем возрасте: норма и патология.

2. Рассмотреть понятие задержки речевого развития в раннем возрасте.

3. Описать особенности логопедической работы по коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте.

4. Рассмотреть игровые технологии и их место в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста.

5. Провести исследование речевого развития у детей с задержкой речевого развития у детей раннего возраста.

6. Разработать методические рекомендации по использованию игровых технологий в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста.

Методами, способствующими решению задач и достижению цели исследования, были определены следующие:

‒ анализ литературы по проблеме исследования;

‒ синтез и обобщение;

‒ эксперимент;

‒ наблюдение.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что собранный нами материал и полученные результаты могут быть использованы в дальнейших разработках данной проблемы; предложенная программа коррекции речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития посредством игровых технологий может быть использована в логопедической работе с детьми с ЗРР.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Речевое развитие в раннем возрасте является индикатором нормального либо патологического состояния общего развития ребёнка, так как речь детей от года и до трёх лет опосредует и формирует все психические процессы.

Основой деятельности детей раннего возраста являются действия с предметами. Деятельный рукотворный мир становится объектом познания ребёнка. А взрослый выступает в роли посредника между ребёнком и окружающими предметами. Ведущая деятельность в раннем детстве – манипулятивная игра. Именно во время манипуляций с предметами начинает формировать речь малыша.

Речь – это психический процесс овладения языком. Речь ‒ это высшая психическая функция, присущая только человеку. На основе речи и её смысловой единицы – слова, формируются и развиваются остальные психические процессы, такие как память, мышление, воображение

Задержка речевого развития – наиболее часто встречающееся нарушение в современном мире. Причинами ЗРР могут являться наследственные, приобретённые и социальные факторы. К социальным факторам относятся педагогическая непросвещённость родителей, дефицит вербального общения родителей и ребёнка и использование электронных средств обучения в больших количествах в раннем возрасте.

Традиционно процесс развития речи включает в себя следующие задачи:

‒ Развитие словаря, в том числе пассивного.

‒ Звуковая культура речи, включающая постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков.

‒ Формирование правильного грамматического строя речи.

‒ Формирование устной речи – диалогической и монологической.

‒ Приобщение ребёнка к художественной литературе.

‒ Подготовка к обучению грамоте.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста

1.1. Развитие речи в раннем возрасте: норма и патология

В наше время все более актуальной становится проблема речевой подготовки детей к школьному обучению, профилактики дислексий и дисграфий. Одним из существенных критериев готовности детей к учебному процессу является уровень развития их речи (А.М. Богуш, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботович и др.) [5; 20; 29].

Речь рассматривается учеными как «овладение и применение личностью определенного языка во время его общения с другими людьми и в процессе речевой деятельности» (Н.С. Жукова, А.А, Леонтьев) [15; 22]. Ведущая роль речевой компетенции личности, которая формируется на этапе дошкольного детства, доказана рядом исследований (А.М. Богуш и Н.В. Гавриш [4], Е.Ф. Соботович [29], И.Э. Соботович [30].

Из выше сказанного следует, что речевое общение – это один тех видов деятельности, которым ребенок из первых овладевает в онтогенезе. Речевое общение – это универсальное условие, обеспечивающее развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Ранний возраст – это возраст новых преобразований в психике ребёнка. Данный период охватывает временные рамки от одного года до трёх лет. В раннем возрасте закладываются основы психического развития ребёнка, и от его протекания зависит будущее формирование личности. Именно в раннем детстве закладываются основы моторики, и конечно же, речи. Родители – это первые воспитатели, и именно они являются источником речевого развития малыша [10].

Основой деятельности детей раннего возраста являются действия с предметами. Деятельный рукотворный мир становится объектом познания ребёнка. А взрослый выступает в роли посредника между ребёнком и окружающими предметами. Ведущая деятельность в раннем детстве – манипулятивная игра. Именно во время манипуляций с предметами начинает формировать речь малыша.

Речь – это психический процесс овладения языком. Речь ‒ это высшая психическая функция, присущая только человеку. Психические процессы, такие как память, мышление, воображение, развиваются на основе речи и слова как ее основной смысловой единицы [9].

Речь – это сложная знаковая система. Она позволяет обозначить явления внешнего и внутреннего мира. Овладение словом как единицей речи полностью перестраивает психические процессы маленького ребёнка.

Относительно орудийных действий вовремя манипулятивной деятельности отметим, что развитие речи в раннем возрасте происходит посредством развития моторики. В раннем возрасте формируются орудийные действия. Эти действия являются действиями с предметом-орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования данного предмета. Они всегда направлены на различные предметы бытового окружения, где способ действия зафиксирован практическим назначением предмета. Например, ложкой или вилкой едят, из чашки пьют и так далее. Орудийные действия ‒ это действия, в которых один предмет, то есть орудие, употребляется для воздействия на другие предметы.

Рассмотрим соотносящие действия. В раннем возрасте также формируются соотносящие действия. Их цель состоит в приведении нескольких предметов или их частей в конкретные пространственные отношения. Классический пример соотносящих действий – сбор и разбор детской пирамидки. Задача ребёнка – соотнести кольца по величине диаметра и расположить в правильном порядке. Овладевая данным видом действий, ребёнок в норме усваивает названия размеров и величин и учится их правильному произношению [12].

Речь развивается совместно с остальными познавательными процессами и опосредует их. Этот процесс двусторонний. Речь влияет на восприятие объектов окружающего мира через пассивный словарный запас. В то время как посредством восприятия этот запас пополняется. Речь опосредует процесс мышления. Мыслительные операции формируются под воздействием речевых связей. Мышление детей раннего возраста – наглядно-действенное. Внешние действия ребёнка проговариваются, чтобы потом в дошкольном возрасте перейти во внутренние. Тогда посредством внутренней речи начинает формироваться наглядно-образное мышление. Речь тесно связана с памятью. Существует слуховая и речевая память. Запоминание новых слов может быть механическим и опосредованным. Развитие речи тесно связано с формированием воображения.

Речь развивается в тесной связи с мышлением, представляющим собой высший познавательный психический процесс, в основе которого находится порождение нового знания на базе творческого отражения и преобразования действительности в сознании человека.

Суждение – это форма мышления, которая содержит в себе утверждение или отрицание какого-либо положения (например, «Все деревья – растения»).

Умозаключение является самой сложной формой мышления, базирующейся на формировании новых суждений, усвоенных ранее. В процессе умозаключений знание добывается через знание, без новых заимствований из действенного опыта [1].

В раннем возрасте ребенок еще только учится объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения, поэтому таки формы мышления, как суждение и умозаключение еще не сформированы. Однако считаем, что в данный возрастной период закладываются предпосылки к их формированию в дельнейшем. При этом успешность формирования суждения и умозаключения непосредственно обусловливается речевым развитием ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы