Платная доработка на тему Использование игровых технологий в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста 6
1.1. Развитие речи в раннем возрасте: норма и патология 6
1.2. Задержка речевого развития в раннем возрасте 14
1.3. Логопедическая работа по коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте 18
1.4. Игровые технологии и их место в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Использование игровых технологий в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста 27
2.1. Методика и организация обследования детей раннего возраста с задержкой речевого развития 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
2.3. Методические рекомендации по преодолению нарушений речевого развития у детей раннего возраста 31
Выводы по второй главе 37
Заключение 38
Список литературы 39
Введение:
Актуальность исследования. Человек, как известно, является существом биосоциальным. Одним из признаков человека разумного считается обладание речью. Речь опосредует все познавательные процессы и является основой их существования. На основе речи осуществляется процесс познания.
Сегодня общение между людьми происходит посредством не столько речевого общения, сколько электронного. Технический прогресс сделал нашу жизнь удобней, и мы сами не заметили, как перестали общаться. Крайне негативно эта тенденция отразилась на маленьких детях: их психика не может полноценно развиваться при общении с помощью гаджетов, она ещё не готова к такому способу обучения. Всё меньше родители общаются между собой в присутствии детей и всё реже общаются с детьми сами. Всё это приводит к тому, что ребёнок раннего возраста утрачивает интерес к вербальному общению, и процесс становления речи, основанный на подражании взрослым, значительно замедляется.
Задержка речевого развития – один из самых распространённых логопедических заключений детей раннего возраста нашего времени. Дефицит общения со взрослыми приводит к нарушению слухоречевого восприятия, а врождённые генетические факторы усугубляют данную проблему.
Причинами возникновений речевых нарушений могут быть наследственная предрасположенность, перинатальные травмы и другие факторы. Социальные факторы также оказывают своё влияние на формирование речи ребёнка. К сожалению, в России не существует общепринятых нормированных шкал для разграничения нормы и патологии речевого развития детей до трёх лет.
Одной из причин господства речевых нарушений является отсутствие педагогического просвещения будущих и настоящих родителей. Современные мамы и папы не умеют общаться с малышами и не видят в этом смысла, слишком поздно обращаются к специалистам.
Логопедическая работа с детьми раннего возраста направлена на запуск речи и активизацию подкорковых структур головного мозга, таких как центр Брока и центр Вернике. Однако, только совместная работа педагогов и родителей может способствовать положительному результату решения поставленной задачи.
В свою очередь, современные дети не приучены к усидчивости и терпению, что крайне необходимо для работы над звуками в классической логопедии. Поэтому современные логопеды ищут новые способы активизации речи детей раннего и дошкольного возраста. Одним из таких орудий могут служим игровые педагогические технологии.
Игровые технологии – это сравнительно новое понятие, включающее в себя игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого аппарата и формирование правильной речи.
Сегодня нет единого мнения о значимости игровых технологий в совершенствовании речи детей. Мы попытаемся выявить их место в логопедической работе по становлению речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Цель исследования: состоит в выявлении особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития и разработать методические рекомендации по использованию игровых технологий в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать развитие речи в раннем возрасте: норма и патология.
2. Рассмотреть понятие задержки речевого развития в раннем возрасте.
3. Описать особенности логопедической работы по коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте.
4. Рассмотреть игровые технологии и их место в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста.
5. Провести исследование речевого развития у детей с задержкой речевого развития у детей раннего возраста.
6. Разработать методические рекомендации по использованию игровых технологий в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста.
Методами, способствующими решению задач и достижению цели исследования, были определены следующие:
‒ анализ литературы по проблеме исследования;
‒ синтез и обобщение;
‒ эксперимент;
‒ наблюдение.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что собранный нами материал и полученные результаты могут быть использованы в дальнейших разработках данной проблемы; предложенная программа коррекции речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития посредством игровых технологий может быть использована в логопедической работе с детьми с ЗРР.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Речевое развитие в раннем возрасте является индикатором нормального либо патологического состояния общего развития ребёнка, так как речь детей от года и до трёх лет опосредует и формирует все психические процессы.
Основой деятельности детей раннего возраста являются действия с предметами. Деятельный рукотворный мир становится объектом познания ребёнка. А взрослый выступает в роли посредника между ребёнком и окружающими предметами. Ведущая деятельность в раннем детстве – манипулятивная игра. Именно во время манипуляций с предметами начинает формировать речь малыша.
Речь – это психический процесс овладения языком. Речь ‒ это высшая психическая функция, присущая только человеку. На основе речи и её смысловой единицы – слова, формируются и развиваются остальные психические процессы, такие как память, мышление, воображение
Задержка речевого развития – наиболее часто встречающееся нарушение в современном мире. Причинами ЗРР могут являться наследственные, приобретённые и социальные факторы. К социальным факторам относятся педагогическая непросвещённость родителей, дефицит вербального общения родителей и ребёнка и использование электронных средств обучения в больших количествах в раннем возрасте.
Традиционно процесс развития речи включает в себя следующие задачи:
‒ Развитие словаря, в том числе пассивного.
‒ Звуковая культура речи, включающая постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков.
‒ Формирование правильного грамматического строя речи.
‒ Формирование устной речи – диалогической и монологической.
‒ Приобщение ребёнка к художественной литературе.
‒ Подготовка к обучению грамоте.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий в логопедической работе по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста
1.1. Развитие речи в раннем возрасте: норма и патология
В наше время все более актуальной становится проблема речевой подготовки детей к школьному обучению, профилактики дислексий и дисграфий. Одним из существенных критериев готовности детей к учебному процессу является уровень развития их речи (А.М. Богуш, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботович и др.) [5; 20; 29].
Речь рассматривается учеными как «овладение и применение личностью определенного языка во время его общения с другими людьми и в процессе речевой деятельности» (Н.С. Жукова, А.А, Леонтьев) [15; 22]. Ведущая роль речевой компетенции личности, которая формируется на этапе дошкольного детства, доказана рядом исследований (А.М. Богуш и Н.В. Гавриш [4], Е.Ф. Соботович [29], И.Э. Соботович [30].
Из выше сказанного следует, что речевое общение – это один тех видов деятельности, которым ребенок из первых овладевает в онтогенезе. Речевое общение – это универсальное условие, обеспечивающее развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.
Ранний возраст – это возраст новых преобразований в психике ребёнка. Данный период охватывает временные рамки от одного года до трёх лет. В раннем возрасте закладываются основы психического развития ребёнка, и от его протекания зависит будущее формирование личности. Именно в раннем детстве закладываются основы моторики, и конечно же, речи. Родители – это первые воспитатели, и именно они являются источником речевого развития малыша [10].
Основой деятельности детей раннего возраста являются действия с предметами. Деятельный рукотворный мир становится объектом познания ребёнка. А взрослый выступает в роли посредника между ребёнком и окружающими предметами. Ведущая деятельность в раннем детстве – манипулятивная игра. Именно во время манипуляций с предметами начинает формировать речь малыша.
Речь – это психический процесс овладения языком. Речь ‒ это высшая психическая функция, присущая только человеку. Психические процессы, такие как память, мышление, воображение, развиваются на основе речи и слова как ее основной смысловой единицы [9].
Речь – это сложная знаковая система. Она позволяет обозначить явления внешнего и внутреннего мира. Овладение словом как единицей речи полностью перестраивает психические процессы маленького ребёнка.
Относительно орудийных действий вовремя манипулятивной деятельности отметим, что развитие речи в раннем возрасте происходит посредством развития моторики. В раннем возрасте формируются орудийные действия. Эти действия являются действиями с предметом-орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования данного предмета. Они всегда направлены на различные предметы бытового окружения, где способ действия зафиксирован практическим назначением предмета. Например, ложкой или вилкой едят, из чашки пьют и так далее. Орудийные действия ‒ это действия, в которых один предмет, то есть орудие, употребляется для воздействия на другие предметы.
Рассмотрим соотносящие действия. В раннем возрасте также формируются соотносящие действия. Их цель состоит в приведении нескольких предметов или их частей в конкретные пространственные отношения. Классический пример соотносящих действий – сбор и разбор детской пирамидки. Задача ребёнка – соотнести кольца по величине диаметра и расположить в правильном порядке. Овладевая данным видом действий, ребёнок в норме усваивает названия размеров и величин и учится их правильному произношению [12].
Речь развивается совместно с остальными познавательными процессами и опосредует их. Этот процесс двусторонний. Речь влияет на восприятие объектов окружающего мира через пассивный словарный запас. В то время как посредством восприятия этот запас пополняется. Речь опосредует процесс мышления. Мыслительные операции формируются под воздействием речевых связей. Мышление детей раннего возраста – наглядно-действенное. Внешние действия ребёнка проговариваются, чтобы потом в дошкольном возрасте перейти во внутренние. Тогда посредством внутренней речи начинает формироваться наглядно-образное мышление. Речь тесно связана с памятью. Существует слуховая и речевая память. Запоминание новых слов может быть механическим и опосредованным. Развитие речи тесно связано с формированием воображения.
Речь развивается в тесной связи с мышлением, представляющим собой высший познавательный психический процесс, в основе которого находится порождение нового знания на базе творческого отражения и преобразования действительности в сознании человека.
Суждение – это форма мышления, которая содержит в себе утверждение или отрицание какого-либо положения (например, «Все деревья – растения»).
Умозаключение является самой сложной формой мышления, базирующейся на формировании новых суждений, усвоенных ранее. В процессе умозаключений знание добывается через знание, без новых заимствований из действенного опыта [1].
В раннем возрасте ребенок еще только учится объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения, поэтому таки формы мышления, как суждение и умозаключение еще не сформированы. Однако считаем, что в данный возрастной период закладываются предпосылки к их формированию в дельнейшем. При этом успешность формирования суждения и умозаключения непосредственно обусловливается речевым развитием ребенка.