Платная доработка на тему Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 6
1.1 Понятие игровых технологий обучения. 6
1.2 Классификации игровых технологий в начальной школе. 11
1.3 Особенности использование игровых технологий на уроках
русского языка в начальной школе. 22
Выводы по 1 главе. 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1 Диагностика познавательного интереса у младших
школьников. 31
2.2 Работа по использованию игровых технологий на уроках
русского языка в процессе развития познавательного интереса у младших
школьников. 39
2.3 Анализ результатов исследования. 48
Выводы по 2 главе. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение:
В современной образовательной школе
есть цель — организовать такую деятельность, которая обеспечит полноценное
раскрытие индивидуальных особенностей каждого ученика. Для этого целесообразно
внедрять в образовательный процесс различные инновационные технологии. Но, к
сожалению, не все технологии расширяют
методический материал в целом, а так же не являются активной формой обучения.
Исходя из этого аспекта, очень важно
найти альтернативу, которая повысит качество обучения, будет отвечать за
развитие индивидуальных особенностей и
подойдет каждому ребёнку. Одной из альтернатив рассматриваются — игровые
технологии. Использование игровых технологий способствует закреплению
уникальной формы обучения, которая
позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся
на творческо-поисковом уровне, но и элементарные этапы изучения русского языка.
Увлекательный мир игры делает эмоционально интересной монотонную деятельность
по запоминанию, повторению, закреплению информации, а эмоциональность игры
активизирует все процессы и функции
индивидуальности ребенка. Так же положительной стороной игры является
то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, а изученный
материал проходит через практику, вносит разнообразие и интерес в учебный
процесс. В ФГОС решается вопрос о сформированной мотивации к обучению
и познавательного интереса к познанию. Ценностно-смысловые установки
обучающихся отражают их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества. Это так же способствует развитию личности
ученика. Этой проблемой занимались множество педагогов, как например, К.Д.
Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А. Дистервег, Ф.Н. Гоноболин, Н.В.
Кузьмина, Г.И. Щукина, В.Ф. Одоевский. Актуальность выбранной темы
заключается в том, что игровые технологии занимают одно из важных мест в
образовательном процессе, они
способствуют активизации деятельности и воспитанию познавательных
интересов учащихся.
Цель
исследования: изучить
теоретические основы и методические аспекты использования игровых
технологий как одной из форм организации познавательного интереса младших школьников
на уроках русского языка.
Объект
исследования: познавательная деятельность школьников на
уроках русского языка.
Предмет
исследования: процесс использования игровых технологий
на уроках русского языка в начальной школе.
Гипотеза
исследования: если использовать игровые технологии
в процессе обучения русскому языку, то
они будут способствовать повышению познавательного интереса учащихся, а так
же раскрытию индивидуальных качеств
личности ребенка.
Задачи
исследования:
1. Изучить
психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме данного
исследования.
2. Провести
опытно-поисковую работу по
использованию игровых технологий на уроках русского языка в процессе развития познавательного
интереса у младших
школьников.
3. Определить
эффективность использования игровых технологий на уроках русского языка в процессе развития познавательного
интереса у младших
школьников.
Методы
исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, систематизация и обобщение педагогического опыта, педагогическое
наблюдение за деятельностью учащихся, психолого-педагогический эксперимент,
количественный и качественный анализ полученных результатов, систематическая и
графическая обработка результатов исследования.
Практическая
значимость исследования состоит в подготовке методических
рекомендаций по использованию игровых технологий, как одной из форм организации
познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
Структура:
работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы,
приложений.
Заключение:
Проанализировав
психолого-педагогическую литературу, пришли к выводу, что игровая
технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением. Она строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием сюжетом,
персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение
выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в
процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные
явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту
реакции на слово, фонематический слух смекалку и др.
В современной дидактике существуют
разнообразные классификации игровых технологий. Данное разнообразие игровых технологий обеспечит
высокую включенность в процесс, и предотвратит быстрое утомление. Нужно
понимать, что в ходе психолого-педагогического процесса игра является не целью,
а лишь средством, эффективность которого напрямую зависит от множества
факторов, которые и выстраивают общую систему его обучения и воспитания. Это
означает, что выстраивание игрового процесса должно постоянно сопровождаться
контролем психического и физического состояния ребенка.
Дидактические игры на уроках русского
языка интересны в воспитательном отношении, потому что для младших
школьников они дают простор для проявления самостоятельности и самодеятельности
при решении языковых задач. Решаются те же учебно-воспитательные задачи, но на
другом материале и в других формах. Важным является и то, что у детей, при
решении тех или иных задач в игре повышается эмоциональность и желание
выполнить работу быстро и правильно. Таким образом, можно разнообразить и
оживить работу на уроке, предупредить усталость. Русский язык среди
школьных дисциплин имеет первостепенное значение, поскольку является не только
предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически
важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук.
Для выявления уровня сформированности познавательного интереса младших
школьников выделили следующие критерии и показатели: мотивационно — когнитивный
(стремление к познанию нового); эмоционально-волевой
(проявление положительных эмоций по отношению к деятельности, стремление
преодолевать трудности); личностно-деятельностный (умение самоорганизации
учебной деятельности).
Для проведения начальной диагностики младших школьников по выявлению
уровня развития познавательного интереса, использовали следующие методики: «Методика
с конвертами» (по Г.И. Щукиной), анкетирование
по методике Г.И. Щукиной, опросник И.В. Луцевой
«Самоорганизация учебной деятельности младшего школьника».
Полученные результаты на констатирующем этапе позволяют сделать вывод,
что у большей части исследуемой группы преобладает средний уровень
познавательных интересов, что говорит о необходимости проведения
коррекционно-развивающей работы в целях положительной динамики развития уровня
познавательных интересов младших школьников.
С
целью развития познавательного интереса у младших школьников на формирующем
этапе использовали игровые технологии на уроках русского языка. Работа по использованию игровых технологий у
младших школьников строилась на основе проведения дидактических игр на уроках
русского языка в 1 классе. После проделанной работы провели повторный анализ
результатов работы по тем же критериям и показателям уровня сформированности
познавательных интересов младших школьников с целью обнаружения положительной
динамики. На основе проделанной
работы видим, что у детей повысился уровень сформированности познавательных
интересов, а следовательно игровые технологии на уроках русского
языка являются эффективным средством развития познавательного интереса у
младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1 Понятие игровых технологий обучения Понятие «игровые технологии» включает
достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического
процесса в форме различных педагогических игр. По определению Г. К. Селевко,
игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением [23].
Характеризуя педагогические игры,
Г.К. Селевко указывает на их отличие от игр «вообще» – наличием чётко
поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.
Наряду с термином «игровые технологии», в педагогике используется термин
«игровое обучение», смысл которого заключается в следующем: это игра по форме и
учение по содержанию. Можно сказать, что «игровые технологии» и «игровое
обучение» – близкие понятия, поскольку оба подразумевают осуществление
воспитания и обучения в форме игры. Игровые технологии и игровое обучение
призваны поднять стратегию образования на качественно новую основу [23].
Игра
является целенаправленной, сознательной деятельностью, по которой ребенок
проявляет активность, самостоятельность, инициативность, строит отношения с
детьми и взрослыми. Игра возникает не по принуждению, не по обязанности. Она
исходит из непосредственных побуждений, потребностей и интересов ребенка.
Своеобразие игры заключается в том, что выполняемые в ней действия сами по себе
интересные