Платная доработка на тему Использование игровых технологий как средство формирования логических УУД учащихся начальной школы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий как средства формирования логических УУД учащихся начальной школы 5
1.1. Сущность и виды игровых технологий 5
1.2. Особенности логических УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО 8
Глава 2. Практическая работа по использованию игровых технологий как средство формирования логических УУД учащихся начальной школы 12
2.1. Методические рекомендации по формированию логических УУД учащихся начальной школы посредством игровых технологий 12
2.2. Описание результатов педагогического эксперимента 14
Заключение 19
Список литературы 21
Приложение 23
Приложение 1 23
Приложение 2 28
Введение:
Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному стандарту целью основного и среднего общего образования является развитие личности, которая будет уметь самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения. Одним из требований стандарта является формирование различных универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Включая и логические универсальные учебные действия.
Особое значение в развитии учащихся в начальной школе имеют игры и игровые упражнения. Использование игр повышает учебную мотивацию учащихся, повышает их познавательный интерес, способствует формированию логического мышления и воображения учеников. Использование игр актуально как для уроков, так и для внеурочной деятельности.
В различное время исследованием особенностей игры и игровых технологий в обучении занимались многие исследователи и авторы. Так, в педагогике игры рассматривали: Л. С. Выготский, А.С. Макаренко, О.Н. Истратова, Е.А. Лукина, Л.А. Сундеева, С. А. Шмаков, В.А. Далингер и т.д.
Объект исследования: процесс обучения учащихся начальной школы.
Предмет исследования: игровые технологии как средство формирования логических УУД учащихся начальной школы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования игровых технологий для формирования логических УУД учащихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность игровых технологий.
2. Выявить особенности и виды игровых технологий.
3. Изучить понятие логических УУД младших школьников по ФГОС НОО.
4. Проанализировать особенности развития логических УУД у младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации по формированию логических УУД учащихся начальной школы посредством игровых технологий.
6. Выполнить анализ результатов педагогического эксперимента.
Методы исследования: анализ и синтез научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, систематизация, классификация, методы экспериментального исследования (диагностическая методика Э.Ф. Замбацявичене), качественный и количественный анализ результатов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Игры как средство обучения применялись на протяжении веков. Игра является определенным типом творческой деятельности с правилами и определенной целью, которой требуется достигнуть.
Игры могут использоваться в качестве вспомогательного инструмента в дополнение к традиционным методам обучения, чтобы улучшить учебный опыт учащихся, а также обучать другим навыкам. По мере того, как учащиеся учатся в игровой форме, они лучше владеют материалом, что улучшает его запоминание.
Особое значение имеют игры и игровые упражнения для учащихся в начальной школе. Использование игр повышает познавательный интерес учащихся, способствует формированию логического мышления и воображения учеников. Использование игр актуально как для уроков, так и для внеурочной деятельности.
На сегодняшний день особенно важно предоставить для учащегося как можно больше определенного предметного знания и умения в условиях отдельных предметов, снабдить его такими универсальными способами действий, которые поспособствуют его развитию и совершенствованию в постоянно изменяющемся социуме, данное положение закреплено в ФГОС.
Возраст младших школьников – это наиболее благоприятный период для развития каждого познавательного универсального учебного действия, потому что все типы деятельности, включая и образовательную деятельность, в данном возрасте содействуют становлению познавательной области. Все процессы внимания, памяти, воображения, восприятия получают характер наибольшей произвольности, учащийся учится способам самоуправления. Кроме того, в ментальном плане усваивается классификация, сравнение, аналитико-синтетическая деятельности, моделирующие действия, которые становятся условий формирования познавательного универсального действия в дальнейшем.
В соответствии с требованиями современных образовательных стандартов у детей в начальной школе важно формировать различные виды УУД, включая логические. Благодаря формированию данных умений у школьников успешно развивается мышление и другие познавательные процессы. С целью успешного формирования логических УУД в образовательном процессе начальной школы важно опираться на психолого-педагогические особенности учащихся, их способности и возможности, а также стоит учитывать специфику конкретного учебного материала.
Были разработаны методические рекомендации по формированию логических УУД учащихся начальной школы посредством игровых технологий. В процессе обучения в начальной школе важно уделять особое внимание развитию логического мышления учащихся. На уроках можно использовать различные игровые упражнения, игры, логические загадки и задачи. За счет использования таких заданий можно успешно повысить познавательный интерес учащихся и развить их логические УУД.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа. Основные этапы – констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса в возрасте от 9 до 10 лет, 8 мальчиков, 12 девочек. В данной работе были определен уровень развития логических УУД у младших школьников. Для этого была использована методика Э.Ф. Замбацявичене.
Анализ результатов исследования на констатирующем этапе показал, что большинство учащихся нуждаются в повышении уровня логических УУД. Поэтому была необходима работа, направленная на формирование логических УУД у учащихся начальной школы.
Результаты контрольного этапа исследования доказали эффективность проведенной работы по формированию логических УУД у учащихся начальной школы.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УУД УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Сущность и виды игровых технологий
Следует заметить, что «игровая деятельность сегодня имеет большое значение в развитии и воспитании личности, так как дает каждому ребенку возможность почувствовать себя субъектом определенного вида деятельности, проявить себя, сформировать собственные способности» [4, с.120].
Игра, по словам О.С. Газмана, всегда «предстает как бы в двух временных измерениях, в первом случае она направлена в настоящее, где дает личности сиюминутную радость удовлетворения ее действительных потребностей, в другом – в будущем, поскольку в нем либо моделируются, либо прогнозируются различные жизненные ситуации, либо закрепляются знания, умения и навыки, необходимые человеку для выполнения различных функций (общественной, управленческой, профессиональной, и др.)» [4, с.123].
С точки зрения А.С. Макаренко доминирующая роль игры состоит «в том, что важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, непосредственно связанных с игровыми действиями, поскольку воспроизводимые ребенком ситуации воображаемы, а переживаемые им чувства реальны: в игре нет более серьезных людей, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают» [13, с.45].
В период с девятнадцатого по двадцатый век значительный вклад в формирование и становление теории игр внесли такие педагоги-ученые как: Е.А. Покровский, О.И. Капица, В.Ф. Кудрявцева, В.Н. Харузина, Г.С. Виноградова, А.Н. Соболева, П.В. Иванова. Особая ценность исследований этих педагогов состоит в том, что их исследования являются основой понимания игровой деятельности, в их исследования вошли описания всех игр, когда-либо попадавших в поле зрения наблюдателей.
К концу двадцатого века появились новые представления об играх, авторами которых были Л.В. Былеева и В.М. Григорьев, С.К. Якуб, А.В. Кенеман. Эти антологии носили фактологический характер, благодаря чему организация воспитательной работы в дошкольных и школьных учреждениях была более успешной [12, с.48].
Поэтому игра может выступать методом познания окружающей действительности. Она возникает благодаря познавательным и исследовательским способностям детей, что позволяет ребенку в короткие сроки овладеть оригинальными основами человеческой культуры, ведь игра привлекает ребенка своим огромным разнообразием ситуаций, которые помогают проявить детям свою оригинальность, индивидуальность, изобретательность, находчивость и, самое главное, креативность.
Известный российский психолог Л.С. Выготский, «рассматривая роль игры для психического развития ребенка, утверждает, что в связи с переходом ребенка в школу игра не только не должна исчезнуть, а наоборот, должна стать основным видом его деятельности: в школьном возрасте, — отмечал он, — игра не умирает, а проникает по отношению к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном образовании и работе…» [3, с.56].
Существуют следующие типы детских игр:
тренинги, психологические и физические игры: игры на сплочение; дискуссионные игры; двигательные игры (подвижная, спортивная);
интеллектуальные и творческие игры: сюжетно-интеллектуальные игры; электронные, компьютерные игры; дидактические игры (учебно-предметные, воспитательные, познавательные);
социальные игры: деловые игры (ролевые, организационно-коммуникативные); сюжетно-ролевые игры (драматизирующие игры, имитационные игры, игры мечты);
комплексные игры: досуг, коллективная и творческая деятельность [9, с.35].
Вторая категория классификации игр охватывает игры, разделяемые по внутренним и внешним признакам (С. А. Шмаков). В соответствии с этим критерием выделяют игры:
1. По внутренним признакам (слияние с природой, соперничество, подражание).
2. По внешним признакам (место проведения, форма, содержание, количество участников) [20, с.101].
Третья категория классификации игр охватывает игры о драме и ловкости. Английский исследователь игр в конце девятнадцатого века А. Гомм разделяет всю совокупность игр на несколько подкатегорий: драматические игры и игры, построенные на «ловкости и удаче». У А. Гомма драматические игры имеют несколько горизонтальных действий по своему оформлению: линейные, дугообразные, круговые, произвольные и спиральные [8, c.42].
В других научных источниках, в частности, в «педагогической энциклопедии» игры классифицируются как:
предметные игры – это игры с материалами и предметами, которые активно развивают необходимые движения рук ребенка;
сюжетные (ролевые, режиссерские, игры-инсценировки), это игры, в которых есть свой, неповторимый сюжет, в ходе которого развивается некая увлекательная история;
мобильность, это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными правилами для всех игроков;
дидактические, это очень сложное педагогическое явление, поскольку они являются методом обучения, формой обучения, игровой деятельностью и средством полноценного воспитания личности ребенка. Дидактическая игра эффективно активизирует познавательную деятельность школьников [6, c.26].
Итак, следует отметить, игры использовались как средство обучения на протяжении веков. Игра является определенным типом творческой деятельности с правилами и определенной целью, которой требуется достигнуть. Игры могут использоваться в качестве вспомогательного инструмента в дополнение к традиционным методам обучения, чтобы улучшить учебный опыт учащихся, а также обучать другим навыкам. Использование игр повышает познавательный интерес учащихся, способствует формированию логического мышления и воображения учеников.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий как средства формирования логических УУД учащихся начальной школы 5
1.1. Сущность и виды игровых технологий 5
1.2. Особенности логических УУД младших школьников по ФГОС НОО 8
Глава 2. Практическая работа по использованию игровых технологий как средство формирования логических УУД учащихся начальной школы 12
2.1. Диагностика уровня сформированности логических УУД учащихся начальной школы 12
2.2. Методические рекомендации по формированию логических УУД учащихся начальной школы посредством игровых технологий 14
Заключение 17
Список литературы 19
Приложение 21
Приложение 1 21
Введение:
Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному стандарту целью основного и среднего общего образования является развитие личности, которая будет уметь самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, готовая к самоанализу и саморазвитию. Одним из требований стандарта является формирование различных универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. В этот перечень также входят логические универсальные учебные действия.
Одним из средств, формирующих умение развивать мотивы познавательной деятельности, а также логические УУД, является использование на уроках игровых технологий, что и обуславливает актуальность данной темы.
Разработкой игровых технологий, их методологических основ, выяснением их социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, Сухомлинский В.А., Газман О.С., Беспалько В.П., Селевко Г.К., Кларин М.В., Пидкасистый П.И., Артемьева О.А., Борзова Е.В.. Коваленко В.Г. и др.
Объект исследования: использование игровых технологий в обучении младших школьников.
Предмет исследования: использование игровых технологий как средства формирования логических УУД учащихся начальной школы.
Цель исследования: теоретически обосновать использование игровых технологий как средства формирования логических УУД учащихся начальной школы и основе опытного исследования разработать методические рекомендации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность игровых технологий.
2. Выявить особенности и виды игровых технологий.
3. Проанализировать особенности развития логических УУД у младших школьников.
4. Изучить понятие логических УУД младших школьников по ФГОС НОО.
5. Представить результаты диагностики уровня сформированности логических УУД учащихся начальной школы.
6. Разработать методические рекомендации по формированию логических УУД учащихся начальной школы посредством.
Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, систематизация, классификация, аналогия, констатирующий эксперимент.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Игра – это особый вид деятельности, в основе которого лежит взаимодействие индивида с конкретными людьми или коллективом в целом на основе творческой, логической или иной деятельности, способствующей закреплению или совершенствованию компетентности человека, его личностных творческих способностей.
Следует отметить, что игры на сегодняшний день выходят на новый, высокий уровень, используются по-разному и эффективно. Все они несут познавательную, развивающую и эмоционально-творческую ценность для детей и подростков, что является важным аспектом при их обучении в школе, поэтому педагогу необходимо знать и выполнять дидактические требования к играм.
На сегодняшний день особенно важно предоставить для учащегося как можно больше определенного предметного знания и умения в условиях отдельных предметов, снабдить его такими универсальными способами действий, которые поспособствуют его развитию и совершенствованию в постоянно изменяющемся социуме, данное положение закреплено в ФГОС.
Возраст младших школьников – это наиболее благоприятный период для развития каждого познавательного универсального учебного действия, потому что все типы деятельности, включая и образовательную деятельность, в данном возрасте содействуют становлению познавательной области. Все процессы внимания, памяти, воображения, восприятия получают характер наибольшей произвольности, учащийся учится способам самоуправления. Кроме того, в ментальном плане усваивается классификация, сравнение, аналитико-синтетическая деятельности, моделирующие действия, которые становятся условий формирования познавательного универсального действия в дальнейшем.
Формирование логических универсальных учебных действий является важной частью психолого-педагогического процесса. Формирование логических универсальных действий у школьников способствует развитию их познавательной активности и продуктивных мыслительных процессов. Логические универсальные действия эффективно формируются и развиваются, если процесс их формирования отвечает следующим методологическим требованиям: учет возрастных особенностей психического развития младших школьников; системность и последовательность; преемственность и преемственность в методике формирования логических универсальных действий в учебной и внеучебной деятельности младших школьников.
В исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса в возрасте от 9 до 10 лет, 8 мальчиков, 12 девочек. С целью диагностики уровня сформированности познавательных логических универсальных учебных действий, используется авторская методика Э.Ф. Замбацявичене «Методика исследования словесно-логического мышления».
Анализ результатов исследования показал, что большинство учащихся нуждаются в повышении уровня логических УУД. В этой связи необходима работа, направленная на формирование логических УУД у учащихся начальной школы.
Были разработаны методические рекомендации по формированию логических УУД учащихся начальной школы посредством игровых технологий.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий как средства формирования логических УУД учащихся начальной школы
1.1. Сущность и виды игровых технологий
Следует заметить, что игровая деятельность сегодня имеет большое значение в развитии и воспитании личности, так как дает каждому ребенку возможность почувствовать себя субъектом определенного вида деятельности, проявить себя, сформировать собственные способности.
Игра, по словам О.С. Газмана, всегда предстает как бы в двух временных измерениях. В первом случае она направлена в настоящее, где дает личности сиюминутную радость удовлетворения ее действительных потребностей. В другом – в будущем, поскольку в нем либо моделируются, либо прогнозируются различные жизненные ситуации, либо закрепляются знания, умения и навыки, необходимые человеку для выполнения различных функций (общественной, управленческой, профессиональной, и др.) [4, с.123].
С точки зрения А.С. Макаренко доминирующая роль игры состоит в том, что важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, непосредственно связанных с игровыми действиями, поскольку воспроизводимые ребенком ситуации воображаемы, а переживаемые им чувства реальны. «В игре нет более серьезных людей, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают» [13, с.45].
В период с девятнадцатого по двадцатый век значительный вклад в формирование и становление теории игр внесли педагоги-ученые такие как: Е.А. Покровский, О.И. Капица, В.Ф. Кудрявцева, В.Н. Харузина, Г.С. Виноградова, А.Н. Соболева, П.В. Иванова. Особая ценность исследований этих педагогов состоит в первозданном характере их материалов, извлеченных из глубин народной жизни, в которые вошли описания всех игр, когда-либо попадавших в поле зрения наблюдателей.
К концу двадцатого века появились новые представления об играх, авторами которых были Л.В. Былеева и В.М. Григорьев, С.К. Якуб, А.В. Кенеман. Эти антологии носили фактологический характер, благодаря чему организация воспитательной работы в дошкольных и школьных учреждениях была более успешной [12, с.48].
Поэтому игра является методом познания окружающей действительности. Она возникает благодаря внутренним силам и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть оригинальными основами человеческой культуры, ведь игра привлекает ребенка своим огромным разнообразием ситуаций, которые помогают ему проявить свою оригинальность, индивидуальность, изобретательность, находчивость и, самое главное, креативность.
Известный российский психолог Л.С. Выготский, рассматривая роль игры для психического развития ребенка, утверждает, что в связи с переходом ребенка в школу игра не только не должна исчезнуть, а наоборот, должна стать основным видом его деятельности. «В школьном возрасте, — отмечал он, — игра не умирает, а проникает по отношению к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном образовании и работе…» [3, с.56].
Несмотря на сложность выбора основы для классификации игр, на основе изученной научной литературы можно привести следующую систематизацию всей совокупности существующих на сегодня игр.
Существуют следующие типы детских игр:
— тренинги, психологические и физические игры: игры-сплочение; дискуссионные игры; двигательные игры (подвижная, спортивная);
— интеллектуальные и творческие игры: сюжетно-интеллектуальные игры; электронные, компьютерные игры; дидактические игры (учебно-предметные, воспитательные, познавательные);
— социальные игры: деловые игры (ролевые, организационно-коммуникативные); сюжетно-ролевые игры (драматизирующие игры, имитационные игры, игры мечты);
— комплексные игры: досуг, коллективная и творческая деятельность [9, с.35].
Вторая категория классификации игр охватывает игры о внутренних и внешних признаках (С. А. Шмаков). В соответствии с этим критерием выделяют игры:
1. По внутренним признакам (слияние с природой, соперничество, подражание).
2. По внешним признакам (место проведения, форма, содержание, количество участников) [20, с.101].
Третья категория классификации игр охватывает игры о драме и ловкости. Английский исследователь игр в конце девятнадцатого века А. Гомм разделяет всю совокупность игр на несколько подкатегорий: драматические игры и игры, построенные на «ловкости и удаче». У А. Гомма драматические игры имеют несколько горизонтальных действий по своему оформлению: линейные, дугообразные, круговые, произвольные и спиральные [8, c.42].
В других научных источниках, в частности, в «педагогической энциклопедии» игры классифицируются как:
— предметные игры – это игры с материалами и предметами, которые активно развивают необходимые движения рук ребенка;
— сюжетные (ролевые, режиссерские, игры-инсценировки), это игры, в которых есть свой, неповторимый сюжет, в ходе которого развивается некая увлекательная история;
— мобильность, это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными правилами для всех игроков;
— дидактические, это очень сложное педагогическое явление, поскольку они являются методом обучения, формой обучения, игровой деятельностью и средством полноценного воспитания личности ребенка. Дидактическая игра эффективно активизирует познавательную деятельность школьников [6, c.26].
Итак, следует отметить, что игра – это особый вид деятельности, в основе которого лежит взаимодействие индивида с конкретными людьми или коллективом в целом на основе творческой, логической или иной деятельности, способствующей закреплению или совершенствованию компетентности человека, его личностных творческих способностей. Игры несут познавательную, развивающую и эмоционально-творческую ценность для детей, что является важным аспектом при их обучении в школе.