Платная доработка на тему Использование игровых методов в развитии музыкально-творческих способностей старших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной науч-ной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петроваский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С. Выготского о том, что правиль-но организованное обучение «ведет» за собой развитие.
Проблема развития творческих способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что и дошкольные учреждения, и родителей вол-нует вопрос о развитии креативности и творческих способностей детей.
Проблема развития творческих способностей ребенка отно-сится к числу важнейших задач современной теории и практики дошкольного воспитания. Все сферы духовного и мате-риального производства, требуют не просто квалифицированных, а талантливых, творчески развитых специалистов. От адекватного подбора содержания и применения педагогиче-ски выверенных методов и средств зависит уровень развития твор-ческой активности ребенка.
Методологической основой исследования являются фило-софские, психолого-педагогические и эстетические исследования, связанные с темой исследования. Изучались труды в области философских и искусствоведческих знаний М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, Л.С. Выготского и др.:
— психолого-педагогические исследования по проблемам формирования способностей (А.Л. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, К.Н. Платонов, Б.М. Теплов и др.);
— по проблемам формирования и развития музыкальных способностей (Б.М. Теплов, А.Л. Готсдинер, Г.С. Тарасов, К.В. Тарасова, Н.А. Ветлугина и др.).
В процессе музыкальной деятельности, строящейся по прин-ципу игры, в ходе которой дети осваивают приемы песенной, тан-цевальной, ритмической импровизации совместно с педагогом про-исходит активное формирование музыкальных способностей (ладо-вое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство метро-ритма) и творческих способностей, таких как творческая актив-ность, эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициати-ва.[5]
Музыкальное воспитание и развитие детей старшего до-школьного возраста, основанное на принципе импровизации, с ис-пользованием игровых технологий активизирует процесс формиро-вания музыкально-творческих способностей у детей.
Цель исследования – выявление возможности развития творче-ских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально – игровой деятельности.
Объект исследования – процесс развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
Предмет исследования – игровые методы как средство развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую и музыковедческую литературу по проблеме исследования.
2. Дать теоретическое обоснование эффективности использования игровых технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.
3. Провести исследование возможности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально – игровой деятельности.
4. Подобрать и апробировать музыкальные игры, направленные на развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников. Составить программу развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально – игровой деятельности.
Исходя из цели исследования была выдвинута гипотеза: развитие музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективен при условии использования в данном процессе игровых методов и технологий.
Необходимость активного использования педагогом (воспи-тателем) в процессе развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников игровых методов и технологий и вызвала к жизни появление данной работы.
Практическая значимость исследования заключается:
— в получении автором работы профессиональных знаний о значимости использования игровых методов в музыкально-творческом развитии старших дошкольников;
— в практическом освоении игровых методов в музыкальном и творче-ском развитии детей старшего дошкольного возраста;
— в подтверждении необходимости профессиональной подготовки буду-щих специалистов (воспитателей ДОО) в области музыкального воспи-тания и развития дошкольников.
Методологическая основа исследования: психологические теории творчества (Д.Б.Богоявленская, А.Н.Лук, А. М.Матюшкин, Я.А.Пономарев и др.); учение о возможности развития творческого потенциала личности (Н.И. Сакулина, Т.С.Комарова, Е.А.Флерина); педагогика гуманистической направленности (М.М.Бахтин, Н.С. Ро-зов , Е.В.Бондаровская, Г.Л. Ильин, В.А. Петров-ский и др.). [2]
Методы исследования:
теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-методической и музыковедческой литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов, учебных планов и программ по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
эмпирические: наблюдение и анализ музыкально-творческого развития старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности; диагностические методы (беседы, диагностика); проведение исследования влияния игровых методов на развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
Обобщая теоретические разработки российских ученых, ос-нованных на практической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, в работе рассматривается эффек-тивность применения в жизнедеятельности старших дошкольников игровых методов и технологий как средства развития музыкально-творческих способностей детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы использования игровых технологий в развитии музыкально-творческих способностей
детей дошкольного возраста
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подра-зумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогиче-ской технологии.
Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существова-ния.
По определению, игра — это вид деятельности в условиях си-туаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [10]
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции: обучающую, воспитательную, развлекатель-ную, коммуникативную, релаксационную, психологическую, разви-вающую. Рассмотрим подробно все эти функции:
1) Обучающая функция заключает в себе развитие памяти, внимания, восприятие информации, а также способствует развитию общих и специальных способностей. Это означает, что игра – это особо организованное занятие
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1.1. Игра и
игровые технологии в организации жизнедеятельности дошкольников
Игровые технологии стали
неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Педагоги дошкольных
учреждений (ДОУ) умело используют их для того, чтобы сделать учебный план учащихся
интересным и создать необходимые условия для приобретения ими новых знаний,
умений и навыков в форме ведущей деятельности в игре.
Игра важна в жизни ребенка, она
имеет такое же значение, как и любая другая деятельность. Как ребенок ведет
себя в игре, так во многом он будет вести себя в будущем, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
Дошкольный период уникален тем, что
в этом возрасте ребенок впитывает информацию как губка, приобретая главное
представление об окружающем мире и своем месте в нем. Одной из важнейших форм
познавательной деятельности дошкольников является игра. Эта деятельность,
правильно организованная педагогами, помогает детям эффективно получать доступ
к информации и навыкам, мотивирует их к проведению самостоятельных
исследований, способствует социализации учащихся в детских коллективах.
Технология игрового обучения
предусматривает отбор, разработку и подготовку к игре, в том числе
дошкольников, контроль за ходом игры и подведение итогов.
Использование игровых приемов в
дошкольных группах: делают ребенка более активным; повышают познавательный
интерес; развивают память, мышление и внимание; способствуют развитию
творческих способностей, развитию речевых навыков [9].
Усвоенный в процессе игры материал
сохраняется в памяти ребенка на более длительный период времени. Кроме того, в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
обучение осуществляется в этой форме:
Развивать логическое и критическое
мышление;
Развивать навыки построения
причинно-следственных связей;;
Развивать творческие способы решения
поставленных задач;
Поощрение инициатив;
Способствовать физическому развитию.
Важность игровой технологии
заключается не в том, чтобы сделать ее средством развлечения для детей, а в
том, чтобы сделать ее способом обучения, дающим учащимся возможность
самореализоваться и развить свой творческий потенциал. На протяжении всего
дошкольного периода цель игровой технологии может быть сформулирована примерно
так же: дать ребенку возможность провести детство в игре до школы, одновременно
формируя мотивационно-ориентированные знания. Однако задания могут быть
назначены в зависимости от возрастной группы учащихся. Согласно ФГОС, общая
задача игровой технологии может быть сведена к следующему:
Мотивация ребенка. Процесс обучения
дошкольников в увлекательной форме пробуждает интерес к деятельности и
превращает обучение в увлекательное путешествие в мир новой информации и
навыков [29].
Самореализация. Именно через игру
ребенок учится учиться своей способности проявлять инициативу и делать
осознанный выбор.
Развивать коммуникативные навыки. В
игре дошкольники учатся общаться со сверстниками и взрослыми, пробуют себя в
роли лидеров и исполнителей, тренируются находить компромиссы и выходить из
конфликтов, развивают речь.
Игровая реабилитация. Игру по праву
можно считать проверенным способом снятия стресса и преодоления трудностей в
различных сферах жизни. В игре дошкольники учатся взаимодействовать со
сверстниками и осваивают новые социальные роли. Для маленьких групп учащихся
(2-4 года) основной задачей педагога является формирование эмоциональной связи
между ребенком и учителем, создание атмосферы доверия и доброжелательности.
Кроме того, в этом возрасте закладывается фундамент для эвристических методов
приобретения знаний детьми: это игра, которая активизирует любознательность
дошкольников, побуждает их задавать вопросы, стимулирует их желание найти
ответы. В средней группе (4-5 лет) игровая деятельность становится более
сложной, с правилами игры, сюжетом и распределением персонажей. Учитель все
чаще направляет поисковые запросы ребенка к внешним источникам информации:
вместо того чтобы дать готовый ответ на вопрос, он позволяет ребенку поиграть в
увлекательную игру и найти ответ самостоятельно. Например, во время прогулки
ребенок задает вопрос о том, откуда берется уличная грязь. Учитель предлагает налить
немного воды в песочницу, чтобы что-то сделать. Этот пример объясняет
дошкольникам, что грязь образуется при смешивании песка/почвы с водой. В этом и
заключается основная важность игры с детьми средней группы: организовать их
обучение путем игры. В старшей и подготовительной группах (5-7 лет)
сюжетно-ролевые игры значительно сложнее. С помощью таких известных игр, как "дочь-мать",
"магазин", "больница", можно добиться от детей усвоения
культурных элементов взрослой работы и быта, воспитания чувства взаимопонимания
и уважения к труду других, обучения разделению обязанностей.
Ролевые игры помогают детям понять
социальную значимость многих занятий и видов деятельности.