Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Интерактивная презентация как средство развития познавательных УУД у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1. Характеристика универсальных учебных действий. Познавательные универсальные учебные действия 5

1.2. Средства развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 16

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26

2.1. Организация и методика исследования уровня развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников (констатирующий этап исследования) 26

2.2. Работа по развитию универсальных учебных действий у младших школьников посредством интерактивной презентации 39

2.3. Проверка эффективности проведенной работы по развитию познавательных универсальных учебных действий 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61

  

Введение:

 

Актуальность темы данной работы обусловливается основной функцией, реализуемой сегодня образовательной системой, ‒ подготовкой детей к жизнедеятельности в обществе. Образование на сегодняшний день является механизмом, который не только направлен на трансляцию знаний, но и на то, что включить человека в определенную культурную традицию, что дает начало любой национальной культуре. Современная школа ‒ это институт культуры, готовящий школьников к дальнейшей профессиональной деятельности и жизни в обществе. Это обусловлено образовательной системы к мировоззренческим и гуманитарным аспектам образования.

Современному обществу в условиях изменения социально-экономической ситуации в стране нужны личности, которые умеют самостоятельно добывать новые знания и использовать их в различных видах деятельности. Приоритетной целью образования на современном этапе в начальной школе, согласно ФГОС НОО, является формирование самостоятельности мышления, а значит, познавательной учебной деятельности. Успешность обучения школьника как в начальной, так и в дальнейшем в основной школе, зависит от достижения данной цели. Значительную роль в этом процессе играет развитие универсальных учебных действий (УУД), под которыми понимается способность учащихся саморазвиваться и самосовершенствоваться через освоение нового общественного опыта. Это умение учиться и развиваться. Развитие данного умения является актуальным в современном мире.

Исследования сущности и специфики формирования универсальных познавательных действий, в частности, познавательных (Ю.С. Марикова [25], Н.А. Овчинникова [27], Е.П. Позднякова [29], О.В. Степанова [35], Е.А. Щеулова [44]); исследования возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (Д.У. Бекенова [2], Е.А. Вылегжанина [7], В.И. Деменцова [12], Ю.А. Жук [17], О.В. Мироненко [26] и др.); исследования особенностей деятельности в системе «педагог – ученик» с использованием информационно-коммуникационных технологий (А.И. Чаброва [42], В.И. Деменцова [12], Ю.А. Кузьминых [22] и др.); исследования вопросов информатизации общеобразовательной школы (Ю.А. Жук [17], А.А. Романкова [30], Р. Уильямс и К. Маклин [38] и др.).

Объект исследования ‒ процесс развития познавательных УУД у младших школьников.

Предмет исследования ‒ особенности использования интерактивной презентации как средства развития познавательных УУД у младших школьников.

Цель исследования: определить эффективность использования современных компьютерных технологий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику универсальных учебных действий. Познавательные универсальные учебные действия.

2. Описать средства развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

3. Провести эмпирическое исследование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

4. Разработать систему работы по развитию универсальных учебных действий у младших школьников посредством интерактивной презентации.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Универсальные учебные действия представляют собой умение учащихся осуществлять учебную деятельность от постановки цели до оценивания ее результатов. Среди УУД выделяют личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД. Их формирование обеспечивается путем использования различных методов и приемов, позволяющих активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся младшего школьного возраста.

Таким образом, проведенный анализ литературы позволяет сделать вывод, что использование современных компьютерных технологий, в том числе и интерактивной презентации, является эффективным средством развития познавательных УУД.

Подводя выводы по результатам проведенного анализа литературы, можем выделить ряд преимущественных условий использования интерактивной презентации в процессе формирования познавательных УУД у учащихся начальных классов: обеспечение возможности использования изображений высокого качества; возможности детального объяснения материала; корректировки темпа и объема учебного материала и значительное повышение уровня применения на уроке наглядности разных видов; обеспечение роста производительности урока; создание условия для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий; изменение отношения учителя и учащихся к ПК: повышение уровня восприятия детьми компьютера не как средство для игры, а как источник информации и инструмент для учебной деятельности, иначе говоря, обучение детей умению учиться.

Итак, мы придерживаемся той точки зрения, что использование в образовательном процессе ИКT в целом и интерактивных презентаций, в частности, будет способствовать повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников, формированию познавательных УУД, что обусловлено высоким уровнем интерактивности таких средств. Использование презентаций позволяет сделать процесс обучения более ярким, разнообразным и эмоциональным, что очень важно для младших школьников.

Проведенное исследование на констатирующем этапе позволило установить, что уровень развития познавательных УУД у учащихся младшего школьного возраста является следующим: низкий уровень свойственен 6 младшим школьникам (24%), которые смогли выполнить 1-2 задания; средний уровень выявлен у 14 младших школьников (56%), которые большинство заданий выполнили, однако были допущены ошибки; высокий уровень в экспериментальной группе выявлен у 5 младших школьников (20%), которые справились со всеми заданиями, не допустив ошибок;

На основе полученных результатов нами была предложена программа по развитию общеучебных познавательных УУД на уроках русского языка. Программа разработана на материале темы «Состав слова» с использованием интерактивной презентации. За основу был взят учебник по русскому языку В.П. Канакиной для 3 класса.

На контрольном этапе исследования была выявлена положительная динамика в уровнях развития общеучебных познавательных УУД: с низким уровнем выявлено 7 учащихся (28%) по сравнению с 11 младшими школьниками (44%) на констатирующем этапе исследования; со средним уровнем выявлено 8 младших школьников (32%) по сравнению с 9 учащимися (36%) на констатирующем этапе исследования; с высоким уровнем выявлено 10 учащихся (40%) по сравнению с 5 учащимися (20%) на констатирующем этапе исследования.

Как видим, существенно снизилось количество учащихся с низким уровнем и возросло количество детей с высоким уровнем. Такие результаты свидетельствуют об эффективности использования интерактивной презентации в процессе развития познавательных УУД младших школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Характеристика универсальных учебных действий. Познавательные универсальные учебные действия

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) определяют новые требования, выдвигаемые к результатам освоения младшими школьниками основных образовательных программ. Практика показывает, в реализации ФГОС НОО формированию у младших школьников особое место отведено именно универсальным учебным действиям как основы всего учебно-воспитательного процесса в начальной школе [24].

Универсальные учебные действия, как отмечают З.И. Дмитриенко, С.Н. Колесова, А.В. Молокова [14], представляют собой умение учиться. В результате сформированности универсальных учебных действий у младших школьников формируются умения самостоятельного осуществления учебной деятельности, определения учебной цели, поиска и использования необходимых средств и способов достижения этой цели, контроля и оценивания собственной учебной деятельности, а также результатов этой деятельности. Наряду с отмеченным это создает условия для успешного развития личности.

Приоритетными целями школьного образования, согласно точке зрения Е.А. Бельгисовой, Ю.А. Логиновой, Р.Г. Гацаевой и Н.В. Макушкиной, являются такие, которые состоят в: развитии у учащихся способности к самостоятельной постановке учебных целей; проектировании путей реализации данных целей; контроле и оценке учащимися своих учебных достижений [3].

Реализация перечисленных целей возможна только при сформированности универсальных учебных действий (УУД), в процессе формирования которых лежат теоретические положения концепции Л.С. Выготского [6], Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова [Цит. по: 28], П.Я. Гальперина [8].

По мнению А.Г. Асмолова, овладение учащимися УУД предполагает сформированность способности саморазвиваться и самосовершенствоваться. Основу этого процесса составляет сознательное и активное овладение новым социальным опытом [1]. Иначе говоря, сформированность УУД подразумевает сформированность у учащихся умения учиться, самостоятельно получать информацию, приобретать знания.

Ю.А. Кузьмичева считает, что проблема формирования УУД, в частности, это касается и младших школьников, является актуальной в процессе обновления содержания образования, поскольку овладение ими позволяет учащимся решать поставленные задачи путем практического применения собственных знаний [22].

Н.Б. Лашко в своей работе в широком смысле под универсальными учебными действиями понимает умение учащихся учиться, самостоятельно получать новые знания [23].

Овладение универсальными учебными действиями, согласно точке зрение Т.Е. Демидовой и И.М. Чижевской, предоставляет учащимся возможность ориентироваться в структуре учебной деятельности и в разных предметных областях [13].

С.А. Скрипко говорит о следующих основных вида универсальных учебных действий: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные [34].

Личностные УУД, согласно мнению С.Э. Трубачевой и Р.И. Осадчук, являются действиями, направленными на обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. При этом ценностно-смысловая ориентация школьников предполагает сформированность: умений соотносить поступки с этическими принципами, принятыми в обществе; знаний моральных норм; умения выделения нравственного аспекта поведения (как своего, так и поведения окружающих) [37].

С.Э. Трубачева и Р.И. Осадчук отмечают, что коммуникативными УУД являются действия по обеспечению социальной компетентности учащихся, учету позиции окружающих во взаимодействии. Коммуникативные УУД предполагают сформированность умений слушать и вступать в диалог, обсуждать проблемные и спорные вопросы в коллективной беседе, взаимодействовать с группой сверстников и со взрослыми [37].

Т.Е. Демидова и И.М. Чижевская [13] регулятивными УУД называют действия направленные на обеспечение организации учащимися собственной учебной деятельности. В рамках регулятивных УУД у учащихся должны быть сформирован ряд умений, связанных с планированием, прогнозированием, контролем, коррекцией и оценкой. Приведем характеристику этих умений:

‒ при планировании определяется последовательность задач, выполнение которых позволяет достичь конечного результата;

‒ при прогнозировании происходит предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

‒ контроль осуществляется путем сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, что позволяет определить отклонения и отличия между эталоном и результатом;

‒ при коррекции осуществляется корректировка плана и способов действия;

‒ оценка направлена на выделение и осознание учащимися того материала, который они уже усвоили, и того, который им еще нужно усвоить; также данное умение позволяет осознавать качество и уровень учебных достижений [13].

К познавательным УУД, согласно утверждению Т.Е. Демидовой и И.М. Чижевской, относят следующие: общеучебные; логические; действия постановки; действия решения проблем [13]. Приведем ниже перечень умений, относящихся каждой из этих групп.

К группе общеучебных универсальных действий относится ряд следующих умений:

‒ самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

‒ осуществление поиска и выделение той информации, которая на данный момент необходима;

‒ применять методы поиска информации, к которым также относится и поиск с помощью различных ИКТ (компьютеры, планшеты, смартфоны и т.д.);

‒ структурировать собственные знания;

‒ выбирать наиболее эффективные способы решения задач тот в конкретных условиях;

‒ осуществлять рефлексию способов и условий действия, выполнять действия контроля и оценки процесса своей учебной деятельности и ее результатов.

Логические универсальные учебные действия представлены умениями:

‒ осуществлять анализ, который предполагает выделение учащимися элементов целого;

‒ осуществлять синтез, направленный на составление целого из его частей;

‒ осуществление классификации, состоящей в отношении предмета к группе на основе заданного признака;

‒ осуществление обобщения для генерализации и выведения общности для целого ряда единичных объектов;

‒ осуществление доказывания посредством установления причинно-следственных связей, построения логических цепей рассуждений;

‒ установление аналогий.

В контексте данной работы нас интересую именно познавательные УУД. Поэтому далее рассмотрим особенности их формирования в процессе обучения в начальной школе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы