Платная доработка на тему Институты государственной поддержки инновационного бизнеса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы анализа инновационного предпринимательства 6
1.1. Сущность и виды инноваций…………………………………………………………….. 6
1.2. Взаимодействие государства и бизнеса в развитии инновационной
деятельности……………………………………………………………………………………………………………. 10
2. Формы и методы государственной поддержки инновационного
предпринимательства………………………………………………………………………………. 17
2.1. Национальная система инноваций: роль государственного
регулирования……………………………………………………………………………………………………………. 17
2.2. Инструменты стимулирования инновационного бизнеса
в РФ……………. 24
2.3. Направления региональной поддержки инновационного
предпринимательства (на примере Московской области)………………………………………………………….. 31
Заключение……………………………………………………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………………………………………….. 41
Введение:
Актуальность рассматриваемого вопроса
связана с необходимостью стимулирования со стороны государства инновационного развития
экономики страны. Ведущая роль государства и общественного управления в меняющемся
мире больше не является предметом тотальной критики. В Российской Федерации активно
реализуются программы государственной поддержки развития инновационного сектора
– так, в 2018-2024 гг. будет реализована масштабная программа «Цифровая экономика»,
в рамках которой будут профинансированы области информационной инфраструктуры, информационной
безопасности, большие данные, нейротехнологии, квантовые технологии, технологии
беспроводной связи, робототехника, сенсорика и т.д. Общий объем финансирования составит
522 млрд руб. ($7,8 млрд).
Российская Федерация обладает высоким
научным потенциалом – так, Россия является одной из лидирующих стран по количеству
ученых на 10 тыс. человек экономически активного населения и по уровню проникновения
интернета.
Степень разработанности проблемы.
Вопросы, связанные с формированием инновационных систем и их отдельных элементов,
управлением инновационными процессами и инновационной активностью широко рассматриваются
литературе.
Проблеме государственного регулирования
инновационной деятельности посвящены работы Беляков Р.А., Бокоева Р.А., Галимулина
Ф.Ф., Гилькова О.Н., Гордеев Л.И., Даньшина В.В., Долина О.Н., Захарова С.В., Каракаева
А.И., Квон Г.М., Ковалев В.В., Колупаева Ю.Л., Мазитова К.А., Мамаева А.М., Молчанова
В.А., Никулина О.В., Платошкина Е.А., Пономарев А.И., Репушевская О.А., Рудалева
И.А., Труэль Ж.Л., Тускаева М.Р., Чайка А.А. Черптопятов Д.А. и др.
Гипотеза исследования: развитие системы
государственного стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов
может быть обеспечено посредством реализации государственной инновационной политики,
обладающей эффективным инструментарием и набором мер по активизации инновационной
активности
Объект исследования: инновационное
предпринимательство. Предмет исследования: институты государства для поддержки инновационного
бизнеса.
Цель исследования: выявить роль институтов
государства для поддержки инновационного бизнеса.
Основные задачи исследования:
— изучить теоретические основы анализа
инновационного предпринимательства;
— охарактеризовать специфику взаимодействия государства
и бизнеса в развитии инновационной деятельности;
— рассмотреть формы и методы государственной поддержки
инновационного предпринимательства;
— определить направления региональной
поддержки инновационного предпринимательства (на примере Московской области).
Теоретико-методологическую базу составляют
фундаментальные положения экономической науки, логический и ситуационный анализ,
методы экспертных оценок, статистический сравнительный анализ, работы авторов в
области инновационной деятельности, инновационной политики государства, развития
малого инновационного предпринимательства и т.п.
Теоретическая и практическая значимость
заключается во внесении вклада в разработку одной из наиболее актуальных экономических
задач, связанных с разработкой мер государственного регулирования инновационной
деятельности как основного фактора повышения конкурентоспособности экономики и активизации
инновационного процесса.
Структура работы представлена введением,
3 главами с подпунктами, заключением и списком использованной литературы.
Заключение:
Согласно поставленной цели сформируем
вывод: Институты государственной поддержки инновационного бизнеса должны сами становиться
все более инновационным. Имеется множество возможностей для внедрения инноваций
в социальной сфере, в государственном управлении, в том числе, через механизмы госзакупок
и содействия компаниям с госучастием в процессе разработки ими корпоративных инновационных
программ.
Инструменты развития и поддержки
инноваций будут выстроены в единую цепочку для того, чтобы обеспечивать поддержку
инноваций на всех стадиях, от стадии идеи до ее воплощения в продукт и успешного
выхода этого продукта на рынок.
В рамках предложенного системно-структурного
подхода к исследованию развития предпринимательства центральной задачей исследования
является выделение организационной совокупности институциональных экономических
объектов малого предпринимательства с циркулирующими в них экономическими ресурсами
как специализированного субъекта последовательного формирования экономических связей,
характерных для постиндустриальной экономики.
Для развития эффективного инновационного
бизнеса необходимо не только опираться на деятельность отдельных компаний, но и
создавать такие экономические и социальные условия, которые будут способствовать
внедрению инноваций. компанию среди конкурентов, поиск новых возможностей, чтобы
оставаться на плаву на насыщенных рынках.
Главная выгода – это ценность. Если
бизнес выделяется, значит, он уникален, а значит, ценность продукта повышается.
Клиентов привлекают бренды, которые предлагают наибольшую ценность. Если вы хотите
создать узнаваемый бренд, то пора инвестировать в инновации.
.
Внедрение инноваций – это преобразование
результатов интеллектуального развития в товары и услуги и их последующая реализация.
Государственная поддержка инновационной деятельности направлена на координацию
и стимулирование этой работы для развития экономики и повышения уровня технологического
и научного лидерства страны в мире.
Отметим, что именно предприятия с
высоким инновационным потенциалом пытаются сохранить организационную структуру,
чтобы быть конкурентоспособными, готовыми ориентироваться на человеческий и социальный
капитал и стараться развивать свои нематериальные активы, что определяет их использование,
функциональные характеристики новой экономической среды. Итак, если российская экономика
ориентирована на творческое развитие, то необходимо обратиться к опыту этой компании.
Для России ускорение инновационной
модернизации является стратегией до полной зрелости задачи, требующей ее последовательной
и скоординированной реализации.
В прошлом году Российская Федерация
заняла 45-е место из 127 стран в рейтинге глобального инновационного индекса, что
во многом сократило, отрыв от стран-лидеров. Существенной предпосылкой для этого
является эффективность мер государственной поддержки: растущий спрос на инновации,
научное сотрудничество и увеличение бюджетных расходов на НИОКР.
Устойчивое,
динамичное развитие экономики невозможно без внедрения во все сферы хозяйства новаторских
разработок и инновационных проектов. Власть – не единственный, но основной субъект
прямого и опосредованного влияния на научно-техническое развитие и прогресс. Поддержка
инноваторов на федеральном уровне выступает ключевым звеном государственной инновационной
политики, приоритетным вектором развития отечественной экономики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы анализа инновационного предпринимательства
1.1. Сущность и виды инноваций Инновации в отрасли включают разработку и внедрение инновационных процессов,
которые приводят к повышению эффективности производственного процесса, ресурсов
и конечного продукта. Существуют различные виды инноваций:
– продуктовая инновация: внедрение
нового или значительно улучшенного продукта или услуги с точки зрения свойств или
использования;
– технологические инновации: внедрение нового или улучшенного метода производства;
– организационные инновации: внедрение, разработка новых форм и методов
организации производства и труда;
– маркетинговые инновации: реализация маркетинговых концепций и стратегий,
сильно отличающихся от используемых, включая значительные изменения в дизайне или
упаковке, маркетинге, политике продаж и методах ценообразования;
– экономические инновации: изменения, направленные на укрепление сфер финансов,
платежей и бухгалтерского учета;
– экологические инновации: изменения в производственном процессе, организационной
структуре, которые подразумевают улучшение или предотвращение негативного воздействия
производства на окружающую среду[1]. [1] Черптопятов Д.А. Развитие
инновационной экономики России// Современная экономика и общество глазами
молодых исследователей сборник статей участников Международной
научно-практической конференции V Уральского вернисажа науки и бизнеса: в 3
томах. 2018. С. 270
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы анализа инновационного предпринимательства 5
1.1. Сущность и виды инноваций 5
1.2. Взаимодействие государства и бизнеса в развитии инновационной деятельности 9
2. Формы и методы государственной поддержки инновационного предпринимательства 15
2.1. Национальная система инноваций: роль государственного регулирования 15
2.2. Инструменты стимулирования инновационного бизнеса в РФ 21
2.3. Направления региональной поддержки инновационного предпринимательства (на примере Московской области) 26
Заключение 32
Список литературы 34
Введение:
Актуальность рассматриваемого
вопроса связана с необходимостью стимулирования со стороны государства
инновационного развития экономики страны. За последние годы реализуемые
государством инициативы в большей степени сфокусированы в областях, воздействие
на которые дает отложенный эффект: инновационная среда, наука, образование и
венчурные инвестиции. Подобные меры поддержки критически важны для развития
инноваций, но недостаточны для выхода в лидеры с точки зрения создания
инновационной и эффективной экономики.
Опыт динамично развивающихся
стран подтверждает результаты перехода к инновационной модели развития.
Несмотря на экономический кризис, мировое инновационное развитие по-прежнему
является важнейшим фактором долгосрочной устойчивости и решения большинства
глобальных проблем.
Формирование и реализация
государственной политики Российской Федерации обеспечивается оператором прав
Российской Федерации, назначаемым Правительством Российской Федерации.
Инновационная политика субъектов Российской Федерации осуществляется органами
местного самоуправления субъектов Российской Федерации с учетом государственной
политики Российской Федерации и интересов региона.
Степень разработанности
проблемы. Вопросы, связанные с формированием инновационных систем и их отдельных
элементов, управлением инновационными процессами и инновационной активностью
широко рассматриваются литературе.
Проблеме государственного
регулирования инновационной деятельности посвящены работы Беляков Р.А., Бокоева
Р.А., Галимулина Ф.Ф., Гилькова О.Н., Гордеев Л.И., Даньшина В.В., Долина О.Н.,
Захарова С.В., Каракаева А.И., Квон Г.М., Ковалев В.В., Колупаева Ю.Л.,
Мазитова К.А., Мамаева А.М., Молчанова В.А., Никулина О.В., Платошкина Е.А.,
Пономарев А.И., Репушевская О.А., Рудалева И.А., Труэль Ж.Л., Тускаева М.Р.,
Чайка А.А. Черптопятов Д.А. и др.
Гипотеза исследования: развитие
системы государственного стимулирования инновационной активности хозяйствующих
субъектов может быть обеспечено посредством реализации государственной
инновационной политики, обладающей эффективным инструментарием и набором мер по
активизации инновационной активности
Объект исследования:
государственная поддержка инновационного бизнеса
Предмет исследования:
государственная инновационная политика
Цель исследования: изучить особенности
институтов государственной поддержки инновационного бизнеса
Основные задачи исследования:
— изучить теоретические основы
анализа инновационного предпринимательства;
— охарактеризовать специфику взаимодействия
государства и бизнеса в развитии инновационной деятельности;
— рассмотреть формы и методы государственной
поддержки инновационного предпринимательства;
— определить направления
региональной поддержки инновационного предпринимательства (на примере
Московской области).
Теоретико-методологическую базу
составляют фундаментальные положения экономической науки, логический и
ситуационный анализ, методы экспертных оценок, статистический сравнительный
анализ, работы авторов в области инновационной деятельности, инновационной
политики государства, развития малого инновационного предпринимательства и т.п.
Теоретическая и практическая
значимость заключается во внесении вклада в разработку одной из наиболее
актуальных экономических задач, связанных с разработкой мер государственного
регулирования инновационной деятельности как основного фактора повышения
конкурентоспособности экономики и активизации инновационного процесса.
Структура работы представлена введением, 3 глава
с подпунктами, заключением и списком использованной литературы.
Заключение:
1. Теоретические основы анализа инновационного
предпринимательства
1.1. Сущность и виды инноваций
Инновации в отрасли включают
разработку и внедрение инновационных процессов, которые приводят к повышению
эффективности производственного процесса, ресурсов и конечного продукта.
Существуют различные виды инноваций:
— инновации продукта: введение продукта или
услуги, которые являются новыми или значительно улучшенными с точки зрения их
свойств или способов использования;
— технологические инновации: введение нового
или улучшенного метода производства;
— организационные инновации: внедрение
разработки новых форм и методов организации производства и труда;
— маркетинговые инновации: реализация
маркетинговых концепций и стратегий, которые значительно отличаются от
применяемых, включая значительные изменения в дизайне или упаковке, продвижении
на рынок, политике продаж и методах ценообразования;
— экономические инновации: изменения,
направленные на укрепление финансовой, платежной и бухгалтерской сферы;
— экологические инновации: изменения в
производственном процессе, организационной структуре, которые влекут за собой
улучшение или предотвращение негативного воздействия производства на окружающую
среду.
— продуктовые инновации имеют
персонифицированную форму, предполагают внедрение нового, либо улучшенного,
нового продукта. Преобладает в высокотехнологичном секторе, таком как
производство самолетов, машин и медицинских изделий.
Инновационные продукты являются
наиболее важными для промышленности страны из-за их высокой ресурсоемкости и
науки, но они определяют инновационную составляющую национальной экономики,
поскольку они составляют более половины общей стоимости промышленного
производства.
— технологические инновации, являющиеся по
существу новыми способами применения производственных сил, объектов и
инструментов, сосредоточены главным образом в добывающей промышленности, а
также в низкотехнологичных отраслях (деревообработка, легкая промышленность,
черная и цветная металлургия). На добывающую промышленность приходится около
90%, поскольку добыча, такая, как нефть, газ и уголь, не предполагает улучшения
добываемого продукта, что приводит к необходимости совершенствования технологии
добычи, переработки и транспортировки добываемого первичного сырья.
Нередко в экономической практике
промышленных предприятий встречается интеграция продуктов и технологических
инноваций. Поскольку создание нового продукта часто предполагает внедрение
улучшенных или новых технологий. Паритетные инвестиции в инновации продуктов и
процессов чаще всего происходят в отраслях среднего технологического
производства, таких как химическая промышленность, пищевая промышленность и т.
д.
Однако в промышленном
производстве распространились и другие виды инноваций: организационные,
маркетинговые, интеграционные, модификационные.
— организационные и маркетинговые инновации
дешевле и связаны с правильной организацией работы, управлением
производственной сферой предприятий, улучшением организации бизнес-процессов.
Основная цель организационных инноваций в отрасли-создание необходимых условий
для улучшения экономических отношений, внедрение на практике новых форм
организации работы, реализация инновационного потенциала персонала.
Организационные нововведения
связаны с мобилизацией резервов рабочей силы и имеющегося оборудования
промышленных предприятий, а помимо экономического эффекта имеют
социально-гуманистическую направленность. Поскольку повышение
производительности за счет модернизации управления и организации труда приводит
к большей моральной удовлетворенности работой, снижает физическую и психическую
нагрузку на персонал.
В отечественной практике
промышленных предприятий организационные инновации заключаются в создании новых
систем контроля и оценки качества продукции, сертификации продукции, развитии
человеческого капитала. Большая часть организационных инноваций реализуется в
автомобильной, электротехнической, химической промышленности.
Маркетинговые инновации в
отрасли направлены прежде всего на продвижение созданного продукта,
стимулирование спроса, повышение лояльности потенциальных покупателей,
формирование ценовых стратегий.
В "Теории экономического
развития", сразу сделавшей автора знаменитым и переведенной в 30-е годы на
основные европейские языки, была создана принципиально новая концепция. То есть
теория экономической динамики, центральными идеями которой являются положения
об инновациях, или "новых комбинациях", и о предпринимателях,
основной экономической функцией которых является реализация инноваций.
Статическая теория общего
равновесия, экономического "мейнстрима", по Шумпетеру, должна
дополняться анализом динамических процессов, то есть описанием причин и
содержания движения экономики между равновесными состояниями, составляющими
суть развития капитализма. Основная внутренняя причина экономического развития,
по мнению Шумпетера, связана с человеческим творчеством, а предприимчивые
новаторы — это те, кто способен внедрять новые идеи в эффективные экономические
решения.
Процесс инноваций продолжается
до тех пор, пока новая комбинация не станет "рутиной", то есть
привычной и доступной функцией для всех экономических субъектов. При этом
предприниматель, продолжая рутину, теряет свою пионерскую функцию.
Волновая теория российского
экономиста-директора Московского Института конъюнктуры в 20-е годы XX века С.
Н. Д. Кондратьева основана на инновациях. Он определил наличие длительных
конъюнктурных волн в экономическом развитии общества и тем самым определил
развитие экономики как неравномерный и циклический процесс. Согласно волновой
теории, любая экономическая система характеризуется чередованием периодов
подъема и спада в своем развитии (цикл конъюнктурных волн, выявленный
Кондратьевым, длится около 50 лет, это так называемые
"длинные"волны). Большие конъюнктурные циклы (длинные конъюнктурные
волны) включают:
Центральной работой
современного эволюционного направления стала книга Р. Нельсона (одного из
основоположников концепции НИС) и С. Винтера "эволюционная теория
экономических изменений", опубликованная в 1982 году.авторы предложили ряд
моделей, описывающих реакцию компаний и отраслей на изменения рыночных условий,
технологические и институциональные изменения, происходящие во внешней среде.
Критикуя неоклассический
подход, основанный на идеальных моделях конкуренции, которые основаны на
рассмотрении экономических агентов в статическом состоянии в любой момент
времени или сравнении одних и тех же агентов в разное время, Нельсон и Винтер
сосредотачивают свое внимание на природе, причинах изменений и их последствиях.
Подчеркивают недостатки неоклассического анализа, как предположения о
совершенстве (или, скорее, отсутствие факторов неопределенности, асимметрии
информации участников рынка), спецификации производственных функций предприятий
и предпочтения людей, ориентированных только на принципе максимизации прибыли и
доходов. В динамической эволюционной модели компании ее характеристики меняются
во взаимодействии с рыночной ситуацией. Реакция компании на изменение
экзогенных условий-спроса и предложения, доступа к капиталу, изменения его
производственных характеристик, показателей прибыли. В результате поиска и
выбора оптимальных условий для выживания предприятия в этих условиях, а затем
адаптации к новым условиям происходит его эволюция. Если направление эволюции с
точки зрения соответствия изменению внешних условий выбрано правильно,
предприятие обеспечивает себе выживание, в ходе которого предприятие может
уничтожить конкурентов, лишив их доли рынка или доступа к ресурсам. Еще один
вариант выживания-создание новых рыночных условий, новых рынков, доступа к новым
источникам сырья, увеличение прибыли за счет снижения затрат. Этот вариант
находится на пути технического прогресса.
К. Фримен рассматривает
длинноволновое увеличение не только как результат внедрения радикальных
инноваций в одну или несколько отраслей и их последующего роста, но и как
процесс распространения технологической парадигмы из нескольких ведущих
секторов на всю экономическую систему. Он также подчеркивает, что широкое
распространение технологий стало возможным благодаря ряду социальных и институциональных
изменений: сотрудничеству и конкуренции в корпоративном секторе, организации
исследовательской деятельности, уровню участия государства в поощрении
инноваций и национальным и международным режимам экономического регулирования.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы анализа инновационного
предпринимательства
1.1. Сущность и виды инноваций
Инновации в отрасли включают
разработку и внедрение инновационных процессов, которые приводят к повышению
эффективности производственного процесса, ресурсов и конечного продукта.
Существуют различные виды инноваций:
— инновации продукта: введение продукта или
услуги, которые являются новыми или значительно улучшенными с точки зрения их
свойств или способов использования;
— технологические инновации: введение нового
или улучшенного метода производства;
— организационные инновации: внедрение
разработки новых форм и методов организации производства и труда;
— маркетинговые инновации: реализация
маркетинговых концепций и стратегий, которые значительно отличаются от
применяемых, включая значительные изменения в дизайне или упаковке, продвижении
на рынок, политике продаж и методах ценообразования;
— экономические инновации: изменения,
направленные на укрепление финансовой, платежной и бухгалтерской сферы;
— экологические инновации: изменения в
производственном процессе, организационной структуре, которые влекут за собой
улучшение или предотвращение негативного воздействия производства на окружающую
среду.
— продуктовые инновации имеют
персонифицированную форму, предполагают внедрение нового, либо улучшенного,
нового продукта. Преобладает в высокотехнологичном секторе, таком как
производство самолетов, машин и медицинских изделий.
Инновационные продукты являются
наиболее важными для промышленности страны из-за их высокой ресурсоемкости и
науки, но они определяют инновационную составляющую национальной экономики,
поскольку они составляют более половины общей стоимости промышленного
производства.
— технологические инновации, являющиеся по
существу новыми способами применения производственных сил, объектов и
инструментов, сосредоточены главным образом в добывающей промышленности, а
также в низкотехнологичных отраслях (деревообработка, легкая промышленность,
черная и цветная металлургия). На добывающую промышленность приходится около
90%, поскольку добыча, такая, как нефть, газ и уголь, не предполагает улучшения
добываемого продукта, что приводит к необходимости совершенствования технологии
добычи, переработки и транспортировки добываемого первичного сырья.
Нередко в экономической практике
промышленных предприятий встречается интеграция продуктов и технологических
инноваций. Поскольку создание нового продукта часто предполагает внедрение
улучшенных или новых технологий. Паритетные инвестиции в инновации продуктов и
процессов чаще всего происходят в отраслях среднего технологического
производства, таких как химическая промышленность, пищевая промышленность и т.
д.
Однако в промышленном
производстве распространились и другие виды инноваций: организационные,
маркетинговые, интеграционные, модификационные.
— организационные и маркетинговые инновации
дешевле и связаны с правильной организацией работы, управлением
производственной сферой предприятий, улучшением организации бизнес-процессов.
Основная цель организационных инноваций в отрасли-создание необходимых условий
для улучшения экономических отношений, внедрение на практике новых форм
организации работы, реализация инновационного потенциала персонала.
Организационные нововведения
связаны с мобилизацией резервов рабочей силы и имеющегося оборудования
промышленных предприятий, а помимо экономического эффекта имеют
социально-гуманистическую направленность. Поскольку повышение
производительности за счет модернизации управления и организации труда приводит
к большей моральной удовлетворенности работой, снижает физическую и психическую
нагрузку на персонал.
В отечественной практике
промышленных предприятий организационные инновации заключаются в создании новых
систем контроля и оценки качества продукции, сертификации продукции, развитии
человеческого капитала. Большая часть организационных инноваций реализуется в
автомобильной, электротехнической, химической промышленности.
Маркетинговые инновации в
отрасли направлены прежде всего на продвижение созданного продукта,
стимулирование спроса, повышение лояльности потенциальных покупателей,
формирование ценовых стратегий.
В "Теории экономического
развития", сразу сделавшей автора знаменитым и переведенной в 30-е годы на
основные европейские языки, была создана принципиально новая концепция. То есть
теория экономической динамики, центральными идеями которой являются положения
об инновациях, или "новых комбинациях", и о предпринимателях,
основной экономической функцией которых является реализация инноваций.
Статическая теория общего
равновесия, экономического "мейнстрима", по Шумпетеру, должна
дополняться анализом динамических процессов, то есть описанием причин и
содержания движения экономики между равновесными состояниями, составляющими
суть развития капитализма. Основная внутренняя причина экономического развития,
по мнению Шумпетера, связана с человеческим творчеством, а предприимчивые
новаторы — это те, кто способен внедрять новые идеи в эффективные экономические
решения.
Процесс инноваций продолжается
до тех пор, пока новая комбинация не станет "рутиной", то есть
привычной и доступной функцией для всех экономических субъектов. При этом
предприниматель, продолжая рутину, теряет свою пионерскую функцию.
Волновая теория российского
экономиста-директора Московского Института конъюнктуры в 20-е годы XX века С.
Н. Д. Кондратьева основана на инновациях. Он определил наличие длительных
конъюнктурных волн в экономическом развитии общества и тем самым определил
развитие экономики как неравномерный и циклический процесс. Согласно волновой
теории, любая экономическая система характеризуется чередованием периодов
подъема и спада в своем развитии (цикл конъюнктурных волн, выявленный
Кондратьевым, длится около 50 лет, это так называемые
"длинные"волны). Большие конъюнктурные циклы (длинные конъюнктурные
волны) включают:
Центральной работой
современного эволюционного направления стала книга Р. Нельсона (одного из
основоположников концепции НИС) и С. Винтера "эволюционная теория
экономических изменений", опубликованная в 1982 году.авторы предложили ряд
моделей, описывающих реакцию компаний и отраслей на изменения рыночных условий,
технологические и институциональные изменения, происходящие во внешней среде.
Критикуя неоклассический
подход, основанный на идеальных моделях конкуренции, которые основаны на
рассмотрении экономических агентов в статическом состоянии в любой момент
времени или сравнении одних и тех же агентов в разное время, Нельсон и Винтер
сосредотачивают свое внимание на природе, причинах изменений и их последствиях.
Подчеркивают недостатки неоклассического анализа, как предположения о
совершенстве (или, скорее, отсутствие факторов неопределенности, асимметрии
информации участников рынка), спецификации производственных функций предприятий
и предпочтения людей, ориентированных только на принципе максимизации прибыли и
доходов. В динамической эволюционной модели компании ее характеристики меняются
во взаимодействии с рыночной ситуацией. Реакция компании на изменение
экзогенных условий-спроса и предложения, доступа к капиталу, изменения его
производственных характеристик, показателей прибыли. В результате поиска и
выбора оптимальных условий для выживания предприятия в этих условиях, а затем
адаптации к новым условиям происходит его эволюция. Если направление эволюции с
точки зрения соответствия изменению внешних условий выбрано правильно,
предприятие обеспечивает себе выживание, в ходе которого предприятие может
уничтожить конкурентов, лишив их доли рынка или доступа к ресурсам. Еще один
вариант выживания-создание новых рыночных условий, новых рынков, доступа к новым
источникам сырья, увеличение прибыли за счет снижения затрат. Этот вариант
находится на пути технического прогресса.
К. Фримен рассматривает
длинноволновое увеличение не только как результат внедрения радикальных
инноваций в одну или несколько отраслей и их последующего роста, но и как
процесс распространения технологической парадигмы из нескольких ведущих
секторов на всю экономическую систему. Он также подчеркивает, что широкое
распространение технологий стало возможным благодаря ряду социальных и институциональных
изменений: сотрудничеству и конкуренции в корпоративном секторе, организации
исследовательской деятельности, уровню участия государства в поощрении
инноваций и национальным и международным режимам экономического регулирования.