Платная доработка на тему Информационная культура и пути её повышения на базе библиотек
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ 6
1.1. Особенности формирования информационной культуры 6
1.2.Роль библиотеки в развитии информационной культуры 12
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА БАЗЕ БИБЛИОТЕК 16
2.1. Выявление уровня информационной культуры школьников 16
2.2. Проект по повышению информационной культуры 24
2.3. Проверка эффективности разработанного проекта 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Введение:
Актуальность темы исследования. Умение
работать с информацией сегодня является основным междисциплинарным навыком,
который подразумевает активные действия по поиску, обработке и организации
информации.
Любому человеку, в
том числе и школьнику, постоянно приходиться иметь дело с большим объемом
информации. Дать ребенку ориентир, научить пользоваться Интернетом, в
частности, научить его осуществлять поиск по различным типам данных – это одна
из актуальных задач библиотеки.
Необходимо
минимизировать информационную неразборчивость и исключить перегрузки.
Необходимо сформировать такую культуру, которая будет преимущественно
проявляться в потребности формировать навыки поиска информации, ее анализа,
обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально
рациональной и понятной форме.
В настоящее время,
соответственно, значение информационной культуры является очень высоким,
поскольку в условиях информатизации и информационной модели общества вообще
сама по себе информация является чрезвычайно ценным ресурсом.
На личностном
уровне информационная культура может просматриваться в информационной среде,
которая, в свою очередь, дает возможность решать проблемы доступа к знанию, который
можно получить в любое время и в любом месте.
И, как
следует заметить, пользователь информации находится во взаимодействии с
информационной средой не в качестве безличного исполнителя той или иной
социальной роли, он является полноправной,
Заключение:
В ходе теоретического исследования было выяснено, что информационная культура
составляет в целом грамотность в информационной среде. При этом ее формирование
осуществляется в соответствии с выделенными уровнями, каждый из которых
включает объем знаний, умений и навыков на определенном жизненном этапе, которые
непосредственно ее составляют.
Библиотека,
обращаясь к личности ребенка, формирует его информационную культуру как отклик
на потребности современного мира. Рассматривая роль библиотеки в
формировании информационной культуры можно сказать, что информационная библиотечная
среда позволяет хранить информацию, извлекать ее и предоставлять пользователю, представляясь
обязательным элемента современной культуры.
Эмпирическое исследование показало, что изначально
был зафиксирован низкий уровень сформированности информационной культуры,
который показали 60% школьников. После внедрения проекта на низком уровне
осталось только 8% исследуемых. Это показывает эффективность разработанного
проекта.
На основании проведенной работы можно
обратить внимание на то, что целенаправленная систематическая работа по
формированию информационной культуры школьников на базе библиотеки помогает в
повышении ее уровня.
Работа в рамках проекта предусматривала
проведение целенаправленных мероприятий, как систематических, так и эпизодических,
ориентированных на популяризацию информационного поля. Беседа способствовала
ознакомлению с проблемой, а наглядный показ позволил усвоить материал.
Практическое закрепление полученных знаний позволяет говорить о том, что
школьники формировали свою информационную культуру на базе библиотечных
мероприятий.
Школьники, как показали результаты
исследования, после проекта значительно повысили свою информационную культуру,
что выражалось в самостоятельном поиске информации, самостоятельном обнаружении
проблемы, самостоятельном ее решении. То есть, информационная культура
позволяет достаточно автономно работать с разными пластами информации как
непосредственной, так и электронной. К тому же, навыки работы с информацией
являются очень важными в современном информационном обществе.
При этом важно, что эффективность
формирования информационной культуры преимущественно зависит от того, насколько
точно будут соблюдены все условия проекта и процедура его внедрения. В данном
случае поэтапность работы обусловила постепенное овладение пластами информации
и навыками, которые непосредственно составляют информационную культуру.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Особенности организации работы библиотеки 1.1. Особенности формирования информационной культуры В
условиях информатизации современного общества очень важным становится
формирование информационной культуры личности, перед которой открываются
широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством
информационных ресурсов. Основным фактором в настоящее время можно считать то,
что информация является главным ресурсом, более того, зачастую качество жизни
зависит именно от того, насколько качественно личность умеет пользоваться
информацией. Соответственно, информационная культура играет огромное значение,
которое будет возрастать и дальше.
Важность
формирования информационной культуры подтверждается многочисленными научными
исследованиями. Поскольку проблема носит междисциплинарный характер, ее
изучением занимаются специалисты из разных областей: библиотекари, специалисты
по информатике, культурологи, социологи, философы. Тем не менее, подходы к
пониманию информационной культуры в разных сферах трактуются не одинаково, а со
специфическими отличиями.
М.А.
Минкина обращала внимание на то, что «библиотекари в понятие информационной
культуры личности привычно вкладывают читательские умения и навыки. Специалисты
по информатике связывают ее с компьютерной грамотностью и умением работать в
электронных сетях. Социологи считают, что проявлением информационной культуры
является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях,
способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая
поступающую информацию. Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее
широко: информационная культура видится ими как способ жизнедеятельности
человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования
культуры человечества».[1]
Примечательно,
что все позиции имеют право на существование, поскольку понятие является
сложным и многогранным.
Сегодня
существует большое количество в целом схожих, но не тождественных по смыслу
понятий: «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения»,
«компьютерная грамотность». Рассмотрим их более подробно.
Библиотечно-библиографическая
культура – комплекс знаний, умений, навыков читателя, обеспечивающих
эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда
библиотеки. Она включает знания о структуре библиотечного фонда, составе
библиотечных каталогов, картотек, библиографических пособий, правилах
пользования библиотеками; умения найти в библиографических пособиях, каталогах
и картотеках необходимые источники информации.[2]
По мнению Е.В. Васильевой, культура чтения является
составляющей общей личностной культуры, которая представляет собой комплекс
навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность
и последовательность чтения, умение применять рациональные приемы чтения,
максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, а также бережно обращаться
с произведениями [1]
Минкина В.А. Формирование информационной культуры личности: роль библиографа /
В.А. Минкина // Мир библиографии. – 1998. – № 4. – С. 21. – Текст (визуальный)
: непосредственный. [2]
Земенге Ж., Томас М. Формирование информационной культуры библиотекарей республики
Камерун / Ж. Земенге, М Томас // Библиография и книговедение. – 2017. – № 2. –
С. 155-159. – Текст (визуальный) : непосредственный.