Платная доработка на тему Индивидуальный учебный план как условие повышения успеваемости в рамках предпрофильной подготовки в основной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Глава 1.
Индивидуализация обучения в рамках предпрофильной подготовки в основной школе. 8
1.1. Причины неуспеваемости или плохой успеваемости школьников
(подростков) 8
1.2. Индивидуализация обучения в свете реализации ФГОС.. 24
1.3. Профильное обучение на базе индивидуального учебного
плана. 32
1.4. Основные этапы конструирования индивидуальных учебных
планов. 40
Глава 2. Педагогическое сопровождение предпрофильной
подготовки школьников на базе индивидуальных учебных планов как условия
повышения успеваемости обучающихся. 52
2.1. Определение степени готовности педагогов и родителей к
осуществлению образовательного процесса на основе индивидуальных учебных
планов обучающихся 54
2.2. Изучение успеваемости учащихся. 70
2.3. Педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки
школьников на базе индивидуальных учебных планов. 74
2.4. Проверка эффективности педагогического сопровождения
предпрофильной подготовки школьников на базе индивидуальных учебных планов с
целью повышения их успеваемости. 82
Заключение. 88
Список использованной литературы.. 91
Введение:
Актуальность исследования.
Одной из приоритетных задач современной школы является индивидуализация
образования и реализация индивидуальных образовательных траекторий каждого
обучающегося. Основополагающие документы – Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт для
всех ступеней общего образования – акцентируют внимание на необходимости
выстраивания индивидуального образовательного маршрута (траектории). Так,
методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный
подход, который обеспечивает «построение образовательного процесса с учётом
индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и
здоровья обучающихся»[1].
В ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» индивидуализация обучения связана с реализацией
индивидуального учебного плана, «обеспечивающего освоение образовательных
программ на основе индивидуализации их содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретных обучающихся»[2].
Следовательно, индивидуализация обучения как организация образовательного
процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в рамках единого
образовательного пространства, включающего урочную и внеурочную деятельность,
реализуется путем создания оптимальных условий для обучения каждого ученика.
Современные школьники
в свою очередь с каждым годом становятся все менее заинтересованными в
обучении, так как их становление непрерывно связано с большим потоком
информации (не всегда качественной) извне, ярким тому примером являются
социальные сети, Интернет. В связи с этим успеваемость у подростков часто
ухудшается.
Выбор профиля обучения
в старших классах для большинства является логичным этапом завершения обучения
в основной школе и связан с важным жизненным выбором. Но часто обучающиеся
оказываются не готовыми к этому выбору: они имеют общие понятия о профессиях; не
всегда понимают, какие навыки и умения им нужны, чтобы быть успешными в этих
сферах; отсутствует необходимый уровень учебной мотивации; нет четкой
самостоятельной позиции.
Чрезвычайная сложность
в создании организационно-педагогических условий и методическая
необеспеченность процессов введения профильного обучения на базе индивидуальных
учебных планов (ИУП) являются серьезными барьерами на пути освоения школами
этой новации.
Степень изученности
проблемы.
– Идеи раскрытия
уникальных способностей каждого обучающегося и вопросы формирования технологии
индивидуализированного, личностно-ориентированного обучения нашли свое
отражение в различных исследованиях (М. В. Буланов, З.А. Караманова, Н. А. Колесниченко,
Л. С. Лаврова, Т.И. Масликова, Н. П. Плаксин и др.).
– Выявлены механизмы
разрешения противоречия между учебным материалом, который содержится в
образовательных программах, и реальными возможностями каждого школьника (А. К.
Костин, Т. Ю. Лихачева, Г. Г. Левкин, В. В. Семченко, Е.В. Сосновская,
А.С. Ястребов С.Н. Бостанова, З.Х. Хачирова). «По мнению некоторых ученых
(Н. А. Колесниченко, Л. С. Лаврова, Г.А. Поломошнова), всех
исследователей в данной области объединяет желание учесть индивидуальные
особенности участников учебно-воспитательного процесса. Однако, досконально
вопрос о конкретных педагогических условиях, видах и типах возможного
эффективного взаимодействия не разрешается (Х.М. Курданова, З.М. Сарбашева, Е.
Ю. Петрова), индивидуальный подход к обучению и воспитанию предусматривает
работу с обучающимися исходя из уровня их подготовки, интеллектуального
развития, возможностей и способностей.
– Рассмотрены вопросы
проектирования индивидуально-образовательного маршрута как условия формирования
профориентационной компетентности обучающихся (Л.В. Байбородова, Е. В.
Новикова, Н. И. Деденко, О.И. Эргардт, Н. Г. Костюченко, М.В. Ососова, Г.
Ф. Трубина, М. В. Мащенко).
Цель исследования: выявить возможности индивидуальных учебных планов как
условие повышения успеваемости обучающихся в рамках предпрофильной подготовки в
основной школе.
Объект исследования: успеваемость обучающихся.
Предмет исследования: индивидуальный учебный план как условие повышения
успеваемости обучающихся в рамках предпрофильной подготовки в основной школе.
Задачи исследования:
– определить степень готовности педагогов и родителей к
осуществлению образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов
учащихся;
– разработать систему педагогического сопровождения
предпрофильной подготовки школьников на базе индивидуальных учебных планов с
целью повышения их успеваемости;
– проанализировать эффективность (повышение) и итоги
успеваемости обучающихся.
Гипотеза
исследования: внедрение и использование системы
индивидуальных учебных планов способствует повышению у обучающихся
успеваемости, а также мотивации, ответственности и активности.
Необходимыми
педагогическими условиями успеваемости в реализации предпрофильной подготовки
школьников на базе индивидуальных учебных планов являются:
–
взаимодействие всех участников образовательного процесса: готовность педагогов
быть гибкими в вопросах содержания, требований и консультирования обучающимся
по профильным и непрофильным направлениям, понимание родителями их
ответственности и обязанностей при переходе на ИУП, самоорганизация и
самодисциплина обучающихся при обучении на ИУП;
–
целенаправленное дидактическое сопровождение обучающихся в течение всего
периода осуществления предпрофильной подготовки на основе постоянного
мониторинга достижений каждого ученика;
–
методическое и технологическое обеспечение учителей в случае профессиональных
затруднений участников образовательного процесса путем персонального
консультирования каждого из них для достижения необходимых образовательных
результатов.
Методы исследования. Методы теоретического исследования: анализ проведенных
тестов, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы и источников
по теме исследования, изучение и анализ электронных журналов; методы
эмпирического исследования: анкетирование, интервьюирование, математическая
обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
– проведены анализ и разработка подходов к составлению
индивидуальных учебных планов в современной школе;
– выявлены и проанализированы термины, связанные с
индивидуализацией обучения; дано обоснование основных этапов конструирования
индивидуальных образовательных планов.
Практическая
значимость исследования заключается в
том, что:
– предложенные подходы к конструированию индивидуальных
учебных планов могут быть использованы педагогами школ для определения степени готовности педагогов и родителей к осуществлению образовательного
процесса на основе индивидуальных учебных планов учащихся;
– разработана система педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников на
базе индивидуальных учебных планов.
База исследования: _____________.
Структура работы включает:
введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения. [1] Федеральный
государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] // Министерство
образования и науки Российский Федерации. – Режим доступа: https://xn80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/336 [2] Федеральный
Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской
Федерации» [Электронный ресурс] // Кодексы и законы. Правовая навигационная
система. – Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
Заключение:
В результате проведенного исследования
была достигнута цель данной работы, которая состояла в выявлении возможности
индивидуальных учебных планов как условия повышения успеваемости обучающихся в
рамках предпрофильной подготовки в основной школе.
Достижению данной цели способствовало
решение ряда задач исследования:
1. Проанализированы основные причины
неуспеваемости или плохой успеваемости подростков. Было установлено, что
причинами возникновения неуспеваемости могут быть разные: несовершенство
педагогического процесса, неблагоприятные семейные условия, большие пробелы в
знаниях, умениях и навыках, индивидуальные особенности учителя, его неумение и
нежелание понять истинные причины неуспеваемости и неудовлетворительное
поведение; неблагоприятная эмоциональная атмосфера в классе.
2. Были проанализированы вопросы
индивидуализации обучения в свете реализации ФГОС и в контексте зарубежного
опыта. Было установлено, что индивидуализация процесса обучения предполагает
учет индивидуальных особенностей и характера обучения. Каждому ученику нужна
возможность создания собственной образовательной траектории усвоения всех
учебных дисциплин. Одна из целей образования современной школы –одновременность
реализации персональных моделей образования. Поэтому, ведущая задача обучения
состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития обучающегося,
что позволяет ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь
на собственные индивидуальные качества и способности.
3. Рассмотрено профильное обучение на базе
индивидуального учебного плана. Мы пришли к выводу, что индивидуальный учебный
план (УИП) является совокупностью учебных предметов (курсов), которые выбраны
обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения для освоения, с
учетом требований Федерального базового учебного плана. Реализация
индивидуального учебного плана при предпрофильной подготовке обучающихся
основной школы направлена на самоопределение личности обучающегося и повышение
успешности его обучения.
4. Описаны основные этапы конструирования
индивидуальных учебных планов. Был сделан вывод, что процесс конструирования
индивидуального учебного плана – это довольно сложное дело, предполагающее
анализ учебного плана специальности, ознакомление с аннотациями дисциплин,
входящих в учебный план, анализ компетенций, которые формируются в процессе
изучения конкретных дисциплин, составление индивидуального образовательного
маршрута, индивидуальной образовательной траектории.
5. Определена степень готовности педагогов
и родителей к осуществлению образовательного процесса на основе индивидуальных
учебных планов учащихся. Проведенное анкетирование с педагогами и родителями
обучающихся, принявших участие в данном исследовании, показало, что ни
родители, ни педагоги не готовы к осуществлению образовательного процесса на
основе индивидуальных учебных планов.
6. Изучены особенности профессионального
самоопределения учащихся в условиях предпрофильной подготовки. Изучение
особенностей профессионального самоопределения обучающихся 9-го класса
показало, что еще не все учащиеся определились с выбором будущей профессии.
Кроме этого, 70% обучающихся 9-го класса имеют неустойчивые профессиональные
интересы, что свидетельствует о том, что дети еще не определились с выбором
своей профессии. Изучена успеваемость учащихся, обучение которых осуществляется
на основе ИУП. Была зафиксирована низкая успеваемость по предметам, которые
изучаются на основе ИУП.
7. Разработана система педагогического
сопровождения предпрофильной подготовки школьников на базе индивидуальных
учебных планов с целью повышения их успеваемости обучающихся с учетом
полученных результатов исследования. В рамках данной системы осуществлялось:
1) выстраивание графика очных
встреч/консультаций;
2) разработка учителями содержания заданий
по предметам на самостоятельное выполнение;
3) проведение онлайн занятий и
консультаций в Microsoft Teams в индивидуальном формате 3 раза в неделю;
4) обеспечивалось взаимодействие с
родителями (информирование об ответственном / безответственном обучению по ИУП,
встречи и обсуждение прогресса/регресса).
8. Проверка эффективности реализации системы
педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников на базе
индивидуальных учебных планов с целью повышения их успеваемости обучающихся с
учетом полученных результатов исследования показала положительную динамику в
успеваемости учащихся, что свидетельствует об эффективности предложенной системы.
Таким образом, цель исследования была
достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена: внедрение и
использование системы индивидуальных учебных планов способствует повышению у
обучающихся успеваемости, а также мотивации, ответственности и активности.
Фрагмент текста работы:
Актуальность исследования.
Одной из приоритетных задач современной школы является индивидуализация
образования и реализация индивидуальных образовательных траекторий каждого
обучающегося. Основополагающие документы – Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт для
всех ступеней общего образования – акцентируют внимание на необходимости
выстраивания индивидуального образовательного маршрута (траектории). Так,
методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный
подход, который обеспечивает «построение образовательного процесса с учётом
индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и
здоровья обучающихся»[1].
В ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» индивидуализация обучения связана с реализацией
индивидуального учебного плана, «обеспечивающего освоение образовательных
программ на основе индивидуализации их содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретных обучающихся»[2].
Следовательно, индивидуализация обучения как организация образовательного
процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в рамках единого
образовательного пространства, включающего урочную и внеурочную деятельность,
реализуется путем создания оптимальных условий для обучения каждого ученика.
Современные школьники
в свою очередь с каждым годом становятся все менее заинтересованными в
обучении, так как их становление непрерывно связано с большим потоком
информации (не всегда качественной) извне, ярким тому примером являются
социальные сети, Интернет. В связи с этим успеваемость у подростков часто
ухудшается.
Выбор профиля обучения
в старших классах для большинства является логичным этапом завершения обучения
в основной школе и связан с важным жизненным выбором. Но часто обучающиеся
оказываются не готовыми к этому выбору: они имеют общие понятия о профессиях; не
всегда понимают, какие навыки и умения им нужны, чтобы быть успешными в этих
сферах; отсутствует необходимый уровень учебной мотивации; нет четкой
самостоятельной позиции.
Чрезвычайная сложность
в создании организационно-педагогических условий и методическая
необеспеченность процессов введения профильного обучения на базе индивидуальных
учебных планов (ИУП) являются серьезными барьерами на пути освоения школами
этой новации.
Степень изученности
проблемы.
– Идеи раскрытия
уникальных способностей каждого обучающегося и вопросы формирования технологии
индивидуализированного, личностно-ориентированного обучения нашли свое
отражение в различных исследованиях (М. В. Буланов, З.А. Караманова, Н. А. Колесниченко,
Л. С. Лаврова, Т.И. Масликова, Н. П. Плаксин и др.).
– Выявлены механизмы
разрешения противоречия между учебным материалом, который содержится в
образовательных программах, и реальными возможностями каждого школьника (А. К.
Костин, Т. Ю. Лихачева, Г. Г. Левкин, В. В. Семченко, Е.В. Сосновская,
А.С. Ястребов С.Н. Бостанова, З.Х. Хачирова). «По мнению некоторых ученых
(Н. А. Колесниченко, Л. С. Лаврова, Г.А. Поломошнова), всех
исследователей в данной области объединяет желание учесть индивидуальные
особенности участников учебно-воспитательного процесса. Однако, досконально
вопрос о конкретных педагогических условиях, видах и типах возможного
эффективного взаимодействия не разрешается (Х.М. Курданова, З.М. Сарбашева, Е.
Ю. Петрова), индивидуальный подход к обучению и воспитанию предусматривает
работу с обучающимися исходя из уровня их подготовки, интеллектуального
развития, возможностей и способностей.
– Рассмотрены вопросы
проектирования индивидуально-образовательного маршрута как условия формирования
профориентационной компетентности обучающихся (Л.В. Байбородова, Е. В.
Новикова, Н. И. Деденко, О.И. Эргардт, Н. Г. Костюченко, М.В. Ососова, Г.
Ф. Трубина, М. В. Мащенко).
Цель исследования: выявить возможности индивидуальных учебных планов как
условие повышения успеваемости обучающихся в рамках предпрофильной подготовки в
основной школе.
Объект исследования: успеваемость обучающихся.
Предмет исследования: индивидуальный учебный план как условие повышения
успеваемости обучающихся в рамках предпрофильной подготовки в основной школе.
Задачи исследования:
– определить степень готовности педагогов и родителей к
осуществлению образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов
учащихся;
– разработать систему педагогического сопровождения
предпрофильной подготовки школьников на базе индивидуальных учебных планов с
целью повышения их успеваемости;
– проанализировать эффективность (повышение) и итоги
успеваемости обучающихся.
Гипотеза
исследования: внедрение и использование системы
индивидуальных учебных планов способствует повышению у обучающихся
успеваемости, а также мотивации, ответственности и активности.
Необходимыми
педагогическими условиями успеваемости в реализации предпрофильной подготовки
школьников на базе индивидуальных учебных планов являются:
–
взаимодействие всех участников образовательного процесса: готовность педагогов
быть гибкими в вопросах содержания, требований и консультирования обучающимся
по профильным и непрофильным направлениям, понимание родителями их
ответственности и обязанностей при переходе на ИУП, самоорганизация и
самодисциплина обучающихся при обучении на ИУП;
–
целенаправленное дидактическое сопровождение обучающихся в течение всего
периода осуществления предпрофильной подготовки на основе постоянного
мониторинга достижений каждого ученика;
–
методическое и технологическое обеспечение учителей в случае профессиональных
затруднений участников образовательного процесса путем персонального
консультирования каждого из них для достижения необходимых образовательных
результатов.
Методы исследования. Методы теоретического исследования: анализ проведенных
тестов, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы и источников
по теме исследования, изучение и анализ электронных журналов; методы
эмпирического исследования: анкетирование, интервьюирование, математическая
обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
– проведены анализ и разработка подходов к составлению
индивидуальных учебных планов в современной школе;
– выявлены и проанализированы термины, связанные с
индивидуализацией обучения; дано обоснование основных этапов конструирования
индивидуальных образовательных планов.
Практическая
значимость исследования заключается в
том, что:
– предложенные подходы к конструированию индивидуальных
учебных планов могут быть использованы педагогами школ для определения степени готовности педагогов и родителей к осуществлению образовательного
процесса на основе индивидуальных учебных планов учащихся;
– разработана система педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников на
базе индивидуальных учебных планов.
База исследования: _____________.
Структура работы включает:
введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения. [1] Федеральный
государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] // Министерство
образования и науки Российский Федерации. – Режим доступа: https://xn80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/336 [2] Федеральный
Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской
Федерации» [Электронный ресурс] // Кодексы и законы. Правовая навигационная
система. – Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/