Методика обучения литературному чтению Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Игровые технологии в преподавании «Литературное чтение» (платная доработка)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава I. Теоретические основы использования игровых технологий в начальной школе 5

1.1. Понятие и особенности игровых технологий 5

1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников 7

1.3. Особенности развития познавательного интереса младших школьников 12

Глава II. Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе 17

2.1. Исследование особенностей познавательного интереса у учеников младших классов на констатирующем этапе эксперимента 17

2.2. Разработка сборника игровых упражнений для уроков литературного чтения для 3 класса 22

Заключение 32

Список литературы 34

Приложение 37

Приложение 1 37

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Младший школьный возраст является определяющим этапом в формировании личности человека. Это период активного освоения ребенком родного языка, развития и становления всех сторон речи.

Огромное значение в развитии младших школьников имеют уроки литературного чтения, в ходе которых учащиеся знакомятся с богатством и разнообразием великого русского языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности обучающихся. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание [14].

Роль игры в воспитании и развитии ребенка младшего школьного возраста была раскрыта в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, Н.Н. Подъякова, А.П. Усовой, С.Л. Новоселовой и др.

В настоящее время в школах практика использования игры как метода во время урока присутствует, но, возможно, недостаточно. Игра во время урока требует от учителя максимального воздействия, так как учитель должен обладать определенными способностями к проведению игр [4].

Также еще одной проблемой отсутствия данного метода на занятиях является то, что не все преподаватели уверены в том, что игра является очень хорошим способом интеграции теоретических и практических элементов обучения, знаний и умений.

Большинство педагогов недооценивают преимущества использования игровых методов на занятиях, и успех игр зависит не только от учеников, но и от настроения учителя.

Объект исследования: развитие познавательного интереса на уроках литературного чтения.

Предмет исследования: игровые технологии в преподавании литературного чтения.

Цель исследования: изучить особенности использования игровых технологий на уроках литературного чтения и выявить их влияние на познавательный интерес младших школьников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и особенности игровых технологий.

2. Проанализировать психолого-педагогические особенности младших школьников.

3. Определить понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературе.

4. Проанализировать игровые технологии в современных учебниках по литературному чтению.

5. Разработать сборник игровых упражнений на уроках литературного чтения для 3 класса.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ и обобщение полученных данных, опытно-экспериментальная работа.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе проведенного исследования были решены все задачи и получены следующие результаты:

1. Рассмотрено понятие и особенности игровых технологий. Под игрой можно понимать определенный тип деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Одним из видов игровых технологий является дидактическая игра. Структура дидактической игры включает: задачу дидактическую, задачу игровую, действия игры, правила, итог.

2. Проанализированы психолого-педагогические особенности младших школьников. В результате анализа психолого-педагогической литературы нами выявлены особенности развития младших школьников (превалирование наглядно-образной формы мышления; повышенные эмоциональность, восприимчивость, впечатлительность; неустойчивость интересов; непроизвольность внимания; деятельностная активность и т.д.), определяющие специфику процесса развития и воспитания учащихся данного возраста.

3. Было выявлено, что познавательный интерес – это понятие означает избирательный импульс личности, направленный на понимание, чувственно-волевое отношение к информации, весь процесс познания и развития личной интеллектуальности. В структуру познавательного интереса входят мотивация, проблема, реализация, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Познавательный интерес состоит из четырех уровней. Познавательный интерес – одна из ведущих форм деятельности ребенка, стимулирующая обучение на основе познавательной активности.

4. В рамках работы нами было организовано опытно-экспериментальное обучение на базе Средней школы № 25 города Петрозаводск, 3 класса. Опытно-экспериментальная работа состоит из следующих этапов: констатирующий этап и формирующий этап. Для определения уровня развития познавательного интереса мы использовали методику А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника». Было выявлено у 5 учащихся низкий уровень познавательного интереса, у 9 учащихся средний, у 4 детей – высокий.

5. Можно отметить, что анализ учебников по литературному чтению для начальной школы показал, что авторы недостаточно используют игровые технологии. В учебниках для начальной школы чаще всего используются такие виды заданий на основе игровых технологий: загадки, кроссворды, игры связанные с чтением по ролям и разыгрыванием сценок.

6. Представлены примеры игровых технологий на уроках литературного чтения. На уроках литературного чтения можно использовать различные игровые технологии, включая интерактивные, с использованием ИКТ, загадки, ребусы, викторины, игры-презентации и многие другие. Был разработан сборник игровых упражнений для уроков литературного чтения для 3 класса, включающий 10 упражнений.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы использования игровых технологий в начальной школе

1.1. Понятие и особенности игровых технологий

Игровая деятельность является предпочитаемым видом деятельности для каждого ребенка. При этом такая деятельность помогает детям перерабатывать знания, полученные из окружающей действительности. Игра позволяет развивать основные познавательные процессы учащихся, формирует их интерес, развивает коммуникативные способности.

Изучением проблемы игры занимались такие отечественные ученые как: А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова, Е.И. Удальцова, Л.С. Выготский и другие.

Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это деятельность, в которой социальные отношения между людьми воссоздаются вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Д. Б. Эльконин обращает внимание на то, что «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе» [23].

Как отмечает А. Н. Леонтьев, дидактическая игра – это «пограничная игра», представляющая собой переходную форму к неигровой деятельности, которую она готовит. Такие игры содействуют формированию познавательных интересов, интеллектуальной деятельности, которые являются основой обучения [14].

В.С. Кукушин определяет «игру – как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением» [12].

С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнников и С.М. Тюнникова формулировали технологию игры как форму организации и совершенствования учебного процесса, и полагали, что «до развития теории проблемного обучения, ее основных понятий, принципов, методов игра не могла получить, и не имела педагогической логики построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания проблем, ни в аспекте организации осуществления процесса игры» [6].

Ф. Блехер говорил, что игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности. Т. Маслова считала игру одним из эффективных средств умственного развития ребёнка. Она подчёркивает, что включение дидактической игры в педагогический процесс способствует тому, что дети, восхищённые игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки, указывается в работе В.А. Казанцевой [7]. Таким образом, игра является средством самореализации и самовыражения

В.Н. Кругликов в своей работе говорит, что дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [11]. В нашей работе будем придерживаться этого определения.

Можно отметить, что педагогическая игра – это любая игра, проводимая в процессе обучения, а дидактическая игра – это игра, отличающаяся наличием правил, структуры и определенной системы оценивания.

А.К. Бондаренко указывает, что в педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида:

1) игры с предметами (игрушками);

2) настольно-печатные;

3) словесные игры [2].

А.К. Бондаренко выделяет в структуре игровой деятельности лишь отдельные компоненты. Каждая игра, включая и дидактические игры, имеет определенную структуру. В данную структуру входит игровая и образовательная задачи, определённые игровые действия, а также те правила, которых должны придерживаться играющие, игровые результаты [2].

А.К. Бондаренко, Н.Я. Михайленко, А.П.Усова в своих исследованиях пришли к выводу, что для того чтобы организовывать в игровой деятельности действия и поведение детей необходимы игровые правила. Знание правил само по себе не обеспечивает согласованных действий дошкольников. Только при условии, если они сознательно подчиняются установленным правилам, игровые и дидактические задачи могут быть успешно решены [2].

Итак, проанализировав взгляды на игровую деятельность многих педагогов и психологов можно отметить, что под игрой можно понимать определенный тип деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В период обучения в начальной школе игровая деятельность нацелена на воспитание, развитие и социализацию учащихся. Одним из видов игровых технологий является дидактическая игра. Структура дидактической игры включает: задачу дидактическую, задачу игровую, действия игры, правила, итог. Можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обычной игры детей. Её отличие в первую очередь заключается в определённой образовательной цели, а также в определённых поставленных образовательных результатах.

1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников

Младший школьный возраст является периодом развития ребенка от шести до одиннадцати лет. Дети младшего школьного возраста обучаются в начальной школе, то есть с первого по четвертый класс. Современная педагогика и психология опирается на те границы возраста и развития детей младшего школьного возраста, которые установили такие авторы как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский [4].

По определению О.В. Бабенко, В.С. Мухиной, младший школьный возраст является ответственным периодом полноценной жизни, который находится в зависимости от интеллектуального уровня и личности, желания и навыков обучения, уверенности в себе [17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы