Информатика Платная доработка Информатика

Платная доработка на тему Игровые технологии как средство активизации учащихся на уроках информатики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы использования игровых технологий в активизации
познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики  5

1.1. Сущность
игровых технологий. 5

1.2.
Особенности познавательной деятельности младших школьников. 10

1.3.
Педагогические условия использования игровых технологий для активизации
познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики  14

Глава 2.
Практическая работа по активизации познавательной деятельности младших
школьников на уроках информатики по средствам игровых технологий. 17

2.1.
Методические аспекты использования игровых технологий на уроках информатики. 17

2.2.
Разработка конспекта урока по информатики посредством дидактических игр  20

Заключение. 35

Список
литературы.. 37

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
В последнее десятилетие происходит информатизация общества, которая,
безусловно, затрагивает сферу образования. Данный процесс проявляется в
переходе с печатного варианта учебника к электронному, во внедрении в
информационно-образовательную среду электронного журнала и дневника и в
активном использовании цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения. В
связи с этим традиционные формы обучения информатике в начальной школе
становятся менее интересными для учащихся. Для повышения у учащихся интереса к
изучению предмета «Информатика и ИКТ» все чаще учителя начинают применять в
своей педагогической деятельности различные технологии обучения, в том числе и
игровую.

Многими известными
педагогами и психологами было дано определение игры, к ним относятся К. Гросс,
Я. Корчак, С. Шацкий, В. Сухомлинский, И. Пидкасистый и др. Проанализировав
данные ими определения, игру можно охарактеризовать как вид деятельности
учащихся, при котором происходит моделирование заданной учителем ситуации. Игра
позволяет подготовить учащихся к будущим жизненным ситуациям, к сотрудничеству
и взаимодействию со сверстниками и имеет своей целью не результат, а сам
процесс. Игра – вид деятельности, сопровождающий человека на протяжении всей
жизни. Игра, так же как и методические материалы, приобретает электронную форму
представления. К таким относится огромное количество различных приложений.
Обучающие приложения становятся все более актуальными и распространенными. Цель исследования
– теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения
игровых технологий как средства активизации учебно-познавательной деятельности
детей младшего школьного возраста на уроках информатики.

Объект исследования:
процесс развития познавательной активности младших школьников на уроках информатики. Предмет исследования:
применение игровых технологий на уроках информатики как средства развития
познавательной активности.

Гипотеза исследования заключается
в том, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках
информатики, будет эффективным, если игровые технологии: организованы согласно
исходным теоретическим положениям о применении игровых технологий в обучении;
отобраны и сконструированы в соответствии с содержанием изучаемой темы, с
целями и задачами уроков; соответствуют интересам и познавательным возможностям
учащихся.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие
игровых технологий в научно-методической литературе.

2. Раскрыть особенности
познавательной деятельности младших школьников.

3. Изучить педагогические
условия использования игровых технологий для активизации познавательной
деятельности младших школьников на уроках информатики.

4. Рассмотреть методические
аспекты использования игровых технологий на уроках информатики.

5. Разработать конспект
урока по информатики посредством дидактических игр.

Для решения поставленных
задач применялся комплекс методов исследования: теоретические – анализ
философской, психологической, педагогической литературы по проблеме развития
познавательной активности младших школьников.

Объем и структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,
приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема развития познавательной
активности учащихся в процессе обучения занимает одно из главенствующих мест в
современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в
большей степени зависит эффективность учебного процесса, потому что активность
является важным мотивом познавательной деятельности учащегося.

Познавательная активность
— качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к
содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению
знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации
нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей.

Для активизации
познавательной активности предлагается использовать разные формы работы:
индивидуальную, групповую, формы с использованием игровых технологий. Подбирая
упражнения необходимо опираться на следующие принципы: принцип доступности,
принцип наглядности, принцип занимательности и принцип состязательности,
которые содержат занимательную информацию. Данная информация всегда представляет
живой интерес для детей, потому что выходит за рамки учебных программ.

Игровые технологии
являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых
является игра. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим
люди использовали с древности. Существует множество классификаций игр, в данном
исследовании особо выделена классификация по структурным элементам урока: игры
на организационном этапе урока, этапе актуализации и формировании новых знаний,
для закрепления и подведения итогов урока.

Использование игры на
занятиях информатики позволяет формировать и развивать у обучающихся навыки и
умения находить необходимую информацию, преобразовывать её, вырабатывать на её
основе планы и решения в различных ситуациях.

Игра способствует
развитию познавательной активности обучающихся при изучении информатики. Она
несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает овладение компьютером
радостным, творческим и коллективным. Игры являются ценным средством воспитания
умственной активности обучающихся. Игровая форма занятий создается при помощи
игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную
деятельность обучающихся.

Младший школьный возраст
является очень важным и сложным в развитии каждого ребенка. В этот период
происходит появление у ребенка потребности в самореализации, в общении, в
создании собственного мира. Выбор педагогической технологии, в том числе
игровой, и внедрение ее в образовательный процесс должен учитывать
психолого-педагогические возрастные особенности учащихся.

На уроках информатики
наиболее распространено применение ролевых и деловых игр. Они позволяют
повысить уровень освоения как предметных, так и метапредметных результатов по
самым разным темам курса информатики.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы использования игровых технологий в активизации познавательной
деятельности младших школьников на уроках информатики 1.1. Сущность игровых
технологий

На сегодняшний день
вопрос классификации педагогических технологий стоит весьма остро. Изучая
отечественную и зарубежную литературу, посвященную данному вопросу, можно
встретить несколько различных подходов разных авторов. Например, Н.В.
Бордовской и А.А. Реан в своих трудах выделяют пять видов образовательных
технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые и тренинговые
технологии. Наиболее полную классификацию (по доминирующему признаку)
предлагает Г.К. Селевко:

• диалогические;

• догматические,
репродуктивные;

• творческие;

• саморазвивающее
обучение;

• программированное
обучение;


объяснительно-иллюстративные;

• развивающее обучение;

• игровые педагогические
технологии;

• проблемные, поисковые;

• информационные
(компьютерные) [18].

Вне зависимости от
доминирующего признака, педагогическая технология по своей сути имеет средства
активизации учебной деятельности, однако степень данного процесса в зависимости
от технологии может меняться. Для ряда технологий, в том числе и игровых,
активизация и интенсификация деятельности является основой результативности.

Любая игровая технология
– это, первую очередь, целостная система, которая охватывает некоторую часть
учебного процесса. Такая система состоит из определенного набора игр и игровых
упражнений, которые способствуют развитию личности учащегося, способствуют
освоению знаний и формируют его умения и навыки. Игровые технологии способны
обеспечить возможность вхождения и адаптацию в социуме средствами моделирования
таких процессов внутри игрового процесса [2].

А.С. Макаренко, С.Л.
Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие именитые ученые всегда
относились к игре особым образом, подчеркивая ее позитивное влияние на процессы
обучения и воспитания и высказывались в пользу методических разработок игр для
учащихся [10].

Игра – это такая
деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне
условий непосредственно утилитарной деятельности. В игре формируется характер
как особенность отношения личности к выполняемой деятельности, к социуму.
Являясь активной и осмысленной для ребенка деятельностью, игра становится для
него и средством формирования нравственных качеств. В педагогической игре
моделируются социальные институты, оформляющие отношения в различных сферах
жизни общества (экономической, общественно политической, правовой) [17].

Дидактическая игра
отличается от обычной игры важным аспектом – наличием дидактической цели. В
связи с этим, в дидактической игре всегда можно точно выделить планируемый
результат, который будет так же носить дидактический характер. Образовательная
игра является часть образовательного процесса, а значит, имеет аналогичную
структуру, в которую входят результативно-целевая модель, средства и формы
организации процесса. Чем проще игра, тем более тесно связаны между собой ее
структурные компоненты и наоборот – в сложной игре, каждый такой компонент
легко может быть вычленен и дифференцирован [20].

Любая игра (и
дидактическая не является исключением) начинается с эмоциональной установка на
игру, в ходе которой происходит восприятие игры как процесса, осознаются
игровые задачи, что сопряжено с активизацией мыслительных процессов ребенка. В
связи с этим, установка на игру обычно носит увлекательный характер, чтобы
дополнительно создать эмоциональный фон, благотворно влияющий на включенность в
процесс. Для этого может быть использовано визуальное, музыкальное или видео
сопровождение.

После успешной установки
ученики попадают в игровую ситуацию, которая может быть обозначена (в
соответствии с дидактическими целями) географическими картами, историческим
временным отрезком или просто вымышленной ситуацией.

В игровой ситуации перед
учениками (или ими самими) ставятся игровые задачи. Так как описываемая игра
несет в себе дидактический характер, игровые задачи должны быть построены на
основании задач учебных, которые представлены в скрытом виде, решение которых
замаскировано под игровой процесс. Именно учебные задачи реализуют
образовательный процесс внутри игры.

Организация процесса
дидактической игры требует наличия правил игры. Их наличие в конкретном, явном,
понятном виде способствует прогнозированию результатов и регулирует процесс в
целом. Дидактические игры в большинстве случаев предполагают коммуникацию
участников, а это значит, что процесс общения тоже должен быть регламентирован.
Данные правила носят воспитательный характер и способствуют динамике игрового
процесса. Отсутствие правил делает достижение учебных задач невозможным.

Действия учащихся в
рамках обозначенных правил называются игровыми действиями. Парадокс игровых
действий заключается в том, что слишком строгие правила ограничивают
возможность действия, однако полная свобода поступков не отвечает дидактическим
целям проведения игры. В связи с этим, педагог должен точно понимать состав
участников, уровень сформированности их умений, требуемых для участия в данной
игре и способствовать реализации поставленных учебных задач.

Ощущения ребенка во время
игры называется игровым состоянием. Именно от него зависит включенность ученика
в игровой процесс, а как следствие – его познавательная активность.
Поддерживать игровое состояние можно с помощью активизации воображения,
реквизита и сопровождения.

Финальным структурным
компонентом игры становится ее результат. Результаты, как и цели, должны быть
дидактическими (освоение знаний, формирование и развитие умений и навыков) и
игровыми. Игровые результаты могут быть как в явном виде – победа/поражение,
так и менее явном – получил удовольствие от процесса [10].

В рамках образовательного
процесса игровые технологии несут в себе следующие функции:

1. Обучающая функция
заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии
общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков,
определенных учебной задачей игры;

2. Воспитательная функция
заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к
партнеру по игре, а также развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки;

3. Развлекательная
функция состоит в создании благоприятной атмосферы, комфорта на уроке,
превращение урока в интересное и увлекательное приключение;

4. Коммуникативная
функция заключается в объединении коллектива учащихся, установлении новых
эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии;

5. Релаксационная функция
– это снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему
в процессе обучения;

6. Психологическая
функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического
состояния для более эффективной деятельности;

7. Развивающая функция
направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных
возможностей личности [6].

Можно выделить следующие
особенности игровых технологий:

• Это форма деятельности,
которая естественна, знакома и понятно обучающимся любой возрастной категории;

• Активизирует
мотивационную сферу учащихся и, как следствие, познавательную активность
обучающихся, их стремление к обучению, воображение и творчество;

• Предполагает групповую
деятельность, однако может быть организована в индивидуальном формате (установление
личных рекордов);

• Обеспечивает формы
накопления, передачи, обработки знаний, умений, навыков. Способствует
воспитательным целям обучения;

• В ходе образовательного
процесса обеспечивает достижение конкретных дидактических и личных целей в
контексте присущего ей эмоционально-нравственного поля;

• Многофункциональна,
обеспечивает возможность реализации сразу нескольких дидактических целей в ходе
одной игры;

• Способствует
нейтрализации существующих психоэмоциональных зажимов учащихся за счет игрового
настроя. В игре ребенке легче решиться опробовать новый инструмент или способ
действия;

• Способствует выработке
позитивного отношения за счет результативных возможностей: формальных (победа в
игре), личных (удовольствие от игры), командных (ощущение причастности) [17].

Помимо образовательного
процесса, игра несет в себе значимый воспитательный потенциал, так как
способствует достижению следующих воспитательных задач:

1. правильно
организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает
учащимся выработать речевые умения и навыки;

2. игра стимулирует
умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к
предмету;

3. игра – один из приемов
преодоления пассивности учеников;

4. в составе команды
каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в
лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее
справиться с заданием.

Таким образом,
соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Любая игра, так или
иначе, влияет на ее участников: формируются межличностные связи между
участниками одной команды, повышает самооценку, способствует развитию качеств
личности или просто помогает расслабиться. Во время игры происходит
восстановление энергопотенциала после напряженной активности, игровой процесс
способствует развитию мышления, памяти и воображения ребенка [6]. Несмотря на кажущуюся
несерьезность и развлекательную функцию, игра, как вид деятельности – очень
важный элемент нашей жизни. В игре особую значимость несет сам процесс происходящего.
С точки зрения психологии, игра стоит на первом месте в системе труда, потому
что это самая первая активность человека во всей жизни, к тому же очень
привлекательная. Если обучение ребенка чему-либо будет выглядеть не как
определенная схема занятий, представляющих собой труд, а как некие игровые
действия – процесс обучения будет творческим, что в свою очередь будет
способствовать повышению мотивации учащихся. Это позволяет говорить об игровых
технологиях, как об эффективном инструменте образовательного процесса, который
требует систематического подхода к своему изучению. И в первую очередь –
подхода к классификации игровых технологий в современной дидактике. Об этом
пойдет речь в следующем параграфе данного исследования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы