Дефектология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Игровая терапия как средство развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОНР СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ 7

1.1 Развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста 7

1.2 Особенности коммуникативной компетентности у детей с ОНР 30

1.3 Развитие коммуникативной компетентности средствами игровой терапии 43

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 55

2.1 Описание процедуры исследования 55

2.2 Результаты исследования коммуникативной компетентности у детей с ОНР 63

2.3 Проект развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игровой терапии 74

2.4 Результаты контрольного среза 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91

ПРИЛОЖЕНИЯ 95

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Становление связной речи дошкольников является одним из самых важных факторов, которые оказывают влияние на становление всей личности ребенка старшего дошкольного возраста. Степень речевого развития дошкольников во многом определяет уровень сформированности у них социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений, навыков и знаний, являющихся основой личностной культуры (А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.).

Весомым достижением дошкольника является овладение связной речью и использование ее в качестве средства познания и способа осуществления коммуникации. Главная задача в процессе речевого развития старшего дошкольника – это овладение языковыми средствами общения: словарным запасом; грамматическим строем языка, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать свою мысль.

У детей с ОНР отмечается наличие трудностей в ходе программирования высказывания, синтезирования отдельных элементов в единое структурное целое, в процессе отбора языковых средств с той или другой целью (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др.).

Все отмеченное выше существенно влияет на развитие коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи.

Ученые рассматривают общение как непосредственный межличностный контакт, во время которого происходит обмен индивидуально-личностным содержанием, обусловленный потребностью человека в общении и коммуникации. Актуальная задача современной дошкольной лингводидактики заключается в обеспечении связи между обучением детей родному языку и развитием их коммуникативных умений. В работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной общение рассматривается как специфическая коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста, которая имеет свою структуру, возрастные особенности развития, свои формы и средства. Для своевременного и полноценного развития речи необходимо обогащать содержание потребности ребенка в общении.

Проблема формирования коммуникативных умений интересовала таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Л.Н. Галигузова, Р.Э. Кодермятов, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев и многие другие.

С рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. Знание о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке. Оценка со стороны другого человека позволяет выявить, как он воспринимает данную личность, способствует формированию самооценки, и, в конечном счете, образа «Я».

Проблема общения и взаимодействия между людьми не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. На современном этапе развития общества ее актуальность возрастает. Изменения, которые происходят в обществе на современном этапе его развития, порождают новые требования к системе образования и воспитания подрастающего поколения. Определяя условия развития личности каждого ребенка, надо стремиться найти способы улучшения его положения в коллективе, выявляя причины, от которых оно зависит. Необходимо изучать группы детей, заниматься коррекцией поведения, коррекцией отношения к ним сверстников. Это уменьшит количество детей с асоциальным поведением и поможет детям с ОНР чувствовать положительные эмоции в коллективе, иметь высокий статус среди сверстников. Всем вышеизложенным и обусловлена актуальность данного исследования.

Одним из эффективных средств развития коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР считаем игровую терапию.

Игровая терапия как метод коррекции и развивающей работы с детьми впервые появилась в пределах психоаналитического подхода в психологической практике как альтернатива психоаналитической работе со взрослыми. Термин «игровая терапия» связывают с ее учредителями (М. Кляйн, А. Фрейд, Г. Гуг-Гельмут), которые применяли этот метод в работе с детьми.

От древних времен и до наших дней человек использует игру для развития творчества, фантазии, а значит, для развития прогресса во всех сферах жизни. Человеку с детства свойственно играть. Игра – это естественный способ выражения его мыслей и чувств. Став взрослым, каждый из нас выстраивает отношения с окружающими, добавляя в них какой-нибудь элемент собственной детской игры, проявляя свою индивидуальность и, таким образом, влияя на общие социальные отношения.

Объект исследования – коммуникативная компетентность дошкольников с ОНР 3 уровня.

Предмет исследования – использование игровой терапии как средства развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Цель исследования состоит в выявлении возможности игровой терапии как средства развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Гипотеза исследования состоит в том, что использование игровой терапии как средства развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет эффективным при реализации следующих условий:

– учета возрастных особенностей и специфики коммуникативного развития дошкольников с общим недоразвитием речи;

– разработки и реализации проекта развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игровой терапии;

– создания атмосферы принятия ребенка и эмоциональное сопереживание ребенку;

– обеспечение в процессе игровых занятий условий, которые актуализируют достижения переживания ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения.

Задачами исследования были определены следующие:

1. Рассмотреть развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.

2. Описать особенности коммуникативной компетентности у детей с ОНР.

3. Рассмотреть особенности развития коммуникативной компетентности средствами игровой терапии.

4. Провести экспериментальное исследование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

5. Разработать и апробировать проект развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игровой терапии.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в ходе эксперимента на базе логопедической группы МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 24» г. Орла.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; эксперимент (констатирующий срез, формирующий этап, контрольный срез); наблюдение; количественный и качественный анализ результатов диагностики.

Новизна исследования состоит в теоретическом обосновании возможностей использования игровой терапии в процессе развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретическая значимость результатов проведенного исследования состоит в обобщении теоретического материала относительно развития коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством игровой терапии.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; в разработанном проекте развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игровой терапии и возможности ее использования в работе дефектолога с детьми с ОНР.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось по направлению:

Результаты исследования получили отражение в научной статье «Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством игровой терапии», опубликованной в сборнике «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии»: сборник научных трудов участников IX Международной научно-практической конференции (31 марта – 1 апреля 2022 г.) / Под ред. Андрюшенкова Т. В. Орёл, 2022. С. 29-32.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и четырех приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрение сущности понятия общего недоразвития речи позволило сделать вывод, что общее недоразвитие речи (ОНР) – это форма аномалии в речевом развитии, при которой нарушено формирование каждого компонента языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми, так как они рано начинают понимать недостаточность в речевых высказываниях. Осознание речевой недостаточности рождает у них неуверенность в своих силах, замкнутость, раздражительность, обидчивость, затрудняет развитие коммуникативной компетентности.

Коммуникативное развитие – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Они предполагают способность изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнером по общению.

Выделяют следующие составляющие коммуникативного развития (коммуникативной компетентности) личности: ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и жизненном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды; адекватная ориентация человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации; готовность и умение строить контакт с людьми; внутренние средства регуляции коммуникативных действий; знания, умения и навыки конструктивного общения; внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективной коммуникативной действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

У детей старшего дошкольного возраста коммуникативное развитие происходит очень интенсивно, поскольку в этом возрасте отмечается личностное становление ребенка, что превращает его в полноценного представителя человеческого рода.

Игровая терапия помогает стимулировать активную работу мысли, способствовать расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, что стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры. Игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Она способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Все это способствует развитию коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР.

Проведенное экспериментальное исследование позволило подтвердить эффективность игровой терапии как средства развития коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОНР СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ

1.1 Развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста

Рассматривая коммуникативное развитие и особенности их формирования, стоит прежде всего дать определение понятию коммуникации. Коммуникация (от лат. Communicatio – единство, передача, соединение, сообщение, связанного с глаголом лат. Communico – делаю общим, сообщаю, соединяю, производным от лат. Communis – общий) – это процесс обмена информацией (фактами, идеями, взглядами, эмоциями и т.д.) между двумя или более лицами [Почепцов 1999].

В психологической теории деятельности общения рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и отвечает ей мотивом. В каждом возрастном периоде общения имеет свои специфические особенности, обусловленные развитием потребно-мотивационной сферы.

Общение – это специфический вид взаимодействия человека с помощью различных коммуникативных средств, заключается в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

В большинстве зарубежных исследований понятия «общение» и «отношение», как правило, не расстаются. В отечественной психолого-педагогической науке эти сроки не являются синонимами.

В процессе исследований детской психологии была разработана теория общения детей раннего и дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина). Согласно этой теории, общения освещается как специфический вид детской деятельности. Процессы общения рассматриваются как активные действия, по которым ребенок стремится передать другим людям и получить от них определенную информацию, установить с тем, кто его окружает, необходимые для него эмоционально окрашенные отношения, согласовать с ними свои действия, удовлетворить материальные и духовные потребности.

Под коммуникативным развитием понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Они предполагают способность изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнером по общению. Коммуникативная компетенция формируется в условиях непосредственного взаимодействия, поэтому является результатом опыта общения между людьми. этот опыт приобретается не только в процессе непосредственного взаимодействия, а также опосредованной, в том числе по литературе, театру, кино, из которых человек получает информацию о характере коммуникативных ситуаций, особенности межличностного взаимодействия и средства их решений. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм. Коммуникативная компетентность является важной составляющей успешности каждой современной личности, требует четкого ориентирования в современной профессиональной ситуации и выбора именно тех средств общения, которые являются для ее решения наиболее эффективными.

Выделяют следующие составляющие коммуникативного развития личности:

– ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и жизненном опыте индивида;

– способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды;

– адекватная ориентация человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации;

– готовность и умение строить контакт с людьми;

– внутренние средства регуляции коммуникативных действий;

– знания, умения и навыки конструктивного общения;

– внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективной коммуникативной действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Коммуникативные умения является составной коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность заключается во взаимодействии с целью получения необходимой информации в процессе общения. Особенно большое значение эта деятельность имеет в работе воспитателей.

В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на коммуникабельность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно выражать свои мысли.

Язык и речь, то есть коммуникативная сторона деятельности – основные инструменты во взаимодействии коммуникантов.

А.А. Леонтьев выделяет следующие коммуникативные умения в педагогическом общении [Леонтьев 1979, с. 34]:

– волевые качества, то есть умение управлять своим поведением;

– качества внимания (наблюдательность, гибкость мышления);

– умение социальной перцепции;

– умение понимать, то есть адекватно моделировать личность собеседника, его психическое состояние по внешним признакам;

– умение подавать себя в общении с собеседником;

– умение оптимально строить свою речь в психологическом плане, то есть умение речевого общения;

– умение вербального и невербального контакта;

– «гностические» умения, связанные с осознанием, систематизацией и переносом информации.

Другую классификацию дает В.П. Наумов [Наумов 1989, с. 47]. Автор выделяет обобщенные умения общения:

– ориентировочно-оценочные;

– умение входить в контакт;

– умение информационного обмена;

– прогнозно-регулятивные;

– творческо-коммуникативные;

– умение контроля и самоконтроля;

– организаторские умения.

Л. Савенкова выделяет лишь четыре группы умений:

– умение вступать в контакт;

– организационные;

– коммуникативные;

– интерактивные.

Как показывает анализ литературы, коммуникативные умения имеют свою специфику и структуру. Но о недостаточную теоретическую разработку вопроса свидетельствует терминологическая и логическая неустроенность в названии и определении коммуникативных умений. Во многих отдельных методиках встречается только описание отдельных компонентов этих умений.

Т.Д. Щербань, рассматривая общение (коммуникацию) как процесс взаимодействия людей, которые определенным образом отражают друг друга, относятся друг к другу и влияют друг на друга, выделяет, согласно этой модели, три основных компонента умение общения: психотехнический; экспрессивный; интерактивный [Щербань 2004].

Таким образом, коммуникативное развитие выступает, как структурный феномен, содержащий как составляющие ценности, мотивы, установки, социально-психологические стереотипы, знания, умения, навыки.

Приоритетной задачей современной системы образования является создание соответствующих условий для развития и самореализации каждой личности, поскольку за последние десятилетия произошло осознание того, что полноценное общение ребенка с социальным окружением является не только главным фактором психического и социального развития, а и фактором предупреждения и преодоления возможных трудностей на пути личностного становления.

Именно поэтому на передний план научных исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативные навыки человека приобретают особое значение в структуре коммуникативной личности. Ведь, важным компонентом коммуникативного процесса, который формирует личность дошкольника, а именно ее коммуникативную сферу – есть коммуникативные навыки.

Коммуникативная деятельность включает в себя целый ряд различных сторон и аспектов, поэтому в психолого-педагогической литературе не существует общего подхода, в частности с состоянием развития коммуникативных навыков.

Различные аспекты этой проблемы освещены в работах Г. Андреевой, А. Бодалева, Л. Выготского, Ж. Глозман, В. Кобыльченко, Г. Костюка, А. Леонтьева, М. Лисиной, Б. Ломова, Б. Парыгина, А. Слепович, Е. Смирновой, А. Соколова и др. Коммуникативная сфера ребенка рассматривается ими в общем контексте ее социализации с учетом особенностей построения межличностных отношений, со сверстниками, а также со взрослыми (А. Дьяченко, А. Кравцова, Т. Пироженко, Т. Репина и др.).

Взаимосвязь знаний, умений и навыков является бесспорным и признается всеми учеными, однако суть этой связи понимается по-разному. Так, некоторые исследователи считают умение незавершенным навыком, что можно представить в виде схемы: «знания – умения – навыки» (Н. Левитова). Другие же настаивают на том, что первичны навыки, а умение — вторичные, что отражено в схеме: «знание – навыки – умение» (И.А. Зимняя) [Немов 2003].

Мы разделяем мнение тех авторов, которые придерживаются схемы: знание – умение – навыки. Считаем, что главными условиями успешного развития умений, и том числе коммуникативных, является наличие соответствующих знаний, осознание цели задачи, его содержания и способов выполнения, сознательное отношение и готовность индивида к формированию умений, а также упражнения в тех или иных действиях.

Следует подчеркнуть, что в любом виде познавательной и трудовой деятельности человека знания, умения и навыки выступают в сложной диалектическом взаимодействии и неразрывном единстве.

Умение характеризуются определенными свойствами, параметрами, к которым обычно относят: осознание, обобщение, производительность и динамизм.

Осознанность является основной характеристикой умения, а по показателем осознанности усвоения действий может служить умение правильно аргументировать и обосновать свои действия, определить их четкую последовательность.

Обобщенность проявляется в выборе способов выполнения действия в соответствии с изменениями условий деятельности, то есть – это гибкость, самостоятельность действий. Правда, стоит заметить, что выбор способов реализации действия может отмечаться гибкостью, самостоятельностью, но не всегда является оптимальным.

Производительность умения позволяет не просто воспроизводить усвоенные действия, но и находить более эффективные решения примения сформированных умений и навыков.

Динамизм обеспечивает возможность усовершенствования умения, переход его на более высокий уровень развития. Одним из важных показателей сформированности умения служит уровень его усвоения (скорость, точность, рациональность действий, устойчивость к различным побочным воздействиям).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы