Платная доработка на тему Игра, как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (ОНР 3 уровня)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 5
1.1 Общее недоразвитие как сложное речевое нарушение 5
1.2. Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 12
1.3.Игра, как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 18
Выводы по главе I 21
Глава II. Организация работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 23
2.1. Анализ методик обследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 23
2.2. Анализ методик формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 27
2.3. Использование игры в логопедической работе по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 31
Выводы по II главе 34
Глава III. Экспериментальное исследование использования игры, как средства формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 40
3.1. Констатирующий этап 40
3.2. Формирующий этап 48
3.3. Контрольный этап 54
Выводы по 3 главе 61
Заключение 63
Список литературы 66
Введение:
Актуальность исследования коррекционной работы по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием различных видов игр обусловлена тем, что в дошкольном возрасте развитие речи сопровождает разные виды деятельности, прежде всего, ведущую деятельность данного возраста – игровую.
При обучении и воспитании дошкольников речевым играм отводят большое значение, что отражено в многочисленных исследованиях и в опыте работы с детьми.
Известно, что одним из важнейших этапов в коррекционно- педагогической работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является работа над связной речью. У таких детей всегда возникают трудности в построении связного речевого высказывания, а данный навык крайне необходим при дальнейшем обучении в школе. Связная речь выполняет социальную и коммуникативную функции, поэтому так необходима в жизни любого взрослого человека [1, 4, 7].
Объект исследования – процесс формирования связной речиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования — игры, как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель — выявить эффективность применения дидактических игр, направленных на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую (общую и специальную), методическую, лингвистическую и психолингвистическую литературу по проблеме исследования;
2. изучить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3. подобрать дидактические игры, для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и применить их в логопедической работе;
4. определить эффективность использования дидактических игр в логопедической работе по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В ходе работы была выдвинута гипотеза: использование на логопедических занятиях дидактических игр повышает эффективность коррекционно-развивающей работы.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
теоретические – анализ психологической, лингвистической, педагогической литературы по проблеме исследования, анализ базовых понятий исследования;
эмпирические – анализ документации, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);
математические – количественный и качественный анализ экспериментального материала.
Для реализации целей и задач работы по данному плану используется комплекс методов: теоретические: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Теоретико-методологические основы развития связной речи дошкольников определены в работах: М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Заключение:
Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, для которых характерно нарушение формирования всех компонентов речи, ее звуковой и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. ОНР отрицательно сказывается на развитии сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер, что может затруднять формирование математических представлений, в частности представлений о количестве и счете.
У детей этой категории наблюдается недостаток различных типов восприятия, в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Недостаточность основного слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в будущем — фонематическое восприятие. Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с ОНР.
Для детей с ОНР характерно наличие ограниченного лексического запаса, многократное использование одинаково звучащих слов, которые обладают различными значениями. Данные дети испытывают серьезные затруднения в процессе передачи содержания текста. Отсутствие развернутой предикативной речи — основной признак несформированности контекстной речи. Дети данной группы обладают проблемами в понимании самих текстовых сообщений, а также понимании наглядного материала, который является содержательной основой для подобных высказываний.
Речь детей по своему содержанию является мало выразительной, а также монотонной, интонирование речевых высказываний в значительной степени затруднено. Для детей с ОНР характерны следующие особенности: нарушаются процессы восприятия, а также воспроизведения интонационных структур предложения; имеются серьезные трудности, связанные с восприятием и воспроизведением логического ударения; представлены изменения темпо-ритмической организации речи; являются характерными ограниченные возможности голоса.
Все это оказывает, в первую очередь, негативное воздействие на процесс общения окружающими, а также препятствует полноценному формированию личности ребенка.
Современная система дошкольного образования основывается на федеральных государственных стандартах. Это унифицирует содержание дошкольного образования, что гарантирует каждому ребенку достижения оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. Содержание обучения и воспитания детей с ОНР определяется специальными программами и учебно-методическими комплексами, учебно-методическими изданиями, рекомендованными в качестве базовых.
Логопедическая работа должна иметь разноплановый характер, реализовываться по ряду направлений, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи. В целях формирования и речи можно использовать разнообразные логопедические техники и логоритмические упражнения, все тренировки проводятся и упражнения проводятся в форме игр, так как именно игра является одним из самых доступных и понятных для ребенка методов.
После коррекционных занятий контрольная диагностика показала, что у детей экспериментальной группы уровень развития речи и словарный запас значительно выросли. Для детей экспериментальной группы характерны значительные изменения, так стоит отметить развитие словообразования, дети правильно воспроизводят слоги. Дети экспериментальной группы могут эффективно образовывать относительные, качественные и притяжательные прилагательные. При составлении рассказа дети этой группы незначительное искажают ситуацию и неправильного воспроизводят причинно-следственные связи, рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление, кроме этого дети самостоятельно составляют рассказы.
Таким образом, задачи нашего исследования решены, его результаты отражены на страницах данной выпускной квалификационной работы.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
1.1 Общее недоразвитие как сложное речевое нарушение
Общее недоразвитие речи объединяет сложные речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам [4].
Общее недоразвитие речи у детей сказывается на развитии ребенка в целом. Страдает коммуникативная функция, то есть общение с детьми и взрослыми. Проявляются отклонения в эмоционально-волевой сфере, задерживается формирование вербального мышления [11].
Для первого уровня развития речи при общем недоразвитии речи характерно отсутствие общеупотребительной речи.
Дети с первым уровнем речевого развития не в полном объеме понимают обращенную речь. Они усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, у них сниженная работоспособность, объем внимания и память. Поэтому первые занятия должны проводиться лишь в форме игры с привлечением знакомых игрушек. Для звуковой стороны речи характерна фонетическая неопределенность. Характер звукового произношения диффузен, что детерминировано недостаточностью артикуляционных возможностей голосового аппарата и относительно неустойчивыми неразвитыми возможностями их распознания с помощью слуха. Нередко количество дефектных звуков преобладает над правильно произносимыми звуками. В произношении имеются противопоставления лишь гласных – согласных, ротовых – носовых, некоторых взрывных – фрикативных. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии[23].
На втором уровне речевого развития у ребенка с общим недоразвитием речи появляются начатки общеупотребительной речи. При этом могут