Платная доработка на тему Художественно-эстетическое развитие обучающихся средствами татарского народного танца в школе искусств
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8
1.1. Понятие художественно-эстетического развития в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности обучения татарскому народному танцу в школе искусств…………………………………………………………………………..19
1.3. Художественно-эстетическое развитие детей средствами татарского народного танца 26
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В ШКОЛЕ ИСКУССТВ 35
2.1. Педагогические условия художественно-эстетического развития обучающихся средствами татарского народного танца в школе искусств 35
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы и ее результаты 47
2.3. Методические рекомендации по совершенствованию процесса художественно-эстетического развития обучающихся средствами татарского народного танца в школе искусств 65
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
Введение:
Актуальность темы исследования. В современном мире приобретает особенную значимость гуманный подход к развитию детей. Развитие детей через художественно-творческую деятельность, через эстетическое восприятие окружающего мира реализует детскую потребность в проявлении себя в художественной деятельности, и приобщает их к высокому искусству. Обучение любым видам художественного творчества позволяет детям развиваться эстетически. При этом важным направлением художественно-эстетического развития обучающихся можно считать народный танец, который их увлекает и мотивирует к занятиям хореографией.
Татарский народный танец является константой художественно-эстетического развития обучающихся, поскольку через него они познают категории прекрасного и преемственного. Воспитание на народных традициях культуры – это прекрасный фундамент для личностного развития ребенка.
Педагогу, занимающемуся художественно-эстетическим развитием детей, необходимо глубоко разбираться в проблеме целостности художественного танцевального произведения, что позволит постичь и ему, и ребенку природу искусства: через восприятие искусства формировать «чувство единства формы и содержания», как один из высших критериев художественности. Это единство как «эстетическая реальность» в искусстве танца всегда выступает критерием конструктивного совершенства произведений танцевального искусства и компонентом эстетического развития.
Занятия татарским народным танцем в системе дополнительного образования – это возможность сполна реализовать личностный потенциал обучающихся. Это мотивирует обучающихся на достижение личных целей и самостоятельное решение задач.
Степень изученности проблемы. Вопросом исследования художественно-эстетического развития детей занимались многие ученые. Н.А. Варкки считала, что творческо-эстетическое развитие обучающихся является приоритетным направлением развития личности в данном возрастном периоде; М.Ю. Андрюкова поднимала вопрос о значении художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей. О.Б. Буксикова и С.С. Хорольская изучали эстетическое воспитание средствами хореографии в детской школе искусств.
Противоречие заключается в том, что, хотя данный вопрос в научном мире развивался, однако проблема художественно-эстетического развития средствами татарской национальной хореографии осталась нераскрытой в связи с недостаточностью методологических разработок и методологической базы исследований.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить педагогические условия художественно-эстетического развития обучающихся в школе искусств средствами народного татарского танца.
Объект исследования: процесс обучения детей хореографии в детской школе искусств.
Предмет исследования: художественно-эстетическое развитие обучающихся средствами татарского народного танца.
Исходя из поставленной цели необходимо определить круг исследовательских задач:
1. рассмотреть понятие художественно-эстетического развития в психолого-педагогической литературе;
2. изучить особенности татарского народного танца в школе искусств;
3. проанализировать пути художественно-эстетического развития средствами татарского народного танца и разработать педагогические условия;
4. провести диагностирование художественно-эстетического развития обучающихся средствами татарского народного танца в школе искусств;
5. реализовать опытно-экспериментальную работу и представить ее результаты;
6. изложить методические рекомендации по совершенствованию процесса художественно-эстетического развития обучающихся средствами татарского народного танца в школе искусств.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Уфа «Детская школа искусств».
Теоретическую базу исследования составили:
• научные труды по педагогике и психологии: Ш.А. Амонашвили, В.Н. Васильцова, О.М. Дьяченко, Е.Б. Евладова и другие;
• исследования по эстетическому воспитанию: О.К. Ольхова, Г.Г. Солодова, М.Ю. Андрюкова, Н.А. Варкки и другие;
• работы по хореографии и обучению татарскому народному танцу: О.Б. Буксикова и С.С. Хорольская, Р.С. Зарипов и Е.Р. Валяева, В.Н. Карпенко, Ю.В. Шанкин, Н.Б. Тарасова и другие.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективным художественно-эстетическое развитие средствами татарского народного танца может быть при следующих педагогических условиях:
1. применения компонентного подхода при реализации методической работы;
2. акцентирования на личностно-ориентированное воспитание;
3. организации межпредметной культурно-эстетической воспитательной среды.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез научной литературы);
— практические (педагогическое наблюдение, анкетирование, методическое проектирование).
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме художественно-эстетического развития в школе искусств средствами татарского народного танца. В работе сформулировано определение художественно-эстетического развития, раскрыты понятия дополнительного образования и татарского народного танца. Даны методические рекомендации по развитию по совершенствованию процесса художественно-эстетического развития обучающихся средствами татарского народного танца в школе искусств.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой и внедрением педагогических условий по художественно-эстетическому развитию средствами татарского народного танца, а также разработкой критериев диагностирования уровня художественно-эстетического развития обучающихся.
Структура исследования. Введение, основная часть, состоящая из двух глав, выводы по главам, заключение, список литературы и источников, приложения.
Заключение:
В процессе решения первой задачи было выявлено, что художественно-эстетическое развитие личности является результатом освоения эстетического и художественного опыта человечества. Его целью является приобщение личности к искусству, развитие детского творчества, формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Решение второй задачи дало основание сказать о том, что раскрытие этнической культуры татар через танец – это особый сегмент художественно-эстетического развития и воспитания личности обучающихся. Школа искусств предоставляет возможности реализовывать весь выразительный, образный потенциал татарского народного танца.
В ходе решения третьей задачи было определено, что художественно-эстетическое развитие средствами татарского народного танца имеет несколько фундаментальных компонентов: развитие внимания (внимательное отношение к традициям народа), воображения (работа с сюжетной стороной танцевальных композиций), эмоциональности (чувственное восприятие образов), музыкальности (чувство ритма, плавность движений).
Решение четвертой задачи лежало в плоскости проведения констатирующего эксперимента. Результат опытно-экспериментальной констатирующей работы показал, что в хореографическом ансамбле «Горлявек» детской школы искусств в г. Уфа преобладает средний уровень художественно-эстетического развития обучающихся.
При решении поставленной цели исследования был предложен комплекс мероприятий, ориентированный на повышения уровня компонентов в рамках художественно-эстетического развития. Проведя контрольный эксперимент, мы выяснили, что в хореографическом ансамбле «Горлявек» детской школы искусств в г. Уфа зафиксирован высокий уровень художественно-эстетического развития обучающихся и средний уровень художественно-эстетической воспитанности с позитивной тенденцией к высокому уровню. Была подтверждена эффективность разработанного комплекса мероприятий, который позволил обучающимся формировать свой художественный вкус, приобрести теоретические знания, наработать практический опыт, расширить свое эстетическое восприятие.
Предложенные методические рекомендации изучения татарского народного танца в школе искусств конкретизировали педагогические приемы и условия художественно-эстетического развития. Сделан вывод о том, что очень важно соблюдать баланс развития компонентов художественно-эстетического воспитания детей, работая в разных направлениях: посещать концерты народного татарского танца, художественные и этнические выставки, устраивать мастер-классы, приглашать выдающихся балетмейстеров, изучать литературу, смотреть видеозаписи с концертов народных коллективов, изучать народные праздники и их обрядовую основу, соотнося все это с освоением татарской народной пластики, придумыванием новых аутентичных движений.
Таким образом, задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Понятие художественно-эстетического развития в психолого-педагогической литературе
В педагогике понятие «развитие» подразумевает – процесс становления личности человека под воздействием различных областей деятельности; психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему понимает и интерпретирует художественные образы, обогащает их собственной базой знаний, соотносит со своим личным опытом – в процессе этого и будет осуществляться развитие.
Художественно-эстетическое развитие, включает два направления – художественное развитие и эстетическое развитие.
По мнению В.Н. Шацкой, «художественное развитие» – это формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
М.Б. Глотов подразумевает под художественным развитием изменения, которые происходят за период их обучения с его следующими показателями: художественными потребностями и интересами, способностями и навыками художественного развития и творчества, художественными знаниями, оценками и вкусами.