Дошкольная педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
.. 8

1.1.      Понятие
художественно-эстетического развития
. 8

в психолого-педагогической литературе. 8

1.2       Особенности
художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через
проблемные ситуации
. 12

1.3       Условия
художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через
проблемные ситуации
. 23

ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
.. 34

2.1. Диагностика уровня художественно-эстетического развития
детей старшего дошкольного возраста
. 34

2.2. Реализация условий художественно-эстетического развития
детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации
. 53

2.3. Анализ результатов исследования. 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 69

ПРИЛОЖЕНИЕ. 74

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования
. В современном мире приобретает особенную
значимость гуманный подход к развитию детей. Развитие детей через
художественно-творческую деятельность, через эстетическое восприятие
окружающего мира закрывает детскую потребность в проявлении себя в
художественной деятельности. Художественное развитие детей позволяет
развиваться им эстетически. При этом важным направлением художественно-эстетического
развития старших дошкольников можно считать проблемные ситуации, которые ставят
перед дошкольниками задачу для самостоятельного ее решения. При этом
эффективность использования проблемных ситуаций в процессе
художественно-эстетического развития сопровождается рядом условий, которые
создают необходимую атмосферу и позволяют наиболее полно погрузиться в развивающий
процесс.

В
ФГОС ДО значится, что в возрасте старшего дошкольного возраста необходимо развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,
а также становление эстетического отношения к окружающему миру. Использование
современных педагогических технологий открывает новые возможности развития и
обучения дошкольников. В статье 20 Федерального Закона «Об образовании в
Российской Федерации» говорится, что в образовательных организациях
осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и
развития системы образования с учетом основных направлений
социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных
направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».
Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию и
внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на сегодняшний
день становится эффективное использование технологий в дошкольном учреждении.

Цель
технологии проблемного обучения в детском саду – это развитие способности
самостоятельно анализировать проблемные ситуации, самостоятельно находить
правильный ответ. Обучение будет проблемным тогда, когда будет присутствовать проблемная
ситуация. Ценность занятий, построенных по данной технологии, огромна,
поскольку в проблемном обучении отражены требования к современному образованию:
собственное добывание знаний ребенком, вследствие чего устраняется противоречие
между логикой отдельной научной области знания и логикой процесса познания
конкретной личности; субъектность присвоения знаний; учёт интересов и
склонностей ребёнка, его ценностных ориентаций; «радость открытий», получение
удовольствия и позитивное подкрепление.

Педагогу,
занимающемуся развитием художественно-эстетического развития, необходимо
глубоко разбираться в проблеме целостности художественного произведения, что
позволит постичь и ему, и ребёнку очень глубокую природу искусства: через
восприятие искусства формировать «чувство целостности», как один из высших
критериев художественности. Целостность как «эстетическая реальность» в
искусстве всегда выступает критерием конструктивного совершенства произведений
искусства и развитием эстетического развития. Именно поэтому так важно
актуализировать то, что проблемные ситуации способствуют
художественно-эстетическому развитию.

Вопросом
актуального исследования занимались многие ученые. В области
художественно-эстетического развития Н.А. Варкки считала, что творческо-эстетическое
развитие дошкольников является приоритетным направлением развития личности в
данном возрастном периоде; Я.И. Верещацкая в своих исследованиях
актуализировала педагогические условия развития художественно-эстетического
развития (в частности, такие как музыка, танец, чтение сказок, игра и прочее);
А.Ф, Яфальян рассматривал в своих трудах эстетическое образование в период
детства.

В
области проблемного обучения Т.А. Ильина уделяла внимание проблематике в
следующих контекстах: проблемность, проблемная ситуация, проблемная задача,
проблема, проблематизация; И.М. Полынская, исследовавшая проблемные ситуации
как одно из средств активизации художественно-творческой деятельности дошкольников
в изобразительном искусстве; М. Махмутов занимался методологией проблемного
обучения; Д.М. Насырова Д.М., М.Р. Очилова и З.Б. Кадырова исследовали
проблемный метод обучения, относя его к активным методам.

Все
это обусловило актуальность исследования.

Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью
художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и
недостаточной изученностью условий художественно- эстетического развития детей
старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации.

Выявленное
противоречие позволило обозначить проблему
исследования,
состоит в выявления педагогических условий художественно-эстетического
развития старших дошкольников через проблемные ситуации.

Проблема
исследования позволила сформулировать тему
исследования
: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего
дошкольного возраста через проблемные ситуации».

Объект
данного исследования
: процесс художественно-эстетического
развития старших дошкольников через проблемные ситуации.

Предмет
исследования
: педагогические условия формирования
художественно-эстетического развития через проблемные ситуации.

Цель
исследования
: выявить теоретически обосновать
экспериментально реализовать условия художественно-эстетического развития
старших дошкольников через решение проблемных ситуаций.

Изучение
психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть гипотезу исследования: художественно-эстетическое
развитие детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации будет
эффективным, если реализовать следующие
условия
:


построение предметно-пространственной среды, направленной на художественно-эстетическое
развитие детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации в
соответствии с ФГОС ДО;


создание картотеки проблемных ситуаций.

Исходя
из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
конкретизировать понятие «художественно–эстетическое развитие».

2.
Раскрыть особенности художественно-эстетического развития через проблемные ситуации
детей старшего дошкольного возраста.

3.
Выявить и реализовать условия художественно-эстетического развития детей
старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации.

Методологическую
основу исследования
составляют концепции приоритетности
художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте (Н.А. Варкки,
Я.И. Верещацкая).

Для решения поставленных задач и проверки
гипотезы были использованы следующие методы
исследования:
теоретические (анализ, синтез);
практические (педагогический эксперимент, проектная разработка).

Исследование
проводилось в три этапа:

1
этап – подготовительный (октябрь – ноябрь 2019 г.): выбор темы исследования,
изучение проблемы в психолого-педагогической литературе, постановка проблемы,
формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, гипотезы.

2       
этап – эмпирический (декабрь 2019 г. –
апрель 2020 г.): проведение формирующего эксперимента, обработка и
систематизация материала.

3         
этап – заключительно-обобщающий (май –
июнь 2020 г.): проведение контрольного эксперимента, обработка материала,
оформление выпускной квалификационной работы.

Новизна исследования заключается в том, что
уточнено понятие «художественно-эстетическое развитие», разработан комплекс
проблемных ситуаций, направленных на художественно-эстетическое развитие детей
старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается
в возможности применения результатов исследования в практической деятельности
педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Опытно-экспериментальная база
исследования
: МАДОУ Винзилинский детский сад «Малышок».

В
эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.

Структура
выпускной квалификационной работы
: работа состоит из
введения, основной части, в которой находится две главы, заключения, списка
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе данного исследования были решены
следующие задачи:

1. Изучены теоретические основы художественно-эстетического
развития детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации.

2. Организована диагностика уровня
художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Реализованы условия
художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через
проблемные ситуации.

В ходе решения первой задачи было
выяснено, что «художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста в
психолого-педагогической литературе является весьма неоднозначной и
дискуссионной категорией. Во многом это обусловлено тем, что сегодня идет
интенсивный процесс формирования новой системы дошкольного образования в
России, что существенно отразилось и на базисном понятийном аппарате. Непосредственно
должный уровень художественно-эстетического развития дошкольников (вне
зависимости от понимания данного определения) позволяет сформировать целостную
личность.

Сформированная художественно-эстетическая
культура старшего дошкольника выражается в эмоциональной окрашенности восприятия
и в умениях познавать явления окружающего мира. Целенаправленное расширение
знаний, умений и навыков практического взаимодействия с художественной
культурой является основой эстетического просвещения и воспитания детей, под
которыми подразумевается воспитание гуманного отношения к окружающей
действительности и развитие чувства прекрасного.

Проблемная ситуация возникает в результате
выявления невозможности выполнения нового задания с помощью известных действий
и переживается как познавательная потребность в новом, неизвестном, но
необходимом знании, способе действия. Это и необходимо обеспечивать в процессе
обучения и воспитания старших дошкольников в условиях детского сада.

В ходе решения второй задачи была
проведена диагностика художественно-эстетического развития детей. Выявлено, что
в целом уровень художественно-эстетического развития у старших дошкольников
является средним. Диагностические задания выявили интерес у многих детей
заниматься любованием, демонстрировать свое отношение к образу. На недостаточный
уровень художественно-эстетического развития указывает то, что дети неуверенно
определяют настроение, средства выразительности произведений искусства,
затрудняются передать собственное эстетически значимое отношение в
изобразительной деятельности. Некоторые дети с равнодушием включаются в
выполнение заданий, стесняются сделать что-нибудь не так, боятся проявить
инициативу при изображении на свободную тематику.

В ходе решения третьей задачи был
представлен комплекс проблемных ситуаций, нацеленных на
художественно-эстетическое развитие старших дошкольников, основанный на
обращении к эстетическому восприятию и творческому осмыслению. После был
проведен контрольный эксперимент. Выявлено, что произошло качественное
повышение уровня художественно-эстетического развития детей старшего
дошкольного возраста в условиях детского сада. Необходимо обратить внимание,
что дети стали проявлять еще больше заинтересованности, стали демонстрировать
приемлемое владение техническими навыками рисования. Это подтверждает
эффективность разработанного нами занятия.

Задачи данного исследования решены.
Гипотеза подтверждена.

Цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

 

1.1.         
Понятие художественно-эстетического развития

в психолого-педагогической литературе

 

В педагогике развитие – это процесс
становления личности человека под воздействием различных областей деятельности;
психический процесс осознанного, личностного, эмоционального достижения и
осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему понимает и интерпретирует
художественные образы, обогащает их собственной базой знаний, соотносит со
своим личным опытом – это и есть развитие.

Исследовательский интерес данного
параграфа ориентирован на художественно-эстетическое развитие, которое, в свою
очередь, включает два направления – художественное развитие и эстетическое
развитие.

Художественное развитие – это формирование
у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство,
наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности
и создании эстетических ценностей [37].

М.Б. Глотов подразумевает под
художественным развитием изменения, которые происходят за период их обучения с
его следующими показателями: художественными потребностями и интересами,
способностями и навыками художественного развития и творчества, художественными
знаниями, оценками и вкусами [9, с. 42].

С позиции Б.М. Неменского художественное
развитие – это достижения языка искусства, организация художественно-творческой
деятельности и формирование эстетического отношения [23].

По мнению В.Н. Шацкой «художественное
развитие представляет собой процесс целенаправленного воздействия средствами
искусства на личность, с помощью чего происходит процесс формирования художественного
вкуса и чувств, а также формируется любовь к искусству [40, с. 56].

Эстетическое развитие – это эстетическое
сознание и эстетическое поведение личности. Ключевым элементом эстетического
сознания являются эстетические чувства: оценка, вкус, идеалы. Именно они
позволяют эстетическому сознанию как форме общественного сознания реализоваться
через художественно-эмоциональное познание действительности. Обозначает
эстетическое развитие творчество и эстетические взгляды. Подобное развитие с помощью
эстетически значимых предметов и явлений формирует личность, используя при этом
искусство [2, с. 268].

С точки зрения Б.Т. Лихачева эстетическое развитие
есть «способность личности вычленять из окружающего мира процессы, качества,
свойства, которые способствуют пробуждению эстетических чувств». Только таким
образом становится возможным полноценное освоение ребенком эстетических
явлений, их содержания и форм. Это требует от ребенка развитой способности
различать форму, цвета композиции, различать тональность, оттенки и другие
особенности эмоциональной и чувственной сферы.

По мнению В.Н. Шацкой эстетическое
развитие представляет собой процесс формирования эстетического отношения детей
(в том числе и дошкольников) к произведениям искусства [40, с. 59].

Таким образом, эстетическое развитие
представляет собой процесс формирования личности, которая способна как
воспринимать, так и оценивать прекрасное, окружающее нас, создавать различные
художественные ценности [2, с. 274].

Данное определение применимо к зрелой
личности. Но дети уже в дошкольном возрасте реагируют на прекрасное, которое их
окружает, прислушиваются к музыке, поэзии, обращают внимание на предметы
изобразительного искусства, природные явления. Также ребенок самостоятельно
начинает рисовать, лепить, создавать творчество своими руками. Данные факты
говорят о необходимости применения приемов художественно-эстетического развития
к детям дошкольного возраста, поскольку именно на этапе дошкольного возраста происходит
формирование основ личности, ее эстетическое и художественное развитие [8].

Художественно-эстетическое развитие
выступает важнейшей частью процесса общего развития детей. В настоящее время оно
обозначается как вопрос, который требует обсуждений. Так, всю свою жизнь, с
самого детства, человек соприкасается с различными эстетическими и
художественными явлениями, которые очень значимы с практической точки зрения. И
в повседневности, и в области духовности, в коммуникационных процессах
современного общества постоянно происходит столкновение с различными сторонами
жизни, как продуктивными, так и деструктивными [31, с. 185]. И все это должно
сопровождаться адекватным восприятием действительности.

Традиционно художественно-эстетическое развитие понимается как
средство:

а) развития творческого потенциала
ребенка;

б) развития образного, ассоциативного
мышления;

в) развитие самостоятельности и творческой
активности.

Художественно-эстетическое развитие детей
дошкольного возраста, по мнению Е.А. Незнамовой и ее соавторов, означает
следующее:

а) опыт эмоционально-нравственного
отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке,
изобразительном искусстве и художественных произведениях;

б) опыт художественно-творческой
деятельности [22, с. 120].

Художественно-эстетическая развитие – процесс,
развивающийся у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения
или произведения изобразительного искусства.

Стоит обратить внимание, что данный вопрос
в своих работах поднимали и другие исследователи, а также известные педагоги,
среди которых необходимо выделить Д.А. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, Б.Т.
Лихачева, Д.Н. Джола, В.Н. Шацкую и другие.

В современной педагогике сложились и
достаточно разные теории и подходы к определению понятия, а также выбору
методов и средств художественно-эстетического развития. Одно из базисных
понятий данной категории содержится в труде Н.А. Варкки «Ребенок в мире
творчества», где автор дает следующее определение понятию
художественно-эстетическое развитие – «это целенаправленный процесс развития и
формирования творчески активной личности ребенка, который способен воспринимать
и адекватно оценивать прекрасное как в жизни, так и в искусстве» [6, с. 89].

Таким образом, художественно-эстетическое развитие
имеет деятельный и созидательный характер, что не ограничивает ребенка только
процессом созерцания, а приводит к формированию способности умения создавать
нечто прекрасное как в жизни, так и в искусстве. В процессе постоянного общения
с эстетическими явлениями жизни и искусства ребенок неосознанно художественно и
эстетически развивается. Ребенком при этом не осознается эстетическая сущность
явлений и предметов, а интерес к ним скорее обусловлен желанием развлечься [19,
с. 47].

Выявленные компоненты художественно-эстетического
развития детей дошкольного возраста позволили сформулировать основные понятия
исследования: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
понимается как специально организованный процесс развития и обучения, направленный
на формирование ценностного эстетического отношения ребёнка к действительности,
как особого ресурса художественного развития окружающего мира, как реализацию
способности видеть, ценить и создавать его красоту; становление эстетически
развитой творчески активной личности – это эстетическое преобразование ребёнка,
как культурного человека, которое происходит в процессе активного освоения им
доступных видов культуры и искусства в собственной художественно-творческой
практике при обязательном индивидуально-ориентированном партнёрском
сопровождении взрослым, создающим условия для свободной творческой деятельности
ребёнка и активизирующим его внутренние ресурсы [3].

Таким образом, подводя итог, можно сказать
о том, что художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в
психолого-педагогической литературе является весьма неоднозначной и
дискуссионной категорией. Во многом это обусловлено тем, что сегодня идет
интенсивный процесс формирования новой системы дошкольного образования в
России, что существенно отразилось и на базисном понятийном аппарате.

В своем исследовании будем брать за основу
понятия В.Н. Шацкой, которая считает, что художественно-эстетическое развитие представляет
собой процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность,
благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус,
любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по
возможности творить в искусстве.

 

Содержание:

 

1.    
Теоретические основы художественно — эстетического
развития детей старшего  дошкольного возраста
через проблемные ситуации

1.1       Понятие
«художественно – эстетическое развитие» в психолого педагогической литературе

1.2       Особенности
 художественно — эстетического развития  детей старшего  дошкольного возраста через проблемные
ситуации.

1.3       Условия
художественно —  эстетического развития  детей старшего  дошкольного возраста через проблемные
ситуации.

 

Выводы по первой главе

2.Опытно
экспериментальная работа по 
художественно — эстетическому развитию 
детей старшего  дошкольного возраста
через проблемные ситуации

2.1.
Диагностика уровня художественно — эстетического развития  детей старшего  дошкольного возраста

 

2.2. Реализация условий художественно-
 эстетического развития детей
старшего  дошкольного возраста через
проблемные ситуации

2.3 Анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования
. В современном мире приобретает особенную
значимость гуманный подход к развитию детей. Развитие детей через
художественно-творческую деятельность, через эстетическое восприятие
окружающего мира закрывает детскую потребность в проявлении себя в
художественной деятельности. Художественное развитие детей позволяет
развиваться им эстетически. При этом важным направлением художественно-эстетического
развития старших дошкольников можно считать проблемные ситуации, которые ставят
перед дошкольниками задачу для самостоятельного ее решения. При этом
эффективность использования проблемных ситуаций в процессе
художественно-эстетического развития сопровождается рядом условий, которые
создают необходимую атмосферу и позволяют наиболее полно погрузиться в развивающий
процесс.

В
ФГОС ДО значится, что в возрасте старшего дошкольного возраста необходимо развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,
а также становление эстетического отношения к окружающему миру. Использование
современных педагогических технологий открывает новые возможности развития и
обучения дошкольников. В статье 20 Федерального Закона «Об образовании в
Российской Федерации» говорится, что в образовательных организациях
осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и
развития системы образования с учетом основных направлений
социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных
направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».
Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию и
внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на сегодняшний
день становится эффективное использование технологий в дошкольном учреждении.

Цель
технологии проблемного обучения в детском саду – это развитие способности
самостоятельно анализировать проблемные ситуации, самостоятельно находить
правильный ответ. Обучение будет проблемным тогда, когда будет присутствовать проблемная
ситуация. Ценность занятий, построенных по данной технологии, огромна,
поскольку в проблемном обучении отражены требования к современному образованию:
собственное добывание знаний ребенком, вследствие чего устраняется противоречие
между логикой отдельной научной области знания и логикой процесса познания
конкретной личности; субъектность присвоения знаний; учёт интересов и
склонностей ребёнка, его ценностных ориентаций; «радость открытий», получение
удовольствия и позитивное подкрепление.

Педагогу,
занимающемуся развитием художественно-эстетического развития, необходимо
глубоко разбираться в проблеме целостности художественного произведения, что
позволит постичь и ему, и ребёнку очень глубокую природу искусства: через
восприятие искусства формировать «чувство целостности», как один из высших
критериев художественности. Целостность как «эстетическая реальность» в
искусстве всегда выступает критерием конструктивного совершенства произведений
искусства и развитием эстетического развития. Именно поэтому так важно актуализировать
то, что проблемные ситуации способствуют художественно-эстетическому развитию.

Вопросом
актуального исследования занимались многие ученые. В области
художественно-эстетического развития Н.А. Варкки считала, что творческо-эстетическое
развитие дошкольников является приоритетным направлением развития личности в
данном возрастном периоде; Я.И. Верещацкая в своих исследованиях
актуализировала педагогические условия развития художественно-эстетического
развития (в частности, такие как музыка, танец, чтение сказок, игра и прочее);
А.Ф, Яфальян рассматривал в своих трудах эстетическое образование в период
детства.

В
области проблемного обучения Т.А. Ильина уделяла внимание проблематике в
следующих контекстах: проблемность, проблемная ситуация, проблемная задача,
проблема, проблематизация; И.М. Полынская, исследовавшая проблемные ситуации
как одно из средств активизации художественно-творческой деятельности дошкольников
в изобразительном искусстве; М. Махмутов занимался методологией проблемного обучения;
Д.М. Насырова Д.М., М.Р. Очилова и З.Б. Кадырова исследовали проблемный метод
обучения, относя его к активным методам.

Все
это обусловило актуальность исследования.

Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью
художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и
недостаточной изученностью условий художественно- эстетического развития детей
старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации.

Выявленное
противоречие позволило обозначить проблему
исследования,
состоит в выявления педагогических условий художественно-эстетического
развития старших дошкольников через проблемные ситуации.

Проблема
исследования позволила сформулировать тему
исследования
: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего
дошкольного возраста через проблемные ситуации».

Объект
данного исследования
: процесс художественно-эстетического
развития старших дошкольников через проблемные ситуации.

Предмет
исследования
: педагогические условия формирования
художественно-эстетического развития через проблемные ситуации.

Цель
исследования
: выявить теоретически обосновать
экспериментально реализовать условия художественно-эстетического развития
старших дошкольников через решение проблемных ситуаций.

Изучение
психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть гипотезу исследования: художественно-эстетическое
развитие детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации будет
эффективным, если реализовать следующие
условия
:


построение предметно-пространственной среды, направленной на художественно-эстетическое
развитие детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации в
соответствии с ФГОС ДО;


создание картотеки проблемных ситуаций.

Исходя
из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
конкретизировать понятие «художественно–эстетическое развитие».

2.
Раскрыть особенности художественно-эстетического развития через проблемные ситуации
детей старшего дошкольного возраста.

3.
Выявить и реализовать условия художественно-эстетического развития детей
старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации.

Методологическую
основу исследования
составляют концепции приоритетности
художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте (Н.А. Варкки,
Я.И. Верещацкая).

Для решения поставленных задач и проверки
гипотезы были использованы следующие методы
исследования:
теоретические (анализ, синтез);
практические (педагогический эксперимент, проектная разработка).

Исследование
проводилось в три этапа:

1
этап – подготовительный (октябрь – ноябрь 2019 г.): выбор темы исследования,
изучение проблемы в психолого-педагогической литературе, постановка проблемы,
формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, гипотезы.

2       
этап – эмпирический (декабрь 2019 г. –
апрель 2020 г.): проведение формирующего эксперимента, обработка и
систематизация материала.

3         
этап – заключительно-обобщающий (май –
июнь 2020 г.): проведение контрольного эксперимента, обработка материала,
оформление выпускной квалификационной работы.

Новизна исследования заключается в том, что
уточнено понятие «художественно-эстетическое развитие», разработан комплекс
проблемных ситуаций, направленных на художественно-эстетическое развитие детей
старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается
в возможности применения результатов исследования в практической деятельности
педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Опытно-экспериментальная база
исследования
: МАДОУ Винзилинский детский сад «Малышок».

В
эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.

Структура
выпускной квалификационной работы
: работа состоит из
введения, основной части, в которой находится две главы, заключения, списка
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

 

1.1.         
Понятие художественно-эстетического развития

в психолого-педагогической литературе

 

В педагогике развитие – это процесс
становления личности человека под воздействием различных областей деятельности;
психический процесс осознанного, личностного, эмоционального достижения и
осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему понимает и интерпретирует
художественные образы, обогащает их собственной базой знаний, соотносит со
своим личным опытом – это и есть развитие.

Исследовательский интерес данного
параграфа ориентирован на художественно-эстетическое развитие, которое, в свою
очередь, включает два направления – художественное развитие и эстетическое
развитие.

Художественное развитие – это формирование
у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство,
наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности
и создании эстетических ценностей.[1]

М.Б. Глотов подразумевает под
художественным развитием изменения, которые происходят за период их обучения с
его следующими показателями: художественными потребностями и интересами,
способностями и навыками художественного развития и творчества, художественными
знаниями, оценками и вкусами.[2]

С позиции Б.М. Неменского художественное
развитие – это достижения языка искусства, организация художественно-творческой
деятельности и формирование эстетического отношения.[3]

По мнению В.Н. Шацкой «художественное
развитие представляет собой процесс целенаправленного воздействия средствами
искусства на личность, с помощью чего происходит процесс формирования
художественного вкуса и чувств, а также формируется любовь к искусству.[4]

Эстетическое развитие – это эстетическое
сознание и эстетическое поведение личности. Ключевым элементом эстетического
сознания являются эстетические чувства: оценка, вкус, идеалы. Именно они
позволяют эстетическому сознанию как форме общественного сознания реализоваться
через художественно-эмоциональное познание действительности. Обозначает
эстетическое развитие творчество и эстетические взгляды. Подобное развитие с
помощью эстетически значимых предметов и явлений формирует личность, используя
при этом искусство.[5]

С точки зрения Б.Т. Лихачева эстетическое развитие
есть «способность личности вычленять из окружающего мира процессы, качества,
свойства, которые способствуют пробуждению эстетических чувств». Только таким
образом становится возможным полноценное освоение ребенком эстетических
явлений, их содержания и форм. Это требует от ребенка развитой способности
различать форму, цвета композиции, различать тональность, оттенки и другие
особенности эмоциональной и чувственной сферы.

По мнению В.Н. Шацкой эстетическое
развитие представляет собой процесс формирования эстетического отношения детей
(в том числе и дошкольников) к произведениям искусства.[6]

Таким образом, эстетическое развитие
представляет собой процесс формирования личности, которая способна как
воспринимать, так и оценивать прекрасное, окружающее нас, создавать различные
художественные ценности.[7]

Данное определение применимо к зрелой
личности. Но дети уже в дошкольном возрасте реагируют на прекрасное, которое их
окружает, прислушиваются к музыке, поэзии, обращают внимание на предметы
изобразительного искусства, природные явления. Также ребенок самостоятельно
начинает рисовать, лепить, создавать творчество своими руками. Данные факты
говорят о необходимости применения приемов художественно-эстетического развития
к детям дошкольного возраста,[8]  поскольку именно на этапе дошкольного возраста
происходит формирование основ личности, ее эстетическое и художественное
развитие.

Художественно-эстетическое развитие
выступает важнейшей частью процесса общего развития детей. В настоящее время оно
обозначается как вопрос, который требует обсуждений. Так, всю свою жизнь, с
самого детства, человек соприкасается с различными эстетическими и
художественными явлениями, которые очень значимы с практической точки зрения. И
в повседневности, и в области духовности, в коммуникационных процессах
современного общества постоянно происходит столкновение с различными сторонами
жизни, как продуктивными, так и деструктивными.[9] И все это должно
сопровождаться адекватным восприятием действительности.

Традиционно художественно-эстетическое развитие понимается как
средство:

а) развития творческого потенциала
ребенка;

б) развития образного, ассоциативного
мышления;

в) развитие самостоятельности и творческой
активности.

Художественно-эстетическое развитие детей
дошкольного возраста, по мнению Е.А. Незнамовой и ее соавторов, означает
следующее:

а) опыт эмоционально-нравственного
отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке,
изобразительном искусстве и художественных произведениях;

б) опыт художественно-творческой
деятельности.[10]

Художественно-эстетическая развитие – процесс,
развивающийся у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения
или произведения изобразительного искусства.

Стоит обратить внимание, что данный вопрос
в своих работах поднимали и другие исследователи, а также известные педагоги,
среди которых необходимо выделить Д.А. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, Б.Т.
Лихачева, Д.Н. Джола, В.Н. Шацкую и другие.

В современной педагогике сложились и
достаточно разные теории и подходы к определению понятия, а также выбору
методов и средств художественно-эстетического развития. Одно из базисных
понятий данной категории содержится в труде Н.А. Варкки «Ребенок в мире
творчества», где автор дает следующее определение понятию
художественно-эстетическое развитие – «это целенаправленный процесс развития и
формирования творчески активной личности ребенка, который способен воспринимать
и адекватно оценивать прекрасное как в жизни, так и в искусстве».[11]

Таким образом, художественно-эстетическое развитие
имеет деятельный и созидательный характер, что не ограничивает ребенка только
процессом созерцания, а приводит к формированию способности умения создавать
нечто прекрасное как в жизни, так и в искусстве. В процессе постоянного общения
с эстетическими явлениями жизни и искусства ребенок неосознанно художественно и
эстетически развивается. Ребенком при этом не осознается эстетическая сущность
явлений и предметов, а интерес к ним скорее обусловлен желанием развлечься.[12]

Выявленные компоненты
художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста позволили
сформулировать основные понятия исследования: художественно-эстетическое развитие
детей дошкольного возраста понимается как специально организованный процесс развития
и обучения, направленный на формирование ценностного эстетического отношения
ребёнка к действительности, как особого ресурса художественного развития
окружающего мира, как реализацию способности видеть, ценить и создавать его
красоту; становление эстетически развитой творчески активной личности – это
эстетическое преобразование ребёнка, как культурного человека, которое
происходит в процессе активного освоения им доступных видов культуры и
искусства в собственной художественно-творческой практике при обязательном
индивидуально-ориентированном партнёрском сопровождении взрослым, создающим
условия для свободной творческой деятельности ребёнка и активизирующим его
внутренние ресурсы.[13]

Таким образом, подводя итог, можно сказать
о том, что художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в
психолого-педагогической литературе является весьма неоднозначной и
дискуссионной категорией. Во многом это обусловлено тем, что сегодня идет
интенсивный процесс формирования новой системы дошкольного образования в
России, что существенно отразилось и на базисном понятийном аппарате.

В своем исследовании будем брать за основу
понятия В.Н. Шацкой, которая считает, что художественно-эстетическое развитие представляет
собой процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность,
благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус,
любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по
возможности творить в искусстве.



[1] Художественное воспитание /
Педагогический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://orpheus18.wixsite.com/odessagum/—xydozestvenoe-razvitie (дата обращения 29.02.2020).

[2] Глотов М.Б. Массовая культура и
художественное развитие студентов // Российская массовая культура конца ХХ
века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. – СПб.:
Санкт-Петербургское философское общество. 2001. – С.42-52.

[3] Неменский Б.М. «Мудрость красоты»:
О пробл. эст. Воспитания. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.

[4] Эстетическое воспитание и развитие
детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова,
Н.Н.Юрина; под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой.– М.: Академия, 2002.- 256 с.

[5] Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной
педагогики / Амонашвили Ш.А. – М. : Амрита, 2013. – 316 с.

[6] Эстетическое воспитание и развитие
детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская,
Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина; под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой.– М.: Академия,
2002.- 256 с.

[7] Этнокультурное и поликультурное
воспитание детей дошкольного возраста / Н.В. Агафонов, Д.А. Хохряков, В.А.
Миропольских, Л.Д. Степанова. — М.: Рим, 2003. -121с.

[8] Ветлугина Н.А. Художественное
творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина – М.: Лабиринт, 1972. – 156 с.

[9] Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.
Шиянов; под ред. В.А. Сластенина – М.: Академия , 2002. – 576 с.

[10] Незнамова Е.А., Бажинова К.И.,
Кириченкова А.Н. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе
изобразительной деятельности // Социально-гуманитарное знание как фактор
модернизации государства и общества. – 2019. – №2. – С. 118-121.

[11] Варкки Н.А. Программа
творческо-эстетического развития дошкольников / Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина. –
Санкт-Петербург : Речь, 2002. – 168 с.

[12] Микляева, Н.В. Управление
образовательными процессами в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом
образования / Н.В. Микляева – М.: Айрис-пресс, 2006.-240с.

[13] Болотина, Л.Р. Дошкольная
педагогика / Л.Р. Болотина – М.: Акад. проект, 2005.–240с

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы