Литература Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Групповые формы деятельности на уроках литературы в старших классах при изучении современных авторов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические основы и методология групповых форм деятельности на уроках литературы 7

1.1 Основные термины понятия и определения, связанные с групповыми формами деятельности 7

1.2 Методический аспект проблемы 14

2. Темы, мотивы и образы в современном русском романе 18

2.1 Алексей Иванов. Роман «Географ глобус пропил» 18

2.2 Захар Прилепин. Роман «Обитель» 24

2.3 Гузель Яхина. Роман «Зулейха открывает глаза» 31

3. Опыт использования групповых форм деятельности при изучении произведений современной литературы 37

3.1 Подготовка к использованию групповых форм работы 37

3.2 Пример разработки цикла уроков по темам, связанным с изучением творчества современных писателей 40

Заключение 52

Список литературы 55

  

Введение:

 

Введение

Групповые формы деятельности учащихся создают условия для формирования ключевых компетенций личности: коммуникативной, информационной, учат работать в команде. Ученическая группа достаточно давно признана эффективной формой обучения. Объединение формы и средства, то есть методов, диктуется содержанием формы – той целью, которая определяет смысл обучения, его содержание и методы. Объединение детей для обучения – неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в будущем. Уйти от нее нельзя не только потому, что нет средств для индивидуализации образования, а потому, что объединение всегда выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником.

Использование групповых форм деятельности учащихся имеет ряд весомых достоинств. В первую очередь, эти формы деятельности максимально развивают индивидуальные способности каждого учащегося и различные умения:

• коммуникативные навыки: умение задать вопрос, дать ответ, возразить, высказать реплику, выразить протест, вести диалог, умение критиковать и принимать конструктивную критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать;

• познавательные навыки: сравнение, анализ, синтез.

Помимо перечисленного, именно в группе учащийся может научиться рефлексии, т.е. умению смотреть на себя и свою деятельность со стороны, понимать, что он делает, по какой причине и с какой целью он это делает или говорит, и оценивать свои действия. Рефлексивные навыки приобретаются человеком в такой последовательности: оценка – взаимная оценка – самооценка.

Актуальность работы.

Школьная программа по литературе в старших классах предполагает чтение большого количества объемных произведений с необходимостью анализировать их. Количество академических часов, отведенных на изучение каждого произведения, не дает педагогу возможности отработать все вопросы, поставленные школьной программой с каждым учащимся в индивидуальном порядке. К тому же, все учащиеся имеют разную степень подготовки, кто-то сильнее, кто-то слабее. Зачастую педагогу приходится отрабатывать все темы с теми учениками, кто активнее и сильнее, что неправильно, т.к. часть учеников не усваивает учебный материал, а некоторые учащиеся даже не успевают прочесть произведение и понять его. В других ситуациях педагог работает со всеми учениками, но не по каждой теме, часть тем остается «за бортом» в силу ограниченного количества часов, отведенных на изучение произведения.

Групповые формы деятельности учащихся дают возможность всем ученикам в классе участвовать в обсуждении всех предусмотренных учебной программой тем. А грамотное разделение учителем учащихся на группы позволяет каждому ученику в классе более полно и глубоко понять художественное произведение, которое изучается на уроках.

Новизна работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе при изучении творчества современных писателей в общеобразовательной школе используются групповые методы работы, представленные в исследованиях Е.Д. Божович и С.Г. Чипсановой.

Практическая значимость работы в том, что полученные выводы достаточны сами по себе и дают представление о том, что такое групповые формы деятельности учащихся (конференция, диспут, круглый стол и т.д.), в чем особенности каждой групповой формы, как можно организовать изучение творчества современных писателей на уроках литературы в старших классах, используя групповые формы деятельности учащихся. При этом полученные выводы могут быть использованы и в качестве основы для других, более развернутых исследований.

Апробация работы. Основные положения работы звучали на уроках по темам, связанным с изучением творчества современных писателей в 10 «А» классе МБОУ «Ковылинская СОШ».

Цель исследования: проанализировать, что такое групповые формы деятельности учащихся и выяснить, каким образом их можно применять на уроках литературы в старших классах на примерах произведений современных писателей («Географ глобус пропил» А. Иванова, «Обитель» З. Прилепина, «Зулейха открывает глаза» Г. Яхиной).

Задачи:

1. Дать определение основных терминов, понятий и определений, связанных с групповыми формами деятельности учащихся.

2. Проанализировать методический аспект проблемы.

3. Изучить темы, мотивы, образы в современном русском романе (на материале романов А. Иванова «Географ глобус пропил», З. Прилепина «Обитель», Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза»).

4. Проанализировать опыт использования групповых форм деятельности при изучении произведений современной литературы.

5. Представить пример разработки цикла уроков по темам, связанным с изучением творчества современных писателей.

Объектом исследования являются групповые формы деятельности учащихся на уроках литературы в школе.

Предметом исследования является организация и проведение групповых форм деятельности учащихся на уроках литературы в школе по темам, связанным с изучением творчества современных писателей.

Методологическая основа работы состоит из:

• общенаучных методов: наблюдения, анализа, синтеза, эксперимента, моделирования.

• литературоведческих методов: историко-культурного, сравнительно-сопоставительного;

• приемов и принципов организации групповой деятельности школьников: позиционный принцип, принцип «содержательного распределения ролей», принцип «индивидуальных вкладов» .

Теоретическую базу работы составили основная и дополнительная литература, статьи периодических изданий, онлайн-источники.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (первая глава состоит из двух параграфов, вторая – из трех параграфов, третья – из двух параграфов), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Читательская грамотность характеризуется, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания. В данном исследовании мы проанализировали проблему формирования читательской грамотности учащихся средней школы при помощи групповых форм деятельности, выяснили, каким образом их можно применять на уроках литературы в старших классах на примерах произведений современных писателей («Географ глобус пропил» А. Иванова, «Обитель» З. Прилепина, «Зулейха открывает глаза» Г. Яхиной).

Групповые формы деятельности учащихся эффективны в формировании у учащихся коммуникативной и информационной компетенций личности и навыков командной работы.

В работе были изучены романы «Географ глобус пропил» (А. Иванов), «Обитель» (З. Прилепин), «Зулейха открывает глаза» (Г. Яхина). Определено, что ключевой для авторов является тема нравственности и морали. Все три произведения написаны на исторические темы или содержат отсылки к истории, по этой причине имеют пересечения с другими учебными предметами – историей, обществознанием, философией; содержат отсылки к религиозной тематике. Многогранность и сложность обсуждаемых в работе романов требует детальной проработки для глубокого и целостного восприятия произведения всеми учениками в классе. Кроме того, вряд ли можно ожидать от учащихся полного понимания романов на сложные исторические темы, задачей учителя литературы станет проверка понимания учащимися тематики произведений. Подобное достижимо лишь при использовании групповых форм организации учебной деятельности: конференций, круглых столов, семинарских занятий. Групповая форма деятельности эффективна с той точки зрения, что она дает возможность высказаться большому числу учащихся, так как в группе больше возможностей высказаться, выразить свою точку зрения, чем при фронтальной работе. Соответственно, учитель может лучше отследить степень понимания текста учащимися.

Обсуждая проблемные вопросы (а каждый из романов, включенных в предмет настоящей работы, поднимает множество проблемных вопросов) с товарищами, учащиеся не только усваивают учебный материал, они также учатся смотреть на один и тот же вопрос с разных сторон, принимать и осмысливать иную точку зрения, вести аргументированную дискуссию. В ходе подготовки к занятиям учащиеся приобретают навык работы с источниками – не только с текстом художественного произведения, но и с научной, критической литературой, вырабатывают привычку к чтению, повышают читательскую культуру. Как следствие всего перечисленного, учащийся учится мыслить, не бояться высказать свою точку зрения, искать и находить аргументы.

В ходе написания работы были решены поставленные в ее начале частные задачи.

Даны определения основных терминов групповых форм организации деятельности учащихся (что такое групповые формы, диспуты, семинары, круглые столы).

Проанализирован методический опыт в научно-педагогической литературе: классификации форм деятельности учащихся, в том числе, групповых.

Изучены и освещены факты биографий современных российских писателей: А. Иванова, З. Прилепина, Г. Яхиной. Дан анализ романов «Географ глобус пропил», «Обитель», «Зулейха открывает глаза».

Проанализированы и подробно изложены вопросы, которые необходимо решить при подготовке к использованию групповых форм деятельности учащихся.

Разработан план цикла из семи уроков литературы для учащихся старших классов по темам, связанным с изучением творчества современных писателей: А. Иванова, З. Прилепина, Г. Яхиной. Первый урок расписан подробно, остальные – кратко.

Представляется, что групповые формы организации деятельности учащихся старших классов должны применяться как можно чаще, т.к. их эффективность бесспорна. Школьная программа по литературе в 10-11 классах содержит сложные произведения, требующие много времени и внимания для их изучения и понимания. Обсуждение проблемных вопросов с одноклассниками под грамотным руководством педагога даст более полное и глубокое понимание художественного произведения подавляющим большинством учащихся, которые из-за возраста не могут до конца понять многие исторические факты, а также повысит интерес учащихся к истории России и к чтению.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы и методология групповых форм деятельности на уроках литературы

1.1 Основные термины понятия и определения, связанные с групповыми формами деятельности

Групповые формы работы на уроках литературы – вещь очень эффективная, если ее применяет грамотный педагог. Сейчас значимость и удобство такой формы работы признает большинство учителей, хотя еще двадцать лет назад она использовалась очень мало. Достоинством групповых форм работы можно назвать то, что их использование имеет под собой разработанную теоретическую базу, и является частью современного подхода к школьному обучению.

Прежде всего, стоит отметить, что групповые формы работы не предполагают, что учащиеся работают сами, без помощи педагога. Групповые формы деятельности не противоречат положению о том, что обучение – это сотрудничество учащихся с взрослым.

Система школьного образования строится на идеях отечественных педагогов и психологов, утверждавших, что роль взрослого в обучении крайне важна. В частности, Л.С. Выготский утверждал: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно» .

Этот феномен Л.С. Выготский назвал «зоной ближайшего развития». Есть действия, которые учащиеся не могут проделать самостоятельно, но справляются с ними при поддержке педагога, в дальнейшем способность к действию становится внутренним достоянием самого учащегося .

В российской педагогической науке разработаны и другие концептуальные основы образовательного и

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы