Платная доработка на тему Групповое консультирование как психологическая помощь врачам,переживающим синдром эмоционального выгорания
- 
												Оформление работы
- 
												Список литературы по ГОСТу
- 
												Соответствие методическим рекомендациям
- 
												И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
 на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Реферат	4
ВВЕДЕНИЕ	8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ	13
1.1. Анализ понятия «синдром эмоционального выгорания» и его основные теоретические подходы к изучению	13
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания у врачей	43
1.3. Основные направления профилактики синдрома эмоционального	52
Выводы по Главе I	57
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ	36
2.1. Организация и методы исследования	36
2.2 Обсуждение результатов констатирующего эксперимента	50
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента	70
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента	75
Выводы по Главе II	95
Заключение	99
Список использованных источников	102
Приложения	111
Введение:
Актуальность исследования. Психическое здоровье является важнейшим результатом и ресурсом развития личности. Оно лежит в основе любой деятельности индивида, в том числе и его высокого качества профессиональной деятельности. Современная психология предлагает эффективные способы поддержания, сохранения и развития психического здоровья индивида, среди которых наиболее разработанным является психологическое консультирование.
На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако, далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.
В реальных условиях медицинской деятельности личность медицинского персонала подвергается постоянному воздействию со стороны психотравмирующих обстоятельств – характера организации труда, психологического давления со стороны пациентов и их родственников, коллег, администрации – что, в конечном счёте, может привести к синдрому профессионального выгорания.
Термин «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Оказалось, что данный термин крайне удобен в прагматическом смысле, подходит для описания определенных состояний, наблюдаемых у врачей и многих других специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Акцент в понимании симптомов этого состояния был перенесён на патологию профессиональной деятельности. Сегодня накопление наблюдений и идей в отношении синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) вызвало необходимость представителям профессий, связанных с работой в сфере «человек-человек», рассмотреть скрытые механизмы своей профессиональной деятельности, способные привести к тому, что они перестают справляться со своими обязанностями, теряют творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформируют свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.
До сих пор нет единого определения синдрома профессионального выгорания. С точки зрения В.В. Бойко (2004) «выгорание» представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Существует представление о том, что синдром профессионального выгорания — это профессиональный феномен, возникающий вследствие «интоксикации» профессиональной коммуникацией и включающий три основных симптомокомплекса: психоэмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений (В.В. Лукьянов, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орёл и др., 2008). Согласно определению ВОЗ, синдром профессионального выгорания (burnout syndrome) – это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя или других психоактивных средств с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения.
Таким образом, проблема научного осмысления феномена синдрома эмоционального выгорания является актуальной как для теории психологии, так и ее практики.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Групповое консультирование как психологическая помощь врачам, переживающим синдром эмоционального выгорания».
Цель исследования: разработать и апробировать программу группового консультирования врачей, переживающих синдром эмоционального выгорания.
Объект исследования – врачи с синдромом эмоционального выгорания.
Предмет исследования – процесс группового психологического консультирования врачей, переживающих синдром эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что программа группового психологического консультирования будет успешной, если:
	в консультативной работе с врачами будут задействованы когнитивная, эмоциональная и поведенческая сферы;
	консультативная работа будет основана на интегративном психотерапевтическом подходе;
	в работе с врачами будет учтена специфика их профессиональной деятельности.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования требуют решения следующих задач:
1.	Изучить понятие и сущность синдрома эмоционального выгорания.
2.	Рассмотреть особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у врачей.
3.	Рассмотреть особенности психологического консультирования врачей.
4.	Выбрать критерии синдрома эмоционального выгорания, подобрать диагностический инструментарий, провести констатирующий эксперимент.
5.	Разобрать и апробировать программу консультационной работы с врачами, переживающими синдром эмоционального выгорания.
6.	Проследить изменения в уровне проявления синдрома эмоционального выгорания врачей до и после формирующего эксперимента.
Методы исследования:
1.	Теоретические – анализ психологической, психолого-педагогической и тематической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с проблемой эмоционального благополучия.
2.	Эмпирические – тестирование, методы опроса, эксперимент (групповое консультирование).
3.	Статистические – качественный и количественный анализ результатов исследования, методы математической статистики.
Методики исследования синдрома эмоционального выгорания:
1.	Диагностика	профессионального «выгорания» К. Маслач,
C. Джексон, в адаптации H.E. Водопьяновой.
2.	Диагностика эмоционального выгорания личности В.В. Бойко.
3.	Методика «Определение психического выгорания»
А.А. Рукавишникова.
4.	Опросник «Способы совладающего поведения» Р.Лазаруса.
Экспериментальная база исследования: эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у врачей проводилось на базе КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница № 20 имени И.С. Берзона».
Апробация результатов исследования происходила в ходе организации и проведения групповых консультаций на базе кабинета психолога на протяжении 6 недель. Всего было проведено 15 групповых консультаций.
По теме исследования имеются 2 публикации.
Теоретико-методологические основания исследования:
	основные положения психологии стресса Г. Селье;
	работы В.В. Бойко, В.Е. Водопьяновой, В.С. Кошкарова, К. Маслач, Н.В. Мушастой, В.Е. Орла, С.В. Тиунова, О.Е. Тупиковой, Дж.Фрейденбергер и др., посвященные проблемам синдрома эмоционального выгорания.
Научная новизна исследования: элемент новизны состоит в обосновании возможностей применения в психологическом консультировании врачей групповых форм консультаций, техник и упражнений, которые могут комбинироваться и быть адаптированы под любую группу с различной степенью выгорания, а также в зависимости от цели – устранение данного синдрома, либо его профилактика.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении особенностей формирования систематизации и обобщении данных по теме исследования, которое расширило теоретические представления о феномене
«эмоционального выгорания», о механизмах, лежащих в основе возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания у врачей.
Практическая значимость исследования заключается в составлении программы психологического консультирования врачей, переживающих синдром эмоционального выгорания. Полученные результаты позволяют глубже понять причины профессиональных трудностей врачей, способствующие развитию у них синдрома эмоционального выгорания. Материалы исследования могут быть полезными для профессионального сопровождения медицинских работников с целью профилактики или коррекции синдрома эмоционального выгорания.
Структура диссертации: описание представляемого исследования включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
Заключение:
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматривались теоретические основы синдрома эмоционального выгорания. Анализ литературы по выбранной проблеме позволил заключить, что формирование данного синдрома может быть связано с индивидуальными, организационными, социально-психологическими факторами.
Также были подробно изучены, признаки проявления синдрома эмоционального выгорания, которые могут выражаться в обычной усталости и плохом самочувствии и даже до потери интереса к работе и коллегам, злоупотребление вредными привычками, и рассмотрены три стадии его прохождения: приглушение эмоций, апатия к другим людям, к коллегам, равнодушие ко всему окружающему.
Основной причиной синдрома эмоционального выгорания является комбинация целого ряда факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или, наоборот, сглаживать их влияние.
Рассмотрев симптомы проявления и стадии процесса эмоционального выгорания, можно сказать о том, что выявить синдром выгорания на ранних этапах сложно, поскольку сначала складывается впечатление о том, что человек находится в обычной усталости от трудовой нагрузки или иных факторов. Но даже при таких, казалось бы, мало значимых проявлениях, не стоит забывать как работнику, так и работодателю, о том, что это уже является сигналом, чтобы помочь данному человеку и предотвратить дальнейшее развитие у него эмоционального выгорания
Профессиональная деятельность врачей хирургов, анестезиологов и реаниматологов зачастую бывает связана со специфичными, неблагоприятными условиями, которые тесно связаны с высокой психологической и физиологической нагрузкой на организм.
Сложность задач, стоящих перед хирургами, анестезиологами и реаниматологами в свою очередь, предъявляет высокие требования к уровню профессионализма и личностным качествам специалистов. Врачи, работающие в отделениях хирургии, анестезиологии-реаниматологии каждый день вовлечены в длительное общение с людьми, в ходе оперативного вмешательства, направленного на улучшение качества жизни пациента или её спасения, врачу приходится принимать быстрые и ответственные решения, от которых зависит здоровье и жизнь другого человека.
Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у врачей проводилось на базе КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница № 20 имени И.С. Берзона» в рамках написания выпускной квалификационной работы в течение одного года.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели исследования была сформирована целевая группа, в которую вошли врачи больницы №20, работающие в хирургическом отделении, а также отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии.
Проведение диагностики эмоционального выгорания у врачей, работающих в отделениях хирургии и анестезиологии-реаниматологии при помощи методики К. Маслач и С. Джексон показало наличие профессиональной деформации различной степени выраженности. Несмотря на то, что процент специалистов с крайне выраженными и высокими показателями эмоционального выгорания существенно ниже, чем тех, у кого симптомы выражены незначительно, мы можем говорить о том, что у врачей, принявших участие в исследовании, обнаружены симптомы эмоционального выгорания.
Около 37% обследованных нами методикой Бойко врачей имеют серьёзный риск или уже сформированный синдром эмоционального выгорания и почти четверть выборки обнаруживают склонность к его формированию.
Задачи консультативной работы, направленные на изменения в когнитивной сфере, были определены следующим образом:
–	осознание стереотипных для участника паттернов осознанного и эмоционального поведения в конкретных ситуациях и формирование новых навыков;
–	выделение конкретных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью, которые являются причиной негативных переживаний, беспокойства, формируют предпосылки для развития синдрома эмоционального выгорания. Осознание этого фактора и тем самым снижение тревожности;
–	выявление и осознание характерных механизмов совладающего поведения и психологических защит и формирование более зрелых механизмов.
Задачи, направленные на изменения в эмоциональной сфере, предполагали научение врачей распознавать и принимать характерные для них эмоциональные реакции, трансформировать их.
В ходе эмпирического исследования были получены достоверные данные о существовании значимых корреляционных связей между признаками профессионального выгорания и личностными особенностями врачей, а также особенностями их профессиональной деятельности.
В результате проведения группового консультирования среди врачей, принявших участие в исследовании, только у одного специалиста сохранилась крайняя выраженность признаков эмоционального выгорания по признаку «эмоциональное истощение». Выросло количество специалистов выраженность признаков эмоционального выгорания, у которых из высокой трансформировалась в среднюю, а из средней в низкую.
Проведение группового консультирования оказало значимый эффект на всю экспериментальную группу.
Фрагмент текста работы:
Анализ понятия «синдром эмоционального выгорания» и его основные теоретические подходы к изучению
В зарубежной литературе этот синдром известен как burnout (англ.) – «сгорание», «выгорание», «затухание горения». Впервые этот термин был введён американским психотерапевтом X.Дж. Фреденбергом (Freudenberger, 1974) в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие [45].
В отечественных работах авторами использовались разные варианты перевода английского термина «burnout»: «эмоциональное сгорание, «эмоциональное выгорание» и «эмоциональное перегорание». Употребляются также термины «психическое выгорание» и «профессиональное выгорание». В нашем понимании эти понятия являются синонимичными, потому что в их основе лежат сходные механизмы [6].
В специальной литературе приводится большое количество определений этого психологического феномена (А.Р.Фонарев, Т.Ф.Форманюк и др.). Суть большинства из них сводится к переносу человеком стереотипных форм профессионального поведения в повседневную социальную жизнь. (А.Л.Свенцицкий, P.M.Грановская и др.). Часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.
Прежде всего, обратимся к определениям, на которые мы опираемся. Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.