Платная доработка на тему Гражданско-правовое регулирование финансовых отношений в образовательных организациях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО- 7
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
§ 1. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и локальное правовое регулирование финансовых отношений в образовательных организациях 7
§ 2. Особенности предпринимательской деятельности в сфере образования 17
§ 3. Правовая специфика оказания образовательных услуг как объекта гражданских правоотношений 31
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 46
§ 1. Особенности правового регулирования договора аренды с участием образовательных организаций 46
§ 2. Возмездное оказание образовательных услуг 57
§ 3. Платные образовательные услуги: проблемы правового регулирования 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
Введение:
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что образование всегда занимало важное место в развитии общества и государства, так же оно играет важную роль и сейчас. Правовое регулирование создания и деятельности образовательных организаций имеет большое значение для реализации конституционного права граждан на образование. В связи с изменением экономического строя в Российской Федерации появилась возможность оказания платных образовательных услуг, возможность получения дохода образовательными организациями, поэтому возникла необходимость изменения действующего правового режима и правового регулирования образовательных организаций в РФ. Правовые возможности предпринимательской деятельности образовательных организаций указаны в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральных законах «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях», «Об образовании в Российской Федерации». Стоит отметить, что понятие и определение предпринимательской деятельности не определено законодательством конкретно. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также отсутствует понятие предпринимательской деятельности образовательной организации, как и нет понятия «приносящая доход деятельность», а также не описаны и конкретно не классифицированы виды предпринимательской деятельности, осуществляемые в сфере образования.
В главе «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования» рассматриваются такие общие аспекты деятельности образовательных организаций, которые нельзя назвать частью предпринимательской деятельности. При этом реализация образовательных программ, курсов, семинаров и иных видов образования за счет средств как физических, так и юридических лиц можно рассматривать в качестве одного из видов экономической деятельности в сфере образования. Для этого существуют определенные правовые нормы.
Законодательство предоставляет образовательным организациям право выбирать для себя самостоятельно разновидности платных образовательных услуг, однако они должны быть обозначены в уставе каждой образовательной организации путем прямой передачи.
На сегодняшний момент большая часть функционирующих в Российской Федерации образовательных организаций создаются в форме учреждений: как государственных, так и частных, – иногда эта форма используется как автономная некоммерческая организация. Стоит отметить, что режим функционирования образовательных организаций в рамках оказания образовательных услуг схож с работой некоммерческих организаций. Если обратиться к федеральному закону «О некоммерческих организациях», то некоммерческая организация в праве заниматься предпринимательством исключительно в виде и порядке, а также в той мере, которая позволяет организации достигать целей, поставленной перед ней в момент создания. Согласно разделу 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации должны создаваться прежде всего для достижения целей и осуществления задач в интересах общественного благополучия – цели в сфере благотворительности, образования, науки, социальной сфере и в иных, способствующих развитию общества целях. В связи с разнообразием возможных целей некоммерческой организации закон не содержит полного списка всех ее целей деятельности, что открывает простор для учредителей такой организации.
Для некоммерческих организаций законом не определены меры или, иначе говоря, критерии соответствия предпринимательской деятельности целям, установленных в уставе такой организации.
В этом законе существуют понятия «предпринимательская деятельность» и «приносящая доход деятельность», в связи с чем объяснимо появляется вопрос о разграничении двух упомянутых понятий. При этом приносящая доход деятельность по существу является предпринимательской, поскольку ее осуществление связано с желанием и мотивацией образовательной организации занять выигрышное место в сфере образовательных услуг.
В соответствии со статьей 298 ГК РФ как автономные, так и бюджетные образовательные учреждения могут осуществлять деятельность, связанную с получением финансовой прибыли, исключительно в виде и в мере, при которой она будет способствовать осуществлению задач и целей, поставленных перед организацией в момент ее учреждения, и исключительно в том случае, когда приносящая доход деятельность может осуществляться согласно учредительным документам образовательной организации. Стоит отметить, что весь доход и все имущество, которые были получены в связи с деятельностью по получению финансовой прибыли или которые были приобретены за этот счет, остаются в самостоятельном распоряжении такой организации. Однако финансирование образовательной организации из бюджета не будет изменяться и зависеть от ее финансовой прибыли, которая была получена в связи с деятельностью, приносящей доход любого рода.
Основной целью деятельности образовательных организаций является функционирование в интересах сферы образования с реализацией образовательных программ – уроков, кружков, секций, семинаров и т.д. Исходя из этого, образовательные организации могут заниматься предпринимательством в рамках образовательной деятельности и развития.
Нельзя не упомянуть, что деятельность в сфере образования, как и любая другая деятельность, не представима без сопутствующих видов – менеджмента, управления организацией (учреждением), материальное и экономической обеспечение, представительская деятельность, бухучет и обслуживания, и других видов. При взгляде на устав практически любого образовательного учреждения можно заметить, как правило, что там перечислен значительный перечень приносящих доход видов деятельности. Возникает вопрос об их соответствии целям образовательной организации.
Есть смысл в том, чтобы на законодательном уровне выделить и четко определить понятие предпринимательской деятельности, а также ее виды и особенности, связанные с тем, чем именно образовательная организация может заниматься в рамках своего функционирования.
Некоторые исследователи справедливо считают, что необходим правовой пересмотр нормативных правовых актов, которые регулируют предпринимательскую деятельность в сфере образования, учитывая при этом исчерпывающее количество особенностей и возможных спорных моментов образовательной деятельности. Поэтому можно сделать вывод о том, что точное обозначение предпринимательской деятельности в образовательной сфере на сегодняшний момент законодателем еще не определено.
Следует заметить, что свобода в осуществлении предпринимательства в образовательных учреждениях ограничена. Кроме образовательных организаций правом осуществлять образовательную деятельность также обладают индивидуальные предприниматели и самозанятые лица. Помимо прочего, законодательно допустимо проведение деятельности в сфере образования и самим индивидуальным предпринимателем, и с вовлечением в учебный процесс профессорско-преподавательского состава.
В то же время в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» предъявляются конкретные минимальные требования для проведения деятельности в сфере образования индивидуальным предпринимателем.
Образование является важной частью социальной сферы государства. Развитие образовательных организаций зависит в том числе и от наличия необходимых ресурсов. Достаточный объем финансирования позволяет формировать высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, актуализировать и разрабатывать новые программы образования, использовать современные технологии и инновационные разработки. Но стоит обратить внимание, что в настоящее время невысокие заработные платы в части регионов РФ, высокий моральный и физический износ основной части материально-технической базы, устаревший библиотечный фонд, отсутствие современных информационных технологий и другие проблемы, все еще присутствуют в системе образования и являются следствием дефицита финансовых ресурсов. Поэтому стимулирование и развитие сферы оказания платных образовательных услуг и иных видов деятельности, приносящей доход в образовании, является важной задачей, что определило и тематику настоящего исследования. Важно не только осуществлять государственное финансирование системы образования, сколько стимулировать инициативы для формирования новых возможностей для привлечения финансовых ресурсов и получения источников дохода внутри системы образования.
Таким образом, стоит отметить, что, несмотря на все попытки законодателя усовершенствовать систему нормативного правового регулирования деятельности юридических лиц, в целом, и образовательных организаций, в частности, многие вопросы остаются нерешенными, вызывают вопросы правового регулирования, а также наличествуют коллизии, пробелы и противоречия, что и говорит о необходимости дальнейшего теоретического осмысления указанной проблематики и подчеркивает актуальность и своевременность настоящего исследования.
Целью данной диссертационной работы является комплексно-правовое исследование гражданско-правового регулирования финансовых отношений в образовательной организации.
В рамках осуществления выявленной цели есть необходимость в решении следующих задач:
проанализировать правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и локальное правовое регулирование финансовых отношений в образовательных организациях;
исследовать частные, особые черты функционирования предпринимательства в образовательной среде;
изучить правовые особенности оказания услуг в сфере образования как самостоятельного объекта гражданских правоотношений;
дать определение и рассмотреть возмездное оказание образовательных услуг;
рассмотреть платные образовательные услуги и проблемы их правового регулирования.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением финансовых отношений в образовательной организации.
Предметом исследования является нормативные правовые акты в сфере гражданско-правового регулирования финансовых отношений в образовательной организации, научная и учебная литература, правоприменительная и судебная практика.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, а также заключение и библиографический список.
Заключение:
На современном этапе развития рыночных, экономических и правовых отношений в России можно наблюдать формирование и модификацию института юридических лиц в целом, систематизацию и совершенствование законодательства, изменение общественных отношений, формирование новой концепции развития рынка. Система юридических лиц оказывает колоссальное влияние на развитие права в целом, поскольку затрагиваются отношения собственности, а они являются основополагающими. На фундаменте вещных правоотношений формируются и другие институты гражданского права, поэтому мы можем наблюдать интересный исторический процесс формулирования новой парадигмы в российском обществе, а именно собственнические отношений свободного рынка.
Развитие законодательства о юридических лицах и данного правового института в целом находится в единстве с общими тенденциями развития современного отечественного гражданского права. М.Ю. Челышев обосновано увязывает выявленные направления изменений взаимодействием отрасли гражданского права с другими правовыми отраслями, что обусловливает увеличение степени комплексности правовой регламентации; развитие саморегулирования; детализация и дифференциация на отдельных участках гражданско-правовой жизни; формирование (изменение) границ гражданско-правового регулирования соответствующих общественных отношений .
В результате проведенного исследования стоит обратить внимание, насколько тесно взаимосвязаны процессы, происходящие в общественной, экономической, политической и экономической сфере с образованием и образовательной деятельностью. Несомненно, роль образования в современном обществе невозможно переоценить, но в настоящее время стоит отметить, развитие сферы образования получило новый стимул и направление. Активное вовлечение образовательного процесса в область предпринимательских отношений, в сферу извлечения прибыли и получения дохода, повлияло на всю структуру нормативного правового регулирования. Законодатель вынужден подстраиваться под структурные изменения в обществе и образовании, исходя их потребностей людей и современного состояния экономики. Образование все больше уходит в сферу частных интересов, коммерциализируется и повышается конкуренция среди образовательных учреждений. Возможность коммерциализации научных достижений, получение патентов и грантов в образовании приводят к повышенному интересу к образовательным организациям со стороны бизнеса, а значит, увеличивается предпринимательская направленность образовательной деятельности. Все эти процессы положительно влияют на сферу образования, повышают активность молодого поколения, стимулируют развитие науки в Российской Федерации, что положительно сказывается на имидже страны и ее конкурентоспособности на мировой арене. Но важно понимать, что эти процессы должны находится под контролем государства и общественных структур, в рамках проверки качества оказываемых образовательных услуг и порядком использования полученных доходов для реализации уставных целей.
Внедрение предпринимательских отношений в сферу образования в России является ресурсом для успешного преобразования системы образования.
Совершенно очевидно, что достижение целей модернизации российской экономики возможно только при наличии надлежащего правового обеспечения, содержащегося в Посланиях Президента Российской Федерации, в которых закреплены направления модернизации Российской Федерации на основе реальной текущей экономической ситуации. Современная экономическая ситуация характеризуется последствиями глубокого экономического кризиса глобального масштаба, которые затрагивают в том числе и Россию. Президентом не раз отмечалось, что в качестве одного из системных шагов, направленных на решение основных проблем модернизации, необходимо учитывать выход на требуемый уровень государственного управления. В связи с этим необходимо остановиться на проблеме совершенствования правовой базы рыночной экономики в целом. Кризис подтолкнул признать необходимость модернизации, как экономики, так и законодательства о рыночной экономике и предпринимательстве, принятии мер правового реагирования. Это не исключает, а, напротив, предполагает системное улучшение в системе образования.
В образовательных организациях стали активно применяться стартапы, создаются малые предприятия, учащиеся на практике видят необходимость развития новых видов деятельности и возможностей для реализации бизнеса, открытия собственного дела.
При этом важно понимать, что образовательные учреждения вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только в рамках, предусмотренных действующим законодательством и уставом.
Стоит обратить внимание, что в современных условиях среди всех функций предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках системы образования, самой важной является инновационная деятельность. Именная данная сфера должна быть в центре внимания законодателя и образовательных организаций, поскольку она позволяет развивать предпринимательские способности и стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства в России.
Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности в сфере образования, осуществление деятельности, приносящей доход, порядок использования этого дохода и развитие коммерческих отношений в образовательных организациях – все это приоритеты развития на ближайшее будущее. Важной задачей стоит систематизация и приведение действующего законодательства в соответствии с потребностями современного общества, экономического состояния и реализации функций государства. Необходимо использовать ресурсы, которые заложены в системе образования для развития конкурентоспособности Российской Федерации именно в научной области. Так как, например, было продемонстрировано при создании вакцины от короновирусной инфекции, насколько важно иметь ресурсы в области науки, инноваций, технологий, чтобы достигать впечатляющих результатов.
Дальнейшее продвижение идей по развитию бизнеса в рамках образовательных организаций, формирование устойчивых связей между бизнесом и образованием даст стимул дальнейшего развития и совершенствования системы образования в Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО-
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
§ 1. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и локальное правовое регулирование финансовых отношений в образовательных организациях
Юридические лица являются субъектами гражданского права, они являются важными участниками гражданского оборота. В Российской Федерации, исходя из специфики развития исторических процессов и ментальных особенностей, формирование института юридических лиц претерпевало и претерпевает многочисленные изменения и формирования. Этот процесс объективно необходим и должен подстраиваться под реалии времени и потребности современного общества и требования гражданского оборота с учетом глобализации рынка и права. Поэтому, учитывая тут факт, что институт юридических лиц в гражданском праве имеет четкое правовое регулирование, многие вопросы требуют своего теоретического освещения и обоснования, особенно в современных условиях, как в связи с реформацией гражданского законодательства, так и в связи с появлением на мировой арене новых конструкций юридических лиц.
Правовое регулирование юридических лиц в Российской Федерации имеет устоявшуюся структуру и систему, однако, в данной сфере в связи с развитием общественных, государственных, социальных и экономических связей законодательство претерпевает постоянные изменения и совершенствуется. Так, относительно недавно была проведена реформа гражданского законодательства, которая изменила некоторые подходы в отношении института юридических лиц. Изменения, вносимые в Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ) предусматривались проектом Федерального закона о внесении изменений в несколько частей – первую, вторую, третью и четвертую ГКРФ, разработанным Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства во исполнение Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. (далее — проект ГК РФ) . Но до разработки данного проекта его идеология была определена в масштабном документе — Концепции развития гражданского законодательства РФ, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. .
Концепция развития гражданского законодательства, а именно п.7.1.4 указанного НПА, указывала на необходимость оптимизации организационно-правовых форм некоммерческих организаций в качестве юридических лиц – при этом вне зависимости от законодательной сохранности деления лиц на многочисленные виды по особенностям их главного рода деятельности, но с учетом их реальных гражданско-правовых особенностей во внутреннем организационном устройстве. Есть необходимость во внесении в Гражданский кодекс возможности создавать некоммерческие организации исключительно в корпоративных формах: например, в виде потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций и союзов – то есть таких объединений, участниками которых могут быть и физические, и юридические лица в любых сочетаниях, – либо в виде юридических лиц некорпоративного типа, а именно фондов и учреждений. Указанный список стоит считать полным и исчерпывающим, но только в интересах и в целях деятельности некоммерческих организаций в качестве юридических лиц. Стоит отметить, что очевидно: реализовать такой подход невозможно мгновенно, для этого может потребоваться переходный период, затратный по времени. При этом реализация не должна приводить к ликвидации действующих некоммерческих организаций .
Проект Гражданского кодекса РФ устанавливал, что должен быть назван закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в том числе корпоративных .
Финансово-хозяйственная деятельность (ФХД) предприятия — это система процессов, с помощью которых организация производит и реализует продукцию при ограниченных ресурсах. Экономическая деятельность в данном определении относится к созданию объектов для продажи, а финансовая деятельность является частью экономического процесса. В рыночных условиях финансовая деятельность играет ключевую роль в обеспечении стабильности и бесперебойного осуществления хозяйственной деятельности. Обеспечение этого принципа невозможно без привлечения необходимых финансовых ресурсов, их правильного распределения и эффективного управления положительными и отрицательными денежными потоками. Именно поэтому финансовая деятельность выделяется как часть общих финансово-экономических процессов предприятия.
Деление в российском гражданском законодательстве юридических лиц на корпорации и унитарные организации может обозначить проблему определения соотношения данной классификации и разграничения всех организаций на коммерческие и некоммерческие. В принципе, и в иных странах принято все корпорации подразделять по цели деятельности на предпринимательские и непредпринимательские, то есть на коммерческие и некоммерческие образования. Как раз к числу последних могут быть отнесены правительственные объединения, муниципалитеты и пр. Но данное деление все же в большей степени связано с использованием различных механизмов налогообложения. Юридический статус предпринимательской корпорации предопределяет систему налогообложения их прибылей. В отличие от партнерств и индивидуальных деловых предприятий, чьи доходы облагаются по ставке индивидуального подоходного налога, прибыли корпорации облагаются налогом на прибыль, который, как правило, отличается от подоходного налога как по величине ставок, так и по набору льгот и вычетов из налоговой базы (дохода, подлежащего налогообложению) или налоговых обязательств. В нашей науке гражданского права данный аспект практически не затронут. Однако разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие является дополняющим в отношении к разграничению на корпорации и унитарные организации. Считается, что именно такая система будет способна в наиболее полной мере определять систему правового регулирования для всех типов юридических лиц.
Хотя последние изменения, принятые в ГК РФ, имеют число сторонников и положительных отзывов, они также подвергаются критической оценке.
Если говорить о конструктивной критике, то даже приверженцы независимости корпоративного права замечают, что некоторые положения Гражданского кодекса не соотносятся с сущностью корпоративных правоотношений. Например, Андреев В.К. обращает внимание на то, что расширение состава корпораций путем включения в него некоммерческих организаций только усложнило и так непростую систему законодательства о юридических лицах, с одной стороны добавляя исключения из общепринятых правил о корпоративных организациях, а с другой – «формируя общие правила, которые вряд ли применимы к некоммерческим корпорациям» .
На современном этапе развития рыночных, экономических и правовых отношений в России можно наблюдать формирование и модификацию института юридических лиц в целом, систематизацию и совершенствование законодательства, изменение общественных отношений, формирование новой концепции развития рынка. Система юридических лиц оказывает колоссальное влияние на развитие права в целом, поскольку затрагиваются отношения собственности, а они являются основополагающими. На фундаменте вещных правоотношений формируются и другие институты гражданского права, поэтому мы можем наблюдать интересный исторический процесс формулирования новой парадигмы в российском обществе, а именно собственнические отношений свободного рынка. Конечно, данный процесс длительный и энергозатратный, но он неизбежный, он требует построения гражданских правоотношений на принципах добросовестности, разумности и справедливости, что и было закреплено в рамках новой концепции гражданского законодательства, начатой в 2009 году.