Платная доработка на тему Гражданское общество Российской Федерации: понятие, принципы и основные конституционно-правовые характеристики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретико-правовые основы развития
гражданского общества Российской Федерации
1.1. Этапы становления гражданского общества
Российской Федерации
1.2. Сущность и признаки гражданского общества
Глава 2. Тенденции и перспективы формирования и
развития гражданского общества Российской Федерации
2.2. Проблемы и перспективы формирования и
развития гражданского общества Российской Федерации
Введение:
Актуальность темы
исследования. Научные дискуссии о проблемах становления гражданского общества
современной России, начавшись четверть века назад в социологической и
политологической литературе, продолжаются и сегодня. Гражданское общество
предстаёт как область социального бытия, в значительной степени независимая от
государства, сферы политического, не отождествляемая с первым, а выступающая
как совокупность самостоятельных и независимых от него общественных отношений и
институтов, которые развиваются в сфере экономики, культуры, религии и др.
Степень разработанности.
Политологическое изучение гражданского общества (К.С. Гаджиев, О.Н. Полухин,
С.А. Перегудов) заостряет внимание на его участии в политической
жизни общества, как правило, ограничивая сферу деятельности общественных
организаций оппозицией гражданского общества государственной системе. Этим
обусловлено частое использование формулировки «неправительственные организации»
(НПО), обозначающей структуры гражданского общества.
Культурологический ракурс
рассмотрения (К. Поппер, А.Турен, Э.Гидденс, 3. Бауман) характеризует
гражданское общество как совокупность свободно мыслящих индивидов, не связанных
стереотипами традиционного мышления, не тяготеющих к «официальным» точкам
зрения.
Очень часто российский
научный дискурс состоит из монологов: авторы не всегда рассматривают схожие или
противоположные аргументы своих коллег, не обозначают свою позицию в общем
дискуссионном контексте. Кроме того, само понятие «гражданское общество»
меняется со временем, как на Западе, так и в России. В связи с этим, для более
глубокого анализа проблем становления российского гражданского общества
необходимо углублённое дальнейшее изучение. Все данные обстоятельства
подтверждают актуальность темы курсовой работы.
Объектом исследования в курсовой
работе является система общественных отношений, складывающихся в процессе
становления и развития гражданского общества в Российской Федерации.
Предмет исследования курсовой работы
– нормы права, регулирующие процесс становления и развития гражданского
общества в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является
исследование теоретических, практических проблем процесса становления и
развития гражданского общества в Российской Федерации.
В соответствии с целью определены
следующие задачи, решение которых составляет содержание курсовой работы:
— изучить этапы становления гражданского общества
Российской Федерации;
— раскрыть сущность и признаки гражданского общества;
— рассмотреть влияние влияние эффективности конституционных
принципов на развитие гражданского общества Российской Федерации;
— охарактеризовать реализацию конституционных обязанностей
государства как основы формирования и развития гражданского общества Российской
Федерации;
— выявить проблемы и перспективы формирования и развития
гражданского общества Российской Федерации.
Методологическую основу курсовой работы составляют
всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный,
всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде
всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа
общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический,
сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой
работы составили Конституция РФ, федеральные законы РФ.
Теоретическая значимость темы
курсовой работы состоит в том, что оно вносит определенный вклад в разработку
основ процесс становления и развития гражданского общества в Российской
Федерации.
Практическая значимость темы курсовой
работы. Основные положения работы могут быть использованы в практической
деятельности должностных лиц, наделенных юрисдикционными функциями.
Эмпирическая основа
курсовой работы. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы
конференций, диссертации, научные статьи исследователей, которые в своих
научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Достоверность материалов
исследования в курсовой работе подтверждается списком использованных источников
и ссылками, сделанными на них в ходе написания основной части работы.
Структурно курсовая
работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая, эмпирическая
основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой
работы изучены теоретико-правовые основы развития гражданского общества
Российской Федерации.
Во второй главе курсовой
работы проведен анализ тенденций и перспектив формирования и развития
гражданского общества Российской Федерации.
В заключении обобщены
результаты курсовой работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках
поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и
практические выводы.
Как следует из проведенного краткого обзора
истории гражданского общества в России, преобладающей пока остается тенденция к
созданию различного рода ограничений в плане проявления активности граждан,
усилению зависимости их об единений от государства, в том числе посредством
принятия последним нечетких/двусмысленных правовых норм или задействования
финансовых инструментов. В этой связи представляется необходимым всемерно
расширять работу по трансформации по большей части декларативных гарантий в
эффективно работающие механизмы защиты прав граждан.
Гражданское общество является исследовательским
феноменом, объединяющим в себе диаметрально противоположные подходы к его
рассмотрению: от исключительно умозрительного концепта, недостижимого идеала,
до вполне четкой характеристики общества, наблюдаемого в конкретный
исторический период развития. Столь большой разброс возможностей для изучения
формирует интерес у исследователей различных научных областей: философии,
юриспруденции, политологии, экономики, социологии. Таким образом, единое,
удовлетворяющее весь круг исследовательских интересов определение гражданского
общества вряд ли возможно, однако, по мнению автора, междисциплинарный подход
позволит отразить многогранность этого явления.
Являясь Основным Законом государства и общества
— Конституция РФ определяет важнейшие принципы для формирования необходимых
институтов гражданского общества. В своей совокупности конституционные принципы
становятся одновременно предпосылками и необходимыми условиями для
трансформации ценностных ориентиров в действенный механизм функционирования
общества как обособленного организма. Следует отметить, что именно комплексное,
всестороннее и всеобъемлющее применение конституционных принципов является
фактором повышения эффективности самих конституционных предписаний. Они создают
соответствующую систему, дополняя и предопределяя функциональность каждого
конкретного принципа. Такое
качество конституционных принципов в значительной мере определяет задачи
максимально задействовать весь спектр принципов направленных на формирование
гражданского общества и правового государства.
Объединившись в один орган
власти государство ставит перед собой задачи и само себя контролирует, что
нарушает принцип разделения властей, принципы демократии и республиканской
формы правления, а значит, велика вероятность нарушения одной из главной
обязанности государства признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и
гражданина, непосредственно закрепленной в статье 2 Основного Закона
российского государства, обладающего высшей юридической силой.
Обязанности государства, закреплённые в
Конституции РФ начнут реализовываться в полную силу с появлением в государстве
сильного гражданского общества, ведь если в стране слабое гражданское общество,
то обязанности перед обществом превращаются в право государство над обществом
(в этом и состоит сущность применения двойных правовых стандартов поведения).
Недостаточное развитее институтов гражданского
общества в совокупности с относительно низкой общей правовой культурой
населения наводят на мысль о том, что в нашей стране, несмотря на громадные
демократические преобразования, гражданское общество до конца еще не оформлено.
Современное российское общество, конечно, отвечает всем признакам, которые
присущи гражданскому обществу. В стране существуют многие публичные
политические элементы, характерные для такого типа общества. Тем не менее,
констатировать факт реального существования эффективного гражданского общества
в России пока преждевременно.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы
развития гражданского общества Российской Федерации
1.1. Этапы становления гражданского
общества Российской Федерации
Вопросы теории гражданского общества,
практических механизмов его становления в условиях постсоветской России
традиционно относятся к числу наиболее актуальных проблем, разрабатываемых
учеными- обществоведами: историками, философами, социологами, политологами,
юристами и т.д. Думается, в принципиальном плане это обусловлено тем, что
фундамент гражданского общества образуют права и свободы человека. В
соответствии со ст. 2 Конституции РФ, последние являются высшей ценностью, а их
защита — обязанностью государства.
Стоит напомнить, что первые представления о
гражданском обществе сформировались еще в эпоху Древней Греции и Древнего Рима.
В основном это было связано с развитием политико-юридической мысли того
времени, в частности, в трудах Цицерона, который разрабатывал вопросы прав и
обязанностей граждан, а также общества как совокупности последних. Не случайно
именно от лат. civis (гражданин)
возникло понятие civitas (общество). Античные идеи гражданского
общества получили новое осмысление уже в Новое время, что в первую очередь было
отражено в работах великого английского философа Т. Гоббса «О гражданине» (
была создана развернутая концепция гражданского общества как разнообразных форм
взаимодействие граждан и государства. В дальнейшем теоретические основы
исследуемой проблемы получили свое развитие в трудах Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо,
Вольтера, Г. Г егеля, И. Канта и др[1].
Относительно короткий по историческим меркам
период постсоветских преобразований в России может быть подразделен на ряд
этапов с точки зрения эволюции гражданского общества.
Первый из них охватывает период со времени
распада СССР (декабрь
и до принятия Конституции РФ (декабрь1993 г.). Он отмечается быстрым ростом
количества политических партий и других об единений вследствие ликвидации
монопольного положения КПСС. Параллельно с этим набирали силу процессы создания
разнообразных об единений граждан в различных сферах жизнедеятельности
общества, в первую очередь экономической.
Второй этап открывается принятием Конституции
РФ, в которой были зафиксированы как приоритет индивидуальных интересов на
коллективными, так и гарантии для самостоятельной деятельности граждан и
объединений во всех общественных сферах. Таким образом, в основном законе были
заложены благоприятные условия для развития институтов гражданского общества.
Однако на практике больших изменений по сравнению с первым периодом не
произошло. Это было вызвано как сохранением предыдущей власти и имевшегося
курса во внутренней политике, так и выявившемся по большей части декларативным
характером Конституции: имеющиеся в ней права и свободы в основном
провозглашаются, но практически не подкрепляются действенными правовыми
механизмами их защиты. Кроме того, встречающиеся в тексте документа
многочисленные примечания о допустимости регулирования различных прав законами
(ст. 24, 29, 37 и пр.) создали базу для их возможного ограничения, что и
произошло на практике.
Третий этап, связанный с уходом первого
президента РФ Б.Н. Ельцина и с избранием на этот пост В.В. Путина и
продолжающийся по настоящее время, характеризуется постепенным ограничением различных
гражданских прав и фактическим уменьшением возможностей населения в деле их
защиты. Одной из причин подобной ситуации является расплывчатость многих
положений законов, которые допускают их двоякое, а иногда и множественное
толкование органами и представителями власти. В частности, ст. 282 (о
возбуждении ненависти и вражды по мотивам) не имеет четких критериев,
определяющих наличие экстремистского деяния. В результате государственные
органы имеют достаточно широкие возможности для определения большого числа
действий в качестве преступных, что пагубным образом сказалось на общественной
активности граждан и их объединений. Вместе с тем необходимо отметить, что
имевшее место ужесточение этих репрессий спровоцировало многочисленные
возмущения в обществе, что имело своим результатом частичную декриминализацию
ст. 282 УК РФ[2]: ее первая часть была заменена административным наказанием и лишь за
повторное (в течение 12 месяцев) нарушение данной нормы стал применяться УК РФ.
Еще одним важным в теоретическом и практическом
плане вопросом является типизация институтов гражданского общества. По
результатам обобщения зафиксированных в литературе подходов представляется
возможным разделить их (по критерию сфер деятельности) на четыре основные
группы: политические, экономические, социальные и духовные. При этом следует
подчеркнуть некоторую условность данного деления, поскольку один и тот же
общественный институт можно охватывать несколько общественных сфер. К примеру,
профессиональные союзы работников действуют как в социальной, так и
экономической области. Как показывает мировая практика, набирают силу и их
политическая функция[3].
Возвращаясь к краткой характеристике институтов
по параметру преобладающей сферы их жизнедеятельности, необходимо отметить
следующее. В политической области к ним относятся все виды добровольно
созданных и действующих объединений, которые играют роль «посредника» между
гражданами страны и государственными органами. Целью их деятельности может быть
как отстаивание политических прав и свобод граждан, так и борьба за власть.
В экономической сфере к институтам гражданского
общества относятся негосударственные внебюджетные организации/объединения
различных организационно-правовых форм (предприятия, кооперативы, товарищества
и т.д.). В основе деятельности этих институтов лежит частная собственность и
частная инициатива. Также в этой сфере действуют профсоюзы как об единения
наемных работников, ассоциации/об единения предпринимателей,
торгово-промышленные палаты и тому подобные организации.
Что касается социальной сферы, то здесь
институты гражданского общества отличаются наибольшим разнообразием. Среди них
в первую очередь можно выделить семью. Кроме того, в данной сфере присутствуют
негосударственные воспитательные и образовательные учреждения (ясли, детские
сады, школы, вузы и т.д.), учреждения здравоохранения и пр.
[1] Чукаев Т.О. Историко-теоретические предпосылки формирования
института гражданского общества // Закон и право. — 2020. — № 3. — С.
36-38.
[2] Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание
законодательства РФ. – 1996. — N 25. — ст. 2954.
[3] Склифус С.В. Становление гражданского общества в Российской
Федерации: актуальные аспекты // Наука и образование: хозяйство и экономика;
предпринимательство; право и управление. — 2020. — № 2 (117). — С.
72-74.