Платная доработка на тему Готовность к совместной деятельности как фактор самоэффективности в работе бортпроводника гражданской авиации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА САМОЭФФЕКТИВНОСТИ В РАБОТЕ БОРТПРОВОДНИКА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ.. 8
1.1 Содержание понятия «готовность к совместной
деятельности» в научной литературе. 8
1.2 Характеристика понятия «самоэффективность» и
«самоэффективное поведение» 15
1.3 Психологические особенности бортпроводника
гражданской авиации.. 25
Выводы по первой главе. 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА САМОЭФФЕКТИВНОСТИ В РАБОТЕ БОРТПРОВОДНИКА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ.. 38
2.1 Программа и ход эмпирического исследования. 38
2.2 Характеристика методик эмпирического исследования. 40
2.3 Обсуждение результатов эмпирического исследования. 43
Выводы по второй главе. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 58
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..65
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время все большее внимание
уделяется проблеме эффективного поведения человека. Вместе с тем эта
проблематика разработана недостаточно полно, и до сих пор неизвестно значение
самоэффективности в профессиональной деятельности бортпроводников гражданской
авиации.
Психологические особенности бортпроводников гражданской авиации и
специфика их труда изучена в отечественной науке недостаточно (Н. Абдуразакова,
И.Ю. Вороцкая, Н.Б. Егорова, Т.В. Филипьева). Хотя аналогичные
исследования в отношении пилотов гражданской авиации производятся в большем
объеме. Однако бортпроводники – важнейшие для обеспечения безопасности и
предоставления услуг сервиса специалисты гражданской авиации, изучение
психологического содержания труда которых важно, как для науки, так и для
практики.
Разработка проблемы самоэффективности актуальна и своевременна,
поскольку сегодня, как никогда, обществу требуются высокоэффективные люди,
способные правильно оценить и результаты своей деятельности (в том числе
профессиональной), и собственные возможности. Субъективное отношение к
выполняемой деятельности реализуется в обращенности человека к внутренним
резервам, потенциалам развития, возможностям выбора средств действий и
построения определенной стратегии не только деятельности, поведения, но и жизни
в целом. А это, в конечном счете, обусловлено самоэффективностью личности.
Самоэффективность – это представление индивида о своей способности
справляться с конкретными ситуациями и задачами, а суждение о самоэффективности
– это вербализованные ожидания человека в отношении способности выполнять
действия в данной ситуации. Самоэффективность – это не личностная черта, а
особый когнитивный механизм, позволяющий субъекту анализировать свои
возможности при выполнении тех или иных действий, обеспечивающий актуализацию
их мотивации, формы поведения и возникновение эмоций. А. Бандура считает, что
самоэффективность – центральная и очень важная детерминанта человеческого
поведения, один из существенных механизмов субъектности. Самоэффективность –
это как вера в свою компетентность, способность нормально и успешно
функционировать в профессиональной среде.
Стратегия развития нашей страны, предполагающая высокую
инновативность, предполагает потребность построения максимально эффективного
взаимодействия в самых разных сферах жизни, в том числе и в профессиональной
сфере. Работа бортпроводника гражданской авиации предполагает постоянный
контакт с коллегами: другими бортпроводниками, пилотами, работниками аэропорта
и пр. Достижение профессиональной эффективности для бортпроводника возможно
лишь в условиях эффективного взаимодействия, слаженной совместной деятельности
с другими специалистами. Поэтому изучение психологической готовности к
совместной деятельности в работе бортпроводника гражданской авиации имеет
важное значение.
Разработанность проблемы исследования. Изучение личностной самоэффективности находит
свое отражение в работах зарубежных исследователей (Дж. Роттер, М. Селигман, А.
Бандура, М. Шеер, Дж. Маддукс, и др.) и отечественных ученых (Р.Л.
Кричевский, Т.О. Гордеева, К.М. Гайдар, М.И. Гайдар, и др.). Анализ
современных концепций показывает многообразие и обширность трактовки феномена
самоэффективность. Однако все они рассматривают самоэффективность как сочетание
представлений человека о своих возможностях и способностях быть продуктивным
при осуществлении предстоящей деятельности, общении и его уверенность в том,
что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и
субъективного эффекта.
Готовность к совместной деятельности и достижению сотрудничества как
предмет исследования интересовали таких ученых как А. Адлер,
Л.С. Выготский, А.Л. Журавлев, В.В. Курунов, А.К. Осницкий. При этом
терминологического единства в отношении указанного понятия пока не достигнуто.
Также следует отметить, что чаще исследования о готовности к совместной
деятельности и достижению сотрудничества происходят на примере взаимоотношения
детей или учащихся и педагогов, трудовые взаимоотношения в этом контексте
рассматриваются значительно реже.
Поэтому в данном исследовании мы хотим сосредоточить свое внимание на той
роли, что играет готовность к совместной деятельности у бортпроводника
гражданской авиации в формировании его самоэффективности в работе.
Проблема исследования: роль готовности к совместной деятельности в
формировании самоэффективности в работе бортпроводника гражданской авиации.
Цель исследования: изучить готовность к совместной деятельности
как фактор самоэффективности в работе бортпроводника гражданской авиации.
Объект исследования: самоэффективность бортпроводника гражданской
авиации.
Предмет исследования: готовность к совместной деятельности как
фактор самоэффективности в работе бортпроводника гражданской авиации.
Гипотеза исследования: предполагается, что между уровнем готовности к совместной деятельности и
уровнем оценки самоэффективности у бортпроводников гражданской авиации
существует значимая связь.
Заключение:
Бортпроводники гражданской авиации – специалисты, сочетающие в своей
деятельности два важнейших направления: обеспечение безопасности пассажиров и
предоставление им качественного сервиса. Их роль в создании условий для
комфортных и безопасных перелетов пассажиров сложно переоценить. Учитывая, что
специфика труда бортпроводников предполагает слаженную работу в коллективе
коллег и внешних специалистов, рассмотрение готовности к совместной
деятельности как фактора самоэффективности в работе бортпроводника гражданской
авиации является актуальным, как для науки, так и для практики.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь
поставленной во введении цели, что позволило изучить готовность к совместной
деятельности как фактор самоэффективности в работе бортпроводника гражданской
авиации.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— было рассмотрено содержание понятия «готовность к совместной деятельности»
в научной литературе;
— была дана характеристика понятиям «самоэффективность» и «самоэффективное
поведение»;
— были представлены психологические особенности бортпроводника
гражданской авиации;
— было организовано и проведено эмпирическое исследование готовности к
совместной деятельности как фактора самоэффективности в работе бортпроводника
гражданской авиации;
— было выполнено обсуждение результатов эмпирического исследования.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил
доказать гипотезу исследования о том, что между уровнем готовности к совместной
деятельности и уровнем оценки самоэффективности у бортпроводников гражданской
авиации существует значимая связь.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в
полном объеме, а гипотеза доказана.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую,
так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении научных
позиций касательно понятия «готовность к совместной деятельности»; в обобщении
и систематизации характеристик таких понятий как «самоэффективность» и «самоэффективное
поведение»; в выявлении психологических особенностей бортпроводника гражданской
авиации.
Практическая значимость исследования состоит в возможности
использования материалов выпускной квалификационной работы следующими
категориями лиц:
— организационными психологами с целью оптимизации профессиональной
деятельности в отношении развития готовности к совместной деятельности и
стимулирования самоэффективности у бортпроводников гражданской авиации;
— студентами, обучающимися по направлению «Организационная
психология», с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским
занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной
проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных.
Также важно сообщить, что выполненная работа имеет также научные
перспективы. С нашей точки зрения, было бы научно обосновано обратиться к
уточнению личностных особенностей бортпроводников гражданской авиации в
зависимости от социально-психологических характеристик: пола, гендера, стажа
работы, уровня образования и пр. Возможным направлением для изучения в рамках
темы также является рассмотрение влияния личностных особенностей
бортпроводников гражданской авиации на формирование у них профессионального
выгорания. Сведения, полученные в рамках исследований на выше указанные
тематики, позволят уточнить программы профилактики выгорания специалистов и
обеспечить им индивидуальную программу психологического сопровождения
профессиональной деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА САМОЭФФЕКТИВНОСТИ
В РАБОТЕ БОРТПРОВОДНИКА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ 1.1 Содержание понятия
«готовность к совместной деятельности» в научной литературе В целом «совместная деятельность» раскрывается исследователями по-разному,
но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В частности, Е.В.
Шорохова с соавторами рассматривает совместную деятельность как взаимосвязь
двух явлений – взаимодействия и взаимных отношений, которые отличаются высокой
динамичностью и процессуальностью[1].
Е.А. Родионова рассматривает совместную деятельность как
субъект-субъектное взаимодействие.
Совместная деятельность, по ее мнению, это такая деятельность, которая
осуществляется двумя или более участниками, характеризуется единством по месту,
времени и действию, общей целью, и осуществляется посредством инициативной
координации и управления действиями друг друга, внутри общего способа действия,
происходящих на фоне совместных переживаний с учетом особенностей каждого
участника[2]. Совместную деятельность следует отличать от деятельности «рядом, но не
вместе». Совместная деятельность рассматривается как синоним или форма
организации и протекания процесса взаимодействия по отношению к терминам
сотрудничество, общение, совместно-распределенная деятельность, при этом каждый
термин имеет свою историю развития.
Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская рассматривают совокупную деятельность
как генетически исходную единицу развития[3].
Понятие «готовность» широко используется в психологической и педагогической
литературе, хотя осмысливается разными авторами неоднозначно. Это понятие
используется для описания и изучения разнообразных состояний, намерений и даже
способностей человека, поэтому трактуется как многоаспектное, интегративное.
Вместе с тем на практике это не мешает пониманию очевидной сути готовности или
неготовности к выполнению той или иной деятельности как состоянию, способствующему
или препятствующему проявлению активности. Для конкретизации понимания данного
термина представляется необходимым хотя бы кратко рассмотреть историю его
возникновения и применения[4].
Состояние готовности человека к деятельности как бы аккумулирует в себе
все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи
элементы предстоящего действия. Готовность к деятельности является обязательным
условием не только ее начала, но и эффективного продолжения. В соответствии с
пониманием особой значимости психологической готовности как фактора эффективной
деятельности сложилась практика формирования профессиональной готовности специалиста.
Готовность к совместной деятельности – это активно-действенное состояние
личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для
выполнения задачи в «сотрудничестве» с кем-либо. Для готовности к совестной
деятельности нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить
эту деятельность.
Межличностная общность предполагает взаимосвязь с другими людьми, а
конкретным содержанием этой взаимосвязи является соотношение индивидуального
вклада каждого участника в общее дело.
Обычно выделяют три модели совместной деятельности:
1. Совместно-индивидуальная (каждый участник делает свою часть общего
дела независимо от других).
2. Совместно-последовательная (общая задача выполняется последовательно
каждым).
3. Совместно взаимосвязанная (имеет место одновременное взаимодействие
каждого участника со всеми другими)[5].
Относительно собственно психологических составляющих совместной
деятельности, то обычно анализ их начинается с выделения и характеристики общей
цели, которая является важнейшим компонентом общей деятельности.
Общая цель олицетворяет идеально представленный будущий результат,
которого стремится достичь общность индивидов (коллективный субъект) в ходе
взаимодействия. Она может быть расписана и в виде более частичных общих задач,
поэтапное выполнение которых приближает всех к получению конечного результата.
Обязательным психологическим компонентом совместной деятельности есть общая
мотивация, то есть то, что побуждает людей к достижению общей цели. Здесь
чрезвычайно важным является вопрос соотношения индивидуальных и коллективных
мотивов. [1] Совместная
деятельность : методология, теория, практика / ред. Е.В. Шорохова, А.Л. Журавлев,
П.Н. Шихирев. – М. : Наука, 2018. [2] Родионова Е.А.
Общение как условие формирования личности // Психология формирования и развития
личности / ред. Л.И. Анцыферова. – М. : Наука, 2021. С. 182. [3] Шипицына Л.М.
Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. – СПб. :
Речь, 2019. [4] Петрова Н.В. К
вопросу о разработке мониторинга готовности будущих специалистов к совместной
деятельности в обучении // Вестник Пятигорского государственного
лингвистического университета. – 2016. – № 3. С. 180. [5] Патраков Э.В.
Совместная профессиональная деятельность : синтез экономики и психологии //
Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2015. – № 12–2.
С. 56.