Платная доработка на тему Государство, как субъект гражданских правоотношений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В
ГРАЖДАНСКИ.. 10
ПРАВООТНОШЕНИЯХ.. 10
1.1.Статус государства как субъекта
гражданского права. 10
1.2 Соотношение особого статуса публично-правовых
образований и принципа равенства субъектов гражданского права. 18
2. УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В ГРАЖДАНСКИХ
ПРАВООТНОШЕНИЯХ 33
2.1 Формы участия государства в
гражданских правоотношениях. 33
2.2 Виды гражданских правоотношений с
участием государства. 45
3.ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ГОСУДАРСТВА.. 55
3.1. Институт юридической
ответственности государства. 55
3.2.Пределы и особенности
ответственности государства как участника гражданских правоотношений. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 107
Введение:
Ежедневно люди
вступают в общественные отношения разного характера. Действия, совершаемые в
рамках данных отношений, диктуются законодательными нормами. Участники
правоотношений наделяются правами и обязанностями, что связано с дальнейшим
поведением лиц и динамикой развития правоотношений. В юридической литературе
данных участников принято называть субъектами правоотношений.
Участниками
правоотношений выступают физические и юридические лица. Но иногда в данных
отношениях участвует особый субъект, государство — важнейший субъект
конституционно правовых отношений. Существует особая категория субъектов
гражданского права, которая помимо государства включает в себя
публично-правовые образования: субъекты Федерации и муниципальные образования.
Входящие в вышеуказанную категорию субъекты, являясь коллективными
образованиями, обладают необходимыми признаками, совокупность которых подразумевает
под собой термин «субъекты гражданского права».
Обособление
имущества подразумевает под собой наличие права собственности присущей только
государству, Российской Федерации, иными словами федеральной собственности и
собственности субъектов Российской Федерации, а также права муниципальной
собственности у городских, сельских и иных подобных образований.
В статье 126
Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен характер ответственности по
обязательствам РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
Факт
вступления государства в гражданско-правовые отношения, не означает, что оно
перестает быть носителем публичной власти, согласно основополагающему принципу
равенства участников применяются нормы, характерные для участия юридических лиц
в гражданском обороте. Согласно данному факту, мы делаем вывод, что вопросы
градации сфер деятельности и последующее вступление государства и
государственных образований в публичные и частные правоотношения являются
достаточно актуальными. Кроме того, деятельность государства как
публично-правового образования, должна считать основой достижение
общественно-полезных целей, а не извлечение прибыли, но о реализации своих прав
и обязанностей как участника гражданских правоотношений тоже не стоит забывать,
так как данный субъект должен получать доходы от своей деятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена особенностью
государства, как властного института, по сравнению с другими субъектами
гражданского права Российской Федерации в возможностях осуществления гражданских
правоотношений.
Правосубъектность
Российской Федерации определяется Конституцией РФ. Конституционно-правовой
статус Российской Федерации характеризуется тем, что она является суверенным
государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей
территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ
находятся в ведении органов власти её субъектов.
Эффективное
участие государства в различных правовых отношениях рассматривается как
своеобразный признак его зрелости, способности воздействовать на формирование
гармоничного правопорядка в интересах всего общества. Поэтому представляется
весьма актуальным углубленное исследование государства в контексте его
полноценного, непосредственного участия в правовых отношениях не только с
позиций гражданского права и других отраслевых юридических наук, но и на
общетеоретическом уровне.
Целью магистерской диссертации является всестороннее изучение
особенностей участия государства в сфере гражданских правоотношений, а также
юридической природы государства как одного из ключевых представителей семьи
публично-правовых образований.
Данная цель
обуславливает постановку и решение следующих
задач:
● обосновать наличие у государства права на участие в гражданских
правоотношениях, исходя из его конституционно-правового статуса;
● исследовать элементы гражданской правосубъектности государства,
которые предполагают возможность участия в гражданских правоотношениях;
● изучить формы участия государства в гражданских правоотношениях;
● рассмотреть виды гражданских правоотношений с участием
государства;
● проанализировать гражданско-правовую ответственность государства в
случае нарушения договорных обязательств, а также ответственность по
обязательствам вследствие причинения вреда.
Объектом диссертационного исследования являются общественные
отношения, возникающие в случае участия государства в гражданских
правоотношениях.
Предметом
диссертационного исследования являются нормативные правовые акты,
регламентирующие участие государства, Российской Федерации, в гражданских
правоотношениях и вытекающая из их применения судебная практика, а также
научные труды российских правоведов. При написании данной работы были изучены и
проанализированы пределы полномочий Российской Федерации как субъекта
гражданских правоотношений.
Теоретическая основа диссертационного
исследования. Тема магистерской диссертации очень важна в юриспруденции и
основана на большой базе научных знаний. На протяжении длительного времени
теория гражданско-правовых отношений изучалась представителями правоведения,
философии, социологии, психологии, политологии и других наук.
Теоретическое исследование гражданско-правовых
отношений, правовых
Заключение:
Участие
государства в правоотношениях всегда завязано на действиях в рамках этих
правоотношений его органов, которые признаются юридическими лицами. Таким
образом, получается, что один субъект, орган государственной власти,
представляет интересы другого субъекта, государства, в отношениях с
юридическими лицами и гражданами. Существует мнение, что государство, являясь
носителем известного объема правоспособности, но, не обладая специальной
дееспособностью, может выступать в качестве субъекта права, но не
правоотношений. В связи с этим объем правоспособности государства в
определенной сфере отношений также определяется совокупностью прав и
обязанностей, присущих, как правило, конкретному государственному органу.
Участие
публичных образований в гражданских правоотношениях несколько схоже с участием
юридических лиц в гражданском праве. Отличия, прежде всего, состоят в том, что
компетенция органов государства определяется нормативно-правовым актом, а
компетенция органов юридического лица определяется учредительными документами,
как правило, уставом. Помимо участия государственных органов от имени
государства, существует также участие государственных органов от своего имени.
В этом случае, конечно же, отношений представительства не возникает и как
следствие, осложнения правоотношения третьим субъектом тоже не наблюдается.
Государство и его субъекты в силу действующего принципа разделения властей
выступают в гражданских правоотношениях через органы исполнительной власти.
Муниципальные образования представляют свои интересы с помощью
исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.[1]
Действительно,
особый статус публично-правовых образований с точки зрения его практического
использования можно считать уместным. Решение данного вопроса иным образом
предполагает либо отказ государственных образований от гражданской
правосубъектности, что маловероятно, либо применение к ним общих правил,
связанных с юридическими лицами, что также не представляется возможным.
Однако, несмотря на тот положительный момент,
относительно существования в гражданском законодательстве особого статуса
публично правовых образований, есть необходимость введения новых норм в главу 5
Гражданского кодекса Российской Федерации, систематически и логически стройно
регулирующих правовое положение публично-правовых образований как субъектов
гражданского права, которые будут учитывать специальный характер
правоспособности, в том числе и исключение субсидиарной ответственности собственника
имущества учреждения в случае недостаточности
находящихся в распоряжении муниципального бюджетного или автономного учреждения [1]
Сергеев А.П. Гражданское право. T.l. / М.: Проспект. — 2020. — С. 334.
Фрагмент текста работы:
1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 1.1.Статус государства как субъекта гражданского
права Известно, что
наравне с физическими и юридическими лицами, в разнообразных сделках участвует
и особый субъект — государство. Формы его участия настолько разнообразны, что
иногда возникает вопрос, с кем в действительности контактирует лицо: с
государством как таковым, в качестве субъекта гражданских правоотношений, или
предметом сделки выступает лишь государственная собственность.
Участниками
гражданских отношений, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации,
являются: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные
образования. В теории гражданского права им присвоен термин публично-правовые
образования, кроме того участниками данных правоотношений являются физические и
юридические лица.[1]
Статус лица в
гражданском праве — это особый набор присвоенных ему характерных признаков,
качеств и отличий. Совокупность таковых пунктов, предоставляет лицу возможность
обладать юридическими правами и обязанностями, что в юридической литературе
именуется правосубъектностью.[2]
Признание
государства субъектом гражданских правоотношений закреплено в статье 2
Гражданского кодекса Российской Федерации[3], которая гласит, что в
регулируемых гражданским законодательством отношениях наряду с физическими и
юридическими лицами могут участвовать также Российская Федерация и субъекты
Российской Федерации. Из этого следует, что государство обладает необходимым и
достаточным набором качеств, благодаря которым оно может являться полноправным
участником гражданского оборота, а сумма этих качеств и олицетворяет в себе
содержание термина «гражданская правосубъектность».
Элементы
гражданской правосубъектности — это гражданская правоспособность и
дееспособность, согласно нормативно-правовым актам и доктринам они присущи
лицами.
Однако,
присваивать государству такое наименование как «лицо» было бы некорректно, ведь
тогда применение по отношению к нему каркаса юридического лица, в целях
вступления в гражданские правоотношения, нарекая это опосредованной формой,
чтобы приобрести необходимый статус, было бы ни к чему. Данный факт означает,
что в случае государства более подходящим является термин «субъект»,
доказательством тому служит пункт 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской
Федерации, в котором Российская Федерация и ее субъекты именуются субъектами
гражданского права. Что же таит в себе слово «государство»? Согласно некоторым
источникам, ни больше, ни меньше чем вид субъекта, соотносимый с родовым
понятием по правилам особенного и общего.[4]
Известно, что
государству и публичным образованиям присущи особые свойства, которые не
типичны для юридических лиц. В первую очередь, это объединенность территорией,
что как следствие составляет единую государственную систему — Российскую
Федерацию, а стало быть, влечет наличие политической власти и суверенитета. Не
стоит забывать, что субъекты Российской Федерации структурно обособлены и
вовлекаются в гражданский оборот от своего имени, тем самым они ответственны по
обязательствам, вытекающим из ранее совершенных им действий, своим же
имуществом.
Отличительной
чертой государственных образований выступают присущие им властные полномочия,
никому более из участников гражданских отношений они не присущи. Приняв и
обнародовав акты законодательного характера, государство таким образом создает
правила, обязательные для исполнения каждого, включая себя. Эти правила
отображают рамки правосубъектности участников гражданских правоотношений,
помимо этого дальнейшее взаимодействие по воплощению в жизнь права
собственности и других вещных прав, а также обязательственных прав, прав на
результаты трудов, полученных путем интеллектуальной деятельности и другие
правила. Субъекты Российской Федерации осуществляют законодательную функцию в
строгих рамках своей компетенции, характерным примером этому служат статьи 5 и 73
Конституции Российской Федерации.[5]
Муниципальные
образования, также «обличены в доспехи» публичной власти. Согласно статье 3
Конституции Российской Федерации[6] носителем
суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является
ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а
также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Система органов государственной власти обходит стороной органы местного
самоуправления, но тем не менее, наделение их государственными полномочиями не
исключается, объем этих полномочий определяется нормативно-правовыми актами.
Известно, что местное самоуправление является
одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Воплощая в себе
публичную власть, наиболее приближенную к населению, основной целью местного
самоуправления является защита интересов граждан, вытекающая из длительного
проживания на определенной территории. Это делает вывод, что местное
самоуправление является одной из главных основ российской системы
народовластия. Следовательно, характерной особенностью рассматриваемой группы
особых субъектов гражданского права является то, что они относятся к категории
публично-правовых образований.
Основной
задачей их деятельности является достижение общественных целей в масштабах
всего государства, его отдельных субъектов и муниципальных образований. Поэтому
правовой режим публично-правовых образований во многом определяется отраслями
публичного права, к примеру, конституционного, административного,
гражданско-процессуального и других. И только после того, как Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вступают в
гражданские правоотношения, их деятельность всецело находится под пристальным
надзором норм гражданского права.[7]
Но не стоит забывать, что большинство норм,
определяющих правосубъектность юридического лица, неприменимы к
правосубъектности Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным
образованиям. В основном это относится к нормам, закрепляющим порядок
образования и прекращения деятельности юридических лиц, нормам, касающимся
учредительных документов, затрагивающих процесс государственной регистрации [1]
Сергеев А.П. Гражданское право. T.l. / М.: Проспект. — 2020. — С. 323. [2]
Суханов Е.А. Российское гражданское право. T.l. / М.: Статут. — 2015. — С. 284. [3]
Собрание законодательства Российской Федерации. — 05.12.1994. — № 32. — Ст.
3301. [4]
Камышанский В.П., Карнушин В.Е. Гражданское правоотношение:
социально-психологический аспект. / М.: Статут. — 2016. — С. 139. [5]
Камышанский В.П., Карнушин В.Е. Гражданское правоотношение:
социально-психологический аспект. / М.: Статут. — 2016. — С. 140. [6]
Собрание законодательства Российской Федерации. — 04.08.2014. — № 31. — Ст.
4398 [7]
Сергеев А.П. Гражданское право. T.l. / М.: Проспект. — 2020. — С. 326.