Платная доработка на тему Гендерные роли в древнегреческой мифологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
I. Динамика изменения
гендерных ролей в древней греческой мифологии. 6
1.1 Изменение
гендерных ролей в переходный период развития мифологических систем. 6
1.2.
Гендерные роли в мифологических системах государственного периода. 12
Выводы по 1
главе. 18
Глава 2.
Функции Богов и Богинь. 21
2.1. Процесс
смены гендерных ролей верховного божества. 21
2.2 Функция
Великих Богинь. 25
2.3. Функция
жизнеобеспечения. 29
Выводы по 2
главе. 38
Заключение. 39
Список источников и литературы 42
Введение:
Актуальность темы. В связи с тем, что
женщина в традиционном типе общества выступает как выразительница
семейно-родовых отношений, а в переходный период от одной социальной структуры
к другой её социальная роль претерпевает изменение при становлении в обществе
новых типов отношений — государственных, например, при переходе от родоплеменного
строя к государству. Характерно, что данный процесс находит своё отражение в
мифологических системах. В то же время при становлении новых социальных и
экономических отношений в современном российском обществе, роль женщины также
претерпевает известные деформации. Следовательно, выделив устойчивые социальные
роли женщин в различных типах общества, появляется возможность облегчить
социальную и психологическую адаптацию женщины в современных условиях через
принятие ими этих устойчивых и социально принимаемых обществом ролей.
В
ряде культур произошла полная или частичная переориентация на мировоззренческие
ценности тех или иных мировых религий, таких как христианство, мусульманство,
буддизм и т.д. Однако фольклорный и мифологический материал сохраняет базовые
мировоззренческие приоритеты той или иной культуры. Анализ такого материала в
контексте типологизации культур и различного уровня социального устройства
позволяет проводить более выверенную национальную и межнациональную политику,
особенно в условиях такого многонационального государства как Россия.
Объект исследования —
гендерные роли в переходный период развития мифологических систем.
Предмет исследования
— древнегреческая
мифология.
Цель данной работы
– изучить изменения гендерных ролей на примере мифологической системы Древней
Греции.
В
соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
· проследить динамку изменений гендерных
ролей в античной мифологии;
· изучить функции античных богов и богинь;
· определить специфику переходности и
причины смены гендерных ролей и их становления в период государственности.
Методы исследования:
анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования,
метод экспертных оценок, метод наблюдения, системный анализ.
Методология исследования. Исследование базируется на таких
гносеологических принципах, как: логический, принцип историзма, принципы
целостности и взаимо-дополнительности, принцип диалектического соотношения
общего, особенного и единичного.
Тема
гендера рассматривалась в разных науках. Нельзя сказать, что на эту тему
написано мало исследований. Но нужно оговориться, что изучением гендера в его
современном понимании в целом занялись вплотную в ХХ веке, хотя
противопоставлению мужского и женского уделялось достаточно места в любую
эпоху. Степень
изученности темы в рамках мифологии, культурологии или литературоведения
гораздо более низкая. В нашем исследовании мы будем опираться на труды
А.Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи, М. Элиаде, чья область исследования:
мифология, философия, культура, И.Я. Бахофена – историка религии и права,
впервые поднявшего вопрос изучения матриархата в свете истории семьи и
общества, а также на статьи современных исследователей вопроса гендера в разных
аспектах, таких как Е.В. Вдовиной, О.А. Ворониной, Ю.О. Дорофей, Н.А. Копыловой,
В.В. Мархинина, А.Е. Наговицына, Ю.С. Обидиной, Л.Л. Селивановой.
Курсовая
работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, двух глав,
включающих параграфы и выводы по каждой главе, заключения и списка
использованной литературы.
Во
Введении обосновывается актуальность темы, степень её изученности, объект,
предмет, цель и задачи выпускной работы, методология и методы исследования.
Глава 1 «Динамика
изменения гендерных ролей в древней греческой мифологии» посвящена изучению процесса
изменения гендерных ролей в переходный период развития мифологических систем.
Рассмотрению гендерной роли в мифологических системах государственного периода.
В Главе 2 «Функции Богов
и Богинь» анализируется процесс смены гендерных ролей верховного божества,
особенности функций Великих Богинь, определена противоречивость функции
жизнеобеспечения.
В
Заключении подводятся итоги проведённого исследования, намечаются перспективы
дальнейшего изучения темы.
Текст
курсовой работы изложен на 38 страницах. Список использованных
источников включает 20 наименований.
Заключение:
В процессе выполнения курсовой работы мы достигли
поставленной цели: изучили процесс изменения гендерных ролей на
примере мифологической системы Древней Греции.
В первой главе изучена динамика
изменения гендерных ролей в древней греческой мифологии. Исследован процесс изменения
гендерных ролей в переходный период развития мифологических систем. тендерные роли в большинстве
мифологических систем носят смешанный и многофункциональный характер. Более того, происходило и происходит постоянное
заимствование, обмен персонажами или мифологемами между мифологическими
системами. Поэтому, в задачи работы не входило при рассмотрении тех или иных
мифологических персонажей досконально определить все их функциональные и
ролевые особенности, тонкости посвященных им ритуалов. Мы рассматривали их как
некие неустойчивые переменные и стремились выявить наиболее характерные черты
различных тендерных ролей в их динамике и связях с социальными изменениями в
обществе, носящих системообразующий характер. Поэтому, не рассматривались конкретные
особенности исторических процессов, связанных с тем или иным народом. Основной
задачей являлось определение устойчивых и переменных тендерных ролей,
сохраняющихся за женскими персонажами, общих для различных мифологических
систем в различных этнических и социальных сообществах, а также выявление
основных причин такого изменения.
В первой главе показано, что тендерные роли в большинстве
мифологических систем носят смешанный и многофункциональный характер. Более того, происходило и
происходит постоянное заимствование, обмен персонажами или мифологемами между
мифологическими системами. Поэтому, в задачи работы не входило при рассмотрении
тех или иных мифологических персонажей досконально определить все их
функциональные и ролевые особенности, тонкости посвященных им ритуалов. Мы
рассматривали их как некие неустойчивые переменные и стремились выявить
наиболее характерные черты различных тендерных ролей в их динамике и связях с
социальными изменениями в обществе, носящих системообразующий характер.
Поэтому, не рассматривались конкретные особенности исторических процессов,
связанных с тем или иным народом. Основной задачей являлось определение
устойчивых и переменных тендерных ролей, сохраняющихся за женскими персонажами,
общих для различных мифологических систем в различных этнических и социальных
сообществах, а также выявление основных причин такого изменения.
Во втором параграфе
первой главы определены гендерные роли в мифологических системах
государственного периода. Символическая ассоциация мужского с рациональным и
женского с эмоциональным прочно утвердилась в греческой философии. В
пифагорейской таблице основных противоположностей мира, которая была
сформулирована в VI в. до н.э., женское эксплицитно связывалось с бесформенным,
неупорядоченным, неограниченным.
Государственный
период не терпит хаоса, поэтому, если говорить о мифологической системе этого
периода, то можно увидеть, как мифология очищается от всех тех ужасов, которые
создала Богиня-мать в период творения и которые частично продолжали свое
существование и в Олимпийский период. В борьбу с хтоническими ужасами вступают
Герои.
История
героизма относится к олимпийскому периоду древнегреческой мифологии, связанному
с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги
создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных людей.
Из
греческой героики самый яркий и запоминающийся – это образ Геракла. Традиционно
считается, что Геракл – это герой, очищающий землю от чудовищ. На примере
Геракла мы можем четко проследить, как мужское безоговорочно торжествует над
женским. Если одновременно с этим проследить, чем же заняты в это время женские
персонажи мифологии, то сразу бросается в глаза, как изменилось их поведение. в
мифологии начинают уделять внимание обычным героиням, которые при этом
достаточно яркие, что не остаться незамеченными. Именно такие эпизоды и
становятся ключевыми для понимания изменений в гендерном поведении.
Во второй главе
исследованы функции Богов и Богинь в греческой мифологии. Изучен процесс смены
гендерных ролей верховного божества. Процесс смены не проходил быстро и просто,
мифология воспринимала женщину существом, таящим в себе угрозу. Конечно, можно
говорить о том, что такой ее представили мужчины – философы и поэты. Таким
образом, брак для греков был одновременно средством достижения определенной
цели – обзаведения законными потомками, которые останутся на земле после смерти
родителей, – и способом упорядочить и обустроить домашние дела.
Проанализированы функции
Великих Богинь, которые актуальны для реализации в обычной жизни и повлияли на
становление гендерной роли обычной женщины. Мы определили женские функции,
продиктованные подражанием богиням Олимпа и их ролям в период
государственности.
В третьем параграфе
второй главы исследованы функции жизнеобеспечения. За внешний мир и
жизнеобеспечение семьи все же отвечает мужчина, поэтому было рассмотрено, как и
на каком основании распределяются мужские роли. В Элинистический период
отношение к богам меняется, меняется и мировосприятие греков.
Фрагмент текста работы:
I. Динамика изменения
гендерных ролей в древней греческой мифологии 1.1 Изменение гендерных ролей в
переходный период развития мифологических систем Термин
«гендер» пришел к нам из английского языка и обозначал грамматический род,
мужской или женский. Но в ХХ веке он вышел за пределы лингвистики и вошел в
психологию благодаря Роберту Столлеру, который в 1968 году опубликовал
исследование «Пол и гендер» («Sex and Gender»). Использование двух разных
терминов было необходимо для того, чтобы разделить социальное и биологическое
значения мужского и женского. В дальнейшем понятие «гендер» стали представлять
еще шире для определения социального неравенства женщин и мужчин их положения в
обществе и разграничения их ролей. Таким образом, правильно было бы уточнить,
что мы используем современный термин для изучения исторических реалий.
Гендерные
роли в мифологических системах античности развиваются в период родоплеменного
общества, в частности в период доклассический (дофессалийский, доолимпийский).
А.А. Тахо-Годи отмечает, что ученые «применяют к нему (периоду – примечание
наше) также название хтонического, от греческого слова «chthon» – «земля», так
как в эти архаические времена земля мыслилась всеобщей матерью, которая всех
порождает и вскармливает»[1].
Это был период матриархата, в который женщина играла важнейшую роль, поскольку
именно она могла породить все, что существовало в природе. Она была самой
природой, даже вполне могла обойтись без мужского участия: Гея (Хтон) сама из
себя родила Урана, который впоследствии стал ее супругом, произвела на свет
горы и нимф, а потом и море Понт. Более того, вместе с Ураном она порождает не
гармоничную природу, а ужасных титанов.
Нужно
учитывать, что богам и богиням, особенно в ранний период, присуща андрогинность
(аndros – мужчина и gynai – женщина), то есть соединение воедино мужского и
женского начала. Именно это дает возможность творения без участия
противоположного пола. Андрогинность изучалась также М. Элиаде, его теория
особенно важна для понимания современного различия между андрогином и
гермафродитом, который тоже является единством мужского и женского, но в
нынешнем восприятии это отражается в большей степени в физическом, телесном выражении
с доминированием тех или иных признаков. Элиаде же говорит о ритуальном
андрогине, которому присуще «…не совмещение анатомических органов, но
символическая целостность магически-религиозных сил, связанных с обоими
полами…»[2].
То есть, говоря о Дионисе как о гермафродите мы должны понимать именно его
андрогинность.
Мы говорим о
раннем периоде не потому, что в поздний период идея андрогинности исчезла или
перестала быть свойством богов. Мы говорим о периоде, когда не было такого
разделения по гендерному признаку (хотя мы практически не знаем о том, что
происходило в обычной жизни людей, и судим об этом на основе мифологических
представлений). Более того, в этот период, период матриархата, именно
Богиня-мать является носителем этой андрогинности изначально, именно она важна и
главенствует, благодаря своей возможности самостоятельного творения мира.
Но если даже
обратиться к тем немногим свидетельствам об обычной жизни в период матриархата,
которые возможно найти, то прочитаем и И.Я. Баховена о свидетельстве Геродота,
что «ликийцы, в отличие от эллинов, называли своих детей не по имени отцов, а
исключительно по имени матерей, во всех родословных фиксировали только
материнскую линию и судили о социальном статусе ребенка в зависимости от
положения матери. Николай из Дамаска дополняет эти данные свидетельством об
исключительном праве наследования для дочерей, объяснение которому он выводит
из ликийского обычного права – неписанного и, по определению Сократа, данного
самим божеством. Все эти обычаи есть проявление одного и того же фундаментального
воззрения»[3].
В мифе об
Эвриноме также прослеживается мотив порождения мира Богиней без участия
мужского персонажа. Мифы Творения мира отражают господствующие в обществе
социальные отношения и являются их отражением. При этом динамика изменения
таких представлений является показателем влияния социальных факторов на
культурные процессы. Мы можем проследить динамику развития данных представлений
и попытаться выявить их общность при переходе от мировоззренческих представлений
родового строя к раннегосударственному. Подобные мифологемы были характерны для
ранней стадии развития родоплеменного общества, однако, они сохраняются в
некоторых случаях и при развитии государственных структур.
Н.А.
Копылова в своей статье «Идея андрогинности в античной культуре» упоминает также:
«Для древнеримской мифологии характерно наличие одноименных божественных пар,
таких как Либер – Либера, Волумн – Волумна, Янус – Яна, Лиментин – Лиментина и
др., что также наводит на мысли об андрогинности. В культуре Древнего Рима
также есть божество Палес, которое почитается и как бог, и как богиня»[4].
Это замечание интересно тем, что римская мифология более поздняя, чем
греческая, в связи с чем такое разделение объективно показывает процесс
разделения андрогина-гермафродита на 2 личности. И именно наличие двух имен
говорит нам о том, что это уже не Зевс в своем древнем шестигрудом обличии,
андрогин, родивший Афину и Метиду, это более поздний период, при котором
андрогинность, которая могла оставаться и остается качеством богов, в жизни
воплощается в разделении мужского и женского, в появлении разделительной черты,
которая при этом еще не определяет функциональных отличий ролевого поведения
женщины и мужчины. Гармонию
плотской и духовной любви, единство физической красоты и духовного совершенства
древние греки понимали не так, как понимают ее современные люди. В сознании
греков душа и тело не отделялись друг от друга. Их слияние было нераздельным,
гармония души и тела были полным растворением друг в друге, частицы души и тела
были слиты воедино. И так же неразличимо сплавлены телесные и духовные мотивы в
любви доэллинской Греции. Частицы духовных и телесных метаний существуют в
гармоничной неразделенности, и эта гармония видна в каждом переливе эмоций; она
как первичная клеточка этих эмоций. Такой гармоничный сплав –особенность любви,
о которой рассказывает античное искусство, главное ее отличие от всех остальных
видов любви. В этом очень важное отличие чувств древних греков от современных.
Борьбу
мужского и женского начала все же можно проследить с самого раннего периода:
Уран, недовольный своими детьми, заточил их обратно в чрево Матери-Геи, но она
взбунтовалась против мужа, правда, избавилась от его любвеобилия с помощью сына
Кроноса; Рея так же избавится от Кроноса руками Зевса. Эта последовательность
на протяжении бесконечных жизней поколений богов показывает и процесс, хоть и
бесконечно медленный, перехода и постепенного ослабления роли женщины.
«Несомненным пережитком былого величия женщины, главы и защитницы рода,
являются также мифы об амазонках. <…> Эти истребительницы мужчин вступают
в брак с чужеземцами только для продолжения рода»[5].
Но и они в целом остаются в далеком прошлом и с переходом к патриархату
подвергаются нападениям, ослабевают, умирают от рук героев.
Тахо-Годи так
подводит итог доклассического периода: «Разделение труда повлекло за собой и
разделение функций в родовом коллективе. Женщина осталась все той же
продолжательницей рода, выкармливающей и растящей детей, но ее деятельность
ограничилась теперь хозяйственными работами, необходимыми для семьи,
сохранением домашнего очага и целостности нового моногамного брака. Добытчиком
средств к существованию и защитником от врагов, устроителем мирной жизни и
предводителем в военных набегах стал мужчина, отец, вождь, глава рода, который
подает мудрые советы и предводительствует в бою, то есть тот, кто в греческой
мифологии неизменно именуется героем»[6].
Переходный
период не был одномоментным, Олимпийским богам еще предстоит победить Титанов и
отправить их в Тартар, установить порядок и распределить правление в новом
мире, но в этот период меняется отношение к женщине и устанавливаются новые
неписанные законы. Начинается Олимпийский период, Зевс воцаряется на Олимпе,
свергнуть его уже никто не может, хотя существует еще одно пророчество Геи и
опасное противоборство с Прометеем. И хотя рядом с ним его братья и сестры,
имеющие такую же божественную силу, хотя Гера продолжает находиться в
постоянном противоборстве с Зевсом, но Деметра и Гестия уже занимаются чисто
женскими вопросами: плодородия (рождения) и семьи.
И завершением
борьбы с прошлым, и Прометеем как его представителем можно воспринять историю
Пандоры. В нем отразилась не только победа мужского начала над женским, но и
отношение к женщине как к хаотичному началу. Как представляет Ю.С. Обидина:
«Пандора – «подарок» человеку от разгневанного Зевса, была создана в кузнице
Гефеста и выращена Афиной. Этот эпизод уже наводит на размышления. Во-первых,
нехарактерностью для античной мифологии способа происхождения Пандоры. Она не
только не рождалась в привычном смысле этого слова, но и ее родители, Гефест и
Афина, никогда не вступали в сексуальный союз. Кроме того, Афина – богиня-дева,
неуязвимая для стрел Эрота наряду с Артемидой и Гестией. Таким образом, Пандора
(и, следовательно, женщина) была изначально неестественна по своей природе.
Внешне она прекрасна и неотразима для мужчин, но скрытые качества, составлявшие
ее истинную сущность, несли человеку горе, страдания и болезни»[7].
Доклассический
период завершается упорядочением системы бытия, закреплением территории и
функции за каждыми Богом и Богиней. Функционал каждого из представителей
божественного пантеона представляет в том числе определенное распределение
ролей в реальной жизни, права и возможности мужского и женского. [1] Тахо-Годи А.А.
Греческая мифология. — М.: Искусство, 1989. — С. 22. [2] Элиаде М.
Мефистофель и андрогин, или мистерия целостности/ М.Элиаде. / [пер. с. фр.
Е.В.Баевской]. – СПб: Алстейя, 1998. – С. 158. [3] Бахофен И.Я.
Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира в соответствии с ее
религиозной и правовой природой. Том I. – Санкт-Петербург: Издательский проект
“Quadrivium”, 2018 г. – 384 с. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/klass/04.php [4] Копылова Н.А.
Идея андрогинности в античной культуре. // Ученые записки Таврического
национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология».
Том 27 (66), 2014. № 1, С. 101-102. URL: http://sn-philcultpol.cfuv.ru/wp-content/uploads/2016/12/013kopylova.pdf [5] Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. — М.:
Искусство, 1989. — 304 с. URL: https://www.rulit.me/books/grecheskaya-mifologiya-download-571780.html (Дата последнего посещения 05.02.2021) https://bookree.org/reader?file=1215271&pg=22 [6] Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. — М.:
Искусство, 1989. — 304 с. URL: https://www.rulit.me/books/grecheskaya-mifologiya-download-571780.html (Дата последнего посещения 05.02.2021) https://bookree.org/reader?file=1215271&pg=22 [7] Обидина Ю.С. И
все-таки Адам и…Ева: греческая женщина в свете современных гендерных подходов.
// Диалог со временем. — 2014. — № 47.- С. 294-310.