Специальная психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Гендерные различия в развитие эмпатии у младших школьников с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1. Теоретические аспекты исследования гендерных
различий в развитии эмпатии у младших школьников с задержкой психического
развития. 8

1.1. Категория эмпатии в психологии. 8

1.2. Специфика эмоционального развития в младшем школьном
возрасте. 15

1.3. Развитие эмоциональной сферы младших школьников с
задержкой психического развития. 22

Глава 2. Исследование гендерных различий в развитии
эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития. 31

2.1 Организация и проведение исследования. 31

2.2 Анализ результатов исследования. 39

2.3. Методические рекомендации для психологов по развитию
эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. 64

Заключение. 68

Библиографический список. 72

Приложение. 80

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
Многочисленные исследования — Н.Л.
Белопольской, Е.Л. Иденбаум, Н.В. Микляевой и др., — свидетельствуют о том, что
эмпатия необходима для полноценного личностного развития. Как
отмечают Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова, А.Д Кошелева, Я.З. Неверович и др.,
развитие эмпатии выступает одной из сторон нравственного развития личности. А.
Валлон, Н.Н. Обозов рассматривают эмпатию в качестве одного из важнейших
условий гуманизации межличностных отношений, фактором, побуждающим действовать
в пользу другого [10;18;42].

Проблема эмпатии особую
актуальность приобретает при исследовании детей с особыми образовательными
потребностями, одной из категорий которых являются дети с задержкой
психического развития. Г.В. Грибанова, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, и
др. отмечают характерное для детей с задержкой психического развити отставание
в психическом развитии, при котором сочетание интеллектуального недоразвития и
эмоциональной незрелости в совокупности искажают процесс формирования отношения
к другому человеку. O.K. Агавелян, Е.Н. Васильева, С.Н. Сорокоумова и др. отмечают незрелость, нестабильность
эмоциональных проявлений у детей с задержкой психического
развития [1;15;32;33;53].

О.К. Агавелян, Н.А.
Деревянкина, Л.К. Минакова, Е.С. Слепович, Т.З. Стернина, Е.В. Хлыстова, Н.Б.
Шевченко и др. подчеркивают необходимость выявления особенностей восприятия и
понимания эмоциональных состояний другого человека у детей с задержкой
психического развития;  положительного
эмоционального отношения к близким взрослым и сверстникам (Е.Н. Васильева),
моральной регуляции поведения (Е.А. Винникова, Е.С. Слепович, Г.И. Ефремова). Отдельные
исследования, например, В.П. Кузьминой, затрагивают проблему развития эмпатии у
младших школьников с задержкой психического развития посредством оптимизации
детско-родительских отношений [1;21;31].

Вместе с тем
исследований, непосредственно направленных на изучение эмпатии у детей с
задержкой психического развития, очень мало (O.K. Агавелян, Е.Н. Васильева,
С.Н. Сорокоумова), а также тех, которые были бы направлены на выявление
гендерных различий в развитии эмпатии у детей с задержкой психического развития
младшего школьного возраста, который является сензитивным для нравственного
развития, становления взаимоотношений с другими людьми, формирования
децентрации, моральных чувств, по
мнению Л.И. Божович, Т.П. Гавриловой, Я.Л. Коломинского, Ж. Пиаже, Д.Б.
Эльконина актуальна Это определяет значительные возможности
данного возрастного периода в плане развития эмпатии [1;15;10;18;53].

В связи с реализацией или
приоритетом индивидуального подхода к формированию личности, невозможно
игнорировать гендерные характеристики ребенка, поскольку это его биосоциальные
культурные характеристики. Так, В.В. Лебединским подчеркивается, что в
контексте эмоционального развития мальчикам младшего школьного возраста с задержкой
психического развития свойственны явления повышенной возбудимости, двигательной
расторможенности, в то время как у девочек наблюдаются астенические проявления
(плаксивость, пониженный фон настроения).

Согласно
исследованиям С.А. Миронова, М.В. Мищенко и др. в настоящие время нередко
обнаруживается недостаток проявления сочувствия, сопереживания во
взаимоотношениях детей. В современном мире, в котором преобладает чувство
самосохранения и независимости, сочувствие
становится неестественным или трудно выражаемым. Как показано в исследованиях
Т.П. Гавриловой, Н.В. Глоба, и др. особенно остро проблема эмпатии стоит в
отношении детей с особыми возможностями здоровья, а именно для детей с
задержкой психического развития, составляющие многочисленную часть категории
детей, которым необходимо создание специальных условий для обучения и
воспитания. Это связано с тем, что у детей с задержкой психического развития
искажено представление о других людях по причине отставания в интеллектуальном
развитии и незрелости эмоциональной сферы, что может явиться фактором риска
появления отклоняющегося поведения и социальной дизадаптации. [18;19;40]. Цель
исследования: изучить
гендерные различия в развитии эмпатии у младших школьников с задержкой
психического развития.

Объект исследования: эмпатия младших школьников с задержкой
психического развития.

Предмет исследования: гендерные различия в развитии эмпатии у младших
школьников с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. Проанализировать
литературу по проблеме исследования.

2. Исследовать
особенности эмпатии у младших школьников с задержкой психического
развития.

3. Выявить
гендерные различия в развитии эмпатии у младших школьников с задержкой
психического развития.

4. Разработать
методические рекомендации для психологов по развитию эмпатии у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза
исследования: для младших школьников с задержкой
психического развития характерны
гендерные различия в развитии эмпатии.

Методы исследования: метод анализа литературы, анамнестический метод, метод опроса, наблюдение, метод количественного и качественного
анализа, методы статистического анализа. В качестве методик использовали
методику «Изучение понимания
эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А.
Афонькина), методику «Изучение эмоций» (модифицированный вариант методики Г.А.
Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной), опросник «Характер проявлений эмпатических
реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина), «Метод проблемных ситуаций» (Л.А.
Венгер, О.М. Дьяченко), методику «Изучение эмоциональных проявлений детей
при разыгрывании сюжетных сценок» (А.Д.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема
исследования гендерных различий в развитии эмпатии у младших школьников с
задержкой психического развития чрезвычайно актуальна для современного
общества.

В
нашем исследовании мы проанализировали, обобщили, систематизировали
представления отечественных и зарубежных исследователей об исследуемой проблеме.
Мы изучили проявления эмпатии у младших школьников с задержкой психического
развития, выявили гендерные различия у младших школьников с задержкой
психического развития, а также разработали методические рекомендации по
развитию эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития для
психологов образовательных учреждений.

Анализ научной литературы
по проблеме исследования показал, что эмпатия в психологии рассматривается как
многозначный психологический термин, который описывают как способность личности
эмоционально откликаться на переживания других людей.

Задержка психического развития как замедление
темпа развития психики, выражается в нехватке общего запаса знаний,
ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых
интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью. На
основании анализа теоретических исследований обнаружено, что у детей с
задержкой психического развития отмечается дефилицитарность процессов познания,
эмоционально-волевой и нравственно-этической сферы.

При нормальном возрастном
развитии происходит формирование ведущих эмоциональных новообразований:
становление осмысленности и усложнения эмоций (А.В. Запорожец); появление
способности к сопереживанию (Г.М. Бреслав); развитие способности к пониманию и
идентификации эмоций (А.М. Щетинина), развитие эмоционального предвосхищения
эмоций других (А.В. Запорожец, Е.И. Изотова); становление эмоциональной
коррекции поведения и т.д. В условиях задержанного развития у детей младшего
школьного возраста появляются эмоционально-личностные проблемы, способствующие
воспроизведению недостаточно сформированных форм социального поведения и
неадекватности проявлений эмоциональных реакций (И.М. Мамайчук, А.В.
Запорожец).

Детям с задержкой
психического развития свойственна эмоционально-волевая незрелость, в
соответствии с чем имеется ряд проблем: лабильность переживаний, недостаточное
понимание эмоциональных состояний окружающих, нестабильность чувств и эмоций;
ограниченный спектр эмоциональных переживаний; неадекватность эмоциональных
проявлений; ограниченность набора выразительных средств для выражения эмоций,
неадекватная эмоциональность в ситуациях коммуникации, повышенная
агрессивность, беспокойство, тревожность, перепады настроения;  недостаточная сформированность эмоциональных
контактов; повышенная эмоциональная истощаемость. Сочетание интеллектуального
недоразвития и эмоциональной незрелости искажают процесс формирования отношения
к другому человеку, затрудняют процессы развития эмпатии.

Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки
и практики, следует отметить, что воспитание эмпатии у
младших школьников с задержкой психического развития — очень сложный процесс,
направленный на понимание важности проявления по отношению друг к другу
отзывчивости, сострадания, формирование умений сочувствовать, сопереживать,
сорадоваться, делать добро искренне и руководствоваться нормами гуманного
поведения при оценивании различных ситуаций и поступков людей. Для формирования
эмпатии следует развивать сопереживание, взаимопонимание, доброжелательность,
дружелюбие.

В результате проведенного
исследования и сравнительного анализа полученных результатов нами выявлены
гендерные различия в проявлении эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В
целом у девочек младшего школьного возраста с задержкой психического развития
более высокие показатели по всем исследуемым параметрам: в области понимания
эмоциональных состояний других девочки несколько лучше, чем мальчики,
определяют признаки эмоций; в области сформированности социальных эмоций и
у девочек, и у мальчиков выражены черты сочувствия, сопереживания, содействия,
однако мальчики в меньшей степени проявляют готовность делиться игрушками, чем
девочки, и у них более выражено агрессивное поведение. В области
сформированности эмпатических реакций у девочек и мальчиков присутствует
разность в проявлениях эмпатии: у девочек доминирует гуманистический тип эмпатии, у мальчиков выявлено
наличие эгоцентрических позиций в поведении. В области сформированности эмоционального
взаимодействия в условиях совместной деятельности также обнаруживается разница
между мальчиками и девочками: девочкам  в
большей степени, чем мальчикам, свойственна эмоциональная вовлеченность в
действия сверстников, девочки предпочитают давать демонстративные оценки
сверстникам, в то время как мальчики зачастую негативно оценивают сверстников,
сопровождая это насмешками; девочки не поддерживают порицания взрослым
сверстника, в то время как мальчики принимают критику взрослого в адрес
сверстника. Более того, девочкам в большей степени присущи частично адекватные
реакции, в то время как мальчики предпочитают провокационные попытки оказания
помощи. Относительно эмоциональных проявлений выявлено, что и у мальчиков, и у девочек
в меньшей степени, чем у нормально развивающихся сверстников, развита
способность к эмоциональным проявлениям, для них труднодоступны
экспрессивно-мимические средства общения, и меньше развита способность к
сопереживанию.

Выделенные особенности
свидетельствуют о необходимости поиска путей решения проблемы психологической
помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического
развития в контексте
развития у них эмпатии, на основании чего были разработаны методические рекомендации для психологов
по развитию эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития.

Цель исследования была
достигнута, поставленные задачи выполнены. Тем самым мы подтвердили гипотезу
нашей работы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты
исследования гендерных различий в развитии эмпатии у младших школьников с задержкой
психического развития 1.1. Категория эмпатии в психологии Анализ научных
исследований, посвященных изучению проблемы эмпатии, свидетельствует об
отсутствии единого общепринятого определения, и среди ученых наблюдаются
существенные расхождения при интерпретации данного понятия, а также при
определении сущности и структуры данного феномена. Феномен эмпатии имеет
продолжительную историю изучения в рамках зарубежной науки и относительно
короткую в отечественных исследованиях. Данная дефиниция впервые введена в
философских дисциплинах, в которых именовалась термином «симпатия» и была
взаимосвязана с развитием моральных чувств и альтруистическим поведением, что
подчеркивается в трудах А. Смит, Г. Спенсера, А. Шопенгауэра [67] и др.

Обратимся к раскрытию
ключевых понятий «эмпатия», «эмпатийные способности». Эмпатийность (эмпатийные
способности) — это способность личности эмоционально откликаться на переживания
других людей, способность к эмпатии, сопереживанию. Эмпатийность представляет собой качественную
личностную характеристику, включающую как готовность, так и способность
индивида к осуществлению процесса эмпатии в ходе межличностного взаимодействия.
Эмпатия — это постижение эмоционального состояния, проникновение —
вчувствование в переживания другого человека Дефиниция эмпатия происходит от
греческого «empatos», что означает «вчувствование, проникновение» [50].

В.В. Старовойтов эмпатию
и эмпатийные способности рассматривает в качестве синонимичных, как способность
личности сознательно временно отождествлять эмоциональные переживания другого
со своими собственными [55].

Т.П. Гавриловой эмпатия
рассматривается в качестве формы эмоционального переживания, обусловленного
имеющимся опытом индивида, ввиду чего эмпатия обладает различными знаками и модальностями
[18].

Эмпатия трактуется ученой
как специфическая способность индивида откликаться на переживания другого, при
условии непосредственного восприятия переживаний этого другого. В данном
определении эмпатия рассматривается как способ эмоционального реагирования на
различные объекты при восприятии.

И.М. Юсуповым эмпатия
определяется в качестве целостного феномена, который связывает сознательную и
подсознательную психические инстанции, целью является проникновение во внутренний
мир другого человека. Эмпатия ученым рассматривается как «умение поставить себя
на место другого», а также способность к эмоциональной отзывчивости в ответ на
переживания других [70].

Согласно В.В. Бойко,
эмпатия также служит отражением партнеров по взаимодействию, основой ее
являются интуиция, рациональное восприятия и эмоциональная отзывчивость, в
связи с чем можно констатировать, что ученым эмпатия воспринимается как форма
рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека [69].

А.А. Бодалевым изучение
эмпатии базируется в соотнесении с раскрытием социально-психологических
механизмов децентрации, рефлексии и идентификации. А.А. Бодалевым
подчеркивается, что у человека с высоким уровнем эмпатии возникает интерес и
отзывчивость в адрес другого, а также формируется страх обидеть его [9].

А.К. Бохарт, проводя
сравнительный анализ научных представлений об эмпатии, приходит к заключению,
что термин эмпатия обозначает группу родственных понятий, в которых акцент
преимущественно делается на отношении к объекту эмпатии. И эмпатия в данном
русле трактуется как совокупность отношений теплоты, помощи, понимания, позитивности,
адресованных партнеру [11].

С.Л. Рубинштейном эмпатия
определяется в качестве составляющего элемента любви, кроме того, эмпатию
ученый определяет как отношение к окружающим, которое подкрепляется
эмоциональной составляющей [47].

Ю.А. Менджерицкая
определяет эмпатию как «сложный, многоуровневый феномен, в котором заложена
совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих переменных, выражение которых
опосредовано навыком общественного взаимодействия субъекта с иными людьми»
[38].

М.А. Пономарева
эмпатийные способности дифференцирует на следующие составляющие: знание о
чувствах и внутренних переживаниях другого; сопереживание эмоциям другого; способность
примерить на себя роль и понять чувства другого; наличие эмоциональной реакции
(отклика), ориентированной на чувства другого. М.А. Пономаревой эмпатия
определяется как системное образование, представленное когнитивным (понимание
эмоционального состояния другого), эмоциональным (сопереживание и сочувствие
другому) и конативным (активная помощь объект эмпатии) компонентами, в связи с
чем эмпатический процесс основан на сопереживании, сочувствии и содействии
[44].

 Л.П. Выговская подчеркивает, что способность
эмпатии к выраженности как просоциальным, так и асоциальным поведением,
детерминировано основными элементами процесса, которые представлены
сочувствием, сопереживанием [17].

Н.Н. Обозовым эмпатия
рассматривается как отклик одной личности на переживания другой [51].

С точки зрения Т. Липпса,
эмпатия представляет собой особый психический акт, при котором, индивид при
восприятии предмета проецирует на него собственное эмоциональное состояние, что
сопровождается положительными или отрицательными эстетическими переживаниями. Т.П.
Гавриловой  эмпатия трактуется как
процесс, свойство, состояние психики [18].

Как подчеркивают Т.П.
Гаврилова и Л.П. Стрелкова, в рамках зарубежной психологии эмпатия в большей
степени рассматривается как перцептивный акт, способность личности к оценке
чувств и мыслей в воображении, либо как социальный инсайт, коммуникацию,
осуществляемую во внутреннем плане [18;58].

Анализ понимания эмпатии
как фактора мотивации помощи, альтруизма, свидетельствует, что она рассматривается
в качестве эмоционального реагирования, отклика на эмоциональное состояние
другого человека, и различные вариации ее можно обобщить с помощью теории
отношения (Н. Айзенберг, Ч. Батсон, Т.П. Гаврилова, М. Хоффман). Данная теория
оперирует интерпретацией эмпатии как разделения чувств другого, как способности
к эмоциональной отзывчивости на чувства других.

Т.Д. Карягиной эмпатия
рассматривается  с позиций двух аспектов
— гносеологического и этического, которые суммарно обозначены как исцеляющее соучастие
за счет таких эмпатических проявлений, как сопереживание, разделение чувств [29].

Е.П. Ильин эмпатию
определяет как духовное единение личности, при котором индивид, проникаясь
переживаниями другого индивида, временно с ним отождествляется. Другими
словами, формирование у человека переживания как объекта эмоциональной
восприимчивости способствует проявлению такого свойства, как эмпатия, и этой
эмоциональной особенности принадлежит огромная роль при общении и восприятии
людьми друг друга [25].

К. Роджерс акцентирует
внимание на рассмотрении эмпатии как процесса, направленного на понимание и
реагирование на внутренний мир другого индивида с точки зрения его собственного
сопереживания. Ученый подчеркивает, что находиться в состоянии эмпатии означает
способность к точному восприятию внутреннего мира другого при сохранении
смысловых и эмоциональных нюансов. К. Роджерсом подчеркивается, что находиться
в состоянии эмпатии означает в точности воспринимать внутренний мир другого, с
сохранением эмоционально-смысловых оттенков [46].

По мнению З. Фрейда, быть
эмпатийным — значит воспринимать субъективный мир другого так, как если бы сам
воспринимающий являлся этим человеком [61].

З. Фрейд, И.М. Юсупов и
др. феноменологию эмпатии раскрывают с позиций взаимосвязи, обнаруживаемой
между эмоциональными и когнитивыми процессами. 
И.М. Юсуповым для структурной интерпретации эмпатии применяется понятие
комплементарность (как соотношение эмоциональных и когнитивных компонентов) [70].

В психологии существуют
два вида эмпатии — гуманистическая и эгоцентрическая. При этом гуманистическая
эмпатия основана на переживаниях, формирующих у человека эмоциональный отклик
на неблагополучие другого. Эгоцентрическая эмпатия акцентирована на переживании
за себя, а не за других.

Г.М. Бреслав, В.К.
Вилюнас, А.В. Запорожец, и др. считают, что на этой основе происходит развитие
таких форм эмпатии, как сопереживание (разделение переживаний с другим),
сочувствие (переживание собственных эмоций по поводу чувств другого) и
содействие (альтруистические действия, основанные на сопереживании и
сочувствии) [12;16;24].

Существует множество
определений эмпатии, однако все они сводятся к определению ее как
эмоционального отклика, как способности опознавать эмоциональное состояние
другого, в соответствии с чем выделяются две основные формы эмпатии —
сопереживание и сочувствие (Т.П. Гаврилова) [18].

Сочувствие, как наиболее
развитая форма эмпатической реакции описывается Т.П. Гавриловой, Н.Н. Обозовым,
И.М. Юсуповым, В.П. Кузьминой [18;31;42;70]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы