Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Гендерные особенности поведения личности в конфликте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.
Научно-теоретические подходы к изучению гендерных особенностей поведения
личности в конфликте. 5

1.1. Понятие
«гендер» в психологических исследованиях. 5

1.2. Специфика
влияния гендера на стили поведения в конфликте. 12

1.3. Особенности
психологического консультирования по проблеме поведения личности в конфликте. 21

Выводы по 1 главе. 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

  

Введение:

 

Важной
составляющей культуры общения является умение личности решать конфликты,
которые зачастую возникают, в личной, профессиональной жизнедеятельности. Как
указывают многочисленные научные исследования, зачастую выбрать оптимальную
стратегию выхода из конфликтов, бывает очень сложно самостоятельно. Тем самым
конфликт оказывает негативное влияние на качество научной и профессиональной
деятельности (И. Дубровина, В. Калюцький, И. Кон и др.). Усложняет ситуацию и
тот факт, что решения конфликтных ситуаций зависит от многих факторов, среди
которых не последнее место занимают гендерные факторы.

Гендерные
различия в поведении рассматриваются как особенности поведенческих проявлений
участников конфликта, определяются их половой принадлежностью. Поскольку
мужчины и женщины имеют отличия развития и функционирования многих сфер –
познавательной, когнитивной, эмоционально-волевой, понятно, что и конфликтные
ситуации, они решают по-разному.

Проблема
влияния гендерных особенностей на выбор личностью стратегий поведения в
конфликте несмотря на значительное количество психологических исследований,
остается актуальной как из-за перманентной конфликтности социума, так и
растущий научный интерес к гендерному аспекту как детерминанты поведения. Теоретические
аспекты изучения конфликтов и стратегий поведения в конфликте, остаются
неизученными вопросы о специфике выбора стратегий поведения в конфликте
мужчинами и женщинами. Изучение этого вопроса позволит спрогнозировать
конструктивные тактики решения конфликтных ситуаций, в том числе и определить
специфику оказания консультативно помощи.

Объект
исследования — влияние гендера на стратегии поведения личности в конфликте.

Предмет
исследования — процесс психологического консультирования и его влияние на
стратегии поведения в конфликте у мужчин и женщин.

Цель
исследования — определить влияние психологического консультирования на на
стратегии поведения в конфликте у мужчин и женщин.

В
основу исследования положено предположение о том, что гендерный фактор является
определяющим при поведении личности в конфликте.

Задачи
исследования:

1.
изучить основные теоретические подходы к понятию гендер,

2.
определить специфику выбора стратегий поведения личности в конфликте у мужчин и
женщин,

3.
выявить специфику психологического консультирования в конфликтных ситуациях.

Методологическую
основу исследования составляют теории гендера как социокультурного конструкта
(Ш. М. Берн); теории социального конструирования гендера (Т. А. Говорун, О. М.
Кикинеджи); концепция андрогинии (С. Бем) и половой социализации (И. С.
Клецина); личностно-ориентированный подход к специфике решения межличностных
конфликтов (Н.В. Гришина).

Методы
и методики исследования: теоретические методы: анализ, систематизация и
обобщение философских, психолого-педагогических положений научных источников по
определенной проблематике.

Практическое
значение полученных результатов исследования заключается в том, что
представленный аспект психологического консультирования позволит оптимизировать
выбор стратегии в конфликтных ситуациях.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак,
гендер – это результат социализации, присвоения личностью социокультурных
моделей поведения, соответствующих биологическому полу. Вследствие социализации
пол становится гендером, личностным атрибутом, который фиксируется в детстве. В
дальнейшем гендерное развитие заключается лишь в расширении и развитии ролевого
репертуара. Гендер является биполярной конструкцией (маскулинность-феминность).
Маскулинность и феминность составляют нормативные представления о соматических,
психических и поведенческих свойствах, присущих мужчинам и женщинам; это
социально-психологические конструкты, содержание которых определяется
представлениями о «мужском» и «женском».

Конфликт
— это противостояние или перетягивание каната между противоречивыми импульсами.
В общем конфликте может возникнуть трение между двумя желаниями, мотивами,
потребностями или ценностями, в конце концов, более сильный возьмет верх.
Иногда, когда он не может разрешить конфликты, человек будет подвергнут
серьезным последствиям, которым он не сможет противостоять, и попытается
сбежать с самого поля нездоровыми средствами.

Исходя
из теоретического анализа определяем психологическое консультирование как
процесс продуктивного взаимодействия, направленный на оказание помощи
психически здоровой личности в исследовании, прояснении и разрешении актуальных
трудностей в эмоциональной, когнитивной, поведенческой и коммуникативной  сферах; целью которого является осознание и
изменение деструктивных, иррациональных убеждений, чувств, состояний, поведения;
формирование новых подходов к переработке опыта для профилактики рецидивов и
повышения качества жизни. Современные представления о структуре и этапах
психологического консультирования также достаточно разнообразны. Их тщательный
анализ и позволили выделить этапы консультирования специалистов экстремального
профиля деятельности, а именно: I этап. Знакомство, установление контакта,
решение организационных вопросов; II этап. Формирование внутренней мотивации
клиента на получение психологической помощи; III этап. Сбор биографической,
социальной, психологической информации о клиенте; IV этап. Выделение
доминирующей проблемы, обсуждение альтернатив ее решения; V этап. Реализация
выбранной альтернативы в поведении, деятельности, общении; VІ этап. Проверка результативности
психологического консультирования.

Создание
алгоритма самостоятельного решения психологических проблем. На каждом из этих
этапов происходит специфическое взаимодействие между психологом и клиентом.
Условием реализации развивающей стратегии взаимодействия является диалог,
субъектсубъектная позиция консультанта. Принципами ее организации являются
эмоциональное и личное раскрытие партнеров по общению, психологический настрой
друг на друга, отказ от оценки, доверчивость и искренность. Только при условии
соблюдения этих принципов может разворачиваться творческий процесс
взаимораскрытия и взаиморазвития, создаваться пространство для самоопределения
и саморазвития клиента. Консультант должен понимать общую структуру
консультирование, быть компетентным, уметь использовать разнообразные
психотехнологии с учетом индивидуально-психологических особенностей клиента и
уникальности его актуальной проблемной ситуации.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.
Научно-теоретические подходы к изучению гендерных особенностей поведения
личности в конфликте 1.1. Понятие «гендер»
в психологических исследованиях Исторически
сложилось так, что термины «пол» и «гендер» были синонимами, но в современном
обществе они стали иметь существенно разные значения. Гендерная роль может быть
определена как личное представление человека о себе как о мужчине, женщине, и
том, и другом, или ни о том, ни о другом. Это показатель того, как люди
идентифицируют себя психологически, независимо от их биологического пола. На
него в равной степени влияют как генетические, так и внешние или экологические
факторы. С другой стороны, биологический пол или пол определяет состояние
человека как мужчины или женщины на основе биологических различий. Предыдущие
исследования показывают, что гендерная роль может определять, как люди
реагируют, в частности обстоятельства [2].

В
научный оборот понятие «гендер» ввел сексолог Джон Мани (1955), работавший с
такими явлениями, как гермафродитизм и транссексуализм. Его утверждение в
психологической науке как научного понятия связывают с американским
психоаналитиком Робертом Столлером, который применил его в своей работе «Пол и гендер»:
про развитие мужественности и женственности» в 1968 году. Р. Столлер
рассматривал «гендер» как понятие, выражающее психологические, социальные,
культурные особенности, независимые от тех, что толкуют биологический пол. Он
пришел к выводу, что легче хирургическим путем изменить пол человека, чем
психологическим – его гендерную идентичность. С этого момента была осуществлена
исторически первая попытка дифференциации понятий «пол» и «гендер» на основе
диалектики соотношения «природного-социального».

Итак,
с 70 — х годов XX века прослеживается тенденция разграничивать понятия «пол» и «гендер»
на основе биологического/социального [9].

Углубления
такого понимания был осуществлен исследовательницей Г.Унгер, которая предложила
использовать слово «пол» только по биологическим аспектам человека, а термин «гендер»
использовать только при обсуждении социальных, культурных и психологических
аспектов, касающихся рис, норм, стереотипов, ролей, которые считаются типичными
и желаемыми для тех, кого общество определяет как женщина и мужчина.

Психология,
ориентированная на классическую парадигму, трактует гендер как социальную «надстройку»
над биологическим полом. Основой такого понимания является поло-ролевая теория,
сформулированная на основе структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Бэйлса.
Базовые позиции этого подхода можно представить через 5 позиций[15]:

1.
Половые роли всегда связаны с биологической основой, половым диморфизмом
(женщины выполняют экспрессивную роль, мужчины – инструментальную).

2.
Подчеркивает значение взаимодополняемости маскулинной роли феминною или
наоборот.

 3. Гендерные роли формируются в процессе
ранней гендерной социализации.

4.
Семья – это основная среда, в которой осуществляется гендерная социализация.
Классическое понимание гедеру. Это биосоциальная характеристика, в которой
анатомо-физиологические различия между людьми приобретают качество социальных
отношений.

5.
Культурные стереотипы и личный опыт ориентируют родителей на то, каким должен
быть мальчик и какой девочка.

По
своей сути нормативным является такой подход, где принято отличать «успешную» и
«неадекватную социализацию». Проявление маскулинных черт для мужчины и феминных
для женщины отражает наилучшую психологическую адаптацию личности. Следствием
ошибок социализации является «нетипичная половая роль», девиация. Соотношение
понятий « пол «и» гендер» в данном подходе является следующим: пол – это
неизменная, неотчуждаемая данность, а гендер – достигнутый статус, связанный с
исполнением определенных социальных ролей.

Итак,
гендер сводится к природным основам и теряется возможность альтернативного
описания пола/гендера.

В
социальном ключе гендер приравнивается к одному из его
социально-психологических проявлений – гендерным стереотипам. С позиций
стетево-ролевого подхода женщины выбирают профессию учителя, врача,
воспитателя, потому что они от природы являются более милосердными и склонны к
самоотверженности. И статистика подтверждает это предположение. Так, по данным
статистики, в системе начального образования работает лишь 2% педагогов
мужского пола. В других странах почти аналогичная ситуация, однако все же
лучше.

Так,
в США и Англии доля мужчин в младшей школе колеблется около 20%. Однако в
Англии количество мужчин, получающих образование учителя начальных классов, выросло
на 50% за последние четыре года. Это объясняется изменением отношения в
обществе к этой профессии[15].

Привлекательность
работы с учениками начальных классов растет, поскольку это дает возможность
получать хорошую зарплату и быстро сделать карьеру. Кроме этого, статистические
данные агентства свидетельствуют, что учителя имели возможность вдвое быстрее
занять руководящую должность после начала работы (через 3,5 лет), чем
представители других профессий. Новые возможности прекрасно вписываются в ожидания
мужской гендерной роли.

Неклассическое
представление о гендере связано с социально-психологической теорией гендерной
схемы Сандры Бэм.

С
точки зрения современной парадигмы, гендер рассматривается и как биологиеский
пол и как социокультурный феномен. Гендер в данной парадигме рассматривается
человеком как о представлении о своем поле.

Процесс
социального конструирования гендера здесь не сводится к социализации как
процессу усвоения и воспроизводства социальных норм. Социальное конструирование
гендера происходит при активном участии личности в создании гендерных
отношений. Современные психологические теории гендера.

В
психологии существует несколько ведущих подходов по исследованию гендера: психоаналитическая
теория, теория социального научения, теория когнитивного развития, «новая
психология пола», теория гендерной схемы, теория социальной драматургии И.
Гофмана, этнометодология Г. Гарфинкеля, теория «созидания» гендера Уэста и
Зимермана[24].

Психоаналитическая
теория, сформированная в рамках психоанализа, предлагает биологическое
объяснение: по З. Фрейду, «анатомия-это судьба». Этот подход акцентирует постнеклассическое
понимание пола. Это системная характеристика социальных отношений в сфере
сексуальности. Гендер возникает, воспроизводится и трансформируется в
повседневном взаимодействии, складывается под воздействием социальных
институтов и самоопределения личности 
значение раннего детства для следующей поло-ролевого поведения индивида,
обращает особое внимание на идентификацию ребенка с одним из родителей своего
пола.

Теория
социального научения, в основе которой лежат такие понятия, как обучение,
позитивное и негативное подкрепление, модели родительского поведения,
подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее половоролевое
поведение, акцентирует типичное для пола поведение.

Теория
когнитивного развития объясняет формирование представлений о половых ролях у
детей активным структурированием собственного опыта, когнитивной информации и
пониманием своей половой принадлежности. Получаемая информация организуется
когнитивными структурами сознания и поло-ролевыми стереотипами, которые
функционируют как схемы, посредством которых структурируется соответствующая
информация.

Теория
гендерной схемы опирается на теорию когнитивного развития Л. Колберга, согласно
которой основой процесса усвоения половой роли выступает активность самого
ребенка. Половая типизация осуществляется благодаря способности детей
группировать и перерабатывать информацию, то есть готовности усваивать
информацию о себе в контексте понятий маскулинности – феминности.

Гендерно-схематизированная
переработка информации происходит потому, что в обществе существуют
половозрелые практики. В сознании ребенка заключается гендерная схема, которая
функционирует как структура, настроенная на то, чтобы искать и группировать
информацию: поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются
на категории «мужское» – «женское».

«Новая
психология пола» появилась в 1970-е годы на Западе. Дж. Стоккард и М. Джонсон
выдвинули положение о том, что биологический, врожденный пол (хромосомный и
гормональный) может лишь способствовать определению потенциального поведения
человека, а главным является психологический, социальный пол, или гендер.
Гендер усваивается при жизни, на его формирование оказывают влияние классовые,
этнические, расовые вариации половых ролей и соответствующие им ожидания
общества и особенности культуры[24].

Теория
социальной драматургии И. Гофмана. Идея создания и воспроизведения пола в
повседневном общении была углублена благодаря понятию «гендерный дисплей» И.
Гофмана. Гендерный дисплей видится как детерминированная культурой форма
самопрезентации гендерных характеристик личности. Это самоопределение своей
половой принадлежности и сексуальных предпочтений, что соответствует конкретной
ситуации коммуникации, конкретному партнеру. В гендерном дисплее
воспроизводится дихотомия мужского и женского, что гарантирует сохранение
устоявшегося гендерного порядка на уровне социальных отношений. Следовательно,
гендерные отношения конструируются в процессе межличностного  общения и социального взаимодействия как
диспаритетные, а не только взаимодополняющие.

Этнометодология
Г. Гарфинкеля. Исследователь привлекает внимание к конструированию гендера в
повседневном общении, где создается, утверждается и воспроизводится
представление о многообразие мужского и женского. Им определен механизм
конструирования гендера в процессе общения-это приписывание (категоризация по
полу) на основе демонстрируемых гендерных признаков, а также доказывается
изменчивость гендера, поскольку он все время нуждается в выполнении и
подтверждении.

Делание
гендера – это понятие введено социологами Уэстом и Зимерманом в 1987 году,
чтобы передать, как личность, постоянно, повседневно осуществляет работу по
созданию гендера (doing gender) в процессе взаимодействия с людьми. Создание
гендера происходит благодаря комплексу социально контролируемых действий по
восприятию, самопрезентации, взаимодействию. Их целью является выявление «мужской
и женской природы». Личность несет ответственность за свои гендерные
самовыявления, поскольку, исходя за гендерные сценарии, она подвергается
санкциям (гендерная оценка). Детей учат создавать свое гендерно соответствующее
поведение во взаимодействии и следить за проявлениями такого в других. Таким
образом, создание пола заключается в управлении ситуациями таким образом, что
поведение рассматривается как гендерно соответствующее или преднамеренно
гендерно несоответствующее в определенном контексте.

В
современном видении гендер описывают следующие его характеристики:

1)
социальная обусловленность;

2)
многомерность;

3)
изменчивость/контекстуальность;

4) управление
генером.

Анализ
современных подходов к проблеме гендера демонстрирует, что постепенно произошел
переход от однофакторных моделей до многофакторных. И. С. Кон отмечает, что с
изменением системы гендерных ролей многие традиционные психологических половых
различий, на которых основываются стереотипы маскулинности и феминности,
исчезают или нивелируются, что уменьшает поляризацию между ними. При этом
определенные существенные различия в характере деятельности, направленности
интересов и психических процессах мужчин и женщин остаются. Соответственно
меняется содержание категорий маскулинности и феминности в психологии[22].

Так,
раньше они считались взаимоисключающими, взаимодополняющими, причем каждое
отклонение от норматива воспринималось как патология или шаг по направлению к
ней. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума
маскулинно-феминных качеств, когда индивид может одновременно демонстрировать
как маскулинные, так и феминные черты.

Еще в
начале 1970-х годов биполярная модель пола (феминисть/маскулинность) была
пересмотрена в концепции андрогинии Сандры Бем. 
Согласно ее теории, мужчины и женщины не обязательно должны
соответствовать традиционным моделям и могут сочетать в своем поведении как
маскулинная, так и феминные черты. Бем определила 4 типа гендерной
идентичности: маскулинный, феминный, андрогинный и недифференцированный.
Изображая андрогинию как сочетание маскулинных и феминистских черт, С. Бем
подчеркнула, что андрогинная личность может представлять собой более
гармоничный стандарт психического здоровья в обществе, где ригидная типизация
половых ролей исчерпывает себя [8].

Итак,
гендер — многомерная структура, содержит 4 уровня: пол, сексуальность,
гендерная  (половозрелая) идентичность и
гендерная роль. На каждом уровне выделяется несколько вариантов гендера,
например, «пол» содержит два варианта – мужчина и женщина. Сексуальная
ориентация предусматривает 4 варианта (гетеросексуал, гомосексуал, бисексуал,
асексуал), гендерная идентичность (маскулинная, феминная, андрогинная,
недифференцированная) также выделяет несколько вариантов гендерных ролей
(родительских и супружеских).

Социальное
конструирование гендера не сводится к усвоению и воспроизводству социальных
норм. Социальное конструирование гендера происходит при активном участии
личности в создании гендерных отношений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы