Платная доработка на тему Гендерные нормы и стереотипы как фактор психологического благополучия студентов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
Гендерная идентичность как фактор психологического благополучия студенческой
молодежи. 4
1.1 Понятие
гендера в современной научной парадигме. 4
1.2
Благополучия студенческой молодежи. 10
ГЛАВА 2.
Взаимосвязь гендерных норм и стереотипов с благополучием мужчин и женщин. 17
2.1 Понятие
психологического благополучия. 17
2.2 Влияние
гендерных стереотипов на психологическое благополучие личности 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 28
Введение:
Гендерный стереотип, как и
другие виды социальных стереотипов, есть неотъемлемым атрибутом повседневного
мышления, фактором самоосознания и предиспозицией взаимодействия индивидов в
социальном пространстве. Изменения в системе гендерных отношений
предопределяют, с одной стороны, открытие возможностей для их оптимизации, а с
другой – риск нарушений формирования гендерной идентичности и неопределенность
оптимальных ориентиров-нормативов межполовых взаимоотношений.
Исследования законов мужского и
женского поведения Ш. Берн, влияния социальных норм на гендерные различия Д.
Барри, А. Игли, наложение норм на мужские и женские роли проявляют
полидетермнованность гендера и актуальность исследования гендерных стереотипов
как социально-психологического феномена.
Исследования гендерных
стереотипов в студенческой молодежи и взрослого населения выявляют отдельные
особенности и факторы гендерных стереотипов, в то же время определяют
актуальность исследований этих особенностей в отдельных социальных и возрастных
группах для установления специфических особенностей гендерных стереотипов и
познания сущности этого социально-психологического феномена. Частный аспект
проблемы гендерных стереотипов касается связи содержания и выраженности
гендерных стереотипов с психологическим здоровьем личности как ретранслирующего
механизма культуральных норм и стереотипов прошлого.
Цель работы: выявить особенности
психологического здоровья в студенческой молодежи.
Заключение:
Современные образовательные
учреждения в основном обучают детей обоих полов. Для них пишутся одинаковые
программы, учебники. Учителя (в большинстве – женщины) всем одинаково объясняют
урок, по одинаковым критериям дают оценку учебной деятельности. В учебниках по
педагогике обычно пишут о различиях в познавательной деятельности учеников
разного возраста, но очень мало говорят о различиях между детьми разного пола.
А эти различия значительны. Юноши и девушки обладают различными типами психики,
разными типами познания, что определяется разной структурной и функциональной
организацией мужского и женского мозга. В особенностях функционирования разных
полушарий мозга и кроются важнейшие различия между юношами и девушками.
У студентов в основном уже
сконструировано собственное мировоззрение, индивидуальная система ценностей и
Я-концепции. Но образ Я еще нестабилен. Идет формирование альтернативных систем
ценностей и поведенческих стереотипов по сравнению с предыдущими поколениями.
Поэтому актуальным остается вопрос – как в реальном субъективном опыте студента
колледжа отражается социальная обусловленность его Я. Все это становится базой
для дальнейшего развития личности взрослого человека.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Гендерная идентичность
как фактор психологического благополучия студенческой молодежи 1.1 Понятие гендера в
современной научной парадигме Гендер в психологии —
социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение
понятиям «мужчина» и «женщина».
Поскольку пол является
биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на гендерные
различия, которые обоснованы биологически, как на «половые».
Гендерные отличия — различия
между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Так, считается, что у
мужчин более развиты пространственные и математические способности, они более
агрессивны и доминантны, для них значимы профессиональные роли, но не доказано,
что они активнее женщин, самодостаточные, независимы, легко принимают решения,
любят математику и науку, неэмоциональны. Женщин характеризуют как таких, у
которых хорошо развиты вербальные способности, дружелюбие и контактность,
которые предпочитают семейным ролям, но не доказано, что они более тревожны,
импульсивны, аккуратные, имеют самооценку, ниже мужчин.
Н.В.Ходырева подчеркивает
обусловленность гендерных различий на уровне психофизиологии. Психологическую
дифференциацию она связывает с такими положениями:[1]
1. Половая идентичность, т. е.
первичная идентификация человека с тем или иным полом, внутренняя потребность
быть мужчиной или женщиной. В эволюционном ряду живых существ она отмечена
только у человека.
2. Полодиморфичное поведение.
Оно проявляется в отличии поведенческой активности представителей различных
статей как в человека, так и у высших животных. Например, независимо от
воспитания в семье, мальчики более часто предпочитают подвижные игры с
возможным проявлением агрессии, тогда как девочки выбирают более спокойные
игры, где можно выполнять те или иные будущие родительские функции.
3. Половые различия в
познавательных, когнитивных процессах, скорости психических реакций,
обучаемости, специфических интеллектуальных способностях.
4. Сексуальная ориентация —
эротическое влечение к представителю той или другого пола.
Е. Гидденс утверждает, что
гендер представляет собой культурно обусловленный феномен. Ребенок усваивает
примеры гендерного поведения, присущей данной культуре, от родителей. Кроме
того, в восприятии родителями ребенка большую роль играют гендерные стереотипы,
взаимоотношения между матерью и ребенком указывают на то, что с мальчиками и
девочками родители общаются по-разному, даже если они уверены в том, что ведут
себя одинаково. Для подтверждения этого автор описывает следующий эксперимент.
В ходе эксперимента велось наблюдение за пятью молодыми матерями, которым
поручалось присмотреть за шестимесячным ребенком по имени Бет. Они, как
правило, начинали ему часто улыбаться и предлагать куклы для игр[2].
Ребенка называли «милой», с
«нежным голосом». На ребенка того же возраста, на имя Адам, другая группа
матерей реагировала совершенно иначе. Для игр ему чаще всего предлагался поезд
или другие «мальчиковые» игрушки. В роли Бет и Адама выступала один и тот же,
по-разному одетый, ребенок. Не только родители, дедушки и бабушки судят о детях
подобным образом. Так, было проведено исследование, посвященное анализу слов, с
которыми медицинский персонал, который принимал роды, обращался к новорожденным
младенцам. Новорожденных мальчиков чаще всего называли «здоровяками»,
«силачами», а новорожденных девочек чаще всего называли «лапочками», «нежными»,
хотя они практически не отличались от мальчиков по росту и весу.
Теория гендерных схем,
разработанная С. Бем, содержит черты теории когнитивного развития. С позиций
этой теории, усвоения и принятия установок, связанных с выполнением
определенной гендерной роли, осуществляется в процессе первичной социализации.
Предполагается, что половая дифференциация и типизация является результатом
гендерно-схематизированной переработки информации, связанной с понятиями
«мужское» и «женское»[3].
Ориентируясь на взрослых, ребенок научается выбирать из всех возможных
определений «Я» только те, которые применимы к его полу. Воспринимая новую
информацию (включая и новое знания о себе), ребенок кодирует и организует ее в
соответствии с заданными извне гендерными схемами, то есть доминирующих
культурных представлений о мужественности и женственности и ролей мужчины и
женщины в обществе. Таким образом, и самооценка ребенка, и его поведение в
существенной мере определяются содержательным компонентом гендерной схемы.
Гендерные роли в обществе
означают то, как мы должны действовать, говорить, одеваться, ухаживать и вести
себя в зависимости от нашего пола. Например, от девушек и женщин обычно
ожидают, что они будут одеваться в типично женском стиле и будут вежливыми,
любезными и заботливыми. От мужчин обычно ожидают, что они будут сильными,
агрессивными и смелыми.
Социальные нормы — это неписаные
правила поведения. Они дают нам ожидаемое представление о том, как вести себя в
определенной социальной группе или культуре. Например, мы ожидаем, что студенты
придут на урок вовремя и завершат свою работу.
Идея норм дает ключ к пониманию
социального влияния вообще и конформизма в частности. Социальные нормы — это
принятые нормы поведения социальных групп.
Эти группы варьируются от
дружбы и рабочих групп до национальных государств. поведение, которое
соответствует этим нормам, называется конформизмом, и большую часть времени
роли и нормы являются мощными способами понимания и предсказания того, что люди
будут делать.
Существуют нормы, определяющие
соответствующее поведение для каждой социальной группы. Например, студенты,
соседи и пациенты в больнице все знают о нормах, регулирующих поведение. И
когда индивид переходит из одной группы в другую, его поведение соответственно
меняется.
Нормы обеспечивают порядок в
обществе. Трудно представить себе, как человеческое общество могло бы
функционировать без социальных норм. Люди нуждаются в нормах, чтобы направлять
и направлять свое поведение, обеспечивать порядок и предсказуемость в
социальных отношениях, осмыслять и понимать действия друг друга. Вот некоторые
из причин, по которым большинство людей в большинстве случаев подчиняются
социальным нормам.
Когда различные члены общества
взаимодействуют с материальными объектами внешнего мира и друг с другом, они
вырабатывают определенные идеи, отношения и ментальные картины по отношению к
ним. Эти идеи и установки, названные когнитивными рамками, выработанными на
основе прошлого опыта, используются для обработки и интерпретации последующей
социальной информации.
Таким образом, эти готов [1]
Ходырева Н. В. Гендер в психологии: история,
подходы, проблемы / Н. В. Ходырева // Вестник Санкт-Петербургского
университета. – 2016. — Вып. 2. – С. 77. [2]
Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт
комплексного социального исследования / Под ред. Н. М. Римашевской. – М.:
Наука, 2014. – с.184 [3] Харламова Т.М. Гендерные стереотипы студентов //
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – №
5-2. – С. 194.