Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Гендерная идентичность и межличностные отношения в подростковом возрасте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 8

1.1 Психология гендерной идентичности: содержание
понятия, виды и формы проявления. 8

1.2 Проблема межличностных отношений в психологии. 21

1.3 Межличностные отношения как фактор,
определяющий гендерную идентичность в подростковом возрасте. 29

Выводы по первой главе. 41

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 42

2.1 Организация, методы и методики исследования. 42

2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения
гендерной идентичности и особенности взаимоотношения со сверстниками в
подростковом возрасте. 45

2.3. Рекомендации по психологическому
сопровождению формирования гендерной идентичности подростков. 73

Выводы по второй главе. 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 87

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 95

ПРИЛОЖЕНИЯ   103

  

Введение:

 

В последние годы в
зарубежной и отечественной психологии усилился интерес к проблеме формирования
гендерной идентичности. Гендерная идентичность означает, что человек принимает
определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры.

Проблематика гендерной
идентификации, включающая в себя не простые вопросы формирования
психологического пола, психологических половых различий и гендерной
дифференциации – одна из важнейших и актуальных в современной психологии.

Подросток задается вопросом
изучения гендерных норм и ролей и стремится культивировать их, определяя тем
самым собственную гендерную идентичность. Для подростка характерна активная
позиция в вопросе построения собственной картины мира, приобретения новых
знаний и их дальнейшая интеграция в собственный опыт. Формирование гендерной
идентичности у подростков принято относить к воспроизводству доминирующей
гендерной культуры как основы социализации личности (С.А. Бутковская, Л.Р.
Диасамидзе, Е.М. Ижванова, О.А. Карабанова, Л.В. Корнева, Н.Ю. Рымарев, В.Л.
Ситников и др.).

Все чаще в кругах
психологического сообщества при изучении особенностей развития подросткового
возраста встает вопрос о необходимости изучения личностных особенностей
подростков через призму их гендерной идентичности. При этом гендер являясь
фундаментальной и основополагающей характеристикой личности, указывает на
социальный статус и на социально-психологические характеристики личности,
связанные с полом. При определении категории «гендерной идентичности» ученые понимают
под этим феноменом: аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя
как представителя определенного пола (И.С. Клецина); осознание личностью своей
связи с культурными определениями мужественности и женственности (О.А.
Воронина); принадлежность к той или иной социальной группе на основе полового
признака (Е.Ю. Терешенкова, Н.К. Радина).

По Э. Эриксону
«идентичность – это твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем
богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и
стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений «Я» и
ситуации, способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед
ней на каждом этапе ее развития» [85, с. 26]. Идентичность – это, прежде всего,
показатель зрелой личности.

Составной частью
гендерной идентичности личности является самоотношение личности. Проблема
самоотношения в связи с развитием идентичности особенно важна для подростков.
При благоприятном протекании кризиса идентичности у человека в этот период
наблюдается позитивное самоотношение, самопринятие себя. Он более благополучен
в психологическом плане. При неблагоприятном течении кризиса формируется
спутанная идентичность: молодой человек не понимает себя, ему свойственны
мучительные сомнения относительно самого себя, своего места в группе, в
обществе, неясностью жизненных перспектив. Самоотношение к себе характеризуется
негативными установками.

Таким образом, гендерную
идентичность можно отнести к числу главных признаков характеристики личности.
Процесс ее формирования происходит на стадии интериоризации традиционных
мужских или женских поведенческих черт, который также существенным образом
определяет самосознание и задает вектор социализации личности, регулирующий его
поведение в обществе.

Так, обращаясь к
эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, базисный конфликт шестой
стадии психосоциального развития — интимность против изоляции, напрямую связан
именно с гендерной идентичностью индивида.

Гендерная идентичность
выступает как продукт социального конструирования и, одновременно, как один из
ключевых факторов, опосредующих поведенческую активность и установки личности в
контексте межличностных отношений. Гендерная идентичность подразумевает
принятие себя, как субъекта определенного физиологического пола во всем
богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему
морально-этических норм, ценностей, идеалов, жизненных планов, социальных ролей
с соответствующими формами поведения. Подростковый возраст, это сложный и непростой
период становления личности взрослеющего человека. Соответствие представлений о
себе, как о человеке, принадлежащем к определенному полу, и имеющему
определенный репертуар моделей половой самопрезентации и саморепрезентации в
межличностных отношениях, в подростковом возрасте очень важен. Стремление к
гармоничному функционированию подростков в области межличностных отношений,
согласно идеям гуманистической психологии возможно только в контексте
социальных ценностей, формирующихся в установлении достаточно прочных
положительных межличностных связей. В подростковом возрасте межличностные
отношения приобретают особую значимость. Они становится все более весомыми,
более глубокими, энергетически насыщенными.

Цель исследования
– изучение гендерной идентичности и межличностных отношений в подростковом
возрасте.

Объектом исследования
является гендерная идентичность.

Предметом исследования
является взаимосвязь гендерной идентичности и межличностных отношения в
подростковом возрасте.

Гипотеза исследования
связана с следующими допущениями:

— существуют гендерные и половые особенности
межличностных отношений подростков;

— гендерная идентичность связана с
межличностными отношениями подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить
психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Исследовать гендерную
идентичность и межличностные отношения в младшем и старшем подростковом
возрасте.

3. Выявить взаимосвязь
гендерной идентичности и межличностных отношений мальчиков и девочек в младшем
и старшем подростковом возрасте.

4. Разработать программу
психологического сопровождения формирования гендерной идентичности в
подростковом возрасте.

Теоретико-методологическую
основу исследования составили концепции отечественной и
зарубежной психологии о сущности личности и ее психологической структуры (Б.Г.
Ананьев, А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн); концептуальные и методологические
проблемы исследования гендерной идентичности (Барсукова А. Д. Бендас Т. В.
Ожигова Л. Н. Эриксон Э. и др.); положения концепций межличностных отношений
А.В. Петровского, В.Н. Мясищева; концепции положения, отражающие возрастные
особенности подростков в контексте становления их самоотношения (А.А. Аверин,
Е.Н. Андреева, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.А.
Реан, Х. Ремшмидт и др.).

Теоретическая значимость
данной работы заключается в анализе теоретико-методологических аспектов
гендерной идентичности и межличностных отношений подростков. Результаты,
полученные по завершении нашего исследования, могут быть применены в дальнейших
исследованиях в данном направлении.

Практическая значимость
работы состоит в том, что полученные результаты имеют непосредственный выход в
практическую деятельность. Педагоги и психологи могут воспользоваться
результатами проведенного исследования в практике педагогического
психодиагностического консультирования и психокоррекции, а также при разработке
и проведении тренинговых занятий. Результаты исследования могут также быть
использованы в лекционных курсах и семинарских занятиях по возрастной и
педагогической психологии, организации деятельности психолого-педагогического
направления и психологического сопровождения детей и подростков.

Методы исследования:

— Теоретический анализ литературы по
проблеме исследования;

— Психологическое тестирование с применением
методик:

1. Опросник С. Бэм
Маскулинность-фемининность, BSRI.

2. Опросник межличностных
отношений (ОМО) А.А. Рукавишников.

3. Опросник cамоотношения
(В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).

— Методы математической обработки
эмпирических данных (описательная статистика (среднее арифметическое,
стандартное отклонение, процент); непараметрический U-критерий Манна Уитни,
необходимый для оценки различий качественно измеренных, критерии Спирмена с
целью статистического изучения связи между явлениями. Обработка данных была осуществлена
в программе Microsoft Excel.

Эмпирическая база
исследования: бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 82» города Омска.

Апробация и внедрение
результатов исследования. Результаты исследования были
апробированы на базе бюджетного образовательного учреждения «Средняя
образовательная школа № 82» города Омска. Среди подростков 11-12 лет 14-15 лет.
Результаты исследования апробированы на ежегодных конференциях «Человек и
Природа», проводимых ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический
университет» в 2020 и 2021 гг.

Структура выпускной
квалификационной работы, изложена на …страницах
машинописного текста. Данная работа состоит из введения, двух глав (первая
теоретическая, вторая практическая), заключения, списка литературы и
приложения. В работе содержится 9 рисунков, 10 таблиц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный анализ литературы по проблеме исследования показал, что
проблематика гендерной идентичности является одной из актуальных. В современном
мире происходят значительные изменения в поведении людей, которые связаны с
социальным полоролевым поведением. Претерпевают изменения представления в
обществе о «гендерных стереотипах», «гендерных идеалах», трансформируется и
понимание собственной половой и гендерной идентичности человеком. Социум более
лояльно относится к гендерным трансверсиям и гендерным несоответствиям,
экспериментированию в области гендерной и половой принадлежности. Гендерная идентичность подразумевает принятие себя, как субъекта
определенного физиологического пола во всем богатстве своих отношений с
окружающим миром и определяет ее систему морально-этических норм, ценностей,
идеалов, жизненных планов, социальных ролей с соответствующими формами
поведения.

Подростковый возраст, это сложный и непростой период становления
личности взрослеющего человека. На наш взгляд, соответствие представлений о
себе, как о человеке, принадлежащем к определенному физиологическому полу, и
имеющему определенный репертуар моделей половой самопрезентации и репрезентации
в межличностных отношениях, в подростковом возрасте очень важен. Понимание гендера
заключается в формировании у растущего поколения полоролевой культуры,
проявляющаяся в умении действовать, вступать в общение с учётом гендерной
идентичности. Стремление к гармоничному
функционированию подростков в области межличностных отношений, согласно
гуманистической психологии возможно только в контексте социальных ценностей,
формирующихся в установлении достаточно прочных положительных межличностных
связей.

Эмпирическое исследование было проведено на базе бюджетного
образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 82» города Омска,
где осуществляется раздельное обучение мальчиков и девочек. В исследовании
приняли участие 40 младших и старших подростков.

По результатам анализа методики С. Бем, было выявлено, что в выборке
мальчиков младших подростков и выборке мальчиков старших подростков преобладает
маскулинность, которая связана с типично «мужскими» чертами, и соотносится с
маскулинной идентичностью. Однако отмечено, что в выборке подростков младшего
подросткового возраста 46% мальчикам свойственна андрогинная идентичности, в
старшем подросковом возрасте этот процент снижается, и составляет 30%.

В выборке младших подростков девочек и выборке девочек старших
подростков отмечено преобладание фемининности она характерна для 70% и 77%
девочек подростков соответственно. Вместе с тем, для 30% девочек младших и 23%
девочек старших подростков характерна андрогинность или андрогинный полоролевой
тип гендерной идентичности.

Данный факт мы можем интерпретировать как то, что мальчикам сложнее
обрести гендерную идентичность. И мы можем согласится с мнением ряда
исследователей Ю. Е Алешиной и А. С. Волович и др., что дифференциация образцов
мужественности и женственности более важна, для мальчиков, чем для девочек. В
плане идентичности мальчику предстоит решить более трудную задачу.

В результате проведенного исследования, с использованием методики А.А.
Рукавишникова, установлено, что, мальчики-подростки и младшие, и старшие,
стремятся принимать партнеров по взаимодействию, им интересно общение с
другими, и они готовы принимать участие в деятельности других людей. Мальчики
также стремятся активно принадлежать к различным социальным группам и быть как
можно больше и чаще среди людей, стараются, чтобы при установлении
межличностных отношений, партнеры по взаимодействию их принимали, приглашали к
участию в деятельности и стремились быть в их обществе, даже когда они не
прилагают к этому никаких усилий.

Младшие и старшие мальчики подростки стараются брать на себя
ответственность, соединенную с ведущей ролью в установлении межличностных
отношений. Вместе с тем, выявлены и пограничны пограничные показатели, в первую
очередь это касается младших подростков. Так, с одной стороны ребята стремятся
к тому, чтобы окружающие контролировали их, оказывали на них влияние и говорили
им, что каждый из них должен делать, в то же время отвергают вмешательство в
свою деятельность.  Кроме того, стремятся
быть в близких отношениях с окружающими их людьми, проявляют к ним свои
дружеские и теплые чувства, однако, а также, могут проявлять  и осторожность, избирательность в
установлении межличностных отношений. Старшие подростки в большей мере, чем
младшие рассчитывают на то, чтобы другие стремились быть к ним эмоционально
ближе и делились с ними своими чувствами, переживаниями.

В выборках девочек младших и старших подростков, установлено, что
среди девочек младшего подросткового возраста преобладают пограничные значения.
Так, девочки подростки стремятся с одной стороны, активно принадлежать к
различным группам, быть включенным, как можно чаще находиться среди людей, с
другой стороны не чувствуют себя хорошо среди людей и имеют склонность избегать
контактов. Кроме того, они ожидают от окружающих участия в их делах, и хотят,
чтобы окружающие прилагали усилия, чтобы быть в их обществе, и вместе с тем, в
некоторых случаях предпочитают общаться с малым количеством людей, не проявляет
интереса к взаимодействию с другими детьми.

В старшем подростковом возрасте девочки проявляют стремление принимать
остальных, имеют интерес к окружающим, ожидают от других участия в их жизни и
деятельности; активно стремятся принадлежать к различным социальным группам и быть
как можно больше и чаще среди людей. Более того и ожидают подобного поведения
от других людей.

Девочки младшего подросткового возраста, с одной стороны пытаются
контролировать и влиять на остальных, берут в свои руки руководство и стремятся
решать, что и как будет делаться, происходить. С другой стороны, в некоторых
ситуациях избегают принятия решений и принятия ответственности. В части
ожидаемого поведения, девочки младшие подростки демонстрируют подобные
противоречивые тенденции.

У старших девочек подростков выявлены низкие показатели. Девочки очень
осторожны при установлении близких интимных отношений, не готовы проявлять
теплые и дружеские чувства и осторожны при выборе лиц, с которыми создают более
глубокие эмоциональные отношения.

В выборках младших подростков мальчиков и девочек установлены
статистически значимые различия по шкалам Контроль Се (выраженное поведение),
по шкалам Включенность Ie и Аффект Ae
(выраженное поведение). В выборках старших подростков мальчиков и девочек
установлены статистически значимые различия по шкалам Контроль Се (выраженное
поведение) и Аффект Aw
(требуемое поведение).

Индекс объема интеракций характеризует предпочитаемую интенсивность
контактов, которые отражают в целом интенсивность поведения, направленную на
удовлетворение соответствующей потребности. По потребности включения I, в целом
по всем выборкам подростков выявлено среднее выражение потребности создавать и
удерживать взаимный интерес во взаимодействии с другими людьми, в том числе и
сверстниками. В целом, у подростков возникает интерес к субъектам
взаимодействия, в то же время, у других людей также возникает интерес к ним как
к интересной личности. У мальчиков младших и старших подростков показатели по потребности
включения несколько выше, чем у девочек подростков, по всей видимости, мальчики
подростки проявляют большую потребность во включении в межличностные отношения.

По потребности контроля С, потребность контролировать ситуацию у
подростков проявляется в необходимости чувствовать себя компетентной и
ответственной личностью в установлении межличностных отношений. Старшие
подростки, как мальчики, так и девочки в большей мере способны контролировать
ситуации межличностного общения. У мальчиков младших и старших подростков
показатели несколько выше, чем у девочек подростков, по всей видимости,
мальчики подростки проявляют большую потребность во включении в межличностные отношения.

По потребности аффекта А, показатели в выборках девочек подростков
является пограничными, очевидно, что девочки подростки способны создавать и
удерживать межличностные отношения с людьми, опираясь на позитивные
эмоциональные отношения, но в некоторых ситуациях испытывают трудности в
установлении подобных отношений.

У мальчиков и младших и старших подростков данные показатели выше, что
может говорить о том, мальчики подростки имеют большую потребность в
удовлетворении потребности аффекта в общении, по сравнению с девочками.

 В отношении индекса
противоречивости межличностного поведения нами установлены низкие значения в
исследуемых группах, по всем областям потребностей межличностных отношений.
Поэтому поведение подростков, которое они демострируют и поведение, требуемое
от других людей, является согласованным, это справедливо как для подростков
девочек, так и для мальчиков, а также для выборки младших и старших подростков.
Однако, необходимо отметить, что согласованность поведения в межличностных отношениях
несколько меньше в выборках младших подростков как мальчиков, так и девочек.

Что касается изучения самоотношения подростков, то было установлено,
что глобальное самоотношение личности, у мальчиков и девочек выражено, в целом
подростки испытывают чувство «за» собственное «Я».  У младших подростков мальчиков и младших
подростков девочек самоуважение выражено в меньшей мере, чем у старших
подростков. Подобные тенденции, отмечены и в отношения симпатии к себе, своей
личности у младших подростков в меньшей мере присутствует симпатия по отношению
к себе в сравнении со старшими подростками Девочки в младшем подростковом возрасте не ожидают позитивного
отношения к себе со стороны окружающих, и испытуемые от окружающих скорее ждут
апатичного и индифферентного отношения к себе, чем искренней симпатии и
участия. Кроме того, окружающие, по мнению девочек, намерены отрицать их
достоинства и способности, а также испытывать антипатию к их внешнему виду и
поведению. У девочек старших подростков, данная особенность проявляется в
стремлении относится к обществу симпатией и участием, и стремятся вносить
какой-либо вклад в его функционирование. Девочки считают себя непохожими на
остальных, уникальными, однако не стремятся конвертировать это самоощущение в
общественный интерес, признание и уважение.

Внутренний самоинтерес опрашиваемых. Полученные результаты
свидетельствуют, что у большинства мальчиков старшего подросткового возраста
данный интерес выражен сильнее, чем у мальчиков младшего подросткового
возраста. Внутренний самоинтерес, у девочек ярко выражен, что указывает на
близость личности к самой себе, интерес к собственным мыслям, чувствам, идеям,
а также уверенность в своей интересности для окружающих.

Для изучения взаимосвязи гендерной идентичности и особенностей взаимоотношения
со сверстниками в подростковом возрасте был проведен корреляционный анализ с
использованием коэффициента корреляции по Спирмену. В результате
корреляционного анализа была выявлено, что в выборке мальчиков-подростков 11-12
лет существует прямая взаимосвязь между показателями гендерная идентичность и
показателями Aw. Обратная взаимосвязь была выявлена между гендерная
идентичность и показателями Се. Кроме этого, в результате корреляционного
анализа была выявлена прямая взаимосвязь между показателями гендерной
идентичности и показателями по шкале «самоуважение». Обратная взаимосвязь была
выявлена, между показателями гендерной идентичности и показателями по шкале
самообвинение. В результате корреляции была выявлена прямая взаимосвязь между
показателями по шкале «Контроль» и показателями по шкале самоинтерес. Прямая
взаимосвязь была выявлена между показателями по шкале «Контроль» и показателями
по шкале отношения других. Прямая взаимосвязь была выявлена между показателями
по шкале Ce и уровнем развития самоуверенности. Прямая взаимосвязь была
выявлена между показателями по шкале Iw и показателями по шкалам самопринятие,
самопоследовательность и шкале отношение других.

Среди мальчиков-подростков 14-15 лет корреляционная взаимосвязь была
выявлена между такими показателями: между показателем гендерной идентичности и
шкалой отношение других, показателями по шкале Iw, по шкале Сw. Обратная
взаимосвязь была выявлена между показателями гендерной идентичности и
показателями по шкалам самопонимание и самоуверенность. Также обратная
взаимосвязь была выявлена между показателями по шкале Се. Прямая взаимосвязь
была выявлена между показателями по шкале Ie и показателями по шкале
аутосимпатии. Прямая взаимосвязь была выявлена между показателями по шкале Cе и
показателями по шкале самопонимание. Обратная взаимосвязь была выявлена между
показателями по шкале Се и показателями по шкале самообвинения.

В результате корреляционного анализа между показателями у девочек
подростков 11-12 лет была выявлена обратная взаимосвязь показателями гендерной
идентичности и показателями по шкале Iw. Обратная взаимосвязь была выявлена
между показателями гендерной идентичности и показателями по шкале Іе. Прямая
взаимосвязь была выявлена между показателями гендерной идентичности и уровнем
проявления самообвинения. Прямая взаимосвязь была выявлена между показателями
по шкале Ае и показателями по шкалам аутосимпатия, показателями по шкале
ожидаемого отношения от других и показателями по шкале самообвинение. Прямая
взаимосвязь была выявлена между показателями по шкале Се и уровнем развития
самопоследовательности. Обратная взаимосвязь была выявлена между показателями
по шкале Iw и показателями по шкале самоуверенность и по шкале самопринятие.

По показателя, среди девочек 14-15 лет, была выявлена прямая
взаимосвязь между показателями гендерной идентичности и показателями по шкале
Iе. Обратная взаимосвязь была выявлена между показателями гендерной
идентичности и показателями по шкале Ае. Прямая взаимосвязь была выявлена между
показателями развития гендерной идентичности и показателями по шкале Cw.
Обратная взаимосвязь была выявлена между показателями развития гендерной
идентичности и показателями по шкале «Самопринятие». Прямая взаимосвязь была
выявлена между показателями гендерной идентичности и показателями по шкале
«ожидание отношений от других». Прямая взаимосвязь была выявлена между
показателями по шкале Iе и показателями по шкалам самоуверенность и
самоуважение. Также была выявлена прямая взаимосвязь между показателями по
шкале Сe и показателями по шкале самопоследовательности, между показателями по
шкале Aw и показателями по шкале аутосимпатия.

Следовательно, гипотеза
нашего исследования о том, что существуют гендерные и половые особенности
межличностных отношений подростков; и гендерная идентичность связана с
особенностями межличностных отношений со сверстниками у мальчиков и девочек
подростков подтвердилась.

Цель и задачи выпускной
квалификационной работы достигнуты

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1
Психология гендерной идентичности: содержание понятия, виды и формы проявления

Важной особенностью современного социума является чрезвычайная
подвижность и некоторая неопределенность социальных изменений. Общественные
процессы, которые сейчас происходят, создали идентификационный синдром, проявляющийся
в виде новых механизмов социогрупповых идентичностей и постоянной необходимости
их исследований.

Рассмотрение идентичности с позиции поиска ответов на вопросы, которые
помогли лучше понять способы, методы равновесия индивидуального и социального
бытия человека в переполненном различными рисками постиндустриальном обществе,
очень широко представлено в междисциплинарном научном пространстве, однако, эта
тема исследований продолжает быть значимой, актуальной и раскрываться с позиции
новых аспектов видения.

Понятие «идентичность» обозначает определенное состояние, которое
соответствует результату отождествления, предполагает самоопределение личности
среди имеющихся социокультурных параметров и общее признание их представителями
сообщества, с которым человек себя уподобляет.

Впервые понятие «идентификация» было использовано З. Фрейдом в конце
XIX в. В одной из работ 3. Фрейда идентификация определяется как «ассимиляция
одного «Я» другим, в результате которой первое «Я» ведет себя в определенном
отношении так же, как и второе, имитирует его и в некотором смысле вбирает его
в себя» [68]. В неортодоксальном психоанализе содержание
понятия идентификации расширилось до способа психологической защиты «Я» от
внешних угрожающих объектов, механизма формирования способности личности к
саморазвитию. Социальная сущность человека предполагает, что она стремится к
включению в социум (сообщество) и одновременно — к отделению как
индивидуальности. Идентичность есть ощущение, осознание и переживание индивидом
своей принадлежности к определенной общности людей. Чувство принадлежности
выполняет важные и социально — психологические функции. Оно обеспечивает
подчинение индивида определенной социальной группе, а также групповой защите.
Более того, ощущение идентичности предоставляет ее субъекту социально значимый
комплекс ценностей, символов и традиций [79].

Стоит отметить, что понятие идентичности раскрывает индивидуальную,
личностную и социальную стороны «Я-концепции» личности. В частности, на
индивидуальном уровне идентичность понимается как результат осознания индивидом
своего присутствия в пространстве и времени, в конкретном физическом теле, с
особыми чертами характера, темпераментом, с определенным предыдущим опытом и
надеждами на будущее [56].

На личностном уровне идентичность, как известно, определяется через
ощущение собственной самоценности, неповторимости себя и своего жизненного
опыта, который основывается на умении соединить все идентификации со способностями
и благоприятными возможностями в социуме. На социальном уровне идентичность
отражает внутреннюю солидарность человека с идеалами социальных сообществ и
стандартами, которые распределяют мир на «своих» и «чужих» [51].

Феномен идентичности объясняет несколько социально-психологических
теорий. Одной из наиболее обоснованных можно назвать теорию социальной
идентичности с позиций символического интеракционизма. Среди представителей
этого направления, которые занимались проблематикой идентичности, можно назвать
Ч. Кули, Дж. Мида и Г. Блумера, а также современников — П. Бурке, Дж. Маккола,
Ш. Страйкера и других. Теоретики этого подхода рассматривают идентичность
индивида как продукт общественных ролей. В рамках данного подхода механизмы
идентичности анализируются на микросоциальном уровне [26]. Внимание также
уделяется понятию выпуклости идентичности. Все идентичности имеют разное
субъективное значение для индивидов, поэтому имеют разные последствия. Таким
образом, можно говорить о иерархическом характере структуры идентичности.
Наибольшее влияние на идентификацию и поведение индивида имеют идентичности,
которые для определенного индивида является наиболее значимыми.

Ш. Страйкер сформулировал теорию, согласно которой различные
социальные роли, которые выполняет индивид, создают уникальную вариацию его
индивидуальной идентичности. С позиций этой теории идентичности, люди
приписывают себе отрефлексированное «я» в процессе интеракции в общественном
пространстве. Итак, «Я» связано с определенными приписываемыми позициями и
выполнением определенных ролей. Кроме этого, на формирования «Я» влияет реакция
членов группы, которые взаимодействуют с индивидом, и формируют фундамент для
его самоопределения. Более того, выполнение социальной роли позволяет индивиду
быть связанным с социальной структурой. Ш. Страйкер пытался объяснить
взаимосвязь индивида и социальной структуры как гетерогенной, но в то же время
сложно организованной системы. Коллективная идентичность с позиций этого
подхода как базис использует принадлежность к социальной группе. При этом,
особое значение имеет самокатегоризация и сравнения. Идентичность позволяет не
только соотносить себя с определенной категорией, но и идентифицировать лиц, не
входящих в группу как внешних субъектов. Сравнение добавляет оценочный смысл в
процесс соотнесения. При этом сравниваются внутренние и внешние члены группы [88].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы