Платная доработка на тему Формирование звукопроизношения шипящих звуков у детей с билингвизмом в условиях сельского логопункта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования произносительной стороны речи у детей с билингвизмом 6
1.1. Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе 6
1.2. Роль билингвизма в развитии речи дошкольников 11
1.3. Проблема русско-татарского билингвизма в контексте звукопроизношения шипящих звуков 15
Выводы к главе 1 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию звукопроизношения шипящих звуков у детей с билингвизмом в условиях сельского логопункта 24
2.1. Анализ особенностей звукопроизношения шипящих звуков детей с билингвизмом на констатирующем этапе исследования 24
2.2. Работа по формированию звукопроизношения шипящих звуков у детей с билингвизмом в условиях сельского логопункта 31
2.3. Анализ особенностей звукопроизношения детей с билингвизмом на контрольном этапе исследования 37
Выводы к главе 2 40
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 45
Приложения 49
Введение:
Актуальность темы исследования. Процесс развития речи в целом, языковых способностей (языкового чутья) ребенка в условиях билингвальной языковой среды определяется влиянием различных факторов на становление языковой личности ребенка.
Однако в научной литературе можно столкнуться с неоднозначностью оценки влияния билингвизма на развитие личности ребенка, в том числе его речевое развитие. Можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны этого явления. В случаях благоприятного психофизического и речевого развития ребенка овладение вторым языком способствует расширению кругозора, познавательному развитию, развитию всех психических процессов, особенно памяти и мышления. Дети-билингвы в этих случаях легче анализируют языковые явления, что способствует более высокому уровню развития мыслительных операций и более легкому усвоению предметов математического и гуманитарного цикла и, соответственно, появлению перспектив получения более качественного образования [12]. Речевое развитие ребенка является одним из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте. Степень развития этой сферы определяет уровень сформированности познавательных и социальных мотивов ребенка, потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, которые являются базисом личностной культуры.
На негативные последствия влияния билингвизма на развитие ребенка активно стали указывать в последнее время специалисты в области логопедии. Так, Е.А. Бабаева, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Ю.Ю. Курбангалиева отмечают, что билингвизм часто становится фактором риска появления речеязыковых нарушений, переутомления центральной нервной системы, приводящего к заиканию, мутизму, разрушению речевого мышления, эмоциональным стрессам [4; 7; 16].
Таким образом, наличие двух активных языков в семье может представлять собой угрозу для нормального формирования речи у ребенка или, при наличии у него исходных речевых расстройств, усугублять проблему речевого развития. Так, например, несформированность фонетической стороны может привести к неполноценному восприятию речевых звуков как родного, так и второго языка, что, в свою очередь, повлечет целый ряд вторичных отклонений в речевом развитии (недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового анализа и синтеза, неполноценность формирования словарного запаса, наличие аграмматизмов, а в дальнейшем трудности овладения письменной речью).
Нарушения устной речи у детей-билингвов могут проявляться в ошибках, отражающих трудности усвоения произносительной, лексико-семантической и грамматической сторон речи [24].
В данной работе будут охарактеризованы особенности овладения звукопроизношением шипящих звуков детьми в условиях билингвальной языковой среды в условиях сельского логопункта.
Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью и недостаточной методической разработанностью вопроса формирования звукопроизношения шипящих звуков у детей с билингвизмом в условиях сельского логопункта.
Методологические основы исследования составили труды таких исследователей, как Е. Агатангелу, У. Вайнрайх, Д.К. Галяминских, Я.Б. Емельянова и др.
Объектом исследования является процесс формирования звукопроизношения шипящих звуков детей с билингвизмом в условиях сельского логопункта.
Предметом исследования – процесс формирования произношения шипящих звуков у детей с билингвизмом в условиях сельского логопункта.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что несмотря на речевой статус детей с различными нарушениями произношения коррекции произношения шипящих звуков способствуют развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Целью исследования является выявление положительной динамики после коррекции звукопроизношения шипящих звуков у детей с русско-татарским билингвизмом в условиях сельского логопункта.
Задачи исследования:
1. Изучить развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе.
2. Описать влияние билингвизма на развитие речи дошкольников.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию звукопроизношения шипящих звуков у детей с билингвизмом в условиях сельского логопункта.
4.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; эксперимент.
Методики исследования: методика исследования состояния звукопроизношения В.А. Киселевой.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; а также в разработанных заданиях для коррекции звукопроизношения шипящих звуков у детей с билингвизмом и возможности их использования в условиях сельского логопункта.
Новизна исследования состоит в том, что были выявлены нарушения звукопроизношения шипящих звуков у детей с билингвизмом в условиях сельской местности, предложены упражнения для формирования звукопроизношения через развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Сандугач» общеразвивающего вида» Сармановского муниципального района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Речевое развитие ребенка является одним из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте. Степень развития этой сферы определяет уровень сформированности познавательных и социальных мотивов ребенка, потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, которые являются базисом личностной культуры.
Овладение родным языком, родным словом начинается с раннего детства в семье, среди родителей и родных ребенку людей, а совершенствование ее продолжается в дошкольных учреждениях, школе и на протяжении всей жизни.
Сегодня у большинства детей с речевым развитием в норме звукопроизношение достигает языковой нормы до 4-5 лет, однако у некоторых дошкольников, в частности у детей с билингвизмом отмечаются нарушения звукопроизношения шипящих звуков.
Понятие билингвизма, определяемого как знание двух языков, не получило еще достаточно четко сформулированного определения. При описании фактов двуязычия ученые не всегда могут решить вопросы, где начинается билингвизм, при каком уровне владения двумя языками необходимо считаться с фактами билингвизма и т. д.
Возраст ребенка, когда он впервые сталкивается с билингвизмом, имеет важное значение для становления его двуязычия. Согласно исследованиям ученых, оптимальный период овладения ребенком двумя языками — от 2-х до 5-ти лет. Активное же формирование языковой системы при нормальном развитии речи у детей-монолингвов начинается с 3-х лет и заканчивается к 7-ми годам, в этот период формируется языковая компетенция ребенка. В данной работе исследуем случаи нарушения, обусловленные расхождением двух языковых систем и фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методическая работа по формированию звукопроизносительных навыков и правильного фонематического восприятия у детей-билингвов с фонетико-фонематическим недоразвитием и интерференцией на двух языках, являясь сложным и длительным процессом, включает четыре направлений, каждое из которых играет важную роль: на первом направлении развивается фонематическое восприятие звуков двух языков и подготовка артикуляционного аппарата к овладению этими звуками. Проводится работа над фонематическим восприятием звуков вследствие фонетико-фонематического недоразвития, а также интерференции; на втором направлении, также формируется освоение детьми-билингвами, близких по произношению и артикуляции; задачей третьего направления является формирование у детей-билингвов навыков произношения и различения звуков, не имеющих аналогов в русском языке, и наоборот; на четвертом направлении вырабатываются навыки выявления и снятия межъязыковой интерференции звуков у детей-билингвов.
Исследование нарушений звукопроизношения показало, что у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом звукопроизношение шипящих звуков нарушено.
Воспитание детей в условиях билингвизма требует внимательного отношения к формированию у них речи, в связи с чем необходимо своевременно проводить логопедические обследования детей-билингвов для выявления случаев фонетических и фонематических нарушений.
Специфические звукопроизносительные ошибки появляются в речи ребенка, воспитывающегося в семье, где родители говорят на разных языках, в исследованном варианте — на греческом и русском. Чаще всего такие ошибки обусловлены интерферирующим влиянием обеих языковых систем, поскольку с момента рождения и до поступления в дошкольное образовательное учреждение ребенок находится под воздействием этих двух языков. Ошибки могут обусловливаться также другими причинами, например, низкой динамикой становления, неустойчивостью, диффузностью сенсорных и/или моторных эталонов звуков каждого языка, относящихся к близким для двух языков фонетическим группам. В нашем же случае — фонетико-фонематическим недоразвитием, обычно скрывающимся за интерференцией.
Предложенные нами системы логопедической работы, направленная на формирование звукопроизношения шипящих звуков у детей с билингвизмом, показала свою эффективность, поскольку в уровнях развития звукопроизношения шипящих звуков детей была намечена положительная динамика.
Разработанную систему логопедической работы следует рассматривать как первую и обязательную ступень при подготовке детей к обучению грамоте. Разработанные приемы оптимизации процесса коррекционно-логопедической помощи детям дошкольного возраста с билингвизмом целесообразно использовать при обучении детей в дошкольных учебных заведениях специального и общеобразовательного назначения.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования произносительной стороны речи у детей с билингвизмом
1.1. Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе
Речь развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни) наряду с физическим и умственным компонентами развития ребенка и служит показателем общего психофизического развития. Усвоение родной речи у детей происходит по строго определенным закономерностям. Этому процессу характерным является ряд черт, общих для всех [13].
Для того, чтобы выявить патологию речи, надо знать онтогенез речевого развития в норме, владеть знаниями о закономерностях данного процесса и условиях, обеспечивающих его успешное протекание [3].
Г. Розенгард-Пупко [26] рассматривает два периода формирования речи: до 2 лет – подготовительный; от 2 лет и далее – период самостоятельного становления речи.
Принимая во внимание исследования А.А. Леонтьева, можем условно выделить следующие основные периоды в речевом развитии [21]: 1-й – подготовительный (с момента рождения – до 1 года); 2-й – преддошкольный (от 1 до 3 лет); 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
Поэтому подготовительный период, характеризующийся появлением устной речи, при этом предполагается в первые недели, месяцы жизни наличие у ребенка голоса и крика, уже характеризует те врожденные механизмы, которые будут использоваться ею в период становления речи. С такого крика на основе сосательного рефлекса с первого месяца постепенно начинают возникать «намеки» на звуки согласного типа м, п, д. На грани между первым и вторым месяцами в результате первых проявлений приятного ощущения (радости) у младенца начинают возникать короткие звуки типа «ги», «кхы», что сопровождаются часто испусканием пузырьков. В этот период у ребенка рядом