Логопедия Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Формирование зрительно-двигательной координации в системе работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования
зрительно-двигательной координации в системе работы по подготовке к обуучению грамоте
детей с общим недоразвитием речи. 6

1.1. Система работы логопеда по
подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. 6

1.2. Технологии формирования
графомоторных навыков у детей дошкольного возраста  13

1.3. Зрительно-двигательная
координация как фактор готовности ребенка к обучению грамоте  18 Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию зрительно-двигательной координации
в системе работы по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием.. 21

2.1. Диагностика уровня
зрительно-двигательной координации у детей с общим недоразвитием речи  21

2.2. Программа формирования
зрительно-двигательной координации в системе работы по подготовке к обучению
грамоте детей с общим недоразвитием речи. 28

2.3. Проверка эффективности программы.. 32

2.4. Обсуждение результатов
опытно-практической работы.. 35 Заключение. 38

Список
использованной литературы.. 41

Приложение………………………………………………………………………………….45

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В настоящее время число детей старшего
дошкольного возраста с речевой патологией, в частности детей с общим недоразвитием
речи, увеличилось [2, с. 72]. Так как такие дети отличаются недостаточным
развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью
самоконтроля и пространственно-временной ориентировки, то у них будут возникать
трудности на этапе подготовки к обучению грамоте [6, с. 75].

Развитие у дошкольников с общим
недоразвитием речи зрительно-двигательной координации занимает особое место в
системе их подготовки к обучению в школе. В дошкольном возрасте очень важно
развивать механизмы для овладения техникой письма, поскольку именно
неподготовленность к письму в дальнейшем может вызывать тревожное состояние
ребенка в школе, неразборчивый почерк, негативное отношение ребенка к обучению
в школе [14, с. 21]. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще
всего не укладываются в темп работы детей с нормой в речевом развитии, поэтому
с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу [19, с. 33].

Такие авторы как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия и др. убедительно доказали, что
развитие мелкой моторики рук выступает основой для речевого и познавательного
развития детей.

В трудах таких специалистов как Н.М.
Аксарина, А.С. Галанов, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Павлова и др. выявлено, что
развитие движений рук, связанных с включением в действия пальцев, чрезвычайно
важны для гармоничного развития ребенка.

Своеобразие средств и техник развития
мелкой моторики рук в дошкольном детстве изучалось такими учеными как А.О.
Акулова, Л.В. Артемова, Н.В. Краснощекова, В.К. Лотарев, Л.В. Пантелеева,
Л.С. Фурмина, А.Е. Шибицкая и др.

Графомоторный навык и аспекты его развития
в детском возрасте изучали такие специалисты как М.М. Безруких, А.Д.
Ботвинников, В.А. Илюхина, Е.В. Гурьянов и др.

Специфику развития зрительно-двигательной
координации у детей с речевыми нарушениями рассматривали И.Н. Вихрова, О.Б.
Иншакова, О.И. Крупенчук, С.Н. Лысюк и др.

Основным противоречием, возникающим при
рассмотрении темы, является, с одной стороны, высокая практическая ценность
разработки проблемы формирования зрительно-двигательной координации в системе
работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР, а, с другой стороны,
недостаточная методическая разработанность этого вопроса.

В связи с указанными причинами обращение к
проблеме формирования зрительно-двигательной координации в системе работы по
подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи является
актуальным в научном отношении, а также востребовано практикой.

Цель
исследования: теоретически обосновать, составить и
проверить результативность программы формирования зрительно-двигательной
координации в системе работы по подготовке к обучению грамоте детей с общим
недоразвитием речи.

Объект
исследования: процесс подготовки к обучению грамоте
детей с общим недоразвитием речи.

Предмет
исследования: формирование зрительно-двигательной
координации как компонента готовности к обучению грамоте детей с общим
недоразвитием речи.

Гипотеза
исследования: предполагается, что
зрительно-двигательная координация как фактор готовности ребенка с общим
недоразвитием речи к обучению грамоте будет развиваться при использовании таких
технологий как пальчиковые и фольклорные игры, произвольное рисование, обучение
графической символике.

Объект, предмет, цель и гипотеза
исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:

1. Рассмотреть систему работы логопеда по
подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.

2. Изучить технологии формирования
графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

3. Проанализировать зрительно-двигательную
координацию как фактор готовности ребенка к обучению грамоте.

4. Выполнить диагностику уровня
зрительно-двигательной координации у детей с общим недоразвитием речи.

5. Составить и апробировать программу
формирования зрительно-двигательной координации в системе работы по подготовке
к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.

6. Провести проверку эффективности программы
и обсуждение результатов опытно-практической работы. Методы
исследования:

— теоретические методы: анализ
психолого-педагогической и методической литературы и источников по проблеме
исследования;

— эмпирические методы: обобщение
педагогического опыта по проблеме исследования; диагностические методы
(диагностический комплекс Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич); педагогический
эксперимент;

— методы обработки данных: качественный и
количественный анализ эмпирических данных. База
исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад».

Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения,  двух глав, структурированных
на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним из важнейших аспектов подготовки к
обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи выступает формирование
зрительно-двигательной координации. Поэтому возникает необходимость проведения специальной
коррекционно-педагогической работы, учитывающей нарушенные механизмы
формирования зрительно-двигательной координации у детей с нарушением речи. В
выпускной квалификационной работе предпринята попытка разработки подобной
программы, выполнена ее апробация и проверка эффективности.

Целью нашего исследования было
теоретически обосновать, составить и проверить результативность программы формирования
зрительно-двигательной координации в системе работы по подготовке к обучению
грамоте детей с общим недоразвитием речи.

В качестве гипотезы выдвигалось
предположение о том, что зрительно-двигательная координация как фактор
готовности ребенка с общим недоразвитием речи к обучению грамоте будет
развиваться при использовании таких технологий как пальчиковые и фольклорные
игры, произвольное рисование, обучение графической символике.

Для достижения цели и доказательства
гипотезы были поставлены и решены следующие задачи:

— была рассмотрена система работы логопеда
по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи;

Установлено, что система работы логопеда
по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи включает в
себя формирование зрительного гнозиса: формирование оптико-пространственной
ориентации; формирование зрительно-моторной координации; формирование
кинестетического, динамического и конструктивного праксиса.

— были изучены технологии формирования
графомоторных навыков у детей дошкольного возраста;

Установлено, что методика развития
графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи богата и разнообразна. Она включает в себя такие технологии
как пальчиковые игры; произвольное рисование; изображение графической
символики; формирование навыка письма рукой в воздухе; обводку трафаретов;
рисование по ограниченной поверхности; произвольное рисование волнистых линий;
написание печатных букв, слов и фраз.

— была проанализирована зрительно-двигательная
координация как фактор готовности ребенка к обучению грамоте;

Установлено, что трудности
межанализаторного взаимодействия и аналитико-синтетической деятельности,
нарушения зрительного гнозиса и пространственной ориентировки у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи, а также однообразное и
несистематическое проведение педагогической работы на этапе подготовке к школе
снижают уровень сформированности их зрительно-двигательной координации.

— была выполнена диагностика уровня
зрительно-двигательной координации у детей с общим недоразвитием речи;

В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи 3 уровня (согласно заключению ПМПК). Для диагностики
уровня
развития зрительно-двигательной координации у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня был использован диагностический комплекс Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич. Выявлено,
что результаты
проведенного исследования указывают на то, что у детей с общим недоразвитием
речи в развитии зрительно-двигательной координации наблюдаются сложности, что
актуализирует проведение с ними коррекционно-логопедической работы.

— была составлена и апробирована программа
формирования зрительно-двигательной координации в системе работы по подготовке
к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи;

В основу данной программы были положены
следующие принципы: принцип наглядности, принцип повторности, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей, принцип постепенного нарастания трудностей,
переход от простого к сложному, принцип комплексного подхода. Предлагаемая
программа включала в себя два этапа: подготовительный этап и основной этап.

— была проведена проверка эффективности
программы и обсуждение результатов опытно-практической работы.

Выявлено, что результаты, которые
были получены в ходе проведенного эксперимента, позволяют сделать вывод о
положительной динамике изменений уровня развития зрительно-двигательной
координации у детей с общим недоразвитием речи. Также полученные данные подтверждают
эффективность использованных методов и средств коррекционного воздействия.
Несмотря на то, что дети с общим недоразвитием речи не смогли достичь уровня
развития зрительно-двигательной координации, который показывают
их нормативно развитые сверстники, мы полагаем, что продолжение
коррекционно-развивающей работы позволит, спустя некоторое время, преодолеть
оставшиеся нарушения в зрительно-двигательной
координации.

Качественный и количественный анализ эмпирических
данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что зрительно-двигательная
координация как фактор готовности ребенка с общим недоразвитием речи к обучению
грамоте будет развиваться при использовании таких технологий как пальчиковые и
фольклорные игры, произвольное рисование, обучение графической символике.

Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана.

Практическая значимость полученных
результатов заключается в возможности использования материалов исследования
следующими категориями лиц:

— логопедами и педагогами с целью
повышения результативности своей деятельности по формированию зрительно-двигательной
координации в системе работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР;

— студентами, обучающимися по
логопедическим и педагогическим специальностям, с целью самоподготовки к
практическим и семинарским тематическим занятиям;

— родителями, воспитывающими детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с целью педагогического
просвещения и расширения своих знаний о средствах развития зрительно-двигательной
координации как фактора готовности ребенка к обучению грамоте;

— молодыми учеными, занимающимися
разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения
эмпирических и методических данных.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ
К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. Система работы логопеда по
подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи Отсутствие своевременной коррекционной
работы по формированию графомоторных навыков дошкольников с общим недоразвитием
речи впоследствии может стать одной из причин трудностей овладения навыком письма,
возникновения и закрепления специфических ошибок [7].

Проанализируем ряд исследований, в которых
рассматривается система работы логопеда по подготовке к обучению грамоте детей
с общим недоразвитием речи.

О.Б. Иншакова пишет, что для развития и коррекции
графомоторных навыков у детей 5-7 лет можно использовать ряд заданий, которые
способствуют развитию способности в узнавании предметов, сравнении изображений
реальных предметов по размеру, величине, цвету, форме, пространственному
расположению, в нахождении сходств и отличий. С помощью таких заданий
дошкольники смогут различать контурные изображения предметов, перечеркнутые
контурные изображения предметов и наложенные друг на друга, выделять контур
заданного предмета из нескольких наложенных контуров. При выполнении заданий на
зрительное распознавание не цветных перечеркнутых изображений у ребенка могут
возникнуть трудности, тогда допустима предварительная цветная обводка контуров
или раскрашивание рисунков [18, с. 71]. По мнению автора, к заданиям, которые
содействуют формированию у детей дошкольного возраста графомоторных навыков,
можно отнести:

— рассмотри внимательно два цветных
рисунка вверху, ответь: что нарисовано внизу?;

— посмотри на рисунки и найди 4 отличия;

— назови наложенные друг на друга рисунки;

— посмотри на рисунки и покажи мячи по
порядку от самого большого до самого маленького, найди мяч, который чуть меньше
самого большого мяча; посмотри на рисунок скажи, чего на нем больше: апельсинов
или помидоров?;

— какой рисунок зачеркнут красной линией?

— определи, какую форму имеют эти
предметы, соотнеси их с нужной фигурой вверху;

— посмотри на рисунок и покажи все большие
яблоки, покажи все маленькие яблоки, а также скажи, все ли яблоки висят на
ветках?;

— посмотри на рисунки, найди тень от
каждого предмета; найди в ряду тень от елочки и покажи ее, скажи, от каких еще
предметов здесь нарисованы тени [18, с. 72].

Г.В. Чиркина прорабатывала проблему современного
понимания процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии
речи детей [39].

М.Н. Русецкая и Г.В. Чиркина предлагают
«Визуальный тренажер». Это такое наглядно-действенное пособие, способствующее развитию
и коррекции зрительного восприятия у детей 5-7 лет.

Цель пособия – обучение ребенка способам
обработки визуального материала, позволяющим в полной мере воспринимать
зрительную информацию разной степени сложности и обеспечивающим условия для
успешного овладения зрительными компетенциями письма [38].

Пособие представляет собой специальный
альбом. Альбом, который предлагает автор, содержит в себе необходимое
количество наглядного материала для формирования у детей зрительного
восприятия, а также памяти, навыков зрительного анализа и синтеза,
пространственной ориентации и точных следящих движений глаз. В данном альбоме
содержатся задания, которые оказывают содействие формированию графических
способностей ребенка. Пособие состоит из следующих блоков:

Первый блок – «Учимся смотреть и видеть».

Этот блок нацелен на формирование навыков
зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания. Он представляет
собой семь постепенно усложняющихся серий заданий.

Второй блок – «Учимся следить глазами».

Данный блок ориентирован на формирование стратегий
сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз,
глазомера. В нем три серии заданий.

Третий блок – «Учимся ориентироваться в
пространстве».

Этот блок направлен на формирование
представлений о системе координат, содержит три серии заданий.

Четвертый блок – «Учимся запоминать и
узнавать».

Четвертый блок призван развивать объем памяти,
обучать приемам, облегчающим запоминание, увеличивающим объем памяти на основе
ассоциативного мышления. В четвертом блоке предусмотрено десять заданий [38].

Т.Н. Гирилюк и И.В. Старкова разработали и
апробировали рабочие тетради-прописи и методические рекомендации для работы с
детьми, имеющими общее недоразвитие речи [15, с. 229]. Тетрадь разработана на
основе программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе
детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» [36].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы