Платная доработка на тему «Формирование здорового образа жизни детей с 8 до 12 лет средствами социально культурной деятельностью»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение. 3
Глава 1. Теоретические
аспекты формирования здорового образа жизни детей 6-12 лет посредством социально-культурной
деятельности. 7
1.1. Понятие и
составляющие здорового образа жизни детей 6-12 лет. 7
1.2. Механизмы влияния
социально-культурной деятельности на формирование здорового образа жизни детей. 16
1.3. Роль учреждений
социально-культурной сферы в формировании здорового образа жизни детей 6-12
лет. 25
Глава 2. Проектное
обоснование программы формирования здорового образа жизни детей с 6 до 12
лет в футбольных клубах «СИТИ»,
«Импульс». 34
2.1. Общая характеристика
футбольных клубов «СИТИ», «Импульс». 34
2.2. Оценка влияния
занятий в футбольных клубах на
формирование здорового образа жизни
детей. 38
2.3. Программа
формирования здорового образа жизни детей 6-12 лет в футбольных клубах. 49
Заключение. 57
Список источников. 61
Приложения. 66
Введение:
Актуальность темы исследования. Население – это самое главное богатство любой
страны. Поэтому одной из главных задач каждого государства является забота о
населении, которая, в частности, должна включать создание условий для
увеличения продолжительности жизни и улучшения ее качества.
Для каждого государства здоровье
граждан, особенно молодого поколения, является одной из главных ценностей,
поскольку создает перспективы прироста трудового капитала и
конкурентоспособности страны в стратегическом периоде. Основным условием
достижения целей государства в данной сфере является обеспечение здоровья детей
и подростков.
Как отмечают эксперты ВООЗ, сегодня
подростки имеют значительно больше возможностей вести здоровый образ жизни, чем
предыдущие поколения. Но при этом большая часть молодого поколения не
использует такие возможности, а наоборот, наполняет жизнь вредными
воздействиями (курение, алкоголь, наркотики, нездоровый рацион). Поэтому они не
могут в полной мере развить свой потенциал здоровья[1].
Поэтому чрезвычайно важно создавать
условия для формирования здорового образа жизни детей в возрасте 6-12 лет. Это
объясняется тем, что здоровье человека на каждом из этапов его жизни оказывает
влияние на состояние здоровья на последующих этапах, а в дальнейшем – и на следующее поколение. Неправильный образ жизни,
неполноценное питание, отсутствие регулярного режима дня, сна и отдыха в детстве и юности могут способствовать
возникновению проблем со здоровьем, приводят к низкой успеваемости, что, в свою
очередь, имеет негативные социально-экономические последствия в будущем: низкий
доход, социальное неблагополучие. Исходя из этого, формирование здорового
образа жизни детей и подростков – это
важное условие достижения целей устойчивого развития, борьбы с бедностью, повышения
качества жизни населения, сокращения экономического и социального неравенства[2].
Проблема ухудшения здоровья детей и
подростков актуальна и для России. Так, на 100 000 детей в возрасте 0-14 лет в
2019 году было выявлено 172455 случаев заболеваний, что на 8% больше в
сравнении с 2002 годом[3].
Такие тенденции делают актуальным
воздействие на здоровье детей посредством различных факторов. Прежде всего,
важно создать оптимальные условия для формирования здорового образа жизни в
детском возрасте.
Проблема исследования заключается в противоречии между возможностями
влияния средств социально-культурной деятельности на формирование здорового
образа жизни детей 6-12 лет и недостаточным использованием этих ресурсов в
воспитательном процессе.
Целью исследования стала разработка программы
формирования здорового образа жизни детей 6-12 лет на основании использования комплекса
средств социально-культурной деятельности.
В соответствии с указанной целью в
работе поставлены следующие задачи исследования:
—
определить
понятие и составляющие здорового образа жизни детей 6-12 лет;
—
рассмотреть
механизмы влияния социально-культурной деятельности на формирование здорового
образа жизни детей;
—
описать роль
учреждений социально-культурной сферы в формировании здорового образа жизни
детей 6-12 лет;
—
дать общую
характеристику футбольных клубов «СИТИ», «Импульс»;
—
оценить влияние
занятий в футбольных клубах на формирование
здорового образа жизни детей;
—
предложить программу
формирования здорового образа жизни детей 6-12 лет в футбольных клубах.
Объектом исследования в данной работе выступает здоровый образ жизни
детей.
Предмет исследования – механизмы формирования здорового образа жизни
детей с 6 до 12 лет средствами социально-культурной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы
исследования. Актуальность темы исследования
определяет высокую частоту обращения к вопросам формирования здорового образа
жизни детей в научных источниках. Отдельные аспекты данной темы раскрываются в
учебно-методических пособиях (например, пособие В.С. Глушанко и др.[4]).
Также ряд вопросов в рамках заявленной тематики рассмотрены в научных
публикациях. Так, современные концепции здоровья и здорового образа жизни
исследуют в своей работе Г.С. Никифоров и З.Ф. Дудченко[5].
Основные элементы здорового образа жизни рассматривает Е.И. Гулевская[6].
В.Б. Барабанова характеризует спорт как социально-культурную деятельность и
фактор формирования здорового образа жизни[7].
Ф.К. Зиннуров и др.[8]
описывают социально-культурную деятельность как средство профилактики
негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков и т.д.
Вместе с тем, практически не исследуются возможности комплексного использования
средств социально-культурной деятельности в работе спортивных секций,
организаций дополнительного образования. Это делает актуальным данное
исследование.
Теоретические основы исследования
базируются на современных концепциях здорового образа жизни и физической
активности, гуманистической концепции развития спорта, а также на
педагогических принципах и психологических основах формирования здорового
образа жизни. Методы исследования. В ходе выполнения данной работы использованы, как
общенаучные методы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция,
сравнение и обобщение, систематизация и классификация), так и специальные
методы исследования: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в разработанных рекомендациях
по формированию здорового образа жизни детей 6-12 лет средствами
социально-культурной деятельности. Их внедрение в практику деятельности
образовательных учреждений, в т. ч. спортивных организаций дополнительного
образования, будут способствовать более эффективному закреплению детьми
принципов здорового образа жизни.
Базой исследования стали ФК «Импульс» и ФК «Сити». На их базе было
проведено практическое исследование условий формирования здорового образа жизни
детей 6-12 лет и апробирован комплекс различных средств социально-культурной
деятельности с целью активизации процесса формирования и закрепления детьми
принципов здорового образа жизни.
Структура работы
включает введение, две главы, заключение, список источников, приложения. Первая
глава является теоретической и содержит обзор научной литературы по теме
исследования. Во второй главе описан практический опыт и предложена программа формирования
здорового образа детей 6-12 лет средствами социально-культурной деятельности. [1]
Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков / ВОЗ [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/163791/Key-Findings-Russian-rev.pdf [2]
Здоровье детей и подростков: Информационные бюллетени о Целях в области
устойчивого развития: задачи, связанные со здоровьем // ВОЗ [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/364952/child-adolescent-health-rus.pdf [3]
Заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет по основным классам болезней //
Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 [4]
Глушанко В.С. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб.-метод. пособие /
В.С. Глушанко, А.П. Тимофеева, А.А. Герберг, Р.Ш. Шефиев / Под ред. проф. В.С.
Глушанко. – Витебск: ВГМУ, 2017 . – 301 с. [5]
Никифоров Г.С., Дудченко З.Ф. Концепция здорового образа жизни: история
становления // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института
психологии и социальной работы. – 2017. – Том 27. № 1. – С. 99–106. [6]
Гулевская Е.И. Основа здорового образа жизни // Скиф. Вопросы студенческой
науки. – 2019. – №12(40). – С. 129-134. [7]
Барабанова В.Б. Спорт как форма культуры и сфера социальной практики человека
// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – №
9. – С. 64-67. [8]
Зиннуров Ф.К., Красильников В.И., Гайфутдинова А.М. Социально-культурная
деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования
здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности:
личностно-деятельностный и культурологический подходы // Вестник Казанского
юридического института МВД России. – 2014. – №3(17). – С. 6-10.
Заключение:
Актуальность изучения
теоретических и методических основ формирования здорового образа жизни у детей 6-12
лет обоснована тем, что именно в таком возрасте формируются привычки и навыки,
которые в дальнейшем определяют режим сна и отдыха, особенности питания
подростков и качество жизни молодежи в целом. Зачастую родители и педагоги
считают, что для формирования здорового образа жизни ребенка достаточно
организовать его занятия в спортивной секции, но гораздо эффективнее
использовать целый комплекс средств социально-культурной деятельности с целью
закрепления привычек здорового образа жизни у детей 6-12 лет. Целью работы стала разработка
программы формирования здорового образа жизни детей 6-12 лет на основании
использования комплекса средств социально-культурной деятельности.
В результате проведенной работы
можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута. На основе глубокого
анализа научной и учебной литературы были раскрыты такие понятия, как «здоровый
образ жизни», «элементы здорового образа жизни», изучены необходимые условия
формирования здорового образа жизни у детей 6-12 лет, исследованы возможности
формирования здорового образа жизни у детей в процессе их занятий в секциях
детско-юношеского футбола.
Основные
результаты исследования выносятся на
защиту:
1. Описание понятия и составляющих здорового образа жизни детей 6-12 лет.
Под термином «здоровый образ
жизни» понимают индивидуальную систему поведения человека, обеспечивающую ему
физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и
способствующую активному долголетию. Здоровый способ жизни – это комплексное
понятие, которое включает ряд элементов: рациональный режим жизнедеятельности
(режим отдыха и активности); отсутствие вредных привычек (наркомания,
алкоголизм, курение); рациональное
питание; оптимальную физическую (двигательную) активность; закаливание
организма; гигиену; сохранение устойчивого психоэмоционального состояния.
2. Описание механизмов
влияния социально-культурной деятельности на формирование здорового образа
жизни детей.
С учетом характерных особенностей
детей 6-12 лет доказано, что именно в этот возрастной период чрезвычайно важной
задачей является формирование знаний и практических привычек здорового образа
жизни. В этом возрасте дети, в своем большинстве, еще не столкнулись с
проблемами подросткового возраста, имеют достаточно свободного времени, и на
этом фоне у них формируются основные модели дальнейшего поведения. Поэтому
важно в период 6-12 лет создать условия для усвоения детьми принципов здорового
образа жизни, их использованию в ежедневной жизнедеятельности. Эти задачи в
значительной мере решает социально-культурная сфера, используя различные
механизмы, в частности здоровьесберегающие воспитательные технологии.
3. Характеристика учреждений социально-культурной сферы в формировании
здорового образа жизни детей 6-12 лет.
Исследование показало, что на
формирование навыков здорового образа жизни у детей 6-12 лет могут влиять
различные учреждения социально-культурной сферы, в т.ч. и спортивные
организации, учреждения дополнительного образования. При этом они выполняют
различные функции: повышают физическую активность детей, способствуют их
двигательной активности, создают основы духовного развития, способствуют
социализации, выполняют информационные задачи, предоставляя знания о здоровом
образе жизни и т.д.
4. Характеристика футбольных клубов
«СИТИ», «Импульс».
Практическое исследование было
организовано на базе ФК «Сити» и ФК «Импульс». Анализ показал, что в процессе
работы ФК «Импульс» и ФК «Сити» обеспечивают значительную двигательную
активность детей 6-12 лет, способствуя тем самым формированию здорового образа
жизни. Кроме того, постоянные графики тренировок приучают детей к правильному
планированию своего свободного времени. Также тренера футбольных школ часто
обращают внимание на необходимость соблюдения режима сна и отдыха, правильного
питания, закалывания, формируют психологические установки на успех и т.д. Все
это в комплексе обеспечивает положительное влияние на формирование здорового
образа жизни детей 6-12 лет, которые занимаются в ФК «Импульс» и ФК «Сити».
5. Результаты анализа влияния занятий в футбольных клубах на формирование здорового образа жизни детей.
В основу исследования было
положено проведение педагогического эксперимента. В обоих футбольных клубах
было сформировано по две группы детей 6-12 лет – контрольная и
экспериментальная. В контрольных группах был организован обычный тренировочный
процесс, который также включает беседы тренера о целесообразности здорового
образа жизни. В экспериментальных группах был использован дополнительный комплекс
средств социально-культурной деятельности: беседы с известными спортсменами,
просмотр тематических мультфильмов и т.д.
Результаты исследования показали,
что занятия в спортивных секциях (в частности, в футбольных клубах)
положительно влияют на формирование здорового образа жизни детей в возрасте 6-12
лет. Достижению этих целей оптимально способствует комплекс различных средств
социально-культурной деятельности.
6. Программа формирования
здорового образа жизни детей 6-12 лет в футбольных клубах.
На основании
результатов проведенного практического исследования в работе предложена
программа формирования здорового образа жизни детей 6-12 лет в футбольных
клубах.
Целью стало создание
комплексной программы формирования здорового образа жизни детей 6-12 лет в
футбольных клубах с использованием различных направлений социально-культурной
деятельности.
Задачи программы
включали создание оптимальных условий для формирования здорового образа жизни
детей 6-12 лет в футбольных клубах; обеспечение формирования необходимых знаний
о здоровом образе жизни у детей; создание предпосылок закрепления привычек здорового
образа жизни у детей.
Целевой аудиторией
программы стали воспитанники футбольных клубов г. Самара (ФК «Импульс», ФК
«Сити») в возрасте 6-12 лет, занимающиеся в секциях детско-юношеского футбола.
Программа рассчитана на
месяц занятий в секциях детско-юношеского футбола. Календарное планирование
разработано на период с 10 мая по 10 июня. Разработанная программа
включает: 1) подготовку и знакомство детей с информационными материалами
(брошюрами), проведение информационных бесед; 2) консультации специалистов
(диетолога, психолога, тайм-менеджера); 3) организацию встреч и бесед с
авторитетными личностями (с известными футболистами и с известными тренерами); 4) организацию коллективных спортивных
занятий с родителями (коллективные тренировки, коллективные состязания,
коллективные праздники).
Ожидаемыми результатами
программы является повышение уровня знаний детей в возрасте 6-12 лет о
принципах здорового образа жизни, а также формирование у них привычек здорового
образа жизни, в частности в вопросах физической активности, режима дня, сна и отдыха,
сбалансированного, регулярного и здорового питания, личной гигиены и гигиены
спорта.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования
здорового образа жизни детей 6-12 лет посредством социально-культурной
деятельности
1.1. Понятие и составляющие здорового образа жизни
детей 6-12 лет О чрезвычайно важной роли здоровья в
формировании и развитии личности говорили еще античные философы, ученые
Средневековья, а также эту аксиому подтверждают и современные исследователи. За
весь период анализа данной научной категории литература накопила множество
определений понятия «здоровья», которые в целом описывают его как
приспособление человеческого организма к природным условиям, результат
взаимодействия человека и природы, собственной среды обитания[1].
В научных источниках на сегодня традиционно выделяют
несколько составляющих категории «здоровье»:
1) биологическое здоровье. Особенностью данного компонента
здоровья является его тесная связь с организмом, зависимость от функционального
состояния всех внутренних органов и систем организма человека, их способности адекватно
реагировать на воздействия окружающей
среды. В структуре биологического здоровья также можно выделить два главных компонента:
—
соматическое здоровье, под которым понимают состояние
внутренних систем и органов человека, соответствующую биологическую программу
индивидуального развития отдельно взятого организма;
—
физическое здоровье, которое описывает
выраженность роста и развития внутренних органов и систем человеческого организма.
В основе физического здоровья лежат соответствующие морфологические и функциональные резервы
организма, которые определяют адаптационные возможные человека; [1]
Дорофей Ю.О.. Здоровье человека как социально-культурный феномен // Научный
вестник Крыма. – 2018. – № 6 (17). – С. 4.