Методика преподавания литературы Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Формирование у учащихся представления о жанре «баллада»в процессе изучения лирики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1 Теоретические особенности жанра «баллада» 4
1.1 Жанровые признаки и типы баллад 4
1.2 Жанр баллады в истории отечественной и зарубежной поэзии 14
Глава 2 Практические аспекты формирования представлений о жанре «баллада» при изучении лирики на уроках литературы 19
2.1 Анализ учебно-методических пособий по литературе 19
2.2 Разработка плана-конспекта урока по литературе на тему «Лирическая баллада» 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение 1 32
Приложение 2 33
Приложение 3 34
Приложение 4 35
Приложение 5 37

 

  

Введение:

 

Изучение литературы в школе является одним из важных процессов обучения и воспитания, поскольку данный предмет отражает историю русской литературы, а так же достояние, собранное веками.
В процессе изучения данного предмета школьники знакомятся с биографией известных авторов и поэтов, культовыми произведениями всех времен и народов, а так же изучают различные жанры, которые позволяют выделять то или иное произведение и наделяться его признаками определенного жанра. Знание жанровых особенностей позволяет школьникам лучше понять суть произведения, обратить внимание на определенные моменты, помочь в проведении анализа литературного произведения.
Среди множества жанров, которые в настоящий момент выделяются в русской литературе, отдельное место отведено жанру баллады. Каждая образовательная программа предлагает для изучения данного жанра определенное количество времени, предлагая к изучению те или иные произведения отечественных и зарубежных писателей и поэтов. Стоит отметить, что первое знакомство детей с балладой чаще всего начинается с общих особенностей данного жанра. Чаще всего детям предлагается для изучения произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», которое выступает в лирическом свете. Так, через лирическое произведение школьники узнают о существовании отдельного жанрового направления в литературе.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что при многообразии жанров очень важно научиться школьников выделять признаки и характеристики жанра баллады, а так же научить их определять стиль баллады. При этом в отечественной методике преподавания литературы в школе разработки, формирующие пути изучения баллады школьниками, являются крайне немногочисленными.
Объектом работы является лирическая баллада.
Предметом работы является формирование у учащихся представления о жанре баллада при изучении лирических произведений.
Главной целью работы является изучение методов преподавания литературу с целью формирования у учащихся представления о жанре баллада при изучении лирических произведений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить жанровые признаки и типы баллад.
2. Рассмотреть процесс становления жанра баллады в истории отечественной и зарубежной поэзии.
3. Провести анализ учебно-методических пособий по литературе.
4. Разработать план-конспект урока по литературе на тему «Лирическая баллада».
Теоретическую основу для написания работы составили труды таких авторов, как Алексеев М.П., Аникина С.М, Балашов Д.М., Воронцова Т.И., Есин А.Б. и другие.
Научная новизна работы заключается в попытке проведения полного анализа и комплексного исследования методов формирования у школьников представлений о жанре баллада при изучении лирических произведений.
Теоретическая значимость работы заключается в освещении основных особенностей формирования у школьников представлений о жанре баллада при изучении лирических произведений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты работы могут быть использованы педагогами при изучении жанра баллады в школе.
В работе были использованы следующие методы: теоретико-типологический, историко-политический, метод сравнительного анализа, проектирование.
Структура работы включает в себя введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение литературы в школе является важным и значимым процессом воспитания всесторонне развитой и образованной личности. В процессе изучения данного предмета школьники знакомятся с многовековым литературным достоянием, представленным в разных стилях и жанрах.
Стоит отметить, что в рамках изучения предмета школьники знакомятся с таким жанром, как баллада, которая представляет собой сочетание лирики и эпоса, где дается лирическая эмоциональная характеристика сюжета и основных событий произведения. Так же, можно отметить, что для баллады характерно загадочность и таинственность.
Изучением особенностей данного жанра занимались такие исследователи, как М.П. Алексеев, Д.М. Балашов, М.Л. Гаспаров, Н.И. Кравцов и другие. В своих работах они проводили сравнительные характеристики баллады с другими жанрами, а так же сравнение стилей написания баллад: лирические, исторические, литературные, народные, рыцарские, социально-бытовые и другие. Так, была сформирована единая классификация, которая используется педагогами на уроках литературы.
В процессе написания курсовой работы были проанализированы образовательные программы В.Я. Коровиной, Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, А.Г. Кутузова. Проведенный анализ показал, что в программах программы В.Я. Коровиной, Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева жанру баллады уделяется крайне мало внимания, поскольку к изучению предлагается всего несколько авторов, а разрыв в изучении данного жанра составляет до нескольких лет. Все произведения изучаются разрозненно, что не позволяет сформировать общего представления о данном жанре.
Только в программе А.Г. Кутузова более подробно рассматривается данный жанр, а к изучению предлагаются различные баллады отечественных и зарубежных авторов.
Однако в целом каждая программа предполагает использование традиционных форм и методов изучения жанра, при этом отсутствуют творческие задания, позволяющие школьникам самостоятельно выделять характерные черты для данного жанра и знакомиться с ним более подробно.
Так же в рамках курсовой работы был составлен план-конспект урока по литературе, который может быть использован педагогами при изучении лирических произведений, написанных в жанре баллады.
Таким образом, можно отметить, что баллада является уникальным и интересным жанром, который наделен специфическими характеристиками и особенностями, выделяющими его на фоне других жанров литературы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические особенности жанра «баллада»

1.1 Жанровые признаки и типы баллад

Изучение произведений жанра баллады проводилось многими исследователями литературы. В работах М.П. Алексеева, Д.М. Балашова, М.Л. Гаспарова, Н.И. Кравцова содержатся исторические сведения об изучении баллад. Ученые рассматривают процесс возникновение этого жанра, его исторические изменения. Особое место на работе занимает изучение славянских баллад.
Становится очевидным, что для нового научного прочтения (дешифровки) баллады необходимые изменения в методологической сфере и теоретических основах ее рассмотрения, позволяющих анализировать этот феномен на различных теоретических уровнях. И здесь опять же очевидной представляется необходимость в теоретико-литературном синтезе ряда ключевых и функционально-методологических в пределах литературоведения положений .
Исходя из того, что определения жанровости баллады только через толкование жанра как вида рода или как структуры (типа произведения, инварианта и т.д.) не имеют шансов быть признанными как эффективные и производительные, была осуществлена реинтерпретация самой категории «жанр» в направлении, выходящем за пределы структурных признаков произведения в «полисубъектную» зону активного межтекстуального взаимодействия, где каждое произведение как завершенное целое вступает в мотивированные смысловые связи с другими целыми, и только на фоне этих взаимодействий получает свою «полную» завершенность и необходимую для своего собственного самовыражения (и соответственно – для адекватного восприятия реципиентом) совокупность условий. Именно для этого выводится пространственное толкование жанра, когда под жанром понимается относительно определенное и одновременно открыто-динамическое пространство, образованное однородными (относительно своего родового происхождения и вектора тематизации) поэтическими произведениями, в рамках которого они могут быть наиболее органично и адекватно представлены .
Такое определение жанра позволяет
а) не сводить его характеристику к одной «обязательной» модели (типу, инварианту, архетипу и т.д.) явления;
б) полностью учитывать многообразие имеющихся в историко-литературном опыте художественно-текстовых данных;
в) максимально учитывать все разнообразие стилевых (в диапазоне от «стилей эпохи» до индивидуальных стилей) проявлений жанра и этим не тавтологизировать отношение между стилевым и жанровым уровнями художественных явлений; стиль в таком случае выступит как последний, окончательно завершающий внутриструктурный фактор произведения, а жанр – как фактор его функционирования как целостности вне собственной структуры в полиструктурном жанровом пространстве;
г) в полном объеме учитывать художественную природу художественного текста и пределы его анализа в собственной литературоведческой перспективе .
Исходя из толкования жанра, можно так определить феномен баллады: баллада – это совокупность видов лирического рода литературы, которые для своей идентификации требуют соответствующего однородного по родовому происхождению и вектору тематизации текстового пространства. В соответствии с этим, философское лирическое произведение — это такое стихотворение, которое для адекватного восприятия и анализа требует сознательно реконструированного жанрового пространства баллады. Данное определение не делегитимизирует привычные (объектно-предметные или проблемно-тематические) определения баллады и философского стихотворения, но, в отличие от них, имеет, прежде всего, практический смысл, так как сразу указывает направление исследовательской работы, основные методологические оговорки и характер практических методик, в которых эта работа может реализоваться.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы