Платная доработка на тему Формирование у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики 5
1.1. Особенности и содержание умений работать с информацией 5
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы 13
1.3. Анализ УМК по математике для начальной школы по теме исследования 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики
2.1. Диагностика у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики
2.2. Содержание работы по формированию у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики
2.3. Анализ результатов работы
Заключение
Список литературы
Введение:
Актуальность темы исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования информационные умения выделены в группе метапредметных умений и определены следующим образом: информационные умения – это «использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета».
Следовательно, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования необходимо развивать у младших школьников умение формулировать информационный запрос, ориентироваться в источниках информации и выбирать источник информации в соответствии с информационным запросом, находить в данном источнике информацию и отбирать необходимую, соотносить старую и новую информацию, определять степень важности информации, работать с разными источниками информации, перерабатывать информацию, переводить ее из одной формы в другую.
Формирование информационных умений осуществляется в начальной школе на всех учебных предметах. Математике в этом ряду отводится особое место, которое обусловлено своеобразием математического языка, высоким уровнем абстракции.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы формирования информационных умений у школьников рассматривались многими психологами и педагогами, среди них: А.С. Захаров, И.А. Зимняя, С.М. Касаткин, Н.А. Лошкарева, О.В. Панфилова, И.Н. Трушкова, А.П. Федосеева, Т.П. Хиленко.
К настоящему времени накоплено значительное число теоретических и практико-ориентированных исследований, посвященных проблеме формирования информационной грамотности, информационной компетентности, информационной культуры и информационной деятельности у учащихся (Н.И. Гендина, А.В. Горячев, А.Л. Семенов, А.В. Хуторской, Т.Н. Романченко, М.Б. Лебедева, Т.А. Аверьянова, Г.С. Галиуллина, Б.И. Блюменау, В.А.Уханов и др.).
Несмотря на множество исследований можно выделить существующее противоречие между быстрым темпом приращения знаний и отсутствием понимания у учителей по организации процесса формирования информационных умений, что соответственно выдвигает в число первоочередных задачу формирования информационных умений учащихся начальной школы. Учащиеся начальной школы должны иметь теоретические знания и практические умения работы с различным источникам информации и быть мотивированы к самостоятельному поиску, обработке и восприятию информации. Иными словами, начальная школа должна готовить учащихся, способных быстро ориентироваться и самообучаться, владеющих информационной культурой.
Проблема исследования: как организовать работу по формированию информационных умений при изучении математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
Исходя из актуальности, выделенных противоречий и проблемы исследования была сформулирована тема работы: «Организация работы по формированию информационных умений при изучении математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО».
Объект исследования – организация работы по формированию информационных умений при изучении математики.
Предмет исследования – организация работы по формированию информационных умений при изучении математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
Цель исследования – разработать систему заданий и методические рекомендации по формированию информационных умений при изучении математики в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности и содержание умений работать с информацией.
2. Провести анализ психолого-педагогических особенностей учащихся начальной школы.
3. Провести сравнительный анализ УМК по математике для начальной школы по теме исследований.
4. Проанализировать результаты диагностики у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики.
5. Представить содержание работы по формированию у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики
6. Проанализировать результаты работы.
Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, систематизация, обобщение, классификация, качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны педагогам в работе по формированию и развитию информационных умений младших школьников, а также оказать помощь студентам в подготовке к семинарским и практическим занятиям и на практике.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения работать с информацией на уроках математики
1.1. Особенности и содержание умений работать с информацией
Деятельность, основанная на работе с информацией, заключается в ее обработке, передаче, распространении, хранении, сбору и извлечении. В качестве фундамента для такой деятельности выступают информационные умения. Данные умения являются частью информационной культуры, демонстрируют уровень информационной грамотности человека. Кроме того, информационные умения выступают в качестве средства информационной деятельности. По мере формирования информационных умений происходит общее развитие человека как личности.
Вместе с тем, в области педагогики на сегодняшний день термин «информационные умения» определяется неоднозначно. Многие исследователи указывают на то, что под такими умениями можно понимать некоторую способность человека по поиску, хранению и обработке информации. Другие авторы указывают на то, что такие умения могут восприниматься в качестве действий, сформированных в ходе обучения, и также являются итогом обучения.
В содержании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования впервые на государственном уровне как одна из главнейших задач современной системы образования представлена задача по развитию универсальных учебных действий в качестве основы развития умения учиться, саморазвития и самосовершенствования [38].
Универсальные учебные действия (УУД) являются инвариантной основой в образовательном и воспитательном процессах. Широкое значение понятия универсальные учебные действия включает умение учиться, другими словами способности субъекта к личностному развитию и совершенствованию методом получения осознанного и активного нового общественного опыта. В наиболее узком (в психологии) определение термина универсальные учебные действия можно установить в качестве совокупности методов действия ученика (а кроме того связанных с ними умений образовательной работы), гарантирующих его способность к самостоятельному освоению нового знания и умения, в том числе организацию самого процесса.
Информационное умение в программе формирования универсальных учебных действий специально не выделяются. Их можно определить в совокупности всех 3 категорий, но главным образом они заключены в группе – познавательные учебные действия.