Платная доработка на тему Формирование творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ОНР 7
1.1 Характеристика творческого рассказывания как вида
связной речи детей старшего дошкольного возраста. 7
1.2 Особенности формирования творческого рассказывания у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 12
1.3 Логопедическая работа по формированию творческого
рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 14
Выводы по первой главе. 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 23
2.1 Организация и методы исследования. 23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента. 25
2.3 Система работы по формированию творческого
рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи. 30
Выводы по второй главе. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 42
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 46
Введение:
Актуальность.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без
увлечённости. Недостаточно обогатить память ребенка дошкольного возраста
каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии
гибкости, точности, выразительности, разнообразия.
Речь
— особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку.
Значительный вклад в разработку теоретических аспектов данной проблемы внесли
такие авторы, как Т.В. Астахова, В.П. Глухов, А.М.Бородич, Н.Ф.Виноградова,
Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Т.Б.Филичева, Л.Г.Шадрина и др [12].
Связная
речь – это высшая форма речи мыслительной для деятельности, которая определяет
уровень речевого и умственного развития ребенка дошкольного возраста. Основы
речевого навыка закладываются в дошкольном возрасте: именно в этот период дети
впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с
необходимостью совершенствовать речь.
ФГОС ДО
определяет речевое развитие как одно из основных направлений образования детей
[20, с. 24].
Одна из
наиболее значимых проблем современной школы — воспитание речевой культуры
учащихся, качественное повышение уровня владения детьми родным языком. В связи
с этим возрастает роль исследований, направленных на поиск путей оптимизации
процесса развития речи в дошкольном возрасте. Необходимость проведения таких
исследований обусловлена особой сензитивностью данного возрастного этапа в
формировании разных форм речевого общения.
В
настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей
старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть
достигнут определенный уровень развития речевой активности, словаря,
грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к
связному высказыванию. Как показали исследования Л. С. Выготского, А. Р. Лурия,
А. К. Марковой возможности построения связности высказывания, объединенного
одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи
в старшем дошкольном возрасте.
Творческое
рассказывание, которое является одним из видов монологической речи — это
придумывание детьми рассказов с самостоятельным выбором содержания (ситуаций,
действий, образов, логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую
форму.
Актуальность
проблемы освоения связной речи детьми дошкольного возраста отражается в
многочисленных психолого-педагогических, лингвистических исследованиях.
Целенаправленную
работу по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи надо
начинать в дошкольном возрасте.
Многие
исследователи занимались проблемой формирования связной речи, в настоящее время
она является актуальной.
Таким
образом, существует противоречие между потребностью в методике обучения
творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи и ее недостаточной разработанностью. Этим обусловлен выбор
темы исследования.
Объект исследования: связная монологическая речь детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование творческого рассказывания в
процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: анализ процесса
формирования творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы
с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что процесс формирования связной речи у детей с общим недоразвитием
речи будет эффективной при условии систематического
использования приема творческого рассказывания и формирование способности
ребенка к данному виду рассказывания на различных этапах работы по развитию
связной речи.
Исходя из
проблемы, цели, объекта, предмета исследования были определены задачи
исследования:
1. Дать характеристику творческого рассказа как вида связной речи
детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть организационно-методические условия применения
творческого рассказывания в системе логопедической работы по развитию связной
речи детей с ОНР.
3. Выявить и охарактеризовать особенности развития связной речи и, в
частности, навыка творческого рассказывания у детей с ОНР III
уровня.
4. Разработать комплекс логопедических занятий, направленных на формирование
навыка творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Теоретико –
методологические основы базируются на трудах таких ученых, как: А.Н៲. Гвоздева, В.П. Глухова, Р៲.И.
Лалаевой, Н៲.В. Сер៲ебр៲яковой, Р៲.Е.
Левин៲ой, Н៲.А. Н៲икашин៲ой и др.
Так, А. Н.
Гвоздев подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи,
характер грамматического оформления предложений, их структуру [16]. Р៲.И. Лалаева рассматривает особенности
коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. В работе представлена логопедическая работа по формированию лексики
и грамматического строя у детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи [38].
Н៲.В. Сер៲ебр៲якова рассматривает
диалогическую речь, как ступень к переходу к монологической речи, что побуждает
нас сильнее углубиться в научную литературу, с целью обозначить особенности
диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [38]. В работе Р៲.Е. Левин៲ой, Н៲.А. Н៲икашин៲ой
рассматриваются общие положения и понятия о общем недоразвитии речи. Дается ее
классификация по уровням [42].
Методы
исследования: анализ, обобщение теоретических данных по
проблеме исследования; диагностическая методика, констатирующий, формирующий и
контрольный эксперимент; качественный анализ и количественная обработка
результатов.
Выборку
исследования составили две группы детей по 10 человек в каждой. В одной группе
дети с общим недоразвитием речи III уровня, в другой группе дети с нормой
речевого развития.
Структура
исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложений.
Заключение:
Изучение
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволило
определить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи, особенности развития их связной монологической речи. Именно
в старшем дошкольном возрасте совершенствуется монологическая речь: дети
осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти
рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая
структура детских рассказов. Старшие дошкольники уже готовы к обучению
творческому рассказыванию, которое является одним из методов развития связной
монологической речи.
При анализе
уровня развития связной речи ребенка дошкольного возраста оценивался продукт
речевой деятельности (текст, высказывание). К общим критериям оценки связности
высказываний мы относили содержательность, логическая последовательность,
правильность грамматического оформления, точность словоупотребления, богатство
языковых средств. В ходе работы было рассмотрено программное взаимодействие
педагога и детей, направленное на развитие связной монологической речи.
Творческое
рассказывание – это вид литературного (словесного) творчества, под которым
традиционно понимается деятельность детей, возникающая под влиянием
произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в
создании устных сочинений.
Значительный
вклад в разработку теоретических аспектов данной работы внесли такие авторы,
как Т.В. Астахова, В.П. Глухов, А.М.Бородич, Н.Ф.Виноградова, Л.С.Выготский,
Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Т.Б.Филичева, Л.Г.Шадрина и др.
В
ходе исследования нами был проведен теоретический анализ проблемы развития
творческого рассказа у детей с общим недоразвитием речи, рассмотрены понятие с
общего недоразвития речи, основные факторы, способствующие его появлению.
В
работе представлена краткая характеристика основных психолого-педагогические
особенности детей с общим недоразвитием речи, рассмотрены вопросы, связанные с
составлением описательных рассказов.
Кроме
этого, особое внимание было уделено описанию закономерностей развития и
формирования творческого рассказа и составления рассказов по картинам у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данная проблема была
рассмотрена в контексте возрастных особенностей развития детей дошкольного
возраста, а также с учетом социальной ситуации развития ребенка дошкольного
возраста.
Работа
показала, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
могут создавать связные монологические рассказы в ходе направленного обучения,
предложенного в данной работе. Безусловно, умения, полученные детьми в процессе
обучения творческому рассказыванию, нуждаются в дальнейшем развитии на
последующих ступенях образования.
Представленные
в данной работе приемы позволяют повысить эффективность как коррекции речи
дошкольников, страдающих ее недоразвитием, так и могут использоваться в работе
с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к
творческому рассказыванию и оптимизации процесса развития навыка связной речи
детей
дошкольного возраста.
Таким
образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО
РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
1.1 Характеристика творческого рассказывания как
вида связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дети овладевают родным языком, его словарным составом в
процессе непосредственного общения с взрослыми путем подражания (Н.И.
Красногорский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и другие). Опора на чувственное
восприятие окружающей действительности и связь его со словом – главное условие
усвоения последнего. Основным и решающим в речевом развитии ребенка является не
само по себе овладение обозначающей функцией слова, а приобретение возможности
вступать в общение с окружающими. Слово становится средством совершенствования
мыслительной деятельности ребенка (Л.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия,
Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская и другие) [22].
Это совершенствование связано с усвоением значений слов,
поскольку в общении с взрослыми по поводу предметов и явлений слово выступает
перед ребенком прежде всего со стороны своего лексического значения (Д.Б.
Эльконин). Значение слов, употребляемых детьми, постоянно расширяется и
углубляется (Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, А.Р. Лурия ) [14].
Усвоение значений слов помогает осознанию представлений о
реальном мире и одновременно воспитанию определенного отношения к этим
явлениям, развитию нравственных чувств.
Присвоение речевого опыта с самого раннего возраста связано с
речевой действительностью, с постижением лексики родного языка (А.Н.
Леонтьев[18]). Усваивая слова, человек овладевает определенным образом двумя
рядами их значений: лексическими и грамматическими. Овладевая языком, дети
выучивают не только определенные слова, но и «речевые шаблоны, то есть
соединения слов в комплексах, в правильном грамматическом строе.
Связная речь
в некоторой степени является показателем уровня развитости логического мышления
ребенка дошкольного возраста: то, как он умеет воспринимать и осмысливать
поступающую информацию, а затем оформлять и выражать ее в четкой, правильной и
логичной форме речи.
Развитие
языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования
личности ребенка дошкольного возраста. Оно обеспечивает значительные условия и
возможности для решения задач умственного, эстетического и нравственного
воспитания детей.
Также одной
из важной качественной характеристикой связной речи, именно в ней проявляется
ее индивидуальный стиль, является ее выразительность. Развитие выразительности
у детей имеет определенную временную логику. В младшем дошкольном возрасте речь
у детей выразительна благодаря своей непосредственности и имеет изобразительный
характер.
Процесс
общения является привычным и обыденным для подавляющего большинства людей.
Языковая форма коммуникации становится неотъемлемым средством передачи своих
мыслей в сформулированном виде и для маленьких детей, и для взрослых. Другое
дело, что качество использования речи может быть разным.
По оценкам специалистов, человек на протяжении
почти всей своей жизни накапливает опыт использования языка как средства
речевой коммуникации, совершенствуя его в разных аспектах. В раннем
постэмбриональном возрасте у человека формируются основные навыки коммуникации
с внешним миром, в числе которых и речь. Развитие речи в онтогенезе происходит
этапами, некоторые из которых могут демонстрировать уровень владения данным
навыком, который, на первый взгляд, никак не связан с традиционным
представлением о языковом общении.
Общение
осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства
общения.
На
данном этапе рассмотрим основные черты вербальной коммуникации.
Вербальное
общение-процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми
или группами при помощи речевых средств.
Вербальное
общение, в котором главное передается Речью отличается от невербального общения
тем, что в невербальном взаимодействии влияние происходит через интонации и
изменение выражения лица, через жестикуляцию, изменение позы, дистанции в
общении и других неречевых средств [8 c.54].
При
вербальном коммуникативном взаимодействии в качестве механизма коммуникации
используется речь, которая подразделяется на письменную и устную речь.
Важнейшим
требованием к вербальной коммуникации является четкость произношения, ясность
содержания, а так же доступность изложения мысли.
Невербальное
общение является внешней формой проявления психического мира личности, поэтому
так важно выделить компоненты невербального общения, его типологию. В основу
традиционных классификаций средств общения положены атрибуты бытия, материи, а
также формы и способы их существования — движение, время и пространство.
Вся
совокупность невербальных средств общения сводится к кинестетическим,
пространственным и временным характеристикам взаимодействия. Помимо движений
тела, изменений модуляции и интонации голоса, прикосновений, и др., в структуру
невербальных средств общения входят и продукты жизнедеятельности человека [2,
c.43].
Невербальное
поведение можно определить как социально и биологически обусловленный способ
организации усваиваемых индивидом невербальных средств общения.
Характеристиками
невербалього поведения служат движения тела, интонационные, ритмические
элементы голоса, временная и пространственная организация.
Системами отражения и восприятия невербального
поведения являются оптическая, акустическая, тактильная и ольфакторная системы.
Речевое
общение можно рассматривать как инструмент обмена информацией. Именно благодаря
психолингвистическому процессу, который сформировался благодаря речевым
навыкам, человек смог использовать прошлый и современный опыт других людей.
Таким образом и оформилось развитие уже трудовых навыков человечества. Вместе с
этим, речь нельзя рассматривать в отрыве от непосредственного инструмента ее
реализации – языка. С одной стороны, под ним понимается орган артикуляционного
аппарата, а с другой – набор знаков, указывающих на то или иное явление,
действие или объект реального мира. Качеством использования навыков владения
языком и определяется эффективность общения. И развитие речи в онтогенезе
является в некотором роде фундаментом, на котором строится последующее
формирование артикуляционных и других способностей.
В старшем
дошкольном возрасте детская речь приобретает менее эмоциональную окраску, она
становится более осмысленной, регламентированной и сдержанной. Это связано с
тем, что прежние средства выразительности уже не способны отразить переживаемые
детьми чувства, глубину содержания речи, а новые средства еще не знакомы
дошкольникам.
Именно в
старшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к литературному языку и
к выразительным средствам речи [12, c.6].
Термин «творческие рассказы» —
условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т. к.
элемент творчества есть в любом детском рассказе.