Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Формирование толерантности младших школьников посредством воспитательных мероприятий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 Теоретические
основы исследования толерантности младших школьников в психолого-педагогической
литературе. 8

1.1 Основные подходы
исследования проблемы  толерантности в
младшем школьном возрасте. 8

1.2 Возрастные
особенности формирования толерантности младших школьников  16

2 Процесс
формирования толерантности младших школьников. 27

2.1 Выявление
уровней сформированности толерантности младших школьников  27

2.2 Содержание
деятельности педагога по формированию толерантности младших школьников в
учебно-воспитательном процессе. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 57

ПРИЛОЖЕНИЕ А Список
младших школьников, принявших участие в исследовании  67

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Критерии и уровни толерантных отношений. 68

ПРИЛОЖЕНИЕ В
Опросник для измерения толерантности, авторы В.С. Магун, М.С. Жамкочъян, М.М.
Магура. 70

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Тест
Выбор, автор В.К. Егоров. 72

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Тест
коммуникативной толерантности, автор В.В. Бойко. 75

ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Результаты констатирующего этапа. 80

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Программа формирования толрантности школьников и тематическое планирование
воспитательных мероприятий. 83

ПРИЛОЖЕНИЕ И
Рекомендации по формированию толерантности у младших школьников. 89

  

Введение:

 

Актуальность
исследования обусловлена тем, что 
важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач
общества и государства является воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России.

Современная
образовательная ситуация ориентирована на формирование готовности у
подрастающего поколения к партнерству, многоплановому взаимодействию в
различных социокультурных условиях. В условиях глобализации экономики,
интенсивного развития средств массовой коммуникации, преобразования социальных
и политических структур появляется необходимость воспитания у подрастающего
поколения планетарного сознания, основанного на толерантности, терпимости,
доброжелательности по отношению к окружающим. Все большее распространение в
последнее время получают недоброжелательность, озлобленность, негативность,
взаимная нетерпимость.

Наряду с
критериями толерантности (взаимное уважение, доброжелательность, терпимость к
различиям, сотрудничество, умение слушать, сопереживание, самокритичность,
ответственность и т.д.) в детской среде существуют также и критерии
интолерантности, выражаемые в насмешках, пренебрежительном отношении,
дискриминации (по признаку пола, возраста, национальности).

Воспитание
основ толерантной личности должно начинаться с детства. Младший школьный
возраст является наиболее восприимчивым для формирования и развития
нравственных основ личности, в этом возрасте происходит становление базовых
характеристик личности, в том числе — 
нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических
особенностей в общении с людьми. Именно в период дошкольного и младшего
школьного возраста детям должны прививаться терпимость, уважение, принятие
культур, умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на основе
сотрудничества и взаимопонимания, что способствует формированию готовности к
толерантному поведению. Учёными-исследователями
А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, М.И. Лисиной, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Элькониным
подчеркивается ряд особенностей, являющихся основой для формирования
толерантности у детей: это открытость, восприимчивость к социальным
воздействиям, чувствительность к миру взаимоотношений; развитие идентификации,
эмпатии и рефлексии; развитие произвольности и разных форм общения со
сверстниками и взрослыми [56]. Все это актуализирует проблему толерантного воспитания младших школьников.

Исследование
проблемы воспитания обусловлено противоречием между необходимостью воспитания
основ толерантности у детей младшего школьного возраста и недостаточным
использованием внеурочных воспитательных мероприятий в рамках данного
направления.

Анализ
литературы свидетельствует об отсутствии специальных программ, в которых бы
максимально использовались современные педагогические технологии, направленные
на воспитание толерантности детей. Такие технологии должны ориентироваться на
мировую культуру и российские культурные традиции, нормы общения. Вышесказанное
диктует необходимость внедрения в практику образовательных организаций различных
форм воспитательной работы, способствующей формированию толерантных качеств у младших
школьников. Выявленное противоречие позволило
обозначить проблему исследования, которая заключается в необходимости поиска
эффективных методов и средств формирования толерантности младших школьников, а
так же определить тему исследования: «Формирование
толерантности младших школьников в учебно-воспитательном процессе».

Объект
исследования: учебно-воспитательный процесс в начальном общем образовании.

 Предмет исследования: процесс формирования
толерантности младших школьников.

Цель
исследования: определить специфику формирования толерантности младших
школьников в учебно-воспитательном процессе

Гипотеза
исследования: формирование  толерантности
младших школьников  будет успешной при
соблюдении педагогом следующих психолого-педагогических условий:

— комплексное
использование различных мероприятий воспитательной направленности (игр,
творческих заданий, проблемных ситуаций, лекций, бесед и т.д.);


включение  в различные виды совместной
деятельности (учебной и внеурочной0;

— моделирование
позитивного толерантного взаимодействия; —
взаимодействие с педагогами и родителями.

Задачи
исследования:

— рассмотреть основные подходы в исследовании
проблемы толерантности младших школьников в психолого-педагогической
литературе;

— выделить возрастные особенности
формирования толерантности младших школьников;

— выявить уровни
сформированными толерантности младших школьников;

— обосновать
содержание деятельности педагога по формированию толерантности младших
школьников в учебно-воспитательном процессе.

Методологическая база
исследования:

— положения о сущности толерантности, о воспитании толерантности в младшем школьном
возрасте (А. Асмолов, Н.А. Асташова, Л.В. Байсбородова, Э.В. Балакирева, Г.Л.
Бардиер, Г.Б. Барышникова, Г.В. Бюзелева, С.К. Бондырева, С.И. Лебедева, Н.В.
Нижегородцева, А.Г. Нуганова, Г.У. Олпорт.;

— концепции психического развития детей
старшего дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);

— исследование об этапах возрастного развития младших школьников (Г.С.
Абрамова, О.О. Гонина, М.И. Лисина, и др.);

Методы исследования:

— теоретические методы исследования:
анализ научной, методической литературы по проблеме исследования формирования толерантности
младших школьников в учебно-воспитательном процессе; сравнение, обобщение,
выделение главного;

— эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, диагностическое
задание, методы количественной и качественной обработки данных.

Теоретическая
значимость исследования заключается в том,
что исследование
позволило рассмотреть основные подходы
к проблеме формирования толерантности детей младшего школьного возраста, возможности учебно-воспитательного
процесса для формирования толерантности
младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в
том, что на основе выявленных индивидуальных особенностей сформированности
толерантности младших школьников,
подобран комплекс мероприятий, который может быть использован в практике образовательной работы
учителей  начальных классов
и в условиях семейного воспитания.

База исследования: исследование было проведено на базе Школа № 24 г.
Волжского. В нем принимали участие  учащиеся
1 «В» класса в количестве 20 человек, в возрасте  10-11 
лет.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и
приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование,
посвященное формированию толерантности младших школьников средствами
воспитательных мероприятий, позволило нам сформулировать соответствующие
выводы.

При
решении первой задачи, мы определили значение понятия толерантность. Существует огромное множество различных подходов к
трактовке понятия толерантности — это «уважительное и терпимое
отношение к чужому мнению»,«готовность к сотрудничеству в межличностном и
межнациональном взаимодействии» (Н.А.
Асташова, А.П. Садохин); «коммуникация» (И.С. Кон); «уважение
другого и его позиции, готовность к рефлексивному диалогу» (Н.М. Борытко); «принятие
себя и уважение и принятие других» (М.А. Николаева); «совокупность коммуникативных
умений, принятие других» (Б.З. Вульфов).

Основой толерантности
младших школьников служат гуманные отношения; 
проявление дружелюбия, нетерпимости по отношению к насилию и агрессии;
способность к бесконфликтному и конструктивному взаимодействию со сверстниками
и взрослыми.Показателями, свидетельствующими о сформированной толерантности у
младших школьников, являются просоциальная направленность поведения, успешная
социальная адаптация, способность к активному взаимодействию с окружающими,
позитивное самоотношение, готовность к принятию ответственности за собственные
поступки, наличие коммуникативной компетентности, способности к сочувствию,
эмпатии, сопереживанию.

При решении второй задачи
мы выявили, что формирование толерантности детерминировано возрастными
особенностями детей младшего школьного возраста, новообразованиями,
происходящими на данном этапе возрастного развития. Ребенок данного возраста
активно включается в социум, происходит формирование идентичности, освоение
социальных ролей. Как субъект общественных отношений ребенок уже обладает
социально значимыми обязанностями, а формирование произвольности поведения
предопределяет способность к оценке собственного поведения, что качественно
отражается на формировании толерантного поведения. Вместе с тем В.В. Давыдовым,
О.Я. Воробьевой и др. подчеркивается, что младшим школьникам еще присущи
интолерантные установки, избирательность во взаимоотношениях, поэтому данный
возрастной этап целесообразно охарактеризовать как надтолерантный.

Обобщая все
вышесказанное, толерантность младших школьников можно охарактеризовать как готовность
к конструктивному взаимодействию с людьми либо группами с разным
мировоззрением, ценностными ориентациями, установками, стереотипами поведения.

При решении третьей и
четвертой задач нами был запланировано и проведено исследование формирования толерантности
младших школьников средствами воспитательных мероприятий.

Критериями измерения
уровня формирования у младших школьников толерантности являлись эмоциональный,
когнитивный и поведенческий.

По итогам констатирующего
этапа эксперимента выявлены негативные моменты, выражавшиеся в наличии детей с
низким уровнем когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов толерантности.
Неразвитость когнитивного компонента свидетельствовала о бессистемности и
ошибочности знаний понятий «я», «я и другие», «терпение» и «терпимость»,
«семья», «зло», «жестокость». Несформированность эмоционального компонента
отражала недостаточно устойчивое, со склонностью к компромиссам отношение к
нравственным нормам и качествам и их проявлению в различных жизненных
ситуациях. Неразвитость поведенческого компонента прослеживалась в непонимании
школьниками индивидуальности человека; наличии категоричных оценок;
неумении скрывать неприятные чувства в ситуациях взаимодействия; нетерпимости
по отношению к другим и нежелании приспосабливаться к потребностям и желаниям
других.

Формирующий этап эксперимента представлен программой формирования
толерантности младших школьников. Каждое занятие содержит определенные этапы:
приветствие, основную часть, заключительную часть. Программа воспитательных мероприятий включает проведение лекций, бесед,
дискуссий, ситуаций, упражнений, ролевых игр. Дети по мере участия во
внеурочной деятельности будут преодолевать недоверие и враждебность, развивать
навыки эмпатии и сопереживания друг к другу; осознавать непродуктивность
интолерантного поведения, агрессивных и негативных установок по отношению к
окружающим; учиться понимать и принимать чужую точку зрения. У школьников будут
формироваться толерантные установки к людям, в отношении которых в обществе
сложились негативные стереотипы; вырабатываться 
сопереживание и терпимость. Дети будут учиться осознавать
необходимость оказания помощи другим в ситуации отвержения их обществом.
Ученики будут также учиться быть толерантными в общении, обучаться способам
выхода из конфликтных ситуаций.

Таким образом, цель
работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы исследования
толерантности младших школьников в психолого-педагогической литературе 1.1
Основные подходы исследования проблемы 
толерантности в младшем школьном возрасте Понятие толерантность
является предметом изучения многих наук и рассматривается с разных точек
зрения. В теоретическом плане в работах Е.Г.
Виноградовой, И.Б. Гриншпуна, В. А. Лекторского, Г. Оллпорта содержатся
положения, определяющие сущность межличностной (коммуникативной) толерантности
и ее компонентов [34].

Толерантность – это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо
неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию
[47, с. 701]. Г.У. Солдатова и ее соавторы подчеркивают, что в русском языке
существуют слова со сходным значением — терпимость и толерантность [48].
Употребляемое в обыденной речи, более привычное слово «терпимость» означает
«способность мириться с чужим мнением, умение терпеть и быть снисходительным к
поступкам других людей» [48, с. 56]. Г.В. Безюлева выделяет пять значений
понятия толерантность в современной науке: терпимость, адаптация, устойчивость,
допущение, принятие [12]. И.А. Аполлонов и О.Р. Тучина подчеркивают, что
современное понимание толерантности связано с провозглашением ценности
различий, в том числе и этнических, в контексте концепции мультикультурализма,
в рамках которой была принята декларация принципов толерантности [3].

Существует огромное множество различных подходов к
трактовке понятия толерантности. Н.А. Асташова охарактеризовала толерантность
как
«уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и
поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении
вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» [5, с.
74].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы