Теоретические и методические основы организации трудовой деятель Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Формирование самостоятельности у старших дошкольников в хозяйственно-бытовом труде

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Задачи самостоятельности в дошкольном возрасте 6
1.2 Особенности самостоятельности у старших дошкольников 15
1.3 Применение хозяйственно-бытового труда в формировании самостоятельности у старших дошкольников 25
Выводы по I главе 34
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1 Характеристика базы и методов исследования 35
2.2 Анализ результатов исследования 36
Выводы по II главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста обусловлена тем, что социальный заказ государства в образовании направлено на развитие активной и ответственной личности, трудолюбивой, самостоятельной, имеющей устойчивый интерес к трудовой деятельности и нуждается в ней, владеет навыками предметно-практической деятельности в условиях среды, которая постоянно меняется, что отражено Федеральном Законе «Об образовании». Формирование положительного отношения к труду рассматривается в педагогике как важнейшая задача в деле воспитания молодого поколения, поскольку отношение к труду является неотъемлемым компонентом становления личности, показателем ее духовности и гуманности.
Современная дошкольная педагогика имеет убедительные сведения о том, что положительное отношение к труду начинает формироваться уже в дошкольном возрасте в процессе освоения ребенком трудовой деятельности. В ряде исследований показано, что на этапе от 3 до 7 лет осуществляется постепенное овладение навыками самообслуживания, хозяйственно-бытового труда в природе.
В этих видах труда у детей формируются социально значимые свойства личности (ответственность, самостоятельность, инициативность) меняются мотивы трудовой деятельности дошкольника. При соответствующем руководстве взрослого даже у маленьких детей возникают мотивы общественного полезного труда.
По мнению ученых, трудолюбие необходимо рассматривать как одну из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовольствие жизнедеятельностью. Следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных учебных заведений уделяется недостаточное внимание планированию трудовой деятельности и реализации роли взрослого как образца-ориентира в трудовом воспитании.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории педагогики: труды П. Блонского, А. Макаренко, В. Сухомлинского и др.
Анализ современных психолого-педагогических исследований показывает, что проблема трудового воспитания детей дошкольного возраста, обновление содержания деятельности дошкольных учебных заведений в обеспечении предметно-практической деятельности является предметом психолого-педагогических исследований, в частности, Б. Ананьев, В. Давыдов, А. Усова отмечали, что основу трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности.
Однако вопрос применения хозяйственно-бытового труда в развитии самостоятельности у старших дошкольников в данных работах рассмотрен, на наш взгляд, недостаточно.
Отсюда возникает противоречие между необходимостью развития самостоятельности у старших дошкольников, с одной стороны, и недостаточной разработанностью вопроса применения в этом процессе хозяйственно-бытового труда, с другой стороны.
Разрешение данного противоречия составляет основу нашему исследованию.
Тема исследования: Формирование самостоятельности у старших дошкольников в хозяйственно-бытовом труде.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности старших дошкольников.
Предмет исследования: хозяйственно-бытовой труд как средство развития музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности навыков хозяйственно-бытового труда в развитии самостоятельности у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть задачи самостоятельности в дошкольном возрасте;
2) Охарактеризовать особенности самостоятельности у старших дошкольников;
3) Изучить применение хозяйственно-бытового труда в формировании самостоятельности у старших дошкольников;
4) Эмпирически изучить самостоятельность детей старшего дошкольного возраста
5) Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что навыки в хозяйственно-бытовом труде будут являться эффективным средством развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В работе были использованы следующие методы исследования:
— теоретические: анализ теоретических источников по теме исследования;
— эмпирические: педагогический эксперимент;
База исследования: БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №65» старшая группа.
Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы изложена на 52 страницах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследователи определяют самостоятельность как сложное и многогранное понятие; качество личности, тесно связанное с ее развитием в целом; способность ребенка решать познавательные проблемы; как условие активизации учебно-познавательной деятельности; составляющая производительных мыслительных процессов, связанных с постановкой новых проблем и поисков их решения, как фактор обеспечения взаимосвязи обучения и самообучения.
Ученые отмечают, что самостоятельность как базовое качество личности, развивается постепенно, и в значительной степени зависит от условий воспитания. О высоком уровне сформированности самостоятельности свидетельствует стремление решать задачи деятельности без помощи со стороны других людей, умение определять цель деятельности, осуществлять элементарное планирование, реализовывать задуманное и получать результат, адекватный поставленной цели, а также способность проявлять инициативу и творчество. Безусловно, достижение такого высокого уровня составляет конечную цель воспитательной работы.
Эмпирическое исследование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на базе бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 65», в старшей группе.
В диагностическом исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста, приблизительного одного уровня развития.
Цель эмпирического исследования — выявить уровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
1. Определить критерии для оценки особенностей развития самостоятельности старших дошкольников.
2. Подобрать диагностические методики для определения уровня самостоятельности старших дошкольников.
3. Выявить уровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством подобранных методик.
4. Проанализировать и обобщить полученные данные, сделать выводы по результатам исследования.
Исследование самостоятельности дошкольников старшей группы проводилось в виде беседы «Хочу ли я дежурить». В проведении беседы участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из проведенной беседы с детьми старшего дошкольного возраста, можно выделить то, что 3 дошкольников (30%) имеют высокий уровень развития самостоятельности в трудовой деятельности. 5 детей старшего дошкольного возраста (50%) показали средний уровень развития самостоятельности в трудовой деятельности. 2 дошкольника (20%) продемонстрировали низкий уровень развития самостоятельности в трудовой деятельности.
Данное обследование показало, что уровень развития самостоятельности у детей экспериментальной группы можно охарактеризовать как средний, но есть дети с низким уровнем развития самостоятельности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что с детьми данной группы следует организовать целенаправленную деятельность по развитию самостоятельности, что необходимо в старшем дошкольном возрасте еще и в связи с поступлением в школу, где упор будет в воспитании использования предметно-развивающей среды и работе с наглядными пособиями.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Задачи самостоятельности в дошкольном возрасте
Сегодня одной из приоритетных задач психолого-педагогической науки является проблема формирования навыков самообслуживания у дошкольников.
Самообслуживание рассматривается как важное средство трудового, нравственного и санитарно-гигиенического воспитания детей. Овладение способами самообслуживания позволяет уменьшить зависимость ребенка от окружающих, способствует повышению его уверенности в своих силах, создает предпосылки для обучения другим видам деятельности и подготовки к самостоятельной жизнедеятельности. От уровня сформированности навыков самообслуживания как важнейшего компонента самостоятельности зависит социальная адаптация дошкольников, их целеустремленность и включение в общественно полезный труд.
Проблема формирования навыков самообслуживания занимает особое место в психолого-педагогических исследованиях. Самообслуживание рассматривается многими учеными как важное средство трудового, морального и гигиенического воспитания учащихся, условие подготовки их к самостоятельной жизнедеятельности (Т. Алимова, В. Бондарь, Г. Година, Г. Дульнев, Петрова, Б. Пинский, И. Розанов, Е. Русакова) [11, с. 56].
Анализ научной литературы свидетельствует, что особенности формирования социально-бытовых навыков в общей педагогике освещаются в контексте санитарно-гигиенического воспитания (В. Горощенко, В. Кузнецова, Л. Мельчаков, С. Павлович, В. Пакулова) [32, с. 126].
Отдельные аспекты формирования навыков самообслуживания изучаются и в дошкольной педагогике: развитие бытового сюжета в игре (А. Гаврилушкина, Н. Соколова) обучение предметным действиям на занятиях по самообслуживанию (А. Катаева, А. Стребелева) развитие самостоятельности в социально-бытовой деятельности (Г. Шинкаренко).
Труд является творческим видом человеческой деятельности, требует от человека не только специальных знаний и умений, соблюдение технологической дисциплины, но и способности оперативно принимать решения в нестандартных ситуациях, постоянно совершенствовать процесс труда и создаваемый благодаря этому соответствующий продукт [2, с. 19]. Работать, выбрав дело, которое нравится, — это естественное состояние человека. Воспитание любви к труду, уважения к людям труда, готовность работать в любой сфере человеческой деятельности — это одно из важнейших качеств, которое мы должны воспитывать у наших детей.
Потребность в деятельности — особенность психического развития каждого ребенка. Познавая окружающий мир, он пытается превращать его. Однако ученые доказали, что тяга к деятельности и трудолюбие — тождественные понятия и знак равенства между ними ставить нельзя. Задача педагогов состоит в преобразовании природной склонности работать в важнейшее качество ребенка — трудолюбие.
Воспитательная работа — это, по мнению ученых-педагогов, особый вид труда, не тяжелый для человека. Среди требований к умственному труду ребенка на первом месте — посильность, ведь непосильный труд может надломить неокрепший организм, внушить ребенку отвращение к учебе. Дошкольник нуждается в том, чтобы каждое учебное занятие по возможности заканчивалось для него ощутимым результатом.
Каждая трудовая операция требует от ребенка умственного напряжения. Формирование навыков трудовой деятельности — одна из главных задач трудового воспитания, ведь навыки составляют 80% всех действий, которые выполняет человек. Они освобождают наш разум от необходимости обдумывать каждую деталь движений.
С помощью вправлений и преобразований в ребенка развиваются навыки трудовой деятельности, что, в свою очередь, закрепляют трудовую привычку. Совокупность привычек вместе с другими психическими свойствами составляют характер. Воспитывая у ребенка привычку к труду, педагоги обязаны учитывать, что мотивы трудовой деятельности должны быть высоконравственными [4, с. 245].
Одним из основных видов воспитательной работы является самообслуживание. Учебно-воспитательное значение самообслуживания заключается в направленности на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка (умывания, одевания, раздевания, уборка кровати и др.). В процессе самообслуживания он приучается к порядку и организованному поведению, овладевает всеми компонентами трудовой деятельности.
У ребенка постепенно формируется умение видеть результат труда, устанавливать связь между целью, трудовыми действиями и конечным результатом. Он становится самостоятельным, начинает осознавать, что труд является первым условием воспитания свободной и независимой личности. С помощью самообслуживания у младших школьников воспитывается самостоятельность, способность к преодолению трудностей, формируются трудовые навыки.
Важно, чтобы рядом с самообслуживанием в жизни дошкольника было ощущение заботы об окружающих людях. При этом функцию воспитателя выполняет бытовой труд, значение которого для дошкольника является весьма существенным.
С помощью бытового труда ребенок привлекается к настоящей «взрослой» работе и проявляет заботу о других. Важно обосновывать необходимость бытовой работы, находить возможности сделать ее более творческой и разнообразной. Именно бытовой труд и самообслуживания помогают воспитать такие качества личности, как настойчивость, инициативность, упорство, усердие.
Старший дошкольный возраст. Этот период является периодом расцвета сюжетно-ролевой игры. Обогащается содержание и формы других видов деятельности ребенка. Происходит дальнейшее усложнение сюжетов игры, растет их разнообразие и развернутость. Детей интересуют не только локальные события из их собственного опыта, но и имеющие значение в пределах всего человеческого общества. Игра приобретает творческий характер.
Развитие познавательной сферы. Восприятие. В 5 лет обследование предмета приобретает систематизированный, плановый характер. Оно уже не имеет глобальный характер, выделяется свойство предмета, и само это отдельное свойство является объектом специального рассмотрения. Свойство предмета называется словом и становится категорией познавательной деятельности (категории цвета, размера, формы, пространственных отношений). Усиливается сознание восприятия. Благодаря аналитичности и сознания восприятия дети могут последовательно, подробно рассматривать рисунки, интерпретировать их, давать правильные объяснения сюжета. Совершенствуется восприятие пространства и времени.
В 6 лет восприятие становится еще более целенаправленным, точным и обобщенным. Ребенок правильно видит пропорции предметов, выделяет пространственные, цветные ритмы, видит перспективные отношения в рисунке. По специальному обучению совершенствуется слуховое восприятие речи и музыки.
Память — произвольная как при восприятии и хранении информации, так и во время воспроизведения. Дети продолжают овладевать умением выделять мнемическую цель, то есть сами намечают запомнить то, что необходимо. К операции запоминания принадлежит не только громкое повторение, но и повторение шепотом. Становится доступным смысловое запоминание, основанное на понимании материала, установлении значимых связей между истинами информации. Однако непроизвольная память более производительная, особенно, если она связана с проявлениями интересов, интеллектуальных, эстетических, нравственных эмоций [37, с. 233].
Мышление. Происходит бурное развитие наглядно-образного мышления. Появляется способность использовать в мышлении модельные образы, с помощью схем, символов материализуют скрытые связи между предметами и явлениями. Благодаря этой способности возможны: понимание отношений различных предметов, их составляющих, понимание отношения части и целого (например, содержание вычитания и сложения), конструирование по простому чертежу (например, корабля), понимание развития сюжета сказки и тому подобное. Экспериментирование с новым материалом с целью открытия нового — еще одна важная характеристика мышления этого возрастного периода. У детей с высоким уровнем познавательного развития оно имеет четкий, последовательный («шаг за шагом») характер. Каждый шаг преобразований заканчивается анализом изменений, а затем наступает новый шаг. Сам процесс поиска преобразований материала имеет все признаки творчества: комбинирование действий, дивергентность мышления.
Процесс экспериментирования может осуществляться не только наглядно, но и мысленно. Благодаря экспериментированию ребенок неожиданно получает новые знания. Развитые умения по экспериментированию, комбинаторные действия, последовательность и четкость преобразований — признаки высокого интеллекта и одаренности.
Возможность высокого уровня развития экспериментирования мысленно, а также его четкая последовательность свидетельствуют о том, что в этом возрасте начинает развиваться словесно-логическое мышление. Дети рассуждают о явлениях, делают элементарные выводы. Развивается умение подробно и последовательно рассказывать о тех или иных событиях. Однако в детской логике могут быть ошибки, когда ребенок не может в совокупности проанализировать все детали ситуации или интеллектуальной задачи, выделить из них основное.
Результатом обучения и развития мышления является то, что ситуативные представления о мире систематизируются и становятся знаниями. Среди них различают:
1. устойчивые и стабильные знания;
2. знания-догадки, гипотезы.
Формируются обобщенные способы мышления: сравнение, отыскание сходства, различий, классификация, анализ, сочетание и тому подобное.
Развивается способность видеть противоречия в явлении и прогнозировать будущие события. Вопросы ребенка в основном направлены на познание мира, получение знаний.
Речь. В 5 лет заканчивается сенситивный период развития речи. Это означает, что основные его составляющие должны быть сформированы в этот период. Они проявляются в таких его показателях: активность, связность (диалогичность), понимание другого, тесная связь с мышлением и тому подобное. Дети пользуются развернутыми фразами, могут составить небольшие сюжетные рассказы [27, с. 17].
На пороге старшего дошкольного возраста речь приобретает признаки внутренней, что способствует развитию способности действовать мысленно, мысленно планировать, контролировать деятельность. Появляется объяснительная речь. В 6 лет дети свободно говорят, выражают свои впечатления и мысли, им доступен звуковой анализ речи.
Воображение все больше приобретает творческий характер. Ребенок способен предвидеть будущее, может представить не только конечный результат своей деятельности, но и ее промежуточные этапы.
5 лет — период расцвета наивной креативности ребенка, базируется, с одной стороны, на ярких образах, эмоциональность, импульсивность, и живость поведения ребенка, а с другой — на незнании законов логики, общих закономерностей явлений, отсутствия жестко закрепленных правил мышления. Вместе с тем, развитие более тесных связей с речью, формирование произвольности в возникновении продуктов воображения, критичность мышления, стремление к подражанию других и нормативности поведения у детей 6-летнего возраста создают условия возникновения диалектических противоречий в развитии воображения.
К концу дошкольного возраста ребенок различает воображаемое и вымышленное, фантастическое и реальное.
Внимание. В 6 лет состоит произвольное внимание. Дети могут целенаправленно сознательно выделять из окружения предметы, которые им нужны, сосредотачиваться на них.
Эмоциональное развитие. Дети этого возраста более сдержанные и менее обидчивы. В 6 лет они могут скрывать страх, агрессию, слезы. Усваивают «язык» чувств: мимику, жесты, позы, интонации голоса и тому подобное. Происходит дальнейшая дифференциация чувств. Теперь уже дети способны испытывать гордость, жалость, ревность, зависть. В отношении детей других возрастных категорий возникает специфическое чувство «взрослости».
Сильные переживания у детей могут вызвать недоразумения с взрослыми и сверстниками. Другими источниками чувств есть красота природы, вещей, произведения искусства.
Развитие волевой сферы. Дети 5 лет могут ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, правильно оценивать результаты собственных действий. В 6 лет ребенок может подчинять свое внимание требованиям взрослого и осознавать эту необходимость. Развивается способность предвидеть последствия действий. Формируются чувства ответственности за свое поведение, элементы самоконтроля. Ребенок подвергает свои действия цели, но привлекательные обстоятельства могут отвлечь его внимание от намерений. Способность подражать как положительный эталон поведения лучше реализуется в присутствии взрослого.
Контроль собственного поведения становится более длительным и устойчивым, в течение старшего дошкольного возраста ребенок приобретает способность произвольно управлять познавательными процессами, однако это управление происходит довольно трудно [11, с. 281].
Развитие личности. В старшем дошкольном возрасте представления о себе, становятся более самостоятельными. Растет критичность детской оценки. Однако самооценка все еще остается завышенной, и это является нормальным проявлением психического развития ребенка.
В этот период формируются новые качества личности: чувство справедливости, адекватное переживание успеха или неудачи, способность регулировать совместную деятельность, коллективизм, дисциплинированность, сдержанность, ответственность.
Возникает новое образование — осознание своего социального «Я» и занятия ребенком определенной внутренней позиции относительно взаимоотношений с другими людьми. На основе внутренней позиции ребенок стремится занять определенное положение среди взрослых и сверстников и отстоять его.
Под влиянием взрослого возникает новая форма общения — личностная. Ребенок хочет не просто иметь внимание со стороны взрослых, но и уважение, взаимопонимание, сочувствие.
Ярко выраженная потребность в общении со сверстниками приводит к самопроизвольному сравнению себя с другими, в подражание действиям другого. В этот период также резко возрастает стремление к участию в каком-либо деле с другими. Оказываются элементарные формы групповой солидарности. Под влиянием усвоения норм и правил формируются этические стандарты поведения.
Самообслуживающая деятельность дошкольников включает психические процессы, которые отражают действительность, регулирующую деятельность и ее исполнительный этап. Выполняя действия, ребенок должен тщательно их спланировать, найти пути и средства реализации плана, предусмотреть наличие необходимых для работы материалов и инструментов, определить пути осуществления контрольных действий. Чтобы достичь положительных результатов, он вынужден сравнивать результаты собственной работы с образцом.
Выразительным аспектом в поведении дошкольников является уравнение на другого (в том числе и не наилучшего), легкое подражание независимого поведения ребенка, который отличается от других, желание дружить с ним и ни в чем не отставать. Стремясь занимать лидерскую позицию, дети иногда намеренно позируют перед товарищами, хвастаются своей «независимостью» или успехами, что достаточно часто являются мнимыми.
Именно поэтому самообслуживающая деятельность требует совершенствования и контроля со стороны воспитателя и самоконтроля и оценки своей деятельности со стороны ребенка. Наличие такого умения у дошкольника — важный показатель его правильного развития.
В ходе трудовой деятельности детям часто приходится мотивировать и доказывать справедливость своих действий и пожеланий. Необходимость выражать собственные рассуждения способствует появлению умения критически видеть и оценивать свои действия, соотносить их с замыслом.
Таким образом, воспитателю, учитывая психологические особенности дошкольников, необходимо систематически и целенаправленно формировать основные умения и навыки самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека [21, с. 309].
Формирование основных навыков и умений самообслуживания в ДОУ происходит на занятиях, где воспитатель знакомит дошкольников с распорядком дня, правилами личной гигиены, режима питания, предупреждает о необходимости соблюдать чистоту и порядок в комнатах и игровых уголках. Задача воспитателя — научить детей следить за собой, правильно мыть руки, чистить зубы, причесываться. Знание правил личной гигиены, как свидетельствуют исследования В. И. Кузнецовой и В. М. Пакулова, необходимы детям не только в ДОУ, но и дома, в общественных местах (в столовой, транспорте, во время прогулок, работы на учебно-опытном участке).
На занятиях у старших дошкольников развиваются и конкретизируются знания о режиме дня и личной гигиене, почти каждая тема по трудовому обучению предусматривает формирование культуры самообслуживания дошкольников.
Дети знакомятся с содержанием и значением трудовой деятельности, видами отдыха, оптимальной продолжительностью времени подготовки к занятиям, чередованием умственного и физического труда, продолжительностью сна [13, с. 45].
Учебные занятия по социально-бытовому ориентированию направленные на практическую подготовку старших дошкольников к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации и повышению уровня общего развития. На этих занятиях у детей систематически формируются и совершенствуются необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей действительности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы