Психология и социальная педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Формирование самооценки у младших школьников посредством проектнойдеятельности (на примере Муниципального общеобразовательного учреждения»Гимназия № 1″)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1. Теоретические подходы, раскрывающие вопросы самооценки в психолого-педагогической литературе 5

1.2. Характеристика развития детей младшего школьного возраста 10

1.3. Особенности проектной деятельности в формировании самооценки у младших школьников 16

Выводы по первой главе 23

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24

2.1. Диагностика самооценки детей младшего школьного возраста 24

2.2. Содержание работы по формированию самооценки у младших школьников посредством проектной деятельности 28

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41

Выводы по второй главе 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 54

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Под самооценкой в общем смысле понимается то, каким человек себя видит и как оценивает себя, свои положительные качества, а также свое положение среди окружающих людей. Она является крайне важным регулятором поведения и деятельности ребенка. Самооценка влияет на взаимоотношения между людьми, его коммуникативные способности, реакцию на совершенные ошибки и неудачи.

Проектная деятельность дает возможность младшим школьника испытать, выявить и актуализировать свои интеллектуальные способности. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных проектной деятельности младших школьников, свидетельствует о ее богатом личностно-развивающем потенциале. Однако в целом резервы проектной деятельности в плане развития самооценки младшего школьника изучены недостаточно и раскрываются фрагментарно.

Степень разработанности темы. Наиболее полная разработка теоретических и практических аспектов исследования самооценки учащихся отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, К. Роджерс, Э. Эриксон и т.д.).

Цель исследования: проведение опытно-экспериментальной работы по формированию самооценки у младших школьников посредством проектной деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить теоретические подходы, раскрывающие вопросы самооценки в психолого-педагогической литературе.

2. Дать характеристику развитию детей этого возраста.

3. Выявить особенности проектной деятельности в формировании самооценки у младших школьников.

4. Провести диагностику самооценки детей.

5. Представить содержание работы по формированию самооценки у младших школьников посредством проектной деятельности.

6. Проанализировать результаты работы.

Объект исследования: самооценка младших школьников.

Предмет исследования: формирование самооценки у младших школьников посредством проектной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование самооценки у младших школьников будет проходить эффективнее в том случае, если на уроках в начальной школе использовать проектную деятельность.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; синтез; систематизация; классификация; опытно-экспериментальная работа; качественный и количественный анализ полученных данных.

Теоретико-методологическая база исследования:

 концепция личностно-ориентированного подхода (И. А. Арабов, Л. Ф. Греханкина, Л. Н. Жарова, А. С. Белкин, Е. В. Бондаревская и др.);

 концепция формирования самооценки у детей младшего школьного возраста (Л. М. Фридмана, Л. В. Ковинько, Е. Е. Даниловой, А. А. Люблинской, Е. И. Рогова, К. М. Гуревича, Р. Бернса и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении теоретических подходов, раскрывающих вопросы самооценки, а также в раскрытии особенностей проектной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов данного исследования в работе педагога начальных классов.

База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1».

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате выполнения данного исследования были получены следующие результаты:

1. Было определено, что под самооценкой в общем смысле понимается то, каким человек себя видит и как оценивает себя, свои положительные качества, а также свое положение среди окружающих людей. Можно отметить, что в характеристике самооценки выделяют ряд параметров: устойчивость самооценки (ее стабильность во временных рамках), адекватность самооценки (адекватная и неадекватная, завышенная или заниженная), направленность самооценки (позитивная ситуативная и негативная).

2. В результате анализа психолого-педагогической литературы были выявлены особенности развития младших школьников (превалирование наглядно-образной формы мышления; повышенные эмоциональность, восприимчивость, впечатлительность; неустойчивость интересов; непроизвольность внимания; деятельностная активность и т.д.), определяющие специфику процесса развития и воспитания учащихся данного возраста.

3. Было определено, что благодаря проектной деятельности дети могут сформировать у себя адекватную самооценку, благодаря взаимодействию со своими одноклассниками, поддержке друг друга, а также благодаря педагогу и его комментариям, с выявлением не только ошибок в проектной деятельности, но и плюсов, которые есть в ребенке. Благодаря проектной деятельности дети учатся работать в команде, у них формируется определенный тип мышления, необходимые ему в дальнейшем коммуникативные навыки.

4. Опытно-экспериментальная работа была осуществлена на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1». В работе приняли участие 20 учащихся 2 класса, обучающихся по УМК «Школа России». Для констатирующего и контрольного этапов были подобраны следующие диагностирующие методики: методика «Лесенка» В.Г. Щур; тест Р.С. Немова «Какой Я». В результате диагностики проведенной на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы был выявлен недостаточный уровень сформированности самооценки у учащихся второго класса. Выявленные уровни завышенной и заниженной самооценки вызвали необходимость в разработке экспериментальной методики обучения, направленной на повышения уровня самооценки учащихся в проектной деятельности.

5. Целью формирующего этапа стало проведение работы по формированию адекватной самооценки учащихся второго класса посредством проектной деятельности. В ходе учебного процесса были разработаны и представлены несколько ученических проектов. В процессе реализации проектной деятельности были использованы различные упражнения, игры и задания, направленные на оптимизацию самооценки учащихся начальной школы. Обязательной частью каждого проекта являлась рефлексия проведенной деятельности.

6. Для проверки эффективности проведенной работы был проведен контрольный этап работы. Результаты контрольного этапа дают понять, что в сформированности самооценки младших школьников наблюдается положительная динамика. К концу опытно-экспериментальной работы у многих учеников отмечалась адекватная самооценка. Данный факт позволяет утверждать, что проектная деятельность в начальной школе является эффективным средством формирования адекватной самооценки младших школьников, что доказывает практическую значимость данного исследования.

Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены. Гипотеза исследования доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Теоретические подходы, раскрывающие вопросы самооценки в психолого-педагогической литературе

Понятие самооценки рассматривается в работах и исследованиях многих авторов, педагогов и психологов. Рассмотрим основные определения данного понятия.

Е.В. Бойцовой и Л. В. Бороздиной самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это оценка с точки зрения определенной системы ценностей .

Л.С. Выготский отмечал, что самооценка выражается в обобщенном, стабильном, и при этом, избирательном отношении ребенка к самому себе .

С точки зрения И.Ю. Кулагиной – по утверждению Д.Б. Эльконина, под самооценкой в понимается то, каким человек себя видит и как оценивает себя, свои положительные качества, а также свое положение среди окружающих людей .

Как утверждает А.А. Неделько и Б.Г. Ананьев, самооценка – это существенная составляющая самосознания, которая может проявляться в оценке самим человеком своих физических и умственных способностей, качеств, своего положения среди других людей .

По суждению О.Н. Молчановой и Н.Н. Никулина, самооценка – это осознание самого себя, собственной физической силы, умственных способностей, действий, мотивов и целей собственного поведения, отношения к окружающим людям и к самому себе .

Е.О. Пряхина и В.Ф. Сафин полагают, что на формирование и развитие личности самооценка оказывает влияние . В соответствии с уровнем и оценками окружающих, индивид становится личностью. Самооценка необходима для объективного познания себя и собственных качеств в разнообразной деятельности и коммуникации на базовом уровне оценивания объективного мира.

К.С. Шалагинова и О.А. Самылова пишут, что существует взаимная связь представлений «личность» и «самооценка» . Формирование оценки собственного «Я» способствует формированию и развитию самооценки. Ценность собственного «Я», определённое установление границ характера, восприятия, эмоционального отношения формирует личность. Включающая в себя осознание особенностей собственных интеллектуальных, личных, эмоциональных, физических и других качеств, стремлений и чувства собственного достоинства «Я-концепция» воспринимается как динамическая система. Внешние обстоятельства и внутренние качества, и характерные признаки оказывают действие на личность

По мнению У. Джеймса, структура самооценки обладает двумя компонентами: эмоциональным и когнитивным. Первый отображает человека отношение к самому себе, второй – его познание самого себя.

В процессе самооценки эти компоненты не могут быть представлены в чистом виде, они функционируют в нераздельной целостности, которая заключается в том, что они не могут работать каждый по отдельности. С самого детства ребенок познает себя, у него формируется представление о себе, которое временем подкрепляется какими-то эмоциями, с помощью которых он реагирует на похвалу от взрослого, либо на грубость.

Благодаря отношению к ребенку в раннем детстве, тому, как реагируют взрослые на его успехи или совершенные ошибки, очень сильно зависит то, каким будет человек в дальнейшем. Именно из-за этой эмоциональной восприимчивости и формируется характер личности человека.

Влияние слов и отношения на психику человека напрямую зависит от важности того, кто это озвучивает для ребенка. В детском возрасте обычно люди более восприимчивы к любой критике в их адрес. Все это из-за того, что у них еще не сформировано или слабо сформировано понимание собственной личности, поэтому дети часто закрываются или находят в себе несуществующие изъяны из-за злого слова со стороны товарища или одноклассника.

Многие исследователи изучали детскую психику на моменте ее формирования, в том числе формирование характера личности и самооценки, а также факторы на нее влияющие. К примеру, C. Л. Рубинштейн в своих работах отмечал неразрывность понимания самооценки от самосознания человека и видения им мира в целом.

А.А. Ханжина считает, что человек относится к себе точно так же, как он относится и к окружающим его людям. В своих работах она описывает взаимосвязь того, как человек видит мир от его самоощущения. Если в человеке много злобы, ему сложно увидеть все краски нашего мира и людей, которые его окружают .

Существуют многообразные виды самооценки, представим их на рис. 1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы