Платная доработка на тему Формирование самооценки младших школьников в период адаптации к школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема
развития самооценки в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
1.2.
Особенности формирования самооценки первоклассников в период адаптации к школе
2.1. Описание
выборки и процедуры исследования
2.2.
Результаты диагностики самооценки и адаптации первоклассников
2.4.
Результаты формирующего воздействия
Введение:
Особенности личности
определяют эффективность нашего взаимодействия в окружающем нас обществе.
Составляющих личностных особенностей множество различных направлений:
мотивация, темперамент, характер, самооценка.
На современном этапе
развития образования в границах реализации Федерального государственного
образовательного стандарта начального образования важной функцией является
развитие у школьников универсальных учебных действий (УУД). УУД делятся на 4
блока: личностный, регулятивный, коммуникативный, познавательный. К личностным
УУД относится и самооценка, вместе с самопознанием, самоопределением,
личностное и профессиональное самоопределение. Следовательно, в задачу
образования будет входить формирование самооценки обучающегося, через
личностные УУД. В различных исследованиях проблема самооценки стоит остро.
Данный вопрос изучали
такие ученые как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. И. Лисина, И. В. Дубровина,
И. А. Зимняя, Д. Б. Эльконин, И. И. Чеснокова, Р. С. Немов, В. С. Мухина, Г. В.
Бороздина, Д. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс, А. И. Липкина. Эти ученые
рассматривали самооценку как оно из важнейших личностных образований, которое
принимает участие в регулировании поведения, деятельности индивида. Самооценка
младших школьников поддается коррекции и воздействию в гораздо большей степени,
чем взрослого. В оценивании себя младший школьник закладывает предполагаемые
результаты своего будущего.
Поступление в школу
знаменует начало нового, чрезвычайно важного в жизни ребенка периода, и
сопряжено с необходимостью адаптации к изменившимся условиям (Д.Н. Исаев, В.В.
Ковалев, М.М. Безруких, СП. Ефимова). Первые месяцы обучения в школе – это
очень напряженный период, так как школа с первых дней ставит перед учениками
задачи, не связанные с их опытом, и требует мобилизации интеллектуальных и
физических сил. И успешность адаптации детей к школе во многом зависит от
отношения педагога к ученикам, стиля его общения с ними. Важную роль в процессе
адаптации к школе играют и личностные особенности учеников. Однако недостаточно
исследований, раскрывающих динамику становления самооценки в период адаптации
ребенка к школе. Решению этих вопросов и посвящено наше экспериментальное
исследование.
Проблема исследования
включает в себя комплекс вопросов: может ли самооценка выступать одним из
факторов успешности адаптации первоклассников в школе? Каковы психологические
особенности формирования самооценки личности школьников первого класса? В чем
заключается специфика организации и проведения коррекционно-развивающих занятий
по формированию адекватной самооценки первоклассников в условиях адаптации к
школе?
Объект исследования
– самооценка первоклассников.
Предмет исследования
– формирование самооценки как фактора успешной адаптации школьников первого
класса в школе.
Цель исследования
— изучение особенностей самооценки в младшем школьном возрасте, и выявление
условий и способов формирования адекватной самооценки как фактора успешности
адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза исследования:
мы предполагаем, что уровень самооценки будет зависеть от уровня
сформированности рефлексивных процессов в деятельности младших школьников, к
которым относятся:
• определенный уровень
развития теоретического мышления и направленности мыслительной деятельности на
самого себя;
• проявление внешней
рефлексии, выражающейся в умении взаимодействовать с другими людьми, т.е.
учитывать позицию другого;
• проявление внутренней
рефлексии, выражающейся в умении давать адекватную оценку самому себе.
И этому будет
способствовать система занятий по формированию адекватной самооценки,
способствующей эффективной адаптации в учебном заведении.
Исходя из цели и гипотезы
исследования, были сформулированы задачи:
1. Провести анализ
педагогической и психологической литературы по проблеме формирования самооценки
и адаптации к школе у первоклассников;
2. Подобрать
психологический инструментарий исследования и провести диагностику уровня
сформированности самооценки и адаптации учеников 1 класса;
3. Разработать систему психолого-педагогических
условий формирования адекватной самооценки и адаптации первоклассников в школе.
В соответствии с целью и
задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
• Теоретический анализ
проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы;
• Психологическое
обследование самооценки и уровня адаптации школьников;
• обработка и обобщение
полученных результатов.
Методологической основой исследования
являлись труды таких ученых, как: Л.С. Выгодского, Б.Г. Ананьевой, О.М. Анисимовой,
М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, М. Аргайлом, М.Ю.
Арутюняна, Т.В. Бендаса, В.В. Занкова, Г.Н. Кареловой, А.В. Кирилиной, И.С.
Клециной, Е.Ф. Лаховой, Т.А. Мельниковой, А. Фернхема, О.А. Хасбулатовой, В.Ю.
Хотинца.
Базой исследования
являлись ученики 1 «а» класса ГБОУ Гимназия №1596 г. Москвы.
Исследование проводилось
в три этапа:
Первый этап
(поисково-теоретический). На этом этапе была определена
область исследования – развитие самооценки младших школьников в период адаптации.
Изучалась философская, психологическая, педагогическая литература по проблемам
развития самооценки, передовой психолого-педагогический опыт в этой области.
Определялись цели и задачи, формулировалась гипотеза, отрабатывались методики
исследования, разрабатывалась программа
Второй этап
(констатирующий). Предполагал подбор методов и методик
научного исследования, диагностику школьников по проблеме формирования
самооценки и адаптации, разработку программ, направленные на решение проблемы
исследования.
Третий этап (обобщающий)
на этом этапе осуществлялся формирующий этап педагогического процесса.
Происходили систематизация и обобщение экспериментальных данных, сформулированы
выводы, оформлялся текст дипломной работы.
Теоретическая значимость
исследования на основе анализа литературы
сформулированы методические условия, позволяющие целенаправленно формировать у младших
школьников приемы самооценки в период адаптации к школе. Показана возможность
применения методических условий в опыте других педагогов, что доказывает их
верифицируемость.
Практическая значимость
исследования разработанная система
психолого-педагогических условий формирования адекватной самооценки и адаптации
первоклассников в школе будет полезной для педагогов начальной школы,
психологам в системе начального образования, родителям обучающихся начальной
школы.
Структура дипломной
работы: данная работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы, приложения.
Заключение:
В данной главе была
описана подготовка, проведение формирующего эксперимента, анализ и описание
полученных результатов контрольного исследования.
В формирующем
эксперименте испытуемые были разделены на 2 группы, каждая из которой
занималась по разным коррекционно-развивающим программам. Программа «Какой я»,
была направлена на формирование адекватной самооценки, обучение детей способам
реагирования на успехи и неудачи и адаптации. В этой группе находились дети с
завышенной и заниженной самооценкой. Программа «Здравствуй школа и друзья»,
была посвящена адаптации к школьной жизни и усвоению школьных правил. Она была
предназначена детям с адекватной самооценкой.
В каждой программе были
описаны цели, задачи, формы и структуру занятий. Занятия дети посещали с удовольствием
несмотря на то, что бывали различные трудности в экспериментальной группе. В
конце коррекционно-развивающих занятий дети завели друзей и стали чувствовать
себя гораздо увереннее в коллективе. Такие же изменения произошли и у
школьников контрольной группы. Они более уверено адаптировались к условиям
школьной жизни.
После формирующего
эксперимента был проведен контрольный эксперимент, в котором использовались те
же методики обследования. Результаты показали успешность проведения
коррекционно-развивающих занятий. Мы считаем, что небольшие результаты связаны
с малым количеством проведенных занятий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема развития
самооценки в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
Известно, что самооценка
как важная личностная инстанция оказывает влияние на все сферы
жизнедеятельности личности. Она регулирует деятельность, способствует
саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность
личности, а также взаимоотношения с окружающими людьми. Одной из самых
актуальных тем в психологии можно считать проблему самооценки. Самооценку
рассматривают как показатель индивидуального уровня развития, и отводят ей
ведущую роль. Благодаря самооценке индивид становится личностью. Ею формируется
потребность соответствовать и уровню окружающих, и уровню личностных
собственных оценок.
В исследованиях
психолого-педагогической направленности вопросы самооценки исследуются довольно
широко. Наиболее полная разработка практических, теоретических аспектов
отражается в трудах, созданных отечественными и зарубежными психологами (Л.И.
Божович, Л.С. Выготский, Х. Хекхаузен, Е.В. Шорохова, И.И. Чеснокова, В.В.
Овсянникова, В.Ф. Сафин, К. Роджерс, Э. Эриксон) [1].
Комплекс фундаментальных
проблем формирования самооценки личности исследовался в работах отечественных
педагогов, психологов – А.В. Захарова, Л.С. Выготский, И.С. Кон и прочие. В
работах И.И. Чесноковой, В.С. Мухиной и других самооценка рассматривается в
качестве составляющей самосознания личности. Исследования М.И. Лисиной, А.И.
Липкиной, Д.Б. Эльконина позволяют выявить некоторые особенности в самооценке
детей школьного возраста, а также педагогические основы для ее формирования.
Этими авторами младший школьный возраст определяется в качестве важного этапа
личностного развития, формирования самооценки как внеситуативного, устойчивого
и одновременно дифференцированного отношения детей к себе. За последнее время
появились диссертационные исследования, посвящены которые проблеме формирования
самооценки у младших школьников, их личной способности к саморазвитию,
рефлексии, оценочной деятельности. Это работы авторства А.Б. Лариной, И.А. Симоненко,
М.Н. Андреевой, А.Т. Фаттулаевой, Е.А. Ральковой и пр [22].
Интересными
представляются работы, в которых предлагаются различные подходы и
терапевтические методики преодоления заниженной самооценки (Б. Ф. Скиннер, А.
Адлер, К. Роджерс, Т. Л. Миронова, В. А. Алексеева, Н. Н. Авдеева). Однако, в
основном, коррекция самооценки происходит за счет изменения внешнего поведения
и практически не затрагивает другие аспекты личности человека, что, по мнению
А. Кузьменко, не может назвать эти методы в полной мере эффективными.
Исходя из материалов
трудов американского философа и психолога Уильямса Джеймса, самооценку
(самоуважение, чувство собственного достоинства, удовлетворенность жизнью)
можно представить в виде дроби, числителем которой является успех, а знаменателем
– притязания личности. Соответственно, уровень самооценки можно повысить двумя
способами: повышать успех, т. е. числитель дроби, либо понижать уровень
притязаний личности, т. е. знаменатель. В своей работе «Психология» Уильямс
Джеймс впервые ввел понятие «самооценка», «образ самого себя». Он разделил
личность на составные части, чувства и эмоции, которые эти части порождают
(самооценка) и действия в соответствии с этими частями (забота о самом себе,
самосохранение). Самооценку У. Джеймс разделял на самодовольство и недовольство
собой.
Д. Мид и Ч. Кули
подразумевают под самооценкой конечный продукт взаимодействия человека и
коллектива: «Индивид оценивает и воспринимает себя в соответствии с теми
характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие» [3].
В теории оперантного
научения Б. Скиннер пишет о взаимодействии человека с окружающей средой, а
именно, что после положительного опыта взаимодействия поведение человека
повторяется, а после отрицательного – не повторяется. Из данного опыта человек
получает представления о самом себе. А. Бандура разделял мнение Б. Скиннера, но
наряду с его взглядами, он считает, что научение происходит не только в
процессе прямого опыта, но и в процессе наблюдения, т. е. «косвенного
подкрепления». Самооценку он определяет как «самоуважение»,
«самоэффективность», «чувство собственного достоинства». Бандура считает, что
самооценка действует как «мысленное представление удачного сценария,
обеспечивающего позитивные ориентиры для выстраивания поведения и осознанной репетиции
успешных решений потенциальных проблем».
А. Адлер считал, что
самооценка формируется в детском возрасте через переживание неполноценности и
беспомощности по сравнению с другими детьми, а это, в свою очередь, является
для Адлера «началом длительной борьбы за достижение превосходства над
окружением, а также стремлением к совершенству и безупречности». Данная борьба
за первенство и становится основной мотивацией для человека [21].
К. Роджерс рассматривал
самооценку с точки зрения «Я-концепции». Он полагал, что формирование
самооценки происходит в процессе социализации личности, при общении человека со
значимыми для него людьми. Становление самооценки, в целом, происходит в
младенческом и в младшем школьном возрасте. Человек смотрит на окружающий его мир
через призму своей «Я-концепции», но она не может контролировать или
регулировать поведение человека, точнее в ней содержится главная составляющая
сознательного опыта человека, а его действия совершаются лишь в соответствии с
«Я-концепцией». В целом «Я-концепция» содержит в себе не только особое
восприятие окружающего мира, но и представления о себе настоящем и желаемом
[5].
Наряду с самоотношением,
«Я-концепция» включает в себя и самооценку, являющуюся частью «Я-образа»,
который, в свою очередь, объединяет самооценку и самоотношение. Но формирование
этих двух составляющих «Я-образа» имеет некоторые различия, а именно,
самоотношение формируется в результате анализа отношения к себе значимых других
и изначально является эмоциональным образованием, а становление самооценки
происходит уже на основе самоотношения. В процессе взросления самоотношение
помимо эмоциональных параметров, приобретает оценочные, но, несмотря на это,
сущность самоотношения все равно остается эмоциональной [32].
Свои исследования посвятил
самооценке и А. З. Зак. По его мнению, самооценка является средством анализа и
осознания человеком своих собственных путей решения задач, которые становятся
основой для создания внутреннего плана действий, а также обобщенной схемы
деятельности личности. Т. Шабутани видит самооценку как сущность ценностей. По
мнению Б. Г. Ананьева самооценка является сложным и многогранным компонентом
самосознания, а именно, это сложный процесс опосредованного познания себя,
развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов
через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие
собственного «Я», являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в
развитии личности [23].