Логопедия Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Формирование речевого дыхания у дошкольников с дизартрией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ДИЗАРТРИЯ КАК РЕЧЕВОЕ НАРУШЕНИЕ. 6

1.1. Сущность дизартрии. 6

1.2. Характеристика детей с дизартрией. 18

Выводы по первой главе. 23

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ.. 24

2.1. Диагностика речевого дыхания у дошкольников с дизартрией. 24

2.2. Основные направления работы по формированию речевого
дыхания. 33

2.3. Логоритмика как средство формирования речевого
дыхания. 37

2.4. Проверка эффективности проведенной работы.. 47

Выводы по второй главе. 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 55

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования.
Состояние речевого развития ребенка во
многом определяет общее развитие детей старшего дошкольного возраста. Овладевая
средствами общения, ребенок развивается, обогащает свои знания об окружающей
среде, совершенствует формы ее отражения. Известно, что в процессе речевого
развития формируются высшие уровни познавательной деятельности, способности к
понятийному мышлению.

Согласно возрастным
этапам развития ребенка речь играет важную роль в становлении его личности
(А.М. Богуш, Н.В. Алмазов, М.Ю. Кистяковский, Н.В. Манько и др.).
Нарушение речи негативно влияет на все психические проявления ребенка,
сказывается на ее деятельности и поведении. Тяжелые речевые недостатки влияют и
на интеллектуальное развитие, особенно на формирование высших уровней
познавательной деятельности. Это обусловлено тесной связью речи и мышления
(А.М. Богуш, Л.С. Волкова, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев,
А.Р. Лурия и другие) и ограниченностью, в частности для ребенка-логопата,
социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание
ребенком окружающей среды (М.К. Шеремет).

Вопросами коррекции
дизартрий занимались многие специалисты: И.Б. Карелина, И.И. Панченко,
Л.В. Мелехова, О.М. Мастюкова, О.Ф. Архипова, О.В. Правдина, О.А.
Токарева, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, К.А. Семенова,
Г.В. Чиркина и др.

Одной из наиболее
распространенных патологий речевой функции является дизартрия. При дизартрии
нарушения звукопроизношения и голоса, которые сочетаются с дефектами в развитии
речевого дыхания, представляют собой основные признаки дизартрии. Нарушение
речевого дыхания происходит за счет нарушения иннервации дыхательной
мускулатуры. При нарушениях речевого дыхания смысловое содержание речи не
регулирует ритм дыхания, которое во время речи, как правило характеризируется
учащенностью. Отметим также что дети с дизартрией и нарушением речевого дыхания
делают поверхностные судорожные вдохи после произнесения отдельных слогов либо
слов, активный выдох у таких детей укорочен и обычно делается через нос
несмотря на то, что рот постоянно полуоткрыт.

Несогласованность в
работе мышц, которые задействованы во вдохе и выдохе, провоцирует появление
тенденции говорить на вдохе, что способствует еще большему нарушению
произвольного контроля над дыхательными движениями, координации между дыханием,
фонацией и артикуляцицией. Наряду с языковыми нарушениями при дизартрии
отмечается наличие и неречевых нарушений. Одно из них – расстройство
физиологического дыхания. Перечисленные проблемы приводят к нечеткости («смазанности»)
речи, влияют на ее темп (речь может быть замедленным или ускоренным).

Одним из таких
эффективных средств коррекционной работы для детей с речевыми нарушениями
является сегодня логопедическая ритмика. Логоритмика представляет собой
комплексную методику, включающую в себя средства различных направлений
воспитания: логопедического, музыкально-ритмического, физического. Как отмечают
многие исследователи (Е.А. Алябьева, Г.Л. Волкова, А.П. Воронова, М.Ю.
Гоголева, О.А. Новиковская, М.Ю. Картушина, Е.В. Кузнецова,
Н.Ш. Макарова, А.Я. Мухина и др.), разнообразные средства,
используемые на логоритмических занятиях, способствуют развитию дыхания,
голоса, темпа, ритма речи, ее интонационной выразительности. Кроме того,
различные упражнения, сочетающие в себе движение, музыку и речь, способствуют
формированию правильного звукопроизношения и фонематического слуха и позволяют
более эффективно развивать артикуляционную, мимическую, тонкую и общую
моторики.

Объект
исследования
– процесс формирования речевого дыхания у
детей старшего дошкольного с дизартрией.

Предмет
исследования
– специфика работы по формированию
речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Целью
исследования –
определить специфику работы по
формированию речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Достижению поставленной
цели будет способствовать решение ряда задач:

1. Раскрыть сущность
понятия дизартрии.

2. Дать характеристику детей
с дизартрией.

3. Выделить основные
направления работы по формированию речевого дыхания у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией.

4. Разработать и апробировать
рекомендации по проведению логоритмических занятий.

Методы
исследования:


анализ
литературы по теме исследования;

– синтез и обобщение;

– метод систематизации и
теоретического конструирования при разработке рекомендаций по проведению
логоритмических занятий.

Практическая
значимость
данного исследования состоит в том, что
собранный теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших
разработках данного вопроса; в разработанных рекомендациях по проведению
логоритмических занятий для формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией и возможности ее использования в работе логопеда со
старшими дошкольниками с дизартрией.

Структура курсовой работы
обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В целом дизартрия
является проблемой глобального масштаба, так как распространение ее, как мы
отметили, приходится полностью на функцию языка, а не на отдельные элементы в
ней. Соответственно, рассматривается в таком случае органическое поражение,
которому подверглась ЦНС, за счет чего для ребенка актуальна резкая ограниченность
в движении мускулатуры. Как наиболее существенного варианта рассматривается
поражения мозга, на фоне которого и развивается дизартрия. Чаще всего причиной
этого становится перенос матерью какого-либо инфекционного заболевания в период
беременности, а также серьезной формы токсикоза. В рамках беременности, кроме
этого, рассматриваются такие варианты воздействия, ведущие к дизартрии, как
патологическое развитие плаценты, стремительные или, наоборот, затяжные роды.
При родах актуальны такие виды травм как рождение при асфиксии, кровоизлияние в
мозг, черепно-мозговая травма и пр.

Кроме этого, учитывается
в качестве возможного фактора, спровоцировавший заболевание, перенос ребенком
инфекционных болезней, поражающих мозг и его оболочки (менингит, менингоэнцефалит
и др.).

Следует отдельно
отметить, что дизартрия может выступать и как симптом детского церебрального
паралича (ДЦП). В этом случае причины связи изучены недостаточным образом.
Относительно недавно придерживались теории о том, что ДЦП является результатом
родовой травмы, однако в рамках проводимых исследований выяснилось, что порядка
80% случаев данная патология имеет врожденный характер, соответственно,
развивается ДЦП внутриутробно.

Для дизартрии характерным является нарушение
речевого дыхания. Во время речи оно становится прерывистым, учащенным,
встречается укороченный вдох. Отмечаются симптомы, связанные с дефектами
артикуляции, которые вызывают: спазм мышц полости рта, шеи, губ, языка; амимия
– ослабление лицевых мышц; арефлексия – отсутствие рефлексов; гипотония –
недвижимость, вялость языка; изменение повышенного и ослабленного тонусапарез —
снижение силы мышц из-за поражения нервов; атония – отсутствие нормального
тонуса.

Старшим дошкольникам,
страдающим дизартрией и нарушением речевого дыхания, свойственны
недостаточность объема воздуха, который вдыхается в начале речевого
высказывания и сокращеность, нерациональное использование речевого выдоха.

Нами было проведено
исследование по выявлению уровня сформированности речевого дыхания у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией. В исследовании приняли участие 10 детей
старших дошкольников в возрасте 6-7 лет.

У испытуемых были
выявлены следующие уровни сформированности речевого дыхания: высокий уровень
выявлен у 1 старшего дошкольника (10%); уровень выше среднего − у 3 младших
школьников (30%); средний уровень − у 3 младших школьников (30%); низкий
уровень − у 2 детей (20%); речевое дыхание не сформировано у 1 ребенка с
дизартрией (10%).

Таким образом,
проведенное исследование уровня сформированности речевого дыхания у детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией, показало, что у них речевое дыхание
сформировано на среднем уровне и уровне выше среднего, однако есть дети с
низким уровнем сформированности речевого дыхания и дети, речевое дыхание
которых не сформировано. Поэтому с детьми старшего дошкольного возраста с
дизартрией необходимо проводить систематическую и целенаправленную работу по
формированию у них речевого дыхания.

Для успешного
формирования речевого дыхания необходимо создать следующие педагогические
условия:

− разработать систему
специальных коррекционных средств, направленных на развитие дыхания детей с
дизартрией, которые соответствовали возрасту детей и их индивидуальным
возможностям;

− обеспечить погружение
детей в активную коррекционно-речевую деятельность, направленную на развитие и
коррекцию речевого дыхания;

− организовывать
совместную работу логопеда и воспитателя по развитию речевого дыхания у детей с
дизартрией.

Эффективным средством
развития речевого дыхания считаем логоритмику, представляющую собой систему
музыкально-ритмических, культурно-ритмических и музыкально-речевых игр и
упражнений. По результатам анализа литературных источников по теме исследования
были разработаны рекомендации формирования речевого дыхания у старших
дошкольников с дизартрией с помощью логоритмики.

После проведения
коррекционной работы исследование уровня речевого дыхания старших дошкольников
было проведено повторно. Испытуемые были распределены следующим образом:
высокий уровень – 3 дошкольника (30%) по сравнению с 1 ребенком (10%) на этапе
до коррекции; уровень выше среднего – 4 ребенка (40%) по сравнению с 3
дошкольниками (30%) на этапе до коррекции; средний уровень – 2 ребенка (20%) по
сравнению с 3 старшими дошкольниками (30%) на этапе до коррекции; низкий
уровень – 1 дошкольник (10%) по сравнению с 2 детьми (20%) на этапе до
коррекции; не выявлено детей, у которых речевое дыхание не сформировано по
сравнению с 1 старшим дошкольником (10%) на этапе до коррекции.

Полученные результаты
исследования показали, что в уровнях сформированности речевого дыхания есть
положительная динамика, что свидетельствует об эффективности проведенной работы
на коррекционном этапе.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ДИЗАРТРИЯ КАК
РЕЧЕВОЕ НАРУШЕНИЕ

1.1. Сущность дизартрии

 

Особенности нарушений речи и степень проявления
зависит от локализации и тяжести поражения мозга. Специалисты в области
изучения речевых патологий отмечают сложность и тяжесть речевых нарушений,
которые проявляются в таких различных формах речевой патологии, как дизартрия,
алалия, заикание, встречающихся как изолированно, так и комбинированно [
3; 10]. В
сложной структуре нарушений дизартрия как рече-двигательное расстройство
занимает первое место среди других недостатков психофизического развития (Е.
Винарская, И. Левченко, А. Приходько, В. Тарасун и др.).

Дизартрия – тяжелое рече-двигательное
расстройство, характеризующееся полным нарушением формирования навыков
произношения, функций фонации, артикуляции, просодии, голосообразования,
речевого дыхания, спровоцированных ранним органическим поражением головного
мозга (А. Архипова, Л. Белякова, С. Коноплястая, Л. Лопатина, А. Правдина,
А. Винарский, Е. Серебрякова, Л. Позднякова, А. Приходько, А. Корнев, В.
Тарасун и др.) [
3; 10; 17; 18].

Проблема дизартрии многовекторная и
межотраслевая. Обстоятельный анализ проблемы дизартрии от становления термина «дизартрия»
к настоящему, позволил глубже понять ее актуальность, а также определить ее
место в современной систематике речевых нарушений.

Разработанность, логическая организация
систематики отражают зрелость научной дисциплины, глубину познания предмета
исследования. Интересен тот факт, что в начале становления в логопедии даже не
было собственной классификации нарушений речи и не возникал вопрос о
необходимости ее создания, поскольку на нее огромное влияние оказывали успехи
европейской медицины в области изучения речевых нарушений; эта наука
основывалась на имеющихся клинических классификациях недостатков речи конца XIX
начала XX в. [
17].

С начала XIX в. резко повышается интерес к
речевым нарушениям органической генезиса. В Западной Европе внимание медиков
исследователей (A. Kuss
maul, W.
Little и др.) привлекают речевые нарушения, среди которых дизартрия как сложный
рече-двигательный недостаток. Именно в это время в Европе бурно развивается
наука и техника, что привело к промышленной революции и открыло эпоху расцвета
фабричного производства. XIX в. в Европе – время развития естественных наук, в
частности физики, химии, которые способствовали совершенствованию методов
исследования в медицине. Клиническая медицина постепенно приобретает характер
естественнонаучной дисциплины. Из достижений химии в первой половине XIX в. для
медицины особое значение имели работы немецких химиков Фридриха Вёлера, Юстуса
Либиха и русского химика М. Зинина [
12].

В культуре этого исторического этапа
зарождается и развивается антропологический принцип, сущность которого
сосредоточена на человеке с его сознательной деятельностью, эмоциональной
сферой, логикой, идеалами, целями и формами жизнеобеспечения. Тайны
человеческого поведения в течение XIX в. были предметом преимущественно медиков
(с XX в. эти вопросы перешли в рассмотрение философской и психологической мысли
(Л. Фейербах, 3. Фрейд, Ю. Юнг, А. Адлер и др.). Поэтому первоначальное
изучение проблемы речевых недостатков, прежде всего дизартрии, проводилось в
медицинской сфере, в частности невропатологами при поражениях различных
участков мозга у взрослых и детей в рамках церебрального паралича. W. Little
исследовал речевые расстройства, связанные с нарушениями центрального и
периферического речевого аппарата. Исследователь определил нарушение
звукопроизношения у детей с бульбарным или псевдобульбарным церебральным
параличом, обусловленные внутриутробным или родильным поражением мозга [
3].

Клиническая картина дизартрии впервые была
охарактеризована европейскими учеными более ста лет назад у взрослых в пределах
псевдобульбарного синдрома (Lepine, А. Oppenheim, G. Pezits и др.).

В результате исследований в области медицины
возникает одна из первых речевых классификаций А. Куссмауля (1877), который
систематизировал и упорядочил терминологию речевых нарушений. Немецкий
терапевт, выдающийся клиницист и специалист по нервным болезням А. Kussmaul
(1879), впервые использовал термин «дизартрия», который рассматривал эту
речевую патологию как одну из форм лалопатий. Ученый сосредоточивал внимание на
природе центральной (интрацеребральной) дизартрии, подчеркивая ее органическое
происхождение. Важным для развития логопедии и становления в систематике
речевых нарушений этого термина в теории А. Kussmaul о дизартрию является то,
что автор впервые обратил внимание на системное нарушение речи при дизартрии, и
нарушение просодической плоскости, рассматривая этот аспект в контексте понятия
дикции: «… это смешанный чувственно-интеллектуальный акт, с помощью которого
слова, как чувственные знаки для выражения мыслей не только связываются с
представлением, но и принимают грамматическую форму и синтаксическое сочетание
…» [
10]. Итак,
начиная с конца XIX в., термин «дизартрия» занял свое автономное место в
логопедическом научном тезаурусе.

Но клиническую картину и специфику дизартрии
как речевого нарушения будут раскрывать и расширять много лет вплоть до
современности. Так, в конце XIX в. исследователи А. Oppenheim, Zammerling
расширили клинико-логопедическую симптоматику этого речевого нарушения. Они
обнаружили наличие Атетоидных гиперкинезов как в речевой, так и в общей
моторике, в ходе исследования клиники псевдобульбарного паралича, указывающие
не только на речевые нарушения, но и расстройства дыхания и сердечной
деятельности [
16].

На ранних этапах развития логопедии во второй
половине XIX в. из всего многообразия аномалий речи выделили только две группы,
в частности косноязычие и заикание (С. Ляпидевский, Б. Гриншпун и др.). Затем к
ним добавилась идиопатическая слухо-немота, названная алалией. Так
сформировался прототип большинства будущих классификаций речевых нарушений. В
дальнейших исследованиях охарактеризованные группы нарушений трансформировались
в разветвленную систему категорий. Мы можем, предположить, что именно к группе
косноязычия тогда могли относить стертую дизартрию как легкий степень дизартрии
[Коноплястая 2010].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы