Дошкольное образование Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Формирование представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклерных сказок

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ НАРОДЕ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРНЫХ СКАЗОК 10
1.1 Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о других народах 10
1.2 Сущностно-содержательная характеристика понятия «представления о других народах» 15
1.3 Фольклорная сказка как педагогическое средство формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ НАРОДЕ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРНЫХ СКАЗОК 29
2.1 Изучение сформированности представлений старших дошкольников об азербайджанском народе 29
2.2 Разработка и апробация комплекса педагогических форм и методов формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорных сказок 37
2.3 Анализ эффективности комплекса педагогических форм и методов формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорных сказок 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Стандартизация образования в нашей стране предполагает новые подходы к определению педагогического содержания и организации воспитательно-образовательной работы дошкольной образовательной организации. Среди прочих направлений воспитания и обучения в образовательной области «Познавательное развитие» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 года) указывает на необходимость формирования у детей первичных представлений о других людях, многообразии народов, населяющих наше Отечество, их социокультурных ценностях.
Московский мегаполис отличается поликультурностью, Этническое своеобразие города характеризуется большей статистической долей представителей зарубежных, нежели российских народов. Согласно официальным данным всероссийской переписи населения России 2010 года, одним из наиболее многочисленных зарубежных народов, населяющих Москву, является азербайджанский. Среди лиц, указавших свою национальную принадлежность, в числе зарубежных народов азербайджанцы занимают третье место после украинцев и армян и составляют 0,5 % москвичей.
Московские дошкольники общаются со своими азербайджанскими сверстниками в детском саду, часто встречаются с представителями азербайджанского народа в обыденной жизни. Поэтому, на наш взгляд, необходимо знакомить детей дошкольного возраста, посещающих московские дошкольные группы, с культурой азербайджанского народа, формировать представления о жизни и быте азербайджанцев, особенностях их национального характера и взаимодействия с окружающими.
Задача формирования представлений детей о людях разных народов имеет и этнопедагогическую направленность. Этнопедагогическая направленность подразумевает моделирование и реализацию образовательного процесса на гуманистических основанях народной педагогики, общих нравственных правилах человеческой жизни. Этнопедагогическая направленность предусматривает последовательное включение ребенка-дошкольника в систему ценностей своего народа и этнокультурных ценностей окружающих людей, в систему общечеловеческих ценностей. В этом процессе широко используются средства воспитания народной педагогики.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, современные исследователи обращают пристальное внимание на этнопедагогические средства, которые не только доступны, понятны детям по своей форме и содержанию, но и позволяют в наибольшей степени заинтересовать воспитанников. В первую очередь к ним относятся произведения устного народного творчества. Основное место среди них занимает фольклорная сказка.
Фольклорная сказка как народное достояние с первых лет жизни формирует в человеке национальную картину мира. Сказки разных народов зачастую имеют сходные сюжетные линии, но глубинная сущность фольклорной сказки, лежащая в пространстве ценностей каждого конкретного народа, национального характера и, как следствие, смысла поступков героев, имеет принципиальные отличия.
Народные сказки, как и другие произведения устного народного творчества заключают в себе особую воспитательную ценность: в них гармонически сочетается национальное и интернациональное. В этом контексте ознакомление с фольклорной сказкой – это введение ребенка в мир общечеловеческой культуры и культуры определенного народа, без знания и понимания которой сегодня не мыслим человек-патриот.
Наиболее специфические, своеобразные черты природы, труда, быта каждого народа, издавна воплощаются в устном народном творчестве. Фольклорные сказки знакомят с историей этноса, особенностями жизни людей, способствуют воспитанию патриотических чувств. Историческая ценность фольклора, по мнению многих его исследователей, заключается в том, что он является духовной биографией народа, летописью его многовековой жизни. В фольклорных сказочных произведениях нет исторических дат, лиц, сложных событий, но сказки, олицетворяющие вековые мечты людей о свободе и счастье, о победе добра над злом могут стать основой для формирования в будущем понимания детьми сложных социальных явлений и исторических фактов. Фольклорные сказки вбирают в себя специфические особенности народа, которые проявляются в языке, в построении сюжета, в героях и персонажах.
Отметим, что зачастую в работе с дошкольниками внимание педагогов сосредоточено преимущественно на воспитательной ценности народной сказки. По нашему мнению, обучающий потенциал фольклорной сказки на сегодняшний день раскрыт не в полной мере. Изучение научно-методической литературы позволяет сделать вывод, что систематизированные методические разработки в данном направлении не представлены, а те, которые публикуются на страницах профессиональных педагогических изданий, носят разрозненный характер. Профессиональная деятельность педагогов-практиков дошкольного образования по формированию представлений детей о людях разных народов осложняется противоречием: с одной стороны, воспитателям дошкольных групп необходимо соблюдать в работе требования образовательного стандарта, с другой – стандарт сложно выполнять при отсутствии соответствующего методического обеспечения. Помимо сказанного, следует отметить и недостаточную разработанность педагогического сопровождения формирования у дошкольников представлений о других народах. Это ставит перед исследователями вопросы: каким должен быть комплекс эффективных педагогических методов для формирования представлений старших дошкольников о людях других народов? Какова роль фольклорных сказок в этом процессе?
Проблема исследования: Каков комплекс эффективных педагогических форм и методов формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорных сказок?
Объект исследования – процесс формирования представлений дошкольников о других народах.
Предмет исследования – формирование представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорных сказок.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических форм и методов формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорных сказок.
Гипотеза исследования. Формирование представлений старших дошкольников об азербайджанском народе будет эффективным, если будет включать комплекс педагогических форм и методов:
 рассказывание старшим дошкольникам азербайджанских народных сказок и проведение с детьми бесед по сказкам;
 включение содержания азербайджанских народных сказок в игровую, изобразительную и познавательно-исследовательскую деятельность старших дошкольников с использованием педагогических форм и методов: чтения азербайджанских сказок, инсценизация сказок, наглядность, словесные методы.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о других народах.
2. Выявить сущностно-содержательную характеристику понятия «представления о других народах».
3. Охарактеризовать фольклорную сказку как педагогическое средство формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе.
4. Изучить сформированность представлений старших дошкольников об азербайджанском народе.
5. Разработать и апробировать комплекс педагогических форм и методов формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорных сказок.
6. Выявить эффективность комплекса педагогических форм и методов формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорных сказок.
Теоретические основы исследования. формирование представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорных сказок носит комплексный характер и сформировано на базе:
 положений деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев);
 трудов о воспитании высших моральных чувств личности (А.В. Запорожец, Т.А. Репина);
 классификаций методов воспитания с позиций деятельностного подхода (Н.Е. Щуркова, В.И. Логинова);
 концепции социального развития дошкольников С.А. Козловой;
 исследований значения эмоционального фактора в формировании детской личности и социальной среды как фактора формирования личностных составляющих в дошкольном и младшем школьном возрасте (О.В. Дыбина, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, Р.М. Чумичёва);
 исследований в области национального воспитания, приобщения детей к национальной культуре и этнопедагогики (Г.Н. Волков, Э.К. Суслова).
Методы исследования:
 теоретические – анализ научной педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
 эмпирические – целенаправленное педагогическое наблюдение за деятельностью старших дошкольников, беседа, формирующий педагогический эксперимент;
 математические – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе (2019 год) проведён анализ научно-теоретической и учебно-методической литературы по теме исследования, разработаны методологическое обоснование последующей эмпирической работы и дизайн исследования.
На втором этапе (2019-2020 учебный год) определены критерии и показатели, выявлено актуальное состояние сформированности представлений старших дошкольников об азербайджанском народе на базе исследования.
На третьем этапе (2020 год) разработан и апробирован комплекс педагогических форм и методов формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами народных сказок и проверена его эффективность.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе дошкольного отделения Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 1592» Северного административного округа.
На разных этапах эмпирическим исследованием были охвачены 40 детей старшего дошкольного возраста (6-ти – 7-ми лет) и 40 их родителей, а также 2 воспитателя дошкольной образовательной организации.
Структура бакалаврской выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Объем представлен 117 страницами печатного текста компьютерного набора, 51 наименованием списка источников, 8таблицами и 2 приложениями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведения данной работы была достигнута цель исследования: теоретически обоснован, разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических форм и методов формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорных сказок.
Достижению поставленной цели способствовало решение поставленных задач. Были определены теоретические основы формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорной сказки. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы.
Теория и методика формирования у старших дошкольников представлений о других народах требует соответствующих условий для полноценного обучения и воспитания детей – представителей разных национальностей, религий, рас и тому подобное. Обогащение знаний детей старшего дошкольного возраста о культурном достоянии, традициях, обычаях, языке и быта каждого народа, представители которого населяют тот или иной полиэтнический регион также является необходимым условием. Ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться решать проблемы и конфликты межкультурного взаимодействия путем диалога, компромиссов и сотрудничества.
Раскрыты содержание и структура понятия представления о разных народах. Анализ литературы относительной данной задачи показал, что в процессе воспитания старших дошкольников педагог должен познакомить их с культурой и бытом представителей разных народов.
Выявлен актуальный уровень сформированности представлений старших дошкольников об азербайджанском народе. Проведение исследования на констатирующем этапе показало, что представления старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп об азербайджанском народе сформированы на низком уровне (14 и 12 дошкольников соответственно). Лишь 6 дошкольников экспериментальной группы и 8 дошкольников контрольной группы обладают средним уровнем. Высокий уровень выявлен не был.
Разработан и апробирован комплекс педагогических форм и методов формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорных сказок. В работе использовались такие народные азербайджанские сказки, как: «Волшебное кольцо», «Зарнияр», «Золотой подсвечник», «Немая царевна», «Шах и девушка», «Дочь самарканского падишаха», «От судьбы не уйдешь», «Падишах и садовник», «Пшеничное зерно величиной с яйцо», «Сказка об Искендере». С детьми старшего дошкольного возраста был проведен ряд занятий, направленных на использование фольклорных сказок для формирования у детей представлений об азербайджанском народе. В педагогической работе использовались: чтение сказок, беседа по содержанию сказок, театрализация азербайджанской народной сказки, изобразительная деятельность детей по сказкам.
Выявлена эффективность проведённой опытно-экспериментальной работы по формированию представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорных сказок. На контрольном этапе изучение уровня сформированности представлений старших дошкольников об азербайджанском народе было проведено повторно. Результаты показали положительную динамику в уровне сформированности представлений старших дошкольников экспериментальной группы об азербайджанском народе. Было установлено, что на контрольном этапе из 20 детей, принявших участие в исследовании, 4 обладают высоким уровнем сформированности представлений об азербайджанском народе, 7 детей обладают средним уровнем и 9 детей обладают низким уровнем. В контрольной группе результаты исследования остались такими же, как и на констатирующем этапе. Динамика уровней сформированности представлений дошкольников контрольной группы об азербайджанском народе отсутствует.
Проведенное исследование свидетельствует о целесообразности использования фольклорных сказок в процессе формирования у старших дошкольников представлений об азербайджанском народе. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших разработках данного вопроса, а также в работе воспитателя детского сада в процессе формирования у дошкольников представлений и других народах, и об азербайджанском, в частности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ НАРОДЕ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРНЫХ СКАЗОК
1.1 Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о других народах

Многими учеными установлено, что существенное влияние на представлений старших дошкольников о других народах как целенаправленного процесса имели труды корифеев педагогической мысли по проблемам раннего нравственного воспитания детей (С. Русова, Г. Сковорода, В. Сухомлинский и др.), идей интернационального воспитания (М. Богомолова, С. Гасанов, К. Назаренко, Е. Суслова и др.), стратегий поликультурного образования (Р. Агадуллин, Д. Бэнкс, П. Веддер, Д. Уильямс, А. Грива, А. Перотти, Р. Тсунейоши и др.).
Воспитание детей дошкольного возраста является процессом формирования у детей общепринятых обществом социальных ценностей (общечеловеческих и национальных), моральных, правовых норм, образцов поведения, правил и норм общения в процессе взаимодействия ребенка, его внутренней и внешней активности и целенаправленных педагогических воздействий родителей и педагогов ДОУ. Результатом воспитания является воспитанность ребенка, проявляющаяся в его поведении (А. Богуш). Несмотря на это, формирование представлений старших дошкольников о других народах понимаем как целенаправленный процесс:
– гуманного и межэтнического воспитания детей на основе партнерства и толерантного сознания;
– обеспечения в группе толерантного пространства, среды, которая характеризуется единством всех субъектов воспитательного процесса (воспитателей, детей, родителей), терпимостью и уважением к инокультуры, детей других этносов и желание взаимодействовать с ними.
Результатом формирования представлений старших дошкольников о других народах является межэтническая воспитанность детей – это умение вести себя в межэтнической среде; вежливое, уважительное, доброжелательное отношение к детям других национальностей и этносов, уважение к традициям и обычаям других культур; толерантные поступки и поведение ребенка, готовность оказать помощь в случае необходимости [27].
У детей с высоким уровнем воспитанности межэтнической толерантности сформированы фактические представление об общественных нормах межэтнической толерантности и правилах поведения, в них четко выраженный познавательный интерес к представителям других народов и этносов; дети этого уровня демонстрируют эмоционально устойчивое положительное отношение к окружающим, проявляют эмпатию, толерантное отношение к другим людям (детей), сдержанность к противоположным мнениям; дети самостоятельно выявляют межличностное толерантность, успешно взаимодействуют с окружающими на принципах партнерства и уважения.
Дети со средним уровнем воспитанности межэтнической толерантности имеют нечеткие знания о общественных нормах и правилах поведения; в них прослеживается ситуативно-эмоциональное отношение к представителям других народов, они эпизодически проявляют самообладание, эмпатию, сдержанность в зависимости от внешних факторов; во взаимодействии с окружающими дошкольники признают толерантное поведение других людей, однако собственную толерантность проявляют выборочно, как и соблюдение правил культуры поведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы