Платная доработка на тему Формирование нравственных качеств личности обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1.
Теоретические аспекты формирования нравственных качеств личности обучающихся
начальных классов во внеурочной деятельности. 8
1.1. Нравственное воспитание, понятие и сущностная
характеристика. 8
1.2. Особенности развития нравственных качеств личности в
младшем школьном возрасте. 15
1.3 Специфика организации внеурочной деятельности для
становления нравственности обучающихся начальных классов. 22
Выводы по 1 главе. 28
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности внеурочной
деятельности в контексте формирования нравственных качеств детей младшего
школьного возраста. 31
2.1. Выявление уровня сформированности нравственных
качеств личности младших школьников. 31
2.2. Реализация комплекса мероприятий внеурочной
деятельности по формированию нравственности детей младшего школьного возраста. 44
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования. 56
Выводы по 2 главе. 62
Заключение. 63
Список
литературы.. 66
Приложения. 74
Введение:
Актуальность. В
условиях глобализации экономики, интенсивного развития средств массовой
коммуникации, преобразования социальных и политических структур появляется
необходимость воспитания у подрастающего поколения планетарного сознания,
основанного на толерантности, терпимости, доброжелательности по отношению к
окружающим. В современном обществе все более выраженными становятся проявления
агрессивности, жестокости, эмоциональной ограниченности, эгоистичности, в связи
с чем все большую актуальность приобретает проблема нравственного воспитания.
В
настоящее время одной из актуальных задач является подготовка подрастающего
поколения, способного к самостоятельной оценке происходящих событий, умеющего
выстраивать собственную жизнедеятельность таким образом, чтобы соответствовать
требованиям и нормам общества. Это тесно взаимосвязано с проблемой формирования
устойчивых нравственных качеств личности, формируемых в ходе нравственного
развития. В ходе образовательного процесса как раз и реализуется нравственное
воспитание и развитие школьников.
В
младшем школьном возрасте у детей наблюдается формирование нравственных
представлений, более развитыми становятся привычки и навыки социально
приемлемого поведения. В период младшего школьного возраста происходит развитие
таких основополагающих ценностей, как
честность, справедливость, дружба, патриотизм. У ребенка в условиях
школьного воспитания начинается переосмысление чувств, переживаний, он начинает
по-другому оценивать окружающих. Огромным потенциалом для формирования
нравственных качеств личности обладает внеурочная деятельность, способствующая
усвоению нравственных норм, ценностей через познание себя и окружающего мира.
А.В.
Запорожцем, Л.А. Венгером, М.И. Лисиной, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Элькониным
подчеркивается ряд особенностей, являющихся основой для формирования
нравственных качеств личности младших школьников: это открытость,
восприимчивость к социальным воздействиям, чувствительность к миру
взаимоотношений; развитие идентификации, эмпатии и рефлексии; развитие
произвольности и разных форм общения со сверстниками и взрослыми.
Заключение:
Анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования позволил сформулировать следующие выводы.
Обобщая современные достижения
педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что
внеурочная деятельность является одним из наиболее эффективных средств
формирования нравственных качеств личности обучающихся начальных классов через
совместную деятельность, в ходе внеурочных мероприятий ученики моделируют новые
модели нравственного поведения, учатся находить выход из трудных ситуаций,
подчинять свои действия социальным нормам и правилам. В условиях школы происходит формирование у
младших школьников таких нравственных качеств, как любовь к Родине, уважение к
труду, коллективизм и гуманизм, дисциплинированность и культура поведения, волевые
черты характера и положительные моральные качества личности в разных видах
деятельности (учебной, продуктивной, общении). Посредством приобретения опыта
позитивного отношения к базовым ценностям вырабатывается опыт нравственных
взаимоотношений, развиваются важные личностные качества: сопереживание, взаимопонимание, доброжелательность,
дружелюбие, и т.д.
Вторая
глава исследования была посвящена организации и проведению
опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств личности у
детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности.
Путем
систематизации методик были определены
показатели оценки проявлений нравственных качеств личности – доброта и
отзывчивость; инициативность и творчество в труде; самодисциплина; долг и
ответственность; бережливость; дисциплинированность; ответственное отношение к
учебе; к общественному труду; коллективизм и чувство товарищества; доброта и
отзывчивость; честность и справедливость; простота и скромность; культурный
уровень.
Фрагмент текста работы:
Нравственное воспитание, понятие и сущностная характеристика Проблема
нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях
Р.С. Буре [3, 4], Л. С. Выготского [8], и других. В работах C.А. Козловой [22],
Д.Б. Эльконина [63] подчеркивается необходимость развития у детей умения
управлять собственным поведением в соответствии с имеющимися нравственными
знаниями и представлениями о нормах и правилах поведения.
В
настоящее время ученые (Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович, А.Я.
Данилюк, К.В. Зелинский и др.), исследующие проблемы нравственного воспитания,
в качестве основ воспитания рассматривают воспитание любви к своей Родине,
эмоционально-положительного толерантного и гуманного отношения к людям разных
национальностей, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ
культуры общения и поведения.
На
современном этапе проблемами нравственного воспитания занимаются ученые разных
направлений наук: педагоги, психологи, философы. Однако, несмотря на огромное
количество работ, посвященных данной проблематике, так и не существует единый
подход к определению «нравственного воспитания», в связи с чем необходимо первоначально обратиться к
анализу понятия нравственность.
Во многих источниках понятие «нравственность» приравнено к понятию
«мораль». В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для
воли, совести человека» [15; 234].У С.И. Ожегова «Нравственность – это внутренние, духовные качества, этические нормы,
правила поведения» [44].
В Педагогической энциклопедии нравственность рассматривается как
сложная, многоуровневая система, комбинирующая следующие качества: разум, волю,
чувства. Под «нравственностью» следует понимать внутреннюю потребность индивида
следовать в соответствии с принятыми в социуме моральными принципами и этическими
нормами. Это система моральных убеждений, принятых в обществе и усвоенных
человеком [57, с. 885].
По
мнению В.А. Сластенина нравственность представляет собой личностную
характеристику, представленную совокупностью качеств: добротой, честностью, порядочностью,
правдивостью, справедливостью, трудолюбием, дисциплинированностью, которые
выступают в качестве регуляторов поведения индивида [51; 215].
Еще
В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения
закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и
бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь
при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он
видит, делает, наблюдает» [54, с.194].
Л.А. Григоровичем «нравственность» определяется как «личностная характеристика,
объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность,
коллективизм» [13; 104]. Процесс воспитания,
определяемый как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического
опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение
человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов,
ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к
общественной жизни и труду», по самому своему определению предполагает
приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям [29; 87].