Платная доработка на тему Формирование нравственных качеств личности обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования нравственных качеств личности обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности 7
1.1. Сущность и содержание понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Потенциал внеурочной деятельности для формирования нравственных качеств личности 15
1.3. Условия формирования нравственных качеств личности обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности 20
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса внеурочных мероприятий для формированмия нравственных качеств личности обучающихся начальной школы 26
2.1. Выявление уровня нравственных качеств обучающихся начальных классов 26
2.2. Формирования нравственных качеств личности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 36
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 44
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение 63
Введение:
Актуальность. В условиях глобализации экономики, интенсивного развития средств массовой коммуникации, преобразования социальных и политических структур появляется необходимость воспитания у подрастающего поколения планетарного сознания, основанного на толерантности, терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим. Огромным потенциалом для формирования нравственных качеств личности обладает внеурочная деятельность, способствующая усвоению нравственных норм, ценностей через познание себя и окружающего мира.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования нравственное воспитание основано на личностном развитии школьника посредством создания образа мира, ценностно-смысловых направлений и основы для морального выбора, соответствующего нравственным ценностям.
Педагог является тем центром для младших школьников, в котором они видят авторитет и пример для подражания, наряду с родителями. Отсюда возникает и важность сотрудничества школы с семьей. Нравственность всегда должна ставится в образец поведения и поступков, и тогда возможно вырастить поколение, в котором основными константами будут добро и культура. И эти константы в современной образовательной практике хорошо реализуются во внеурочной деятельности, где младшие школьники познают себя, мир вокруг, постигают азы взаимоотношений и на наглядных примерах усваивают паттерны нравственности.
Нравственные качества личности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности формируются достаточно активно тогда, когда процесс является целенаправленным и хорошо структурированным. То есть, для того, чтобы получить хорошие результаты, важно учитывать важность системного подхода. Внеурочная деятельность – это не всегда отдельно взятые занятия, часто она представляет собой цикл или комплекс, объединенный тематической составляющей. В мероприятиях, включенных в комплекс внеурочной деятельности, младший школьник, учится действовать в соответствии с интересами разных людей и своими интересами, учится быть лояльным и сдержанным, проявлять эмпатию.
Так, нравственность младших школьников – это всегда важно, это непреходящие ценности, которые усваиваются в младшем школьном возрасте. Особенно это становится очевидным на примере ситуационных задач, которые моделируют нравственную ситуацию, давая возможность нравственного выбора. Эти ситуации на практических примерах позволяют понять правильность нравственных действий, формируя, тем самым, нравственные качества личности.
Всё вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Формирование нравственных качеств личности обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности».
Противоречие состоит в том, что при наличии требований ФГОС к формированию нравственных качеств личности такая работа целенаправленно не проводится, дети зачастую не знают, как вести себя в той или иной ситуации нравственного выбора.
Проблема исследования: Каковы условия формирования нравственных качеств личности у младших школьников во внеурочной деятельности?
Цель исследования – изучить особенности формирования нравственных качеств личности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и реализовать комплекс внеурочных мероприятий по формированию нравственных качеств личности в младшей школе.
Объект исследования: внеурочная деятельность как средство формирования нравственности личности обучающихся начальных классов.
Предмет исследования: особенности развития нравственных качеств личности обучающихся начальной школы.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование нравственных качеств личности обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности будет успешным, если:
• своевременно выявить уровень сформированности нравственных качеств у обучающихся;
• определить педагогические условия нравственного становления;
• реализовать специально созданный комплекс мероприятий, а также созданный нами сборник ситуационных задач, соответствующий возрасту и интересам детей.
Задачи исследования:
• изучить сущность и содержание понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе;
• рассмотреть потенциал внеурочной деятельности и определить условия для формирования нравственных качеств личности;
• выявить уровень нравственного воспитания обучающихся начальных классов;
• разработать и реализовать комплекс мероприятий и сборник ситуационных задач, направленных на формирование нравственных качеств личности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности;
• проанализировать результаты экспериментальной работы.
Теоретические основы исследования: исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Изучением проблем содержания, методов и форм нравственного воспитания занимались Р.С. Буре, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что созданный в результате сборник ситуационных задач может быть использован педагогами в процессе нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
• теоретические (анализ, обобщение научной литературы);
• эмпирические (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент).
База исследования: МАОУ Гимназия № 13 г. Томск, 1 «Д» класс, классный руководитель: Галаган Татьяна Вячеславовна.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Заключение:
В рамках проведенного исследования были решены теоретические и практические задачи. В частности, в ходе теоретической работы были рассмотрены сущность и особенности нравственного воспитания у детей начальных классов; методы и средства нравственного воспитания среди детей 7-8 лет; значимость внеурочной деятельности в формировании нравственных качеств личности младших школьников.
Было выяснено, что нравственное воспитание представляет собой ценностное отношение к жизни, которое обеспечивает гармоничное развитие человека. В такое развитие включаются фундаментальные жизнеобразующие понятия, такие как чувства долга, справедливости, ответственности и прочие. Эти понятия обеспечивают высокий уровень самосознания личности. Отмечено, что нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного образования. Оно должно осуществляться целенаправленно, в системе, начиная с первых лет жизни ребенка. В младшем школьном возрасте задача формирования нравственного воспитания состоит в том, чтобы мотивировать его к обретению значимости общественной и личностной деятельности. Сперва младшие школьники знакомятся с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек – это фундаментальная основа нравственного воспитания.
Младший школьный возраст – это не только период формирования базовых ценностных ориентаций и морально-нравственных норм, но также и включение в собственную деятельность направленности на их освоение, в контексте личностной значимости. Поэтому задача педагога при формировании нравственных качеств личности у младшего школьника – мотивировать его к обретению значимости подобной деятельности, раскрыть понимание необходимости нравственного развития.
Методы, помогающие сформировать лучшие нравственные черты и качества ребенка, направлены на ориентацию деятельности детей, на выработку у них паттернов нравственности, то есть, дети учатся в схожих ситуациях действовать по некоторому типичному образцу, согласованному на социальном уровне. Речь в данном случае идет о формировании навыка: нравственность в том числе вырабатывается за счет систематического подхода и постоянного проигрывания ситуационных задач. Педагогика, построенная на гуманизме, является оптимальным средством формирования нравственных качеств личности, поскольку нравственность и гуманистическая традиция идут бок о бок. Работа по формированию нравственных качеств личности должна начинаться в младшем школьном возрасте как процесс усвоения паттернов поведения, и оптимален данный процесс во внеурочной деятельности, посредством различных форм и методов работы. Внеурочная деятельность имеет колоссальный нравственный потенциал
В ходе практического исследования для того, чтобы выявить текущий уровень нравственного воспитания обучающихся 1 класса были подобраны методики, а именно:
Беседа (Т.В. Галаган).
Методика «Закончи историю» (Р.М. Калинина).
Методика «Сюжетные картинки» (Г.Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина).
В ходе диагностики обучающихся по данным методикам было выявлено, что уровни нравственного воспитания распределились по трем группам: низкий, средний и высокий.
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что у детей наблюдается низкий уровень нравственного воспитания, соответственно, нравственные качества личности не сформированы. Дети не умели мотивировать свои ответы на заданные им ситуационные вопросы и смоделированные ситуации.
Для того, чтобы повысить уровень сформированности нравственного воспитания и оптимизировать его специфику, было необходимо провести специальную воспитательную работу в рамках внеурочной деятельности «Траектория школьной жизни». Она ориентирована на то, чтобы всесторонне развивать личность младших школьников. Также необходимо было привлечь и родителей, поскольку именно они являются для детей основным ориентиром.
Мы предложили воспитательную работу в форме квестов, бесед, открытых уроков, викторин. Также мы создали картотеку кейсов для бесед, которые проводили на протяжении всего года. Также предложены темы детско-родительских проектов, направленных на воспитание нравственности. Такая планомерная и систематическая работа позволила добиться хороших результатов в формировании нравственных качеств личности детей.
Значимость внеурочной деятельности в процессе формирования нравственных качеств личности в данном исследовании подтверждается повторным исследованием уровня нравственного воспитания (через год после первой диагностики).
В ходе контрольной диагностики были получены высокие результаты нравственного воспитания. Дети приобрели навыки социального взаимодействия, они охотно помогают друг другу в учебе, они помогают родителям, старшим, им нравится заниматься какой-то значимой для других деятельностью.
Нравственные качества личности обучающихся были зафиксированы в процессе диагностики, они выражались в помощи взрослым, в заботе об окружающих и природе, в дружбе и чуткости и так далее. Дети научились мотивировать свои ответы, они стали понимать, а не только чувствовать свои действия.
Таким образом, задачи данной работы решены. Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования нравственных качеств личности обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности
1.1. Сущность и содержание понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе
Сегодня очень важно воспитывать людей, которые через нравственное мировоззрение будут широко и свободно мыслить, иметь общечеловеческие и гражданские ценности, смогут самостоятельно принимать решения, при этом не навредив окружающим. Обществу необходимы люди, которые будут искренне помогать друг другу, проявлять честолюбие и уважение к окружающим, это позволит формировать здоровое и благополучное общество [38, с 45]. Основной опорой для современного образования является документ, который направлен на нравственное воспитание младших школьников это – «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России» по ФГОС НОО [21].
Нравственное воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Р.С. Буре [3, 4], Л. С. Выготского [8], и других. В работах C.А. Козловой [22], Д.Б. Эльконина [63] подчеркивается необходимость развития у детей умения управлять собственным поведением в соответствии с имеющимися нравственными знаниями и представлениями о нормах и правилах поведения.
На современном этапе проблемами нравственного воспитания занимаются ученые разных направлений наук: педагоги, психологи, философы. Однако, несмотря на огромное количество работ, посвященных данной проблематике, так и не существует единый подход к определению «нравственного воспитания», в связи с чем необходимо первоначально обратиться к анализу понятия нравственность. Во многих источниках понятие «нравственность» приравнено к понятию «мораль». Так, В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье» [15; 234]. В толковом словаре С.И. Ожегова «нравственность» также приравнивается к «морали», и рассматривается как: нравственные нормы поведения. Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек [31].
В Педагогической энциклопедии нравственность рассматривается как система, комбинирующая разум, волю, чувства. Под «нравственностью» мы понимаем внутреннюю потребность индивида следовать в соответствии с принятыми в социуме моральными принципами и этическими нормами [53, с. 885].
У детей младшего школьного возраста моральные принципы не привиты. И поэтому, когда они приходят в школу, главным примером для них служит в первую очередь семья и их педагог. Ещё А.С. Макаренко писал, что педагог должен иметь организаторские способности, чтобы сплотить детей и показать им пример нравственности [23, с. 104]. В.А. Сухомлинский считал, что нравственность закладывается в детском возрасте на примере социальном, педагогическом [50, с.194].
По мнению В.А. Сластенина нравственность представляет собой личностную характеристику, представленную совокупностью качеств: добротой, честностью, порядочностью, правдивостью, справедливостью, трудолюбием, дисциплинированностью, которые выступают в качестве регуляторов поведения индивида [46, с. 215]. Наивысшая степень проявления нравственности заключается в совершении поступков бескорыстных и искренних [45, с. 176]. Следовательно, нравственность – это проявление от себя во вне, социально-ориентированное проявление, зачастую сопровождаемое конкретным действием.
М.С. Мантрова писала о том, что правильное восприятие и осознание нравственных категорий будет способствовать оптимальному становлению личности младшего школьника. Подтвердим, что нравственность, ее формирование, позволяют воспитывать личность и нравственные представления о моральных качествах поведения. [25, с. 53].
Как отмечает С.И. Божович, нравственные представления помогают действовать, думать и чувствовать исходя из личной духовности и понимания социально-моральных норм [5, с. 39].
Понятие «Нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности человека. Процесс нравственного воспитания представляет собой двустороннее взаимодействие педагога с детьми и усвоением ими определенных нравственных, этических норм, с последующим формированием морального сознания личности, развитием нравственных чувств и приобретение привычек нравственного поведения. По мнению исследователя Г.И. Щукиной, нравственное воспитание стоит определять процессуально с точки зрения объекта, поскольку непосредственно педагог направляет этот процесс на обучающихся. Отсюда, нравственное воспитание – это процесс создания ситуаций коммуникации [54, с. 94].
Интересным подходом к нравственному воспитанию является гуманно-личностный подход Ш.А. Амонашвили. Ребенок, по мнению Ш.А. Амонашвили, имеет огромный личностный потенциал, творческое начало. Подход, заложенный в педагогике Ш.А. Амонашвили, помогает в формировании добросовестности, трудолюбия, честности и так далее. Ш.А. Амонашвили считал, что воспитание нравственности является основой развития личности ребенка в любом возрастном периоде [2; 1; 19, с. 203].
В нашей стране нравственное воспитание личности гражданина России – это одна из самых важных задач современной государственной политики. Базовые ценности общества, составляющие нравственную культуру, в младшем школьном возрасте достаточно активно усваиваются, на них делается сильный акцент. В младшем школьном возрасте ребенок гибок, он, подобно губке, впитывает информацию. Именно поэтому эта информация должна фильтроваться, что тоже заключено в одно из направлений нравственного воспитания и формирования нравственных качеств личности у детей младшего школьного возраста [11, с.16]. Во ФГОС НОО нравственное развитие (духовно-нравственное) и воспитание младших школьников является тем направлением, в рамках которого детям прививаются моральные нормы и ценности, нравственные установки и передается активная гражданская позиция [40].
Л.П. Крившенко было отмечено, что нравственное воспитание является целенаправленной педагогической деятельностью, которая ориентирована на усвоение нравственных ценностей и норм на уровне формирования чувств младших школьников [36, с. 108]. Чувственный подход, декларируемый автором, основан на сути восприятия и формирования именно внутреннего состояния, а не внешнего, подкрепленного внутренним.
Исследователь Б.А. Тахохов говорил о средствах нравственного воспитания, отмечая их некоторую специфичность, в частности, речь идет о сущности нравственного просвещения, поскольку формирование нравственных привычек, чувств, традиций, отношений – это все непосредственно составляет определение нравственного воспитания [51, с. 208]. Один из аспектов нравственного воспитания – уважение других культур, конфессий, представлений и духовно – нравственного развития [49, с. 211; 39, с. 92].
Т.Г. Симагина полагает, что основная цель духовно-нравственного развития и воспитания учащихся – формирование ценностного отношения к Родине, ее культурному и историческому прошлому, к природе и ее обитателям и т.д. Однако автор отмечает, что работа по данному направлению не может вестись без понимания и осознания таких понятий как «мораль» и «нравственность» [45, с. 176].
И.В. Сабитова в своей работе «Духовно-нравственное становление растущей личности в процессе социализации» рассматривает духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников через их социализацию в обществе. Таким образом, непосредственное общение и взаимоотношения младших школьников выходят на первый план [43, с. 18]. Формируя отдельные стороны осознания социальной активности, младшие школьники усваивают базовые принципы общества. В рамках данного подхода можно использовать различные жизненные ситуации, в которые младших школьников «погружают» с целью их разрешения наилучшим образом [13, с. 93].
Духовно-нравственное развитие можно охарактеризовать как комплексный процесс становления нравственного облика (гуманность, добродушие, сострадание к ближним), нравственной позиции (способность к проявлению силы воли и бесстрашия, благородства и бескорыстия, умение различать границу между хорошим и плохим; нравственных чувств (честь, чувство долга, ответственность, уважение к старшим и т.д.); нравственного поведения (умение себя вести, проявление послушания и т.д.).
Нравственное поведение – это общественно нормируемое поведение, закрепленное на уровне морального восприятия социума. Нравственность, напротив, неизменна по своему содержанию. Она выражает интересы человека и общества в сути их отношений и взаимодействий [56, с. 256].
Как полагает О.В. Сметанникова, нравственное поведение – это поведение высокой культуры и регуляции, то есть – высоконравственное поведение. Именно через это понятие О.В. Сметанникова пишет о совокупности маленьких положительных поступков, складывающихся из действий, слов, в единое нравственное поведение [46, с. 207]. У детей младшего школьного возраста уже присутствуют представления о добре и зле, о хорошем и плохом – это основные аспекты нравственности. Однако, в силу возраста (особенно это касается детей 7-8 лет) данные представления наивны. За этим следует необходимость постепенного направления младших школьников по пути воспитания нравственности [44, с. 290]. Кроме того, в научной среде есть сведения о том, что нравственное воспитание детей младшего школьного возраста ориентировано на развитие личности как таковой, а именно, на совершенствование личностных качеств через отношение к себе, окружающим, миру [44, с. 94].
По мнению Н.Н. Дорониной и А.И. Король, все нравственные качества личности отнесены к нескольким типам по выраженности нравственного содержания: коллективистские (коллективизм, чувство солидарности и товарищества, сознание и чувство долга, развитое чувство ответственности), гуманистические (гуманность, доверие, доброжелательность, эмпатия, тактичность, скромность, простота), комплексные (нравственная активность, справедливость, благодарность, бескорыстие), качества морального регулирования (честь, честность, искренность, правдивость, принципиальность) [18, с. 188].
Из классификации М.А. Блюмкина можно узнать, что есть и другие нравственные качества, не явные по нравственному содержанию. Это: идейно-нравственные и морально-политические качества (сознательность, патриотизм), морально-деловые и морально-экономические качества (трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, инициативность, целеустремленность), а также морально-прагматические качества (мудрость, воспитанность, вежливость, общительность) [6, с. 18].
В ходе нравственного воспитания одной из основных задач является приобщение личности к осознанию взаимосвязи с социумом, установлению необходимости согласовывать собственное поведение с общественно выработанными нормами. Здесь хорошим средством могут быть ситуационные задачи – то есть искусственно созданные ситуации, в которых проигрываются какие-то важные нравственные проблемы.
Таким образом, нравственная воспитанность представляет собой совокупность нравственных привычек и норм, доказывает наличие у индивида культуры отношений. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у детей младшего школьного возраста сознательности, нравственных чувств и поведения в соответствии с общественно принятыми и установленными нормами. К нравственному воспитанию относится: формирование у индивида нравственного сознания; воспитание нравственных качеств чувств; выработка умения и навыков нравственного поведения. На данный момент нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Содержание:
Введение. 4
Глава 1.
Теоретические аспекты формирования нравственных качеств личности обучающихся
начальных классов во внеурочной деятельности. 8
1.1. Нравственное воспитание, понятие и сущностная
характеристика. 8
1.2. Особенности развития нравственных качеств личности в
младшем школьном возрасте. 15
1.3 Специфика организации внеурочной деятельности для
становления нравственности обучающихся начальных классов. 22
Выводы по 1 главе. 28
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности внеурочной
деятельности в контексте формирования нравственных качеств детей младшего
школьного возраста. 31
2.1. Выявление уровня сформированности нравственных
качеств личности младших школьников. 31
2.2. Реализация комплекса мероприятий внеурочной
деятельности по формированию нравственности детей младшего школьного возраста. 44
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования. 56
Выводы по 2 главе. 62
Заключение. 63
Список
литературы.. 66
Приложения. 74
Введение:
Актуальность. В
условиях глобализации экономики, интенсивного развития средств массовой
коммуникации, преобразования социальных и политических структур появляется
необходимость воспитания у подрастающего поколения планетарного сознания,
основанного на толерантности, терпимости, доброжелательности по отношению к
окружающим. В современном обществе все более выраженными становятся проявления
агрессивности, жестокости, эмоциональной ограниченности, эгоистичности, в связи
с чем все большую актуальность приобретает проблема нравственного воспитания.
В
настоящее время одной из актуальных задач является подготовка подрастающего
поколения, способного к самостоятельной оценке происходящих событий, умеющего
выстраивать собственную жизнедеятельность таким образом, чтобы соответствовать
требованиям и нормам общества. Это тесно взаимосвязано с проблемой формирования
устойчивых нравственных качеств личности, формируемых в ходе нравственного
развития. В ходе образовательного процесса как раз и реализуется нравственное
воспитание и развитие школьников.
В
младшем школьном возрасте у детей наблюдается формирование нравственных
представлений, более развитыми становятся привычки и навыки социально
приемлемого поведения. В период младшего школьного возраста происходит развитие
таких основополагающих ценностей, как
честность, справедливость, дружба, патриотизм. У ребенка в условиях
школьного воспитания начинается переосмысление чувств, переживаний, он начинает
по-другому оценивать окружающих. Огромным потенциалом для формирования
нравственных качеств личности обладает внеурочная деятельность, способствующая
усвоению нравственных норм, ценностей через познание себя и окружающего мира.
А.В.
Запорожцем, Л.А. Венгером, М.И. Лисиной, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Элькониным
подчеркивается ряд особенностей, являющихся основой для формирования
нравственных качеств личности младших школьников: это открытость,
восприимчивость к социальным воздействиям, чувствительность к миру
взаимоотношений; развитие идентификации, эмпатии и рефлексии; развитие
произвольности и разных форм общения со сверстниками и взрослыми.
Заключение:
Анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования позволил сформулировать следующие выводы.
Обобщая современные достижения
педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что
внеурочная деятельность является одним из наиболее эффективных средств
формирования нравственных качеств личности обучающихся начальных классов через
совместную деятельность, в ходе внеурочных мероприятий ученики моделируют новые
модели нравственного поведения, учатся находить выход из трудных ситуаций,
подчинять свои действия социальным нормам и правилам. В условиях школы происходит формирование у
младших школьников таких нравственных качеств, как любовь к Родине, уважение к
труду, коллективизм и гуманизм, дисциплинированность и культура поведения, волевые
черты характера и положительные моральные качества личности в разных видах
деятельности (учебной, продуктивной, общении). Посредством приобретения опыта
позитивного отношения к базовым ценностям вырабатывается опыт нравственных
взаимоотношений, развиваются важные личностные качества: сопереживание, взаимопонимание, доброжелательность,
дружелюбие, и т.д.
Вторая
глава исследования была посвящена организации и проведению
опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств личности у
детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности.
Путем
систематизации методик были определены
показатели оценки проявлений нравственных качеств личности – доброта и
отзывчивость; инициативность и творчество в труде; самодисциплина; долг и
ответственность; бережливость; дисциплинированность; ответственное отношение к
учебе; к общественному труду; коллективизм и чувство товарищества; доброта и
отзывчивость; честность и справедливость; простота и скромность; культурный
уровень.
Фрагмент текста работы:
Нравственное воспитание, понятие и сущностная характеристика Проблема
нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях
Р.С. Буре [3, 4], Л. С. Выготского [8], и других. В работах C.А. Козловой [22],
Д.Б. Эльконина [63] подчеркивается необходимость развития у детей умения
управлять собственным поведением в соответствии с имеющимися нравственными
знаниями и представлениями о нормах и правилах поведения.
В
настоящее время ученые (Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович, А.Я.
Данилюк, К.В. Зелинский и др.), исследующие проблемы нравственного воспитания,
в качестве основ воспитания рассматривают воспитание любви к своей Родине,
эмоционально-положительного толерантного и гуманного отношения к людям разных
национальностей, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ
культуры общения и поведения.
На
современном этапе проблемами нравственного воспитания занимаются ученые разных
направлений наук: педагоги, психологи, философы. Однако, несмотря на огромное
количество работ, посвященных данной проблематике, так и не существует единый
подход к определению «нравственного воспитания», в связи с чем необходимо первоначально обратиться к
анализу понятия нравственность.
Во многих источниках понятие «нравственность» приравнено к понятию
«мораль». В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для
воли, совести человека» [15; 234].У С.И. Ожегова «Нравственность – это внутренние, духовные качества, этические нормы,
правила поведения» [44].
В Педагогической энциклопедии нравственность рассматривается как
сложная, многоуровневая система, комбинирующая следующие качества: разум, волю,
чувства. Под «нравственностью» следует понимать внутреннюю потребность индивида
следовать в соответствии с принятыми в социуме моральными принципами и этическими
нормами. Это система моральных убеждений, принятых в обществе и усвоенных
человеком [57, с. 885].
По
мнению В.А. Сластенина нравственность представляет собой личностную
характеристику, представленную совокупностью качеств: добротой, честностью, порядочностью,
правдивостью, справедливостью, трудолюбием, дисциплинированностью, которые
выступают в качестве регуляторов поведения индивида [51; 215].
Еще
В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения
закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и
бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь
при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он
видит, делает, наблюдает» [54, с.194].
Л.А. Григоровичем «нравственность» определяется как «личностная характеристика,
объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность,
коллективизм» [13; 104]. Процесс воспитания,
определяемый как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического
опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение
человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов,
ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к
общественной жизни и труду», по самому своему определению предполагает
приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям [29; 87].