Логопедия Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Формирование навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблем формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 6

1.1. Развитие связной речи у дошкольников в онтогенезе 6

1.2. Особенности нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 13

1.3. Обзор методов коррекционной работы по преодолению проблем связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 23

1.4. Выводы 29

Глава 2. Констатирующий эксперимент. Исследование особенностей связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 30

2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 30

2.2. Программа экспериментального обследования 31

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39

2.4. Выводы 52

Глава 3. Формирующий эксперимент. Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 54

3.1. Цель, задачи и организация формирующего эксперимента 54

3.2. Программа логопедической работы по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 56

3.3. Результаты контрольного эксперимента 60

3.4. Выводы 75

Заключение 77

Список литературы 80

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях особое место уделяется развитию речи детей дошкольного возраста. В большинстве исследований указывается на то, что для будущего развития дошкольников особое значение имеет именно формирование речевых умений, а также формирование у дошкольников литературного языка. Поэтому в области речевого развития детей дошкольного возраста так важно уделять особое внимание формированию связной речи, развитию ее содержательности и логичности.

Развитие речи оказывает влияние и на социальное развитие детей, на их личностное становление. В ходе речевого развития дети осваивают все необходимые речевые функции. Рассматривая именно социальное развитие детей дошкольного возраста важно опираться на развитие познавательных процессов, а также развитие речи. Именно благодаря этому ребенок сможет быть частью социального общества.

Важным моментом является то, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий.

Различные нарушения в развитии речи детей в настоящее время объединены под общим терминов «общее недоразвитие речи». Данные патологии, которые включены в содержание данного термина, относятся к речевым патологиям и оказывают влияние на все компоненты речи. При этом считается, что интеллект ребенка в норме и слух также в норме.

Федеральные государственные стандарты указывают на необходимость решения проблемы речевого развития детей с ОНР. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста занимались многие авторы и педагоги, а также психологи и ученые. К настоящему моменту основу в данной сфере составляют работы таких авторов как Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Ефименкова Л.Н., Ястребова А.В., Чиркина Г.В., Флерина Т.Б. и мн. др. Также к настоящему времени особенности развития связной речи, в том числе в период дошкольного развития, рассматривали такие авторы как Сохин Ф.А., Тихеева Е.И., Выготский Л.С., Бородич А.М., Леонтьев А.А. и мн. др. Специфика развития речевых навыков у детей с ОНР изучалась такими авторами как Ткаченко Т.А., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Глухов В.П., Ефименкова Л.Н. и мн. др.

Практика работы современных дошкольных организаций позволяет выявить противоречие: независимо от того, что в теории существует множество исследований по проблеме развития связной речи, на практике в ДОУ они не используются в полной мере.

В связи с этим возникает проблема исследования возможности использования различных средств при развитии у дошкольников с ОНР связной речи.

Объект исследования: особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Предмет исследования: коррекционно-логопедическая работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Целью работы является выявление особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня и определение направлений коррекционной работы.

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что комплексная коррекционно-логопедическая работа может быть эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Поставленная цель и гипотеза предполагает решение следующих задач исследования:

1. Изучить особенности развития связной речи у дошкольников в онтогенезе.

2. Изучить особенности нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

3. Подобрать диагностическую методику и выявить проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

4. Разработать программу коррекционной работы по развитию связной речи и экспериментально доказать ее эффективность.

5. Провести анализ результатов эксперимента и сформулировать выводы.

Практическое значение работы состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в практике воспитателей и логопедов в процессе проведения коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей с ОНР, анализ и синтез, обобщение теоретической информации; эмпирические методы в процессе изучения уровня сформированности навыков развития связной речи у детей в экспериментальной группе.

Организация и база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа «Свиблово».

Структура работы включает в себя следующие разделы: введение, 3 главы, выводы по главам, заключение и список литературы, двух приложений.

Список литературы содержит 50 наименований.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения работы были получены следующие результаты:

1. Исследование проводилось на базе дошкольной организации с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в количестве 10 детей, в возрасте 6 – 6,5 лет. Проведение исследование было основано на диагностических заданиях, предложенных В.П. Глуховым, которые позволили обследовать уровень развития связной речи у детей с разных сторон.

2. Проведенное исследование показало, что дошкольники с общим недоразвитием речи при начальном обследовании, имели довольно низкую степень сформированности связной речи. Такой вывод показывает, что необходимо проводить дополнительные занятия по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речевой деятельности.

3. На сегодняшний день психолого-педагогические условия развития связной контекстной речи детей дошкольного возраста рассматриваются в теории и практике дошкольной коррекционной педагогики и психологии. Эти вопросы вовсе не случайны, поскольку у педагогов часто возникают затруднения в связи с недостаточным знанием этих условий и сложностью самого предмета. Наиболее сложная форма речевой деятельности – связная речь. С точки зрения ее содержания она представляет собой последовательное систематическое изложение. В настоящее время развитие связной речи является одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе.

4. Было определено, что одной из самых сложных форм речи является связная. Данная форма речи заключается в том, что все высказывание строится последовательно и систематично. Ключевой функцией связной речи можно назвать коммуникативную функцию. В свою очередь такая речь может быть реализована за счет монолога и диалога.

5. Для будущего учащегося в начальной школе важно обладать хорошим уровнем развития связной речи. Поэтому владение хорошо развитой связной речью позволяет детям далее успешно осваивать школьную программу, последовательно и полно излагать свои сужения, приводя аргументы и соблюдая логичность высказывания. Исходя из всего вышеизложенного, можно отметить, что в первую очередь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР следует формировать монологическую речь.

6. Для детей старшего дошкольного возраста важно успешно сформировать навыки связной речи. При этом у детей должны быть сформированы определенные способности: создание и рассказывание определенных личных историй из своего опыта, воспроизведения текста-описания, воспроизведение творческих рассказов, пересказывание текстов, высказывание своих рассуждений. В данном процессе могут быть особенно полезны следующие методики и технологии обучения и формирования необходимых умений: здоровьесберегающие технологии, мнемотехника, игровые методики и т.д.

7. Определили цель формирующего эксперимента – подготовить и провести коррекционно-логопедическую работу по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Определены задачи формирующего эксперимента: подготовить материалы и разработать программу логопедической работы по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня; провести программу логопедической работы по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Организация работы формирующего эксперимента проводилась с детьми в возрасте от 6 до 6,5 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня (всего 10 детей).

8. В данной работе представлена и разработана программа логопедической работы по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

9. По окончании проведения формирующего эксперимента была организована повторная диагностика, направленная на выявление динамики уровня сформированности навыков связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Анализ данных позволяет сделать выводы о качественных изменениях в лексическом развитии детей экспериментальной группы: дети использовали различные значения многозначных слов при составлении словосочетаний и предложений; стали адекватнее подбирать синонимы и антонимы к словам природоведческого содержания. Отрицательных и неадекватных ответов не зафиксировано. Значимым для нашего исследования является повышение процента в уровне развития связности речи.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблем формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

1.1. Развитие связной речи у дошкольников в онтогенезе

К настоящему времени основу обучения и воспитания детей дошкольного возраста составляют в первую очередь умения понимать и воспроизводить свою родную речь. Поэтому для педагогов дошкольного образования важно пополнять и расширять словарь детей дошкольного возраста, а также формировать у них навыки связной речи.

Особенности речевого развития детей в своих работах описывала О. С. Ушакова. По мнению автора, период дошкольного развития имеет особое значение для ребенка и развитие его основных навыков в этот период является первостепенной задачей педагогов и родителей, включая развитие речевых навыков. Дошкольник со сформированным словарным запасом, с хорошо развитой речью сможет легко общаться с окружающими людьми и ровесниками, при этом ребенок сможет легко выражать свои просьбы и желания, тем самым улучшая свои коммуникативные навыки [39].

Изучение онтогенеза лексической системы является предметом работ многих авторов С. Н. Цейтлин, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, А. К. Маркова, Е. А. Аркина, А. Н. Гвоздева, М. М. Алексеевой и мн. др.

С точки зрения Д. Б. Эльконина, причинами, которые способствуют формированию лексических навыков, могут являться:

1. Развитие у дошкольника определенных представлений о том, что его окружает. По мере узнавания ребенком окружающего его мира он узнает много новой информации о различных явлениях и предметах, их параметрах и свойствах, соответственно, тем самым ребенок узнает больше слов.

2. Общение людей между собой и обращение их речи к дошкольнику.

3. Социальная среда, в которой пребывает ребенок [50].

Особенности речевого развития детей, начиная с самого раннего возраста, описывают многие авторы. С точки зрения Л. И. Беляковой, речь достаточно активно формируется у детей в возрасте до 5 лет. Представим основные характеристики каждого этапа.

В возрасте от рождения до примерно 1,5 месяцев – это период интенсивного восполнения интонации плача у ребенка, совпадающий с основным развитием мышечного тонуса тела.

В возрасте 1,5-2 месяца у ребенка, как правило, начинает возникать особая гукающая речевая реакция, которая совпадает со временем, когда ребенок начинает вертикально держать свою голову.

У ребенка в возрасте около 5 месяцев появляется лепетание с появлением также основной функции сидения в этот период.

У ребенка в 7 месяцев можно зафиксировать привычку повторять определенные слоги по несколько минут подряд.

Можно отметить, что в возрасте около одного года у многих детей появляется первая речь, при этом также совершенствуются другие жизненно важные навыки, такие как ходьба и мелкая моторика рук. Свои первые слова каждый ребенок, как правило, произносит в возрасте около восьми месяцев.

Уже после года или полутора лет жизни дети начинают стремительно пополнять свой словарный запас, узнавая и запоминая все больше слов из игры и общения со старшими.

После полутора лет жизни дети могут спокойно использовать небольшие фразы и словосочетания в своих играх и свободной деятельности [4].

С точки зрения некоторых авторов словарный запас детей проходит через определенные этапы развития. Так, по мнению А. И. Лаврентьевой, в данной системе можно выделить 4 основных этапа. Представим их подробнее:

Этап первый. На данном этапе уровень словарного запаса, которым обладает ребенок, не превышает 50 слов. Чаще всего в этот период ребенок уже может сказать от 20 слов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы