Платная доработка на тему Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных
отношений детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. 5
1.1. Особенности развития личности младшего школьника. 5
1.2. Психологические особенности межличностных отношений в
коллективе детей младшего школьного возраста. 11
1.3. Значение внеурочной деятельности в формировании
межличностных отношений детей младшего школьного возраста. 17
Вывод по главе 1. 24
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование
формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста в
процессе внеурочной деятельности. 26
2.1. Анализ диагностического материала, межличностных
отношений детей младшего школьного возраста. 26
2.2. Организация работы по формированию межличностных
отношений детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. 41
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального
исследования. 56
Выводы по главе 2. 56
Заключение. 64
Список использованной литературы.. 66
Введение:
Актуальность исследования.
Важное внимание при исследовании социально-психологического изучения группы или
коллектива уделяется вопросам взаимоотношения в них. Проблема малой группы
считается одной их хорошо разработанных проблем социальной психологии. Интерес
к изучению малых группы существует давно в педагогике и психологии, и возникает
после постановки вопросов взаимоотношения личности и общества.
Актуальность
темы обусловлена необходимостью анализа различных сфер развития личности
ребенка, среди которых межличностные отношения со сверстниками занимают важное
место. Дружеские отношения можно рассматривать как форму близких и личностно
значимых отношений, в которой наиболее полно раскрывается возрастная
своеобразие отношений со сверстниками и их роль в психическом и нравственном
развитии школьника.
Отношения
детей со сверстниками достаточно широко освещены в психологических исследованиях
различного направления, но проблема дружеских отношений практически
недостаточно изучена. Однако нельзя недооценивать значение личных отношений
детей младшего школьного возраста. Ведь построение таких отношений в
подростковом возрасте должна опираться на психологический механизм
формирующейся в младшем школьном возрасте.
Проблема
дружеских отношений младших школьников является важным вопросом, ведь общение и
взаимоотношения являются главным фактором педагогической деятельности. Они
влияют на качество и процесс обучения, предусматривающие создание
психологического комфорта детей в условиях образовательного процесса. Младший
школьный возраст является в этом контексте наименее исследованным, несмотря на
то, что именно здесь готовится ведущая деятельность следующего младшего
подросткового возраста — личностное общение. И вряд ли можно переоценить
значение близких отношений младших школьников со сверстниками, необходимых для
полноценного сотрудничества в учебной деятельности.
Организацию
воспитательного процесса во внеурочной деятельности исследовали выдающиеся
педагоги Сухомлинский, А. Макаренко, С. Шацкий, К. Ушинский, В. Постовой, С.
Гончаренко, И. Бех, Ю. Бабанский, М. Фицула, Н. Волкова. Проблему межличностных
отношений детей со сверстниками достаточно подробно изучали Г. Костюк, Г.
Глуменюк, В. Абраменкова, И. Дубровина, М. Лисина, В. Мухина.
Целью исследования
выступает изучение особенностей формирования межличностных отношений детей
младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей
младшего школьного возраста будут возникать трудности при построении
межличностных отношений. Поэтому для обеспечения эффективного взаимодействия
между детьми в рамках внеурочной деятельности необходимо применять различные
педагогические технологии, учитывая следующие условия:
— разработаны и реализованы рекомендации с использованием
сказкотерапии и игротерапии, психогимнастики и арт-терапии;
— использован «банк коллективных дел»;
— организации сотрудничества в ходе внеурочной деятельности
младших школьников.
Поставленная
цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1.
Охарактеризовать особенности развития личности младшего школьника.
2.
Изучить психологические особенности межличностных отношений в коллективе детей
младшего школьного возраста.
3.
Определить значение внеурочной деятельности в формировании межличностных
отношений детей младшего школьного возраста.
4.
Проанализировать диагностический материал межличностных отношений детей
младшего школьного возраста.
5.
Организовать работу по формированию межличностных отношений детей младшего
школьного возраста в процессе внеурочной деятельности.
6.
Провести анализ результатов опытно-экспериментального исследования.
Объектом исследования
являются основы формирования межличностных отношений детей младшего школьного
возраста.
Предметом исследования
выступает формирование межличностных отношений детей младшего школьного
возраста в процессе внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические методы –
изучение и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования,
анализ.
2. Эмпирические метод –
проведение эмпирического исследования, тестирование, анкетирование.
3. Количественный и
качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение СОШ 31 Мытищи, обучающиеся 2-х класса в
количестве 40 человек, разделенные на две группы: экспериментальную и
контрольную по 20 человек в каждой.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что предложенные
рекомендации по организации учебного процесса, внеурочной деятельности,
комплексы занятий, бесед и коллективных творческих дел, позволят эффективно
развивать межличностные отношения и общение детей. Полученные результаты
исследования могут быть использованы педагогами и психологами в работе с детьми
начальной школы, а также студентами при изучении особенностей работы с младшими
школьниками.
Заключение:
На сегодняшний день перед
школой стоит важная задача, которая заключается в воспитании грамотной личности,
способной успешно взаимодействовать с другими людьми. При этом, эффективное
взаимодействие может развиваться и формироваться в процессе обучения, начиная с
раннего детства, поэтому особая роль отводиться периоду обучения детей в
начальной школе, когда в процессе учебной деятельности под руководством
педагога формируется учебное сотрудничество.
Следует заметить, что
младший школьный возраст представляет важный этап в развитии ребенка. В этот
возрастной период происходит формирование системы организационных отношений,
ценностных ориентаций, целей и мотивов. Как замечал Л.С. Выготский, в этот
период совместная деятельность, которая сопровождается общением, является
фактом перехода психических функций из природного характера в сознательный.
Формирование успешных
межличностных отношений у детей младшего школьного возраста представляет собой
одну из актуальных проблем, поскольку современная начальная школа является тем
местом, которое позволяют ребенку получать возможность обширного
социально-практического самостоятельного контакта с разными сферами жизни.
Полученные знания и
навыки социального опыта в начальной школе способствуют раскрытию возрастного
потенциала младшего школьника и успешно вступить в среднее звено школьного
обучения. В рамках
социализации приоритетным направлением выступает изучение
психолого-педагогических особенностей детей для создания условий успешного
вхождения ребенка в социум. Это выражается в переориентации традиционных
концепций и форм обучения, способствующих переходу на новые педагогические
направления при работе с детьми.
Межличностные отношения
являются многогранным понятием, представляя собой определенный уровень
адаптации, социализации и социальной зрелости индивида, который дает ему
возможность успешно выполнять заданную социальную роль. Ребенок младшего
школьного возраста показывает определенный уровень адаптации к социальным
требованиям общества и жизни в нем для его возрастного развития.
Структура межличностных
отношений состоит в первую очередь из совокупности определенных знаний, умений
и навыков, которые применяются в основных сферах деятельности человека. Среди
важных условий формирования межличностных отношений, на первый план выходит
формирование у детей младшего школьного возраста тех знаний о способах
поведения и взаимодействия, которые необходимы для его окружений. Поэтому
младших школьников нужно знакомить с традициями, которые выработаны в школе и
месте его жительства, помогать осваивать поведение и нормы взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений детей
младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности
1.1. Особенности развития личности младшего школьника
Младшим школьным
возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период,
соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать
относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития [1].
В данном возрасте происходит
функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается
аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное
изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами,
процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения,
по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы
и импульсивны [6].
По мнению одного из
исследователей Т.А. Дубровской, младший школьный возраст является особым
периодом жизни, когда ребенок впервые начинает заниматься социально значимой и
общественно оцениваемой учебной деятельностью [22].
Отметим, что в 6-7-летнем
возрасте у ребенка происходит первая крупная перемена, которая характеризуется
решительными изменениями деятельности ребенка, его общения и отношений с
другими людьми в связи с переходов в школьный возраст. В этот период времени
происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, и сами
отношения с окружающими становятся новыми [6].