Русский язык Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему «Формирование логического мышления младших школьников на уроках русского языка».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ  НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА  У
 МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ   6
1.1.   Сущность понятия «логическое мышление» в психолого- педагогической
литературе. 6
1.2.   Особенности мышления младших школьников. 12
1.3.   Педагогические условия обучения младших школьников. 25
Выводы по первой главе. 37
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА.. 38
2.1. Определение
уровня развития логического мышления у младших школьников  38
2.2. Методы и
приемы формирования логического мышления и условия их реализации на уроках
русского языка в начальных классах. 41
Выводы по второй главе. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
2. 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 68

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На
современном этапе модернизации школьного образования особое внимание уделяется
обеспечению качества образования в младшем школьном возрасте, что вызывает
необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных
действий, учитывая потребности и интересы младших школьников.

На уроках в начальной школе необходимо
создать условия для самостоятельного решения задач, рассуждения о способе
решения проблем и принятия решения. Таким образом, воспитание и обучение
современной конкурентоспособной личности невозможно без формирования
логического мышления.

Мышление представляет собой
направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых
существ. Мышление реализуется в актах манипулирования (оперирования)
внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии
и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций. С помощью
мышления осуществляется обобщение, анализ информации, поэтому очень важно его
развивать уже с детства.

Младший школьный возраст имеет большие
возможности развития мышления благодаря его динамичности и изменчивости. В
тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с
развитием мышления складываются такие важные новообразования младшего школьного
возраста, как внутренний план действия и рефлексия (умение рассматривать и
оценивать свои собственные действия). У детей младшего школьного возраста
преобладает наглядно-образное мышление.

Согласно ФГОС НОО формирование
творческой и мыслительной активности – одна из важнейших задач современного
образования. Во ФГОС НОО отмечена необходимость развития у учащихся умений
логического мышления. Однако для формирования
логического мышления у младших школьников необходимы определенные
педагогические условия.

Степень разработанности. Формированию
и развитию мышления в зарубежной педагогике и психологии посвящены научные
исследования таких исследователей, как Д. Брунер, Дж. Гилфорд, В. Ругиро, Д.
Халперн, П. Фачоне и другие. Среди
отечественных ученых, исследующих особенности развития мышления, можно назвать А. Брушлинского, Д. Вилькеева, С.
Калмыкову, А. Матюшкину, Н. Череповскую и др.

В педагогике эти вопросы
разрабатываются С. Векслером, С. Заир-Бек, И. Загашевым,
М. Клариным, А. Липкиным, А. Марченко и другими.

Л.М. Векнер, Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, И.П. Павлов занимались изучением физиологической основы мышления, они
утверждали, что самое большое значение для развития мышления, в том числе и
словесно- логического, имеет вторая сигнальная система, поскольку мышление
неразрывно связано с речевой деятельностью человека. Есть ряд педагогических
исследований (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина и др.), которые
доказывают, что при организации систематического педагогического воздействия с
целью развития словесно- логического мышления у ребенка младшего школьного
возраста могут быть сформированы соответствующие интеллектуальные операции.

Объект исследования –
формирование логического мышления у учащихся младшего школьного возраста на
уроках русского языка.

Предмет исследования –
процесс обучения русскому языку, способствующий формированию логического
мышления у учащихся младшего школьного возраста.

Цель данного исследования ‒
определить педагогические условия развития логического мышления у учащихся
младшего школьного возраста в процессе обучения русскому языку.

Задачи
исследования:

1. Раскрыть сущность понятий «логическое мышление» и «педагогические условия
обучения» в психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать особенности мышления
младших школьников и описать специфику его формирования.

3. Рассмотреть приемы и методы работы на
уроках в начальной школе, способствующие развитию логического мышления.

4. Раскрыть особенности формирования
логического мышления у детей младшего школьного возраста.

5. Определить эффективность выявленных
педагогических условий для развития логического мышления у детей младшего
школьного возраста.

Гипотеза исследования: развитие
логического мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского
языка будет более эффективным, если будут соблюдаться определенные
педагогические условия, применяться приемы работы, способствующие формированию
логического мышления детей в сочетании с использованием упражнений на операции
анализа, синтеза, классификации, группировки.

Методы исследования: анализ
психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение
результатов; проведение методик.

База
исследования: МКОУ «ЦО №5», Россия, Тульская область,
г. Ефремов.

Практическая значимость данной
работы состоит в определении педагогических условий, методических приемов и
упражнений для развития логического мышления младших школьников в процессе
обучения русскому языку; в возможности использования полученных
экспериментальных данных в практической работе учителя.

Структура данной работы обусловлена
целью, задачами и гипотезой исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, списка использованной литературы и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мышление всегда было и в настоящее
время остается предметом изучения многих дисциплин: философии, логики,
педагогики, психологии, физиологии, кибернетики и т.п. Анализ философской
литературы показал, что, несмотря на огромный промежуток времени, некоторые
размышления древних философов перекликаются с мнениями многих современных
исследователей о природе мышления.

Современные авторы определяют мышление
как высшую форму отражения действительности в психике, идеальную деятельность,
результатом которой является объективная истина.

Таким образом, мышление возникает и
развивается вместе с практической деятельностью человека на основе чувственного
познания. Мышление заключается в отражении сущности предметов и процессов,
происходящих в объективном мире. Оно является одним из весомых компонентов
сознания человека, его абстрактно-рациональной, интеллектуальной способностью,
которая тесно связана с эмпирическими наблюдениями.

Мышление возникает и развивается на
основе практической деятельности человека посредством чувственного познания.
Заключается оно в отражении сущности предметов и процессов, которые происходят
в объективном мире. Мышление представляет собой один из самых главных элементов
сознания человека, его абстрактно-рациональную, интеллектуальную способность,
тесно связанную с эмпирическими наблюдениями индивида.

Анализ литературных источников
позволил сделать вывод, что мышление – это социально обусловленный, связанный с
языком психический процесс опосредованного и обобщенного отражения
действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности, но
выходит за ее пределы.

Процесс мышления непосредственно
связан с логикой. Под логическим понимается мышление, которое существенно
характеризируется использованием формальных логических правил.

В процессе развития и обучения у детей
формируются различные виды мышления.

Первым возникает наглядно-действенное
мышление (до 3 лет жизни) на основе предметной деятельности.

Основным видом мышления в дошкольном
возрасте является наглядно- образное, которое опирается на восприятие или
воображение предметов. Дошкольник приобретает способность мысленно превращать
образы, строить модели, представлять конечный результат деятельности, заранее
планировать свои действия.

На 5-ом году жизни ребенок начинает
интересоваться не только предметами, но и тем, как они взаимодействуют друг с
другом. В 7 лет дети больше внимания уделяют тому, из каких частей состоят
предметы.

В среднем дошкольном возрасте (4-5
лет) появляются зачатки логического мышления в элементарной исследовательской
деятельности, проводимой детьми по собственной инициативе с целью познания
окружающего мира. Формируется способность полно и логично передавать содержание
своих мыслей, прочитанного, услышанного и тому подобное.

В старшем дошкольном и младшем
школьном возрасте происходит развитие познавательной активности и устойчивого
познавательного интереса как фундамента будущей учебной мотивации. У детей
активно развиваются все мыслительные операции.

В младшем школьном возрасте происходит
переход от наглядно- образного мышления к словесно-логичному. К концу младшего
школьного возраста начинают проявляться индивидуальные различия в мышлении
детей (теоретики, мыслители, художники). В процессе обучения формируются
научные понятия (основы теоретического мышления).

Проведенное исследование показало, что
уровень логического мышления младших школьников развит на достаточно высоком
уровне, однако были выявлены дети с низким и средним уровнями.

В работе с младшими школьниками были
реализованы следующие условия на уроках русского языка: 1) на уроках русского
языка были использованы упражнения, в которых предусмотрены операции анализа,
синтеза, классификации, группировки и др.; 2) степень сложности данных упражнений
соответствовал уровню развития младших школьников.

Реализация данных условий позволила
повысить уровень развития логического мышления учащихся.

В связи с вышеизложенным, нами были
разработаны следующие рекомендации для повышения уровня развития мышления детей
младшего школьного возраста:

1) необходим обязательный учет
возрастных особенностей детей;

2) в копилке педагога непременно
должен быть широкий выбор методов и форм работы с младшими школьниками;

3) за каждое удачно выполненное
задание ребенка нужно похвалить, что повысит его учебную мотивацию;

4) тех детей, которые плохо
справляются с заданиями ни в коем случае нельзя ругать и стыдить при других
детях, поскольку такое поведение педагога снижает учебную мотивацию детей. 5)

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность понятия
«логическое мышление» в психолого- педагогической литературе Мышление имеет
общественно-исторический характер, ведь оно не может существовать вне социума,
вне языка, без накопленных человечеством знаний и наработанных им способов
мыслительной деятельности (логических операций).

Задачи, которые человек ставит перед
собой, своим мышлением, порождены социальными условиями, в которых он
существует. А. Брушлинский
отмечал, что мышление является социально 
обусловленным, неразрывно связанным с речью психическим процессом
самостоятельного поиска и открытия человеком нового во время опосредованного,
обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий
на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий
за ее пределы, стремящийся к креативному [23,
с. 1784].

Мышление дает возможность раскрывать
не только сущность явлений, фактов, но и находить причины и факторы их истоков,
предусматривать следующие действия.

Поэтому можно сказать, что оно
является движением идей, раскрывает сущность вещей, а результатом мышления
является не образ, а некоторая мысль. Это позволило определить мышление как
высший познавательный процесс, представляющий собой порождение нового знания,
активную форму творческого отражения и преобразования человеком
действительности. Мышление создает такой результат, который не существует ни в
действительности, ни в сознании субъекта. В отличие от восприятия, оно выходит
за пределы чувственного данного, расширяет познание. Ретроспективный анализ развития
научной мысли в понимании человеческого мышления показал, что, несмотря на
более 250-летнюю традицию изучения сущности этого феномена, он остается одним
из наименее исследованных и противоречивых явлений.

Сравнение представленных в современной
мировой психологической науке теорий мышления, таких как: ассоциативной (У.
Джемс,  Дж. Милль, Д. Юм и др.),
Вюрцбургской школы (Н. Ах, О. Зельц, А. Кюльпе
и др.), гештальт-психологической (Х. Боген, М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка
и др.), психоаналитической  (Е.
Блейлер,  З. Фрейд  и 
др.),  бихевиоральной  (Д. Дьюи,  
Е.Л. Торндайк,   Дж. Уотсон   и  
др.),   а   также когнитивной (М. Минский, А. Ньюэлл,
Ж. Пиаже и др.), – дало основания для определения общих положений о том, что,
во-первых, мышление характеризуется интеллектуальным, рациональным, когнитивным
знанием на противовес чувственно-эмоциональном; во-вторых, функциональным
аспектом мышления является решения задач-проблем; в-третьих, мышление
начинается с определения проблемы и завершается ее решением в виде
определенного результата.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы