Платная доработка на тему Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие «коммуникативные умения»
в научной литературе 5
1.2. Закономерности формирования
коммуникативных умений у детей на этапе дошкольного возраста 11
ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 18
2.1. Клинико-психоло-педагогическая
характеристика детей с нарушениями зрения 18
2.2. Своеобразие коммуникативных
умений детей с нарушениями зрения. 24
ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ 2 30
ГЛАВА
3. Организация исследования состояния коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями зрения 31
3.1. Методики изучения состояния
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения 31
3.2. Состояние коммуникативных умений
у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 36
ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ 3 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Введение:
Основной
проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем
возрасте, является проблема установления взаимоотношений со значимыми для него
взрослыми людьми сверстниками. Решение ее осуществляется в общении, которое
становится важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на
которой строится здание всей последующей жизни личности. Коммуникативная
деятельность является одним из важнейших способов получения информации о
внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и
эмоциональной сфер [9].
Дошкольный
возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей
детей, умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом
сверстников, со взрослыми в соответствии с социально одобряемыми нормами
поведения. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения
и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого
требуют более развитой системы коммуникативных умений [8].
Становление
коммуникативной деятельности у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется
принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение
изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей
и при формировании коммуникации они включаются в иную систему связей, чем у
зрячих. Решение проблем активного вербального и невербального общения
слабовидящих и есть тот обходной путь, обуславливающий продвижение ребенка c патологией зрения в
психическом развитии [8]. Поэтому тема нашего исследования является актуальной
и практически значимой
Цель настоящей
работы: выявить особенности развития коммуникативных умений детей с нарушениями
зрения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностические методики по
исследованию состояния коммуникативных умений у старших дошкольников с
нарушениями зрения.
3. Выявить особенности коммуникативных умений у
старших дошкольников с нарушениями зрения.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение; наблюдение,
изучение результатов деятельности детей, количественный и качественный анализ
результатов.
Структура работы. Работа состоит из
введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Заключение:
В ходе
теоретико-эмпирического исследования мы пришли к следующим обобщениям: в
отечественной психологии учеными выделяется несколько подходов к пониманию
общения.
Общение
определяется как процесс взаимодействия, направленный на взаимное познание,
установление взаимоотношений, оказание взаимовлияния на регуляцию совместной
деятельности.
В общение как в процессе последовательных
взаимоориентированных во времени и пространстве действий (как вербальных так и
не вербальных) происходит обмен информации, ее интерпретация,
взаимооценка, сопереживание,
психологическое воздействие.
Одним
из методологических принципов при изучении общения является положение единства
общения и деятельности.
В
общение осуществляется взаимный обмен представлениями, идеями, и чувствами. Общение
является многоуровневым социальным явлением, отражающим различные стороны бытия
человека.
Выделение видов общения и их классификация
зависит от того как разные исследователи понимают сущность общения (прямое и
косвенное, непосредственное и опосредованное, вербальное и невербальное, межличностное и массовое, межперсональрое и
ролевое общение).
Общение
выполняет различные функции: прогматическая, функция подтверждения, формирующая
функция, функция организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная
функция.
Общие
закономерности психического развития нормальных и аномальных детей: —
соотнесение биологических и социальных факторов в процессе речевого развития.
Специфические
особенности для детей с отклонениями в развитии: — трудность словесного
опосредования;
Специфические
особенности для детей с нарушениями зрения: — зрительные нарушения у детей и
подростков отражается на общении как непосредственном ток и опосредованном; —
нарушение зрения провоцирует неадекватное развитие неречевых средств общения,
воздействует на объем и качество общения, а так же затрудняет ребенку и
подростку вхождение в социальную среду, в которой он живет и формируется как
личность; — дети с нарушениями зрения отличаются в ходе общения неадекватной
жестикуляцией, которая в норме призвана точнее и полнее передать отношения к
собеседнику; — нарушения общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении,
отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.
Наличие
не специфических особенностей у детей с нарушениями зрения указывает на
целесообразность осуществления коррекционной работы по развитию коммуникативной
сферы у данной категории детей.
Для
диагностики коммуникативных навыков у старших дошкольников с нарушением зрения
были выбраны следующие методики:
1.
Методика «Интервью», автор О.В. Дыбина;
2.
Методика «Мозаика», авторы Е.О. Смирнова, В. М. Холмогорова.
Таким
образом, представленные результаты обследования по двум методикам
свидетельствуют о том, что у детей экспериментальной группы недостаточно
коммуникативного опыта, для того, чтобы их процесс социализации проходил
беспрепятственно и в нужном направлении.
Итак, можно отметить, что коммутативные навыки у детей с нарушением зрения,
несомненно развиваются, однако это развитие, несколько затруднено, тем не
менее, дети стараются общаться со сверстниками, проявляют в этом инициативу.
Таким образом, проведённая работа по развитию формированию
коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения дает положительные
результаты.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 1.1. Понятие
«коммуникативные умения» в научной литературе Анализ
определений терминов «общение» и «коммуникация» показало, что в отечественной
лингвистике все еще отсутствует и не хватает однозначной трактовки, которую бы
смогли разделить все авторы.
Впервые
в научное употребление термин «коммуникация» ввёл Ч.Х. Кули в монографии
«Социальный процесс» [13, С.12]. Он определял коммуникацию как «механизм
существования и развития человеческих отношений». Позже, термин «коммуникация»
получает широкое употребление в начале XX века. Своя точки зрения на понятие
коммуникации была у С. В. Бориснева. В соответствии с данным автором под
коммуникацией он понимал некоторый социальный процесс, который определял
передачу и в то же время восприятие информационных сведений в условиях
интерперсональной и массовой коммуникаций по всевозможным каналам с
использованием всевозможных коммуникационных ресурсов [9, С. 14]. Множество
других авторов, в частности И.П. Яковлев указывали на другое определение. Под
коммуникацией он понимал комплекс определенных исследований степени влияния
коммуникативной компетенции на общество, а также ее становление, состав и
строение, применение коммуникативных средств [13]. Свою точку зрения на понятие
«коммуникация» обозначал Николас Луман. Он утверждал, что коммуникация является
некоторым специфическим событием, которое исторически обусловлено и находится в
зависимости от обстоятельств, специфичных для социальной системы и реализующих
процесс распространения познаний и незнаний, а не передачу информационных
сведений или «смыслового» содержания от одной психической системы к иной [15].
Можно отметить точку зрения Айвора Армстрогна Ричарса, который считал, что
коммуникация имеет место, когда одно человеческое сознание так действует на
окружающую его среду, что это влияние испытывает другое человеческое сознание,
и в этом другом сознании возникает опыт, который подобен опыту в первом
сознании, и вызван в какой-то мере этим первым опытом [15].
Далее
остановимся на определении в психолого-педагогическом словаре под редакцией
А.П. Астахова. В нем под коммуникацией
подразумевается понятие, которое по смыслу находится близко с общением,
но гораздо богаче по содержанию. Другими словами коммуникация – это взаимосвязь,
которая способствует передаче информационных данных в живых и неживых природных
объектах, а также в социуме [28]. В большом психологическом словаре под
редакцией Б. Мещярякова под
коммуникацией понимается процесс общения между двумя или более личностями,
сущность которого заключается в передаче информационных данных среди них [7].
Стоит отметить определение понятия «коммуникация» в словаре С.И. Ожегова. В
соответствии с данным автором под коммуникацией он понимал процесс общения,
сообщения. Речь является средством общения [20]. Термин «коммуникация»
встречается и в тексте философского энциклопедического словаря. В соответствии
с ним определение звучит как взаимообмен при помощи знаков такими единицами как
мысль, информация и идея [23]. Другими словами при этом применение знаковых и
символических средств в коммуникации – это обязательное явление.