Платная доработка на тему Формирование коммуникативных навыков младших школьников на уроках окружающего мира
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.. 7
1.1 Сущность и содержание понятия «коммуникативные навыки». 7
1.2. Особенности формировании коммуникативных навыков в
рамках предмета «Окружающий мир». 13
1.3. Методы и приемы формирования коммуникативных навыков на
уроках окружающего мира. 19
Выводы по первой главе. 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1
КЛАССЕ. 26
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных
навыков у младших школьников на уроках окружающего мира. 26
2.2. Реализация формирующего эксперимента по развитию коммуникативных
навыков у младших школьников на уроках окружающего мира. 34
2.3. Оценка уровня сформированности коммуникативных навыков у
младших школьников на уроках окружающего мира. 43
Выводы по второй главе. 49
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.. 51
3.1. Учебные задания, способствующие формированию
коммуникативных навыков у младших школьников на уроках окружающего мира. 51
3.2. Урок по предмету «Окружающий мир», направленный на
формирование коммуникативных навыков в 1 классе. 54
3.3. Внеурочное мероприятие, формирующее коммуникативные навыки в 1 классе 57
Выводы по третьей главе. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61
ЛИТЕРАТУРА.. 63
ГЛОССАРИЙ ПО ПОНЯТИЯМ.. 71
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ.. 72
ПРИЛОЖЕНИЯ. 74
Введение:
Актуальность
исследования. Актуальность
темы исследования заключается в том,
что современное состояние общественной жизни требует от каждого индивида
высокий уровень профессионализма и таких качеств личности как предприимчивость,
способность ориентировать в различных ситуациях, быстро и точно принимать
правильные решения, которые не могут реализоваться без полноценной базовой
подготовки учащихся. Все это способствует тому, что от педагога требуется
организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы развитие
каждого ученика было не только интеллектуальным, но и способствовало
полноценному развитию коммуникативных навыков.
При этом важным моментом является то, что увеличение
проблемно-диалогической технологии заставляет искать пути для поддержания у
учащихся интереса к изучаемому материалу, развитию активности на протяжении
всего урока, воспитание грамотности в речи и обучение благоприятному общению в
коллективе по учебной задаче. Для выполнения названной цели, необходимо искать
новые эффективные методы обучения и методические приемы, которые будут
активизировать мысль школьников и стимулировать их к монологическим
высказываниям, получению новых знаний при помощи общения, умению грамотно
задавать вопросы и так же отвечать на них.
Особое место при этом занимает обучение детей младшего
школьного возраста, который характеризуется началом формирования постоянных
интересов и склонностей ребенка к какому-либо учебному предмету, отсутствием
боязни общения и т.п. Именно данный период является особенно важным для
раскрытия и формирования коммуникативных навыков.
Несмотря на это, на практике можно увидеть противоречие, которое заключается в
том, что существующая необходимость формирования коммуникативных навыков в ходе
учебной деятельности, не находит достаточного применения на уроках окружающего
мира в начальной школе. В связи с этим
проблема исследования заключается в поиске эффективных средств и методов
формирования коммуникативных навыков на уроках окружающего мира.
Это обусловило выбор темы исследования — формирование коммуникативных навыков младших
школьников на уроках окружающего мира.
Цель исследования: теоретическое и опытно-экспериментальное
исследование проблемы формирования коммуникативных навыков
детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс по формированию коммуникативных
навыков.
Предмет исследования: условия и средства формирования коммуникативных
навыков младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: эффективное формирование коммуникативных
навыков у детей младшего школьного возраста возможно при соблюдении следующих
условий:
— учитель осознаёт значимость
целенаправленной и систематической работы по формированию коммуникативных
навыков у младших школьников;
— педагог использует в работе парные,
групповые формы работы, проектную деятельность;
— знает методику организации работы по
формированию коммуникативных навыков у младших школьников;
— подбор заданий будет осуществляться с
учётом возрастных и индивидуальных требований.
Поставленная цель исследования предполагает
необходимость решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «коммуникативные
навыки».
2. Рассмотреть особенности, методы и формы
формирования коммуникативных навыков в рамках предмета «Окружающий мир».
3. Организовать работу и оценить возможности
формирования коммуникативных навыков младших школьников на уроках окружающего
мира в 1 классе.
4. Разработать методические рекомендации по
формированию коммуникативных навыков младших школьников на уроках окружающего
мира.
Методологическую
основу исследования составил деятельностный подход в работах
Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой,
Н.Я. Михайленко, А.П. Усова. Д.Б. Эльконина; личностный подход в
работах Л.И. Божович,
Л.С. Выготского, С.А. Козловой, А.Н. Леонтьева,
С.Л. Рубинштейна; системный подход в работах А.Н.
Асмолова, Ю.К. Бабанского, М.И. Лисиной и др.
Теоретическая основа исследования. Проблема формирования УУД
в процессе обучения раскрывается в трудах современных исследователей, среди
которых А.Н. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, П.Я. Гальперин, В.В.
Давыдов, О.А. Карабанова, А.Н. Леонтьев, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина, Д.Б.
Эльконин. Множество исследователей раскрывают подходы к решению проблемы
формирования коммуникативных навыков. Среди них можно выделить работы Ю.К.
Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарева,
А.А. Любинской, Г.С. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского,
С.Т. Щацкого.
Методы исследования:
Методы
теоретического исследования (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
методы работы с литературой; изучение опыта работы; эмпирические методы
исследования (диагностические методики); методы математической статистики и
обработки материала (количественная и качественная обработка результатов
исследования, графические способы представления результатов исследования).
База проведения: МБОУ СОШ с. Максютово, 1 класс.
Этапы исследования:
1. Июль-август 2020 года
– изучение научной и методической литературы по данному вопросу;
2. Сентябрь-октябрь 2020
года – диагностика исходного уровня знаний учащихся 1 класса по данному
вопросу;
3. Ноябрь 2020 года – анализ результатов исследования,
разработка продукта, техническое оформление курсовой работы.
Теоретическая значимость состоит
в обобщении основных аспектов, касающихся формирования коммуникативных навыков младших школьников на
уроках окружающего мира
Практическая значимость исследования: данная работа может служить основанием
для проведения практического исследования, а также будет интересна учителям
начальных классов при организации уроков по основным общеобразовательным
программам начального образования, а также студентами педагогических
специальностей при изучении данной проблемы.
Апробация исследования: статья «Формирование коммуникативных УУД у
младших школьников на уроках окружающего мира».
Смирнова
В.В. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках
окружающего мира: // Альманах педагога. 2020 [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=44925, свободный.
Структура работы: работа состоит из введения, где обозначены цели и задачи исследования,
выделен научно-методический аппарат исследования, трех глав, в которых
представлены результаты теоретического и практического исследования,
заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 72 страницах
компьютерного текста без приложений.
Заключение:
Введение
Федерального государственного образовательного стандарта привело к построению
новой организационной и методической деятельности образовательного процесса.
Особенное место занимают формирование универсальных учебных действий,
достижение личностных и метапредметных результатов, которые и являются
определяющими при выборе специфики деятельности, в ходе которой младший
школьник должен не только узнавать новое, сколько научиться действовать и
чувствовать, принимать самостоятельные решения и т.д.
На
сегодняшний день универсальным учебных действиям придется огромное значение.
Они представляют собой совокупность различных способов действий обучающегося,
которые дают ему возможность получить способности к самостоятельному усвоению
новых знаний, включая и сам процесс усвоения.
В ходе анализа теоретической литературы и проведения практического
исследования подтвердилась актуальность нашего исследования, поскольку младший
школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного
компонента УУД. Это объясняется условиями образовательной среды. Обучение детей
проходит за счет общения как с учителем, так и со сверстниками. На начальном этапе обучения индивидуальные
успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной
из основных задач начального образования является создание оптимальных условий
для формирования коммуникативных навыков.
Коммуникативные
навыки обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и
понимать партнёра, планировать и согласовано выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение
договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать
в общении и сотрудничества партнёра и самого себя.
Таким
образом, формирование коммуникативных навыков младших школьников – чрезвычайно
актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не
только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и
развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные
навыки формируются и совершенствуются в процессе общения, совместной
деятельности на уроках окружающего мира, при подготовке домашних заданий по
данному учебному предмету или в ходе внеурочной деятельности.
В ходе теоретического и экспериментального
исследования в работе были решены все поставленные задачи.
На основе анализа психологической,
педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения
современного состояния практики образования были определены теоретические
предпосылки формирования коммуникативных навыков младших школьников на уроках
окружающего мира. Проведённое исследование доказало наличие рассматриваемой
проблемы и указало на её недостаточную изученность в теории, в практике
современного образования.
В процессе
эмпирического исследования были обнаружены различные уровни сформированности
коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. Однако для
большинства обучающихся характерно наличие среднего и низкого уровня. В связи с
этим были разработаны практические задания на уроках окружающего мира, занятия
по внеурочной деятельности, игровые упражнения, проектная деятельность, которые
позволят увеличить уровень сформированности коммуникативных навыков младших
школьников.
Таким образом, мы можем утверждать, что гипотеза,
выдвинутая нами в исследовании, была эффективна и нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1 Сущность и
содержание понятия «коммуникативные навыки»
Реализация требований современной
жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей к
полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности, начиная с раннего
возраста.
Высокую значимость в процессе
развития социально и культурно развитой личности имеет полноценное и
своевременное формирование у нее коммуникативных навыков. Ориентируясь на
обозначенные еще в Национальной доктрине образования РФ (2000 г.) ориентиры на
историческую преемственность, сохранение и развитие национальной культуры,
И.В. Лесняк справедливо видит ведущее значение овладения навыками
коммуникативной деятельности в решении задач социально-культурного наследования
[36].
В психолого-педагогических
исследованиях коммуникативная деятельность детей рассматривается как основа их
социализации, а задача формирования у детей способности к коммуникации
изучается в единстве информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных,
аффективно-коммуникативных навыков [15].
Коммуникативные навыки обеспечивают
человеку возможность вступать, поддерживать, завершать общение. С самого
рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в
общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в
эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству [12].
Исследуя феномен общения, ученые
выделили три детерминированных компонента
(Б.Ф. Ломов, А.А. Реан):
— коммуникативный,
содержание которого составляет обмен информацией между общающимися;
— интерактивный,
реализуемый в организации взаимодействия в общении;
— перцептивный,
который отражает то, как именно воспринимают друг друга партнеры по общению.
С точки зрения такого подхода,
коммуникативная деятельность может быть охарактеризована посредством таких
параметров как: 1) потребность в общении; 2) коммуникативная мотивация; 3)
средства коммуникации; 4) рефлексия.