Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Формирование изобразительное деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.. 8

1.1. Подходы к пониманию сущности изобразительной
деятельности детей старшего дошкольного возраста. 8

1.2. Особенности
изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития. 22

Выводы по I
главе. 29

ГЛАВА II.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 31

2.1. Цель, задачи, методы,
методики и проведение констатирующего эксперимента  31

2.2. Анализ изучения
изобразительной деятельности старших дошкольников  58

ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР (ОБУЧАЮЩИЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ) 60

3.1. Цель, задачи, методы и
проведение обучающего эксперимента. 60

3.2. Изучение
эффективности  корекционно-педагогической
работы по формированию изобразительной деятельности детей (Контрольный
эксперимент) 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 88

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   92

  

Введение:

 

Актуальность. Эстетическое воспитание во многом опирается
на использование изобразительной деятельности. В первую очередь это происходит,
потому что данная деятельность относится также и к художественной деятельности,
и в свою очередь представляет детям большой потенциал. С использованием
изобразительной деятельности дети улучшат эмоционально-эстетическое восприятия,
развивают свое благоприятное чувственное отношение к окружающему миру.

Изобразительная
деятельность – самая увлекательная для детей дошкольного возраста. Главное предназначение  изобразительной деятельности – образное отображение
реальности и специфичное образное познание. Данная деятельность включает множество подвидов. В том числе в нее
включены рисование, лепка, аппликация и конструирование. В процессе рисования
дети учатся познавать окружающую действительность, показывают свое отношение к
ней. В соответствии с детским рисунком можно узнать степень развития
познавательных процессов.

В процесс лепки из различных материалов дети
тренируются показывать и формировать окружающие их предметы в объемном формате.

Аппликация и занятия по конструированию также
открывают много новых возможностей для детей. В процесс такой деятельности дети
учатся работать с бумажными материалами, учатся формировать из них различные
формы, украшения. Также дети учатся работать с разными инструментами и
средствами работы: клей, ножницы. Занятия по конструированию и аппликация
положительно влияют на развитие многих детских качеств, необходимых в будущем. К
таким качествам можно отнести: опрятность, исполнительность, трудолюбие,
терпение и упорность. Изобразительная
деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное
значение благодаря многообразию наглядности.

В последнее
время среди дошкольников, ярко выделяется группа детей, характеризующихся
недостаточным уровнем, так называемой школьной зрелости: дети с задержкой
психического развития.

Психолого-педагогические
наблюдения за 5 – 6-летними детьми с задержкой психического развития и их
клиническое исследования (В.А. Авотиньш, У.В. Ульенкова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова,
С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина, Н.Ю. Борякова и др.) обнаружили ряд особенностей
психического развития такого ребенка. У ребенка с задержкой психического развития наблюдается задержка,
недоразвитие или неравномерное развитие всех психических процессов
познавательной сферы, таких как память, воображение, ощущение, мышление,
восприятие, внимание, речь. Следовательно, страдает и изобразительная
деятельность.

Многие авторы (Е.А. Екжанова, О.П.
Гаврилушкина) изучали развитие детей старшего дошкольного возраста с наличием
задержки в психическом развитии (ЗПР). Так авторы указывают на наличие у таких
детей недостаточной эмоциональной стабильности, сложности к вхождению в
коллектив, наличие обеспокоенности, непостоянство в настроении, отсутствие
личного контроля за своими действиями, нервозность. В соответствии с выявленными характеристиками
детей с ЗПР стоит отметить, что таким детям преимущественно важна развивающая
работа, в частности на это указывалось В.И. Лубовским, С.Г. Шевченко, Л.И.
Переслени. Авторы также отмечают отсутствие мотивации у таких детей и
заинтересованности. Следовательно, чтобы работа с такими детьми была
эффективной, следует выбирать конкретные методики и средства организации
воспитательно-образовательного процесса.

За счет использования различных занятий
изобразительной деятельности можно увидеть отношение ребенка к окружающей
действительности, увидеть процесс личностного развития детей. Поэтому влияние
данных занятий на личность давно изучается многими учеными и педагогами (Т.С.
Комаровой, Н.П. Сакулиной). Авторы указывают на большое значение занятия
изобразительной деятельность на развитие психики ребенка.

Указывают также на актуальность коррекционных
занятий с детьми многие педагоги, такие как Л.Б. Бареява, Н.Д. Соколова, А.П.
Зарин. Такая деятельность должна быть включена в работу дошкольной
образовательной организации. Стоит отметить, что в настоящее время именно детям
с особенностями в развитии уделяется особое внимание в
воспитательно-образовательном процессе. Также отмечается, что в отсутствии
специальных занятий и методик по изобразительной деятельности дети с наличием
задержки в психическом развитии не смогут развивать основные требуемые
качества. В соответствии с этим определена актуальность проблемы и
необходимости нашего исследования.

Однако. невзирая на понимание значения изобразительной
деятельности для развития дошкольника с ЗПР и накопленный практический опыт ее
формирования в образовательных организациях, до настоящего времени вопросы ее
изучения и формирования не нашли должного отражения в литературе. По этим причинам
стоит отметить практическую и теоретическую значимость исследования, а также
его актуальность в настоящее время.

Проблема: Эффективны ли
коррекционно-педагогическое воздействие с использованием специально
адаптированного содержания обучения на формирование изобразительной
деятельности детей с задержкой психического развития?

Цель: теоретически обосновать и
экспериментально подтвердить особенности коррекционно-педагогической работы по формированию
изобразительной деятельности старших дошкольников с задержкой
психического развития.

Объектом исследования в данной работе следует считать
особенности изобразительной деятельности детей с задержкой психического
развития.

Предметом
исследования являются пути коррекционного
воздействия на формирование изобразительной
деятельности детей с задержкой психического развития.

Гипотезой 
является предположение, что коррекционные занятия повысят эффективность
работы по формированию изобразительной
деятельности у детей с задержкой
психического развития.

Задачи:

· Изучение
общей и специальной литературы по проблеме исследования;

· Выявление особенностей
сформированности изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного
возраста при задержке психического развития;

· Разработать
содержание экспериментального исследования и определить критерии оценки
результатов эксперимента.

· Провести
экспериментальное исследование.

· Анализ и
обобщение результатов.

· Разработать
содержание коррекционно-педагогической работы, исходя из полученных результатов
эксперимента.

Методами
исследования выступают:

· Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

· Анализ
медико-педагогических документации детей.

· Изучение
изобразительной деятельности детей.

· Наблюдение
за детьми в процессе их деятельности.

· Педагогический
эксперимент (констатирующий, обучающий,

контрольный).

· Методы
количественной и качественной обработки полученных данных.

Экспериментальная база исследования:

 ГБОУ школа 1468 г. Москва, в
эксперименте приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития.

Структура работы: работа
состоит из введения, трех глав, заключения, рекомендаций, список литературы (56
источников) и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изобразительная деятельность относится к
типичным видам детской деятельности и в дошкольном возрасте занимает ведущее
место наряду с игровой деятельностью.

Благодаря изобразительной деятельности ребенок
упорядочивает бурно усваиваемые знания, представлений об  окружающем мире. С другой стороны, в этой
деятельности используется опыт, приобретенный в других видах детской деятельности.
Поэтому изобразительная деятельность рассматривается как форма усвоения
ребенком человеческой культуры и как способ присвоения социального опыта.
Значение изобразительной деятельности заключается так же в том, что она
мобилизует познавательные возможности ребенка, развивает, учит ориентироваться
в окружающем мире. Создавая собственный рисунок, аппликацию, ребенок начинает
ощущать себя творцом, изменяющий материалы и средства. Именно творческая
деятельность позволяет ребенку испытать ситуацию успеха, значимую для его
познавательного и личностного развития.

Актуальность данной работы заключается в том,
что работа над этой проблемой открывает новые возможности в коррекционной
деятельности с детьми, так как развитие изобразительной деятельности является
одним из компонентов развития ребенка в целом.

В данном исследовании были выявлены
особенности изобразительной деятельности старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития. Исследование состояло из трех экспериментов
(констатирующего, формирующего и обучающего).

В ходе проведения констатирующего
эксперимента,  выявлены  особенности изобразительной деятельности
детей старшего дошкольного возраста, мы получили данные, позволяющие сделать
вывод о том, что изобразительная деятельность детей с задержкой психического
развития, в исследуемой выборке включающей как контрольную, так и
экспериментальную группу, не соответствует уровню развития, необходимого для
успешного обучения. Необходимо
отметить выявленные особенности. Особенности навыков
рисования детей с задержкой психического развития заключаются в не
сформированных знаниях  и представлениях
о цвете и графических умений. Слабо развита, способность анализировать свою
деятельность, испытывают трудности в выполнении аналогичного задания.

У дошкольников с
задержкой психического развития, особенности навыков лепки, заключаются в не
сформированных представлений о форме. Слабо развита способность, воспроизводить
с точностью, продолжают использовать метод проб и ошибок.  Детям требуется больше времени на выполнение
задания, дополнительные стимуляции, быстро утомляются.

У дошкольников с задержкой психического
развития, особенности навыков аппликации и конструирования, заключаются в
следующем. У детей  не до конца сформированы представления о точности
изображения, слабо понимают задание, не справляются с заданием самостоятельно,
слабо выражена заинтересованность, требуется больше времени на выполнение
задания, дополнительная стимуляция, помощь, легко отвлекаются и очень критичны
к результату.

Особенности навыков изобразительной деятельности
детей, выявили необходимость проведения коррекционно-педагогической работы по
формированию изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического
развития. В коррекционно-педагогической работе использовались различные
дидактические игры и игровые приемы.

Коррекционно-педагогическая работы состояла из
трех разделов. 1.
Формирование навыков рисования

Задачи:

— Развитие умения навыков рисования

— Развитие представлений о цвете, форме,
величине

— Развитие пространственных представлений

— Развитие мелкой моторики

— Развитие творческих способностей

— Создание положительного эмоционального фона

2. Формирование навыков лепки

Задачи:

— Развитие умения навыков лепки

— Развитие представлений о цвете, форме,
величине

— Развитие мелкой моторики

— Развитие обобщенного
понятия

— Развитие
самостоятельности

— Развитие
эмоционального отклика 3.
Формирование навыков аппликации и конструирования

Задачи:

— Развитие навыков аппликации и
конструирования

— Развитие количественных представлений

— Развитие представлений о форме, цвете,
пространстве

— Развитие мелкой моторики

— Развитие творческих способностей

— Закреплять навыки работы с ножницами, клеем

— Развивать умение описывать свою поделку

Для того, чтобы изучить эффективности
коррекционно-педагогической работы был проведен контрольный эксперимент в нем
использовались методики из констатирующего эксперимента, который показал
динамику изобразительной деятельности  у
старших  дошкольников с задержкой психического
развития.

Уровень развития изобразительной деятельности
после проведения коррекционно-педагогической работы, у детей экспериментальной
группы стал выше по всем разделам. В контрольной группе показатели возросли, но
не значительно.

Таким образом, наша гипотеза о том, что
коррекционные занятия повысят эффективность работы над изобразительной
деятельностью у детей с задержкой
психического развития, способствует развитию изобразительной деятельности.

Проведенное исследование позволило подготовить
рекомендации по развитию изобразительной деятельности ребенка старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития  для родителей, воспитателей и педагогов.
Проблема развития изобразительной деятельности детей с задержкой психического
развития остается актуальной на сегодняшний день.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Психолого-педагогические
аспекты проблемы формирования изобразительной деятельности у детей с ЗПР
старшего дошкольного возраста 1.1. Подходы к пониманию сущности изобразительной деятельности детей
старшего дошкольного возраста Разные типы деятельности способствуют развитию
творческих людей, а также содействуют их всестороннему развитию.
Изобразительная деятельность относится к одному из развивающих видов
деятельности, она является продуктивной особой детской деятельностью.

Рассмотрим подробнее термин «изобразительная
деятельность». На сегодняшний день данный термин рассматривали различные авторы
и педагоги. Так, Е.А. Флериной указывается на то, что «изобразительная
деятельность» является деятельностью, в которой дети отображают свое окружение
и которая основана на творческой фантазии, демонстрации своих взглядов на
окружение за счет использования разных видов искусства, а также на отображении
через искусство своего отношения к продукту деятельности [49].

Далее рассмотрим термин «изобразительная
деятельность» в интерпретации Н.П. Сакулиной. Под ним автор понимает
своеобразное, уникальное метафорическое восприятие реальности. Также в
соответствии с многими другими педагогами данный термин может быть рассмотрен
как художественная и творческая деятельность, ориентированная на выражение
своих чувств к окружению в определенном виде искусства (графика, пластика) и на
отображение через искусство своего отношения к продукту деятельности [45].

Отдельно охарактеризуем именно изобразительную
деятельность в детском возрасте. На данном этапе она характеризуется
несколькими типами деятельности: рисование, лепка, аппликация. Первый из них
является видом деятельности характеризующим определенный метод и также средство
для проявления творческих идей. Лепка характеризуется превращением наблюдаемых
предметов в простейшие фигуры из определенных материалов. Аппликация
характеризуется созданием определенных образов в своеобразной технике
выполнения, при помощи наклеек, пришивания бумажных и тканых материалов.

Перечисленные детские виды изобразительной
деятельности могут носить предметный характер либо сюжетный
(тематическо-сюжетный по Г.Г. Григорьевой), декоративный [10].

Перечисленные виды детской изобразительной
деятельности рассмотрим более подробно и охарактеризуем их значение в жизни
ребенка.

Так, одним из самых любимых занятий каждого
ребенка является рисование. Данный вид деятельности расширяет кругозор каждого
малыша, дает возможности развивать свои творческие способности. Дети могут
рисовать на многие темы. Дети дошкольного возраста могут рисовать все то, что
их заинтересовывает, это могут быть объекты, которые они видят возле себя,
могут быть жизненные ситуации, любимые сказочные герои, а также различные
художественные орнаменты и многое другое. Зачастую при этом дети использую
многие средства выразительности. К примеру, для того чтобы передать подобие
реальному предмету ребенок использует те же цвета, либо цвет может быть им
использован для отображения собственных представлений, а также для украшения
нарисованного. С течением времени ребенок знакомиться с композиционными
правилами, тем самым у него формируются более наполненные образы на рисунке,
более точно отображаются рисунки по сюжетам [36].

В
изобразительной деятельности дошкольники используют ручную умелость,
остановимся подробнее на данном понятии. Под этим понятием понимают определенные
навыки по захвату, сдерживанию, а также навыки передвижения предметов. За счет
таких навыков дети могут совершать конкретные и точные действия с помощью рук:
обслуживать себя, действия по необходимым нуждам в быту и в жизни, письменные
навыки, занятия изобразительной деятельностью [27]. Стоит
отметить, что в настоящее время у большей части детей дошкольного возраста в
саду отмечается малый уровень развития данного качества. Следовательно, можно
сделать вывод, что такое качество как ручная умелость нужно развивать в период
дошкольного воспитательно-образовательного процесса.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы