Платная доработка на тему Формирование групповой сплоченности школьников в процессе организации и поведение спортивных праздников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы изучения формирования групповой сплоченности школьников в
процессе организации и проведения спортивных праздников. 6
1.1. Психологические особенности
развития в подростковом возрасте. 6
1.2.
Содержание понятия «сплоченность» в современной науке. 12
1.3. Методы
формирования коллективистских отношений в команде. 17
Глава 2. Методические и практические
аспекты формирования групповой сплоченности школьников в процессе организации и
проведения спортивных праздников. 23
2.1. Диагностика уровня
сплоченности школьников-подростков до участия в спортивном празднике. 23
2.2. Методика разработки
программы и сценария спортивного праздника в школе 27
2.3. Организация и проведение
спортивных праздников с целью формирования групповой сплоченности школьников. 32
Заключение. 37
Список литературы.. 39
Приложение………………………………………………………………………42
Введение:
Актуальность
исследования. Тенденции
развития общества, как в России, так и за рубежом, отличаются ростом чрезмерной
индивидуализации, усилением негативного влияния массовой культуры, развитием
конкуренции во всех областях жизни, нагнетанием социальной напряженности,
распространением таких форм деструктивного поведения как агрессия и насилие у
взрослых и детей. Образовательную среду вышеуказанные тенденции также не
обходят стороной. К сожалению, следует признать, что между учащимися все чаще
происходят случаи неконструктивного, а порой и откровенно жестокого поведения.
Одним из путей преодоления нарастающей отчужденности детей в образовательных
учреждениях, на наш взгляд, может стать формирование групповой сплоченности
школьников.
Теория коллектива и коллективизма, разработанная в советской науке
Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким и др.,
длительное время выступавшая в качестве теоретико-методологической основы для
организации воспитательного процесса, в условиях современной школы уже не может
быть реализована без изменений, учитывающих новые социально-экономические
условия, актуальные образовательные принципы и трансформацию личности учащихся.
Поэтому современная наука стремится к уточнению потенциала коллективной
деятельности в процессе воспитания и перевоспитания учащихся (В.А. Караковский,
Я.Л. Коломинский), к поиску наиболее эффективных форм сплочения коллектива (Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова,
И.Б. Первин), прорабатывает методы стимулирования коллективной
деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц) и инструментарий по ее изучению
(Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова).
Наиболее эффективным путем формирования сплоченного детского
коллектива, на наш взгляд, выступают разнообразные массовые спортивные мероприятия,
в частности спортивные праздники.
Спортивный праздник
отличает яркость оформления, доступность содержания, отказ от жесткой
регламентации деятельности и ее соревновательный характер, поэтому учащиеся
общеобразовательных школ с неизменным интересом принимают в них участие.
Посредством организации проведения спортивных праздников в школе можно достичь
целого ряда целей, среди которых повышение физической подготовленности
учащихся, расширение мотивов занятия физической культурой и спортом, развитие коллективистских
отношений и сплочение детских групп.
Особенности организации и
проведения спортивных праздников в школе рассматривали такие специалисты по
физической культуре как С.П. Афанасьева, М.В. Видякин, Ш.З. Гусак, Т.Я.
Кедрина, О.Н. Козак, Е.А. Степанян, Н.В. Ткач, С.А. Шмакова, А.Н. Щербак,
В.Г. Яковлева и др.
Сказанное позволяет отметить, что проблема изучения формирования
групповой сплоченности школьников в процессе организации и проведения
спортивных праздников актуальна, как
с научной точки зрения, так и с точки зрения имеющегося запроса в обществе.
Объект
исследования: групповая сплоченность школьников как
составляющая коллективистских отношений.
Предмет
исследования: формирование групповой сплоченности
школьников в процессе организации и проведения спортивных праздников.
Цель
исследования: показать, что совместное участие в
спортивных праздниках положительно повлияет на групповую сплоченность в команде
школьников-подростков.
Объект, предмет и цель
обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Представить психологические особенности
развития в подростковом возрасте.
2. Рассмотреть содержание понятия «сплоченность» в современной науке.
3. Изучить
методы формирования коллективистских отношений в команде.
4. Представить
методику разработки программы и сценария спортивного праздника в школе.
5. Описать
организацию и проведение спортивных праздников с целью формирования групповой
сплоченности школьников.
Методы
исследования: теоретический анализ научно-методической
литературы по теме исследования; обобщение педагогического опыта; синтез
научных теорий.
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка
литературы и приложений. Во введении была обоснована актуальность выбранной
темы исследования, определены объект, предмет, цель и гипотеза исследования,
сформулированы задачи, уточнены методы. Первая глава – Теоретические основы
изучения формирования групповой сплоченности школьников в процессе организации
и проведения спортивных праздников – была выполнена на основе анализа
научно-методической литературы. Вторая глава – Методические и
практические аспекты формирования групповой сплоченности школьников в процессе
организации и проведения спортивных праздников – описала методический и практический
опыт по теме. Заключение резюмировало итоги проведенной работы. В списке
литературы представлено описание 30 источников литературы. Также работа
снабжена тремя приложениями.
Заключение:
По итогам выполнения аттестационной
работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило показать,
что совместное участие в спортивных праздниках положительно повлияет на
групповую сплоченность в команде школьников-подростков.
Для достижения
поставленной цели были решены следующие задачи:
— были представлены психологические
особенности развития в подростковом возрасте;
— было рассмотрено содержание понятия «сплоченность» в
современной науке;
— были изучены методы формирования коллективистских отношений в команде;
— была представлена методика разработки программы и сценария спортивного
праздника в школе;
— была описана организация и проведение спортивных праздников с целью
формирования групповой сплоченности школьников.
Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме. В заключение
отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую
значимость.
Теоретическая значимость
исследования заключается в систематизации и обобщении научных позиций в
отношении психологических особенностей развития в подростковом возрасте; в
выявлении содержания понятия «сплоченность» в современной науке; в описании
методов формирования коллективистских отношений в команде.
Практическая значимость
исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими
категориями лиц:
— педагогами по
физической культуре с целью формирования групповой сплоченности школьников в
процессе организации и проведения спортивных праздников;
— студентами,
обучающимися по специальности «Физическая культура», с целью самоподготовки к
тематическим практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными,
занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и
обобщения эмпирических и методических данных.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования
групповой сплоченности школьников в процессе организации и проведения
спортивных праздников 1.1. Психологические особенности развития в подростковом возрасте Возраст выступает относительно автономным периодом
развития человека, характеризующимся качественным своеобразием. Жизненный цикл
человека делится на возрастные категории в соответствии с различными подходами
– учетом жизненного цикла (онтогенеза), учетом характерных социальных процессов
и учетом культурных представлений.
Подростковый возраст в большей мере является примером
выделения возрастного периода с позиции онтогенеза, это обусловлено
взаимосвязью его начала и началом пубертата (т.е. полового созревания). Именно
поэтому границами подросткового возраста являются 10-12 и 15-17 лет. Наряду с
этим, учеными также принято выделять отдельные стадии, что обусловлено наличием
внутри данного периода множества противоречий, а также его значимостью. Так, например,
Б.С. Волков отмечает, что с 10-12 до 13 лет человек переживает младшее
подростничество, с 13 до 15 лет – среднее, а с 15 до 17 лет – старшее.
Следовательно, возраст младшего подростка соотносится с докритической стадией
развития, средний – с критической, а старший – с посткритической [4].
Возраст подростничества – это один из переломных моментов
в ходе развития биологически зрелого организма. Это обусловлено тем фактом, что
в этот период происходит процесс полового созревания, который сопровождается
перестройкой организма, как физиологической, так и морфологической.
Отечественная возрастная периодизация используется в
качестве основной теории в исследованиях Л.С. Выготского [6]. В соответствии с его теорией,
процесс развития заключается в присвоении индивидом социально-исторического
опыта вследствие взаимодействия с окружающим пространством и иными людьми.
Д.Б. Эльконин [30] считает, что ведущие критерии
выделения определенного возраста могут заключаться в следующих критериях:
социальной ситуации развития; ведущего типа деятельности; основных
новообразований возраста [30].
В социальной ситуации подростковый возраст имеет
определенные отличия, заключающиеся в смещении сферы воздействия с семьи на
круг ровесников; общении в качестве ведущего типа деятельности для подростка;
чувстве взрослости, стремлением к самоопределению, формированием концепции
своего «Я» выступают в качестве основных новообразований возраста [30].
В соответствии с Д.Б. Элькониным [30], человек переживает
возрастные кризисы перехода между периодами между возрастными периодами.
Характеристики подросткового кризиса заключаются в
следующих признаках: негативизме, то есть устойчивой негативной установке по
отношению ко всем окружающим; склонностью к самоанализу и анализу; подростковой
депрессией, выражаемой в появлении безразличия к окружающему, чувством пустоты,
непонятности и одиночества [30].
Течение кризиса подросткового возраста может
осуществляться в соответствии с двумя различными сценариями:
— «кризис независимости», выражаемый с помощью развитого
негативизма, упрямства, грубости, бунтарства, стремления поступать по своему
желанию, противостояния авторитетам, ревностного отношения к личному
пространству; — «кризис зависимости», выражаемый через чрезмерное
послушание, возврат к формам поведения ребенка, зависимость от взрослых,
несамостоятельность, инфантильность суждений, подчинение мнению большинства [30].