Платная доработка на тему Формирование фонетико-фонематического компонента речи у детей с дизартрией.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования фонетико-фонематического компонента речи у детей с дизартрией 6
1.1. Этиология и симптоматика дизартрии 6
1.2. Анализ фонетико-фонематической стороны речи с позиции междисциплинарности 11
1.3. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 17
1.4. Психолого-педагогические особенности детей с дизартрией 32
1.5. Методические подходы к формированию фонетико-фонематического компонента речи у детей с речевыми нарушениями 36
Выводы по первой главе 43
Глава 2. Исследование фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией 45
2.1. Организация и методика исследования 45
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования фонетико-фонематического компонента речи у детей с дизартрией 51
Выводы по второй главе 58
Глава 3. Экспериментальная работа по формированию фонетико-фонематического компонента речи у детей с дизартрией 60
3.1. Основные направления и содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией 60
3.2. Проверка эффективности проведенной работы 64
Выводы по третьей главе 70
Заключение 72
Список литературы 74
Приложения 83
Введение:
Актуальность темы исследования. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в рамках ориентации логопедической науки на обучение и воспитание детей, имеющих речевые нарушения, рассматривается учеными в качестве нарушения процессов формирования произносительной стороны речи при речевых расстройствах, возникших как результат нарушения в развитии восприятия фонем и их произношения (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова). К данной категории и относятся дети с дизартрией.
Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является речевое развитие детей в различных его аспектах, в частности, это касается формирования у дошкольников правильного звукопроизношения, различения звуков, развитие у них артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, создает предпосылки к формированию умения правильного построения предложений и пр.
А.В. Касьянова и др. отмечают, что: «Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, которые страдают недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (дети с нарушениями письма)» [Касьянова 2017, с. 446]. Иначе говоря, одной из важнейших причин дизартрии у детей дошкольного возраста является фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
Преодолеть данное нарушение можно только путем проведения целенаправленной логопедической работы, нацеленной на коррекцию фонематического недоразвития и звуковой стороны речи. Кроме этого, образовательно-воспитательная работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, должна быть направлена не только на коррекцию речевого недоразвития, но также на то, чтоб подготовить ребенка к дальнейшему полноценному овладению грамотой родного языка (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Чиркина Г.В., В.В. Коноваленко, М.К. Шермет и др.).
Дошкольники в процессе коррекционно-обучающей работы должны овладеть теми знаниями, умениями и навыками, которые им необходимы в дальнейшем школьном обучении. Поэтому вопрос об эффективности коррекционно-развивающей работы, требующей постоянного совершенства, поиска инновационных технологий, остается актуальным, поскольку дизартрия превалирует над остальными речевыми расстройствами. Среди детей дошкольного возраста приблизительно 70% нарушений произносительной стороны речи обусловлены дизартрией. Легкая степень проявления дизартрии (стертая) – встречается часто. В настоящее время в большинстве случаев сочетается с общим недоразвитием речи.
Объект исследования ‒ особенности речи дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования ‒ формирование фонетико-фонематического компонента речи у детей с дизартрией.
Цель исследования состоит в выявлении эффективных направлений и содержания логопедической работы по формированию фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формированию фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией будет способствовать комплексный подход: работа должна быть направлена на преодоление нарушений речевых и неречевых психических функций с учетом специфики нарушений.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования проблемы формирования фонетико-фонематического компонента речи у детей с дизартрией.
2. Провести исследование фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией.
3. Определить основные направления и содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией.
Методами исследования были определены следующие:
1) теоретические: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение;
2) практические: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); количественный и качественный анализ результатов диагностики.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Сафоново Смоленской области.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении материала относительно применения междисциплинарного подхода в процессе формирования фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
‒ собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках проблемы формирования фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией;
‒ выделенные основные направления и содержание логопедической работы могут быть использованы логопедом в процессе формирования фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией.
Положения, выносимые на защиту:
1. Применение междисциплинарного подхода при анализе полученных диагностических результатов, касающихся фонетико-фонематического компонента речи дошкольников с дизартрией, позволяет увидеть те общие закономерности речевого недоразвития, интеграция которых позволит получить о нем наиболее полное представление: специфика фонетико-фонематического компонента и эффективные средства его коррекции.
2. Нарушение фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией выражается в следующих ошибках: при определении местоположения звука в слове (начало, середина, конец); при вычленении первого и последнего согласного звука из слов; при синтезе слов из отдельных звуков в ненарушенной и нарушенной последовательности; при последовательном, количественном и позиционном анализе.
3. Формированию фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией будет способствовать комплексный подход: работа должна быть направлена на преодоление нарушений речевых и неречевых психических функций с учетом специфики нарушений.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
В результате проведенного исследования была достигнута цель данной работы: выявлены эффективные направления и содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушенными являются звукопроизношение и слуховое восприятие, которое имеет вторичный характер. Невнятная речь дошкольников с ФФНР ограничивает их возможности в развитии четкого слухового восприятия и контроля, что, в свою очередь, усугубляет нарушения звукопроизношения.
Ведущим в структуре дефекта при ФФНР является стойкое нарушение фонетической стороны речи, которое с трудом поддается коррекционному воздействию и отрицательно влияет на формирование других сторон речи, в том числе и звукопроизношение. Поэтому и коррекционная логопедическая работа должна быть комплексной.
Анализ полученных данных показал, что у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечены следующие ошибки, которые свидетельствуют о недоразвитие у детей фонематического слуха: процессе звукового анализа слов замены одних фонем другими оппозиционными (глухих звонкими и наоборот); замены одних фонем другими дизьюнктнимы (переднеязычных заднеязычными, верхнеязыковых нижнеязыковимы, переднеязычных среднеязыковимы, носовых ротовыми и т.д.).
Ошибки, которые свидетельствуют о трудностях контроля за процессом анализа фонем в слове: изменение последовательности звуков в слове; пропуски отдельных звуков в слове в процессе анализа; называние лишних звуков в слове; несколько разовое повторение одного и того же звука, или комплекса звуков.
Ошибки, которые свидетельствуют Ошибки, которые свидетельствуют о трудностях анализа слова: дети не умеют выделять из слова нужный звук; при выделении определенного звука называют целый слог; дети испытывают существенные затруднения при определении в слове места звука.
Ошибки, которые свидетельствуют о трудностях синтеза слова: при совпадении согласных дети пропускают второй согласный звук; в середине и в конце слова допускают пропуски согласных звуков; пропуски гласного звука, который стоит после согласного.
Преодолению нарушений в формировании и развитии фонетико-фонематического компонента способствовала реализация комплексного подхода в логопедической работе. На основе принципа комплексности была реализована разработанная нами система упражнений, состоящая из трех блоков заданий и упражнений. Первый блок направлен на развитие артикуляционной моторики, второй – мелкой моторики, третий ‒ формирование и развитие фонетико-фонематического компонента речи.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена: формированию фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией будет способствовать комплексный подход.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования фонетико-фонематического компонента речи у детей с дизартрией
1.1. Этиология и симптоматика дизартрии
Фонетико-фонематической недоразвитие речи (ФФНР), являясь нарушением у детей процессов формирования звукопроизношения на родном языке, принадлежит к нарушениям средств общения, что делает его преодоление одной из важнейших задач речевого развития.
Для ФФНР характерно наличие трех степеней выраженности, а именно (Рисунок 1):
Рисунок 1. Степени выраженности ФФНР
Согласно клинико-педагогической классификации, нарушениями, связанными с фонационным (т.е. внешним) оформлением высказываний, являются дислалия, ринолалия и дизартрия.
В контексте данной работы нас интересует именно дизартрия.
Дизартрией является речевое нарушение, характеризующееся расстройствами таких компонентов речи, как фонетический и просодический. Возникает дизартрия в следствии невыраженного микроорганического поражения головного мозга.