Логопедия Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Формирование фонетико-фонематического компонента речи у детей с дизартрией.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования фонетико-фонематического компонента речи у детей с дизартрией 6

1.1. Этиология и симптоматика дизартрии 6

1.2. Анализ фонетико-фонематической стороны речи с позиции междисциплинарности 11

1.3. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 17

1.4. Психолого-педагогические особенности детей с дизартрией 32

1.5. Методические подходы к формированию фонетико-фонематического компонента речи у детей с речевыми нарушениями 36

Выводы по первой главе 43

Глава 2. Исследование фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией 45

2.1. Организация и методика исследования 45

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования фонетико-фонематического компонента речи у детей с дизартрией 51

Выводы по второй главе 58

Глава 3. Экспериментальная работа по формированию фонетико-фонематического компонента речи у детей с дизартрией 60

3.1. Основные направления и содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией 60

3.2. Проверка эффективности проведенной работы 64

Выводы по третьей главе 70

Заключение 72

Список литературы 74

Приложения 83

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в рамках ориентации логопедической науки на обучение и воспитание детей, имеющих речевые нарушения, рассматривается учеными в качестве нарушения процессов формирования произносительной стороны речи при речевых расстройствах, возникших как результат нарушения в развитии восприятия фонем и их произношения (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова). К данной категории и относятся дети с дизартрией.

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является речевое развитие детей в различных его аспектах, в частности, это касается формирования у дошкольников правильного звукопроизношения, различения звуков, развитие у них артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, создает предпосылки к формированию умения правильного построения предложений и пр.

А.В. Касьянова и др. отмечают, что: «Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, которые страдают недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (дети с нарушениями письма)» [Касьянова 2017, с. 446]. Иначе говоря, одной из важнейших причин дизартрии у детей дошкольного возраста является фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).

Преодолеть данное нарушение можно только путем проведения целенаправленной логопедической работы, нацеленной на коррекцию фонематического недоразвития и звуковой стороны речи. Кроме этого, образовательно-воспитательная работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, должна быть направлена не только на коррекцию речевого недоразвития, но также на то, чтоб подготовить ребенка к дальнейшему полноценному овладению грамотой родного языка (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Чиркина Г.В., В.В. Коноваленко, М.К. Шермет и др.).

Дошкольники в процессе коррекционно-обучающей работы должны овладеть теми знаниями, умениями и навыками, которые им необходимы в дальнейшем школьном обучении. Поэтому вопрос об эффективности коррекционно-развивающей работы, требующей постоянного совершенства, поиска инновационных технологий, остается актуальным, поскольку дизартрия превалирует над остальными речевыми расстройствами. Среди детей дошкольного возраста приблизительно 70% нарушений произносительной стороны речи обусловлены дизартрией. Легкая степень проявления дизартрии (стертая) – встречается часто. В настоящее время в большинстве случаев сочетается с общим недоразвитием речи.

Объект исследования ‒ особенности речи дошкольников с дизартрией.

Предмет исследования ‒ формирование фонетико-фонематического компонента речи у детей с дизартрией.

Цель исследования состоит в выявлении эффективных направлений и содержания логопедической работы по формированию фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формированию фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией будет способствовать комплексный подход: работа должна быть направлена на преодоление нарушений речевых и неречевых психических функций с учетом специфики нарушений.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы исследования проблемы формирования фонетико-фонематического компонента речи у детей с дизартрией.

2. Провести исследование фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией.

3. Определить основные направления и содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией.

Методами исследования были определены следующие:

1) теоретические: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение;

2) практические: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); количественный и качественный анализ результатов диагностики.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Сафоново Смоленской области.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении материала относительно применения междисциплинарного подхода в процессе формирования фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

‒ собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках проблемы формирования фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией;

‒ выделенные основные направления и содержание логопедической работы могут быть использованы логопедом в процессе формирования фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией.

Положения, выносимые на защиту:

1. Применение междисциплинарного подхода при анализе полученных диагностических результатов, касающихся фонетико-фонематического компонента речи дошкольников с дизартрией, позволяет увидеть те общие закономерности речевого недоразвития, интеграция которых позволит получить о нем наиболее полное представление: специфика фонетико-фонематического компонента и эффективные средства его коррекции.

2. Нарушение фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией выражается в следующих ошибках: при определении местоположения звука в слове (начало, середина, конец); при вычленении первого и последнего согласного звука из слов; при синтезе слов из отдельных звуков в ненарушенной и нарушенной последовательности; при последовательном, количественном и позиционном анализе.

3. Формированию фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией будет способствовать комплексный подход: работа должна быть направлена на преодоление нарушений речевых и неречевых психических функций с учетом специфики нарушений.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования была достигнута цель данной работы: выявлены эффективные направления и содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушенными являются звукопроизношение и слуховое восприятие, которое имеет вторичный характер. Невнятная речь дошкольников с ФФНР ограничивает их возможности в развитии четкого слухового восприятия и контроля, что, в свою очередь, усугубляет нарушения звукопроизношения.

Ведущим в структуре дефекта при ФФНР является стойкое нарушение фонетической стороны речи, которое с трудом поддается коррекционному воздействию и отрицательно влияет на формирование других сторон речи, в том числе и звукопроизношение. Поэтому и коррекционная логопедическая работа должна быть комплексной.

Анализ полученных данных показал, что у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечены следующие ошибки, которые свидетельствуют о недоразвитие у детей фонематического слуха: процессе звукового анализа слов замены одних фонем другими оппозиционными (глухих звонкими и наоборот); замены одних фонем другими дизьюнктнимы (переднеязычных заднеязычными, верхнеязыковых нижнеязыковимы, переднеязычных среднеязыковимы, носовых ротовыми и т.д.).

Ошибки, которые свидетельствуют о трудностях контроля за процессом анализа фонем в слове: изменение последовательности звуков в слове; пропуски отдельных звуков в слове в процессе анализа; называние лишних звуков в слове; несколько разовое повторение одного и того же звука, или комплекса звуков.

Ошибки, которые свидетельствуют Ошибки, которые свидетельствуют о трудностях анализа слова: дети не умеют выделять из слова нужный звук; при выделении определенного звука называют целый слог; дети испытывают существенные затруднения при определении в слове места звука.

Ошибки, которые свидетельствуют о трудностях синтеза слова: при совпадении согласных дети пропускают второй согласный звук; в середине и в конце слова допускают пропуски согласных звуков; пропуски гласного звука, который стоит после согласного.

Преодолению нарушений в формировании и развитии фонетико-фонематического компонента способствовала реализация комплексного подхода в логопедической работе. На основе принципа комплексности была реализована разработанная нами система упражнений, состоящая из трех блоков заданий и упражнений. Первый блок направлен на развитие артикуляционной моторики, второй – мелкой моторики, третий ‒ формирование и развитие фонетико-фонематического компонента речи.

Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена: формированию фонетико-фонематического компонента речи у дошкольников с дизартрией будет способствовать комплексный подход.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования фонетико-фонематического компонента речи у детей с дизартрией

1.1. Этиология и симптоматика дизартрии

Фонетико-фонематической недоразвитие речи (ФФНР), являясь нарушением у детей процессов формирования звукопроизношения на родном языке, принадлежит к нарушениям средств общения, что делает его преодоление одной из важнейших задач речевого развития.

Для ФФНР характерно наличие трех степеней выраженности, а именно (Рисунок 1):

Рисунок 1. Степени выраженности ФФНР

Согласно клинико-педагогической классификации, нарушениями, связанными с фонационным (т.е. внешним) оформлением высказываний, являются дислалия, ринолалия и дизартрия.

В контексте данной работы нас интересует именно дизартрия.

Дизартрией является речевое нарушение, характеризующееся расстройствами таких компонентов речи, как фонетический и просодический. Возникает дизартрия в следствии невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы