Платная доработка на тему Формирование ценностного отношения к здоровью как фактор первичной профилактики наркотической аддикции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………3
1 Научные основы формирования ценностного отношения к здоровью как фактора профилактики наркотической аддикции подростков………………6
1.1 Понятия и факторы возникновения наркотической аддикции в современных условиях…………….………………………………………6
1.2 Сущность и показатели ценностного отношения к здоровью как фактора защиты от наркотической аддикции…………………….….…26
1.3 Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью……………………………………………………………………32
2 Содержание и экспериментальная апробация программы формирования ценностного отношения к здоровью как фактора первичной
профилактики наркотической аддикции ……………………………………42
2.1 Программа формирования ценностного отношения к здоровью как фактора первичной профилактики наркотической аддикции…………..42
2.2 Результаты реализации программы формирования ценностного отношения к здоровью как фактора первичной профилактики наркотической аддикции………………………………………………….54
Заключение………………………………………………………………………..65
Список использованных источников………………………………………….. 67
Приложение А Тест «Склонность к зависимому поведению»
В. Д. Менделевича……………………………………………..…74
Приложение Б Опросник «Отношение к здоровью» Р. А. Березовской……..81
Введение:
Актуальность. В современном мире существует большое количество глобальных проблем, в которые завязаны люди различных возрастов. Например, в настоящее время масштабы и скорость распространения среди подростков химических и нехимических (поведенческих) аддикций стремительно растут.
Согласно данным всемирного доклада за 2019 год, число потребителей опиоидов оценивается в 53 миллиона – на 56 процентов больше, чем в предыдущих оценках. Две трети из 585 000 человек, потребляющих наркотики, погибли в результате употребления опиатов в 2017 году. Также в 2017 году, 11 миллионов человек употребляли наркотики путем инъекций во всем мире, из которых 1,4 миллиона человек живут с ВИЧ и 5,6 миллиона – с гепатитом С. Мировая проблема наркотиков становится все серьезнее. Примерно 271 миллион человек, то есть 5,5 процента населения мира в возрасте 15–64 лет, употребляли наркотики в 2017 году. Предполагаемый объем мирового незаконного производства кокаина достиг рекордного
уровня – 1,976 тонн в 2017 году, что на 25 процентов больше, чем в предыдущем году. В то же время мировое количество кокаина, изъятого в 2017 году, выросло на 13 процентов и составило 1,275 тонн – самое большое зарегистрированное количество. Профилактика и лечение по-прежнему терпят неудачу во многих частях мира, и только каждый седьмой человек с расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, получает лечение каждый год [44].
Потребление наркотиков уже давно привлекает интерес исследователей из разных областей науки, но уменьшить масштабы их распространения не удается. Нарастание скорости и масштабов распространения наркотической аддикции, появление ее новых форм, тенденция к омоложению контингента аддиктов, отсутствие первичных профилактических мероприятий в некоторых странах, различие в их правовых системах свидетельствуют о высокой актуальности рассматриваемой проблемы.
В данный момент времени вопрос наркомании затрагивает как совершеннолетних, так и несовершеннолетних. В каждой из групп существует ряд факторов, которые не являются однозначно наркопровоцирующими. К таким факторам относят возрастные особенности, кризисные ситуации общества, отношение к своему здоровью, низкий уровень жизни населения.
В связи с вышеизложенным возникает противоречие между существующим отношением к собственному здоровью и ростом наркотической аддикции.
Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: является ли сформованное ценностное отношение к здоровью фактором первичной профилактики наркотической аддикции.
Объект исследования: социально-педагогическая профилактика наркотической аддикции подростков.
Предмет исследования: процесс формирования ценностного отношения к здоровью как фактора профилактики наркотической аддикции подростков.
Цель работы – разработать программу формирования ценностного отношения к здоровью, как фактора профилактики наркотической аддикции подростков, и экспериментально проверить ее эффективность.
Гипотеза – формирование ценностного отношения к здоровью станет фактором первичной профилактики наркотической аддикции у подростков, если разработать и реализовать программу, включающую: активные методы обучения и объяснительно-иллюстративный материал по тематике наркомании и ценности здоровья.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие, особенности и факторы возникновения наркотической аддикции у подростков.
2. Раскрыть сущность и содержание феномена «ценностное отношение к здоровью»
3. Выявить принципы, средства и методы формирования у подростков ценностного отношения к здоровью в условиях общеобразовательной школы.
4. Эмпирически определить влияние ценностного отношения к здоровью на уровень склонности к наркотической аддикции подростков.
5. Разработать и апробировать программу формирования у подростков ценностного отношения к здоровью как фактора профилактики наркотической аддикции.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в процессе проведения исследования нами будет использован методы:
–теоретические – анализ, синтез, обобщение, сравнение;
–эмпирические – наблюдение, анализ документов, диагностирование, математическая и графическая обработка данных.
Методики исследования.
1. Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевича.
2. Опросник «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской (модифицированный).
База и выборка исследования.
Эмпирическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 47 имени Героя Советского Союза Ивана Тушева, которая находится в г. Краснодар по адрес ул. Садовая 245.
Всего в исследовании приняло участие 60 респондентов, в данную группу входили ученики 8–9 классов, возраст которых колеблется от 14 до 15 лет.
Структура дипломной работы представлена оглавлением, введением, двумя главами, а также заключения и библиографического списка, состоящего из 70 источников, а также в работе имеется два приложения. Содержит 7 таблиц, 4 рисунка.
Заключение:
В результате проведенного теоретико-эмпирического исследования формирования ценностного отношения к здоровью как фактора первичной профилактики наркотической аддикции были решены поставленные задачи.
В теоретической части исследования были рассмотрены научные основы формирования ценностного отношения к здоровью как фактора профилактики наркотической аддикции подростков, раскрывающие понятие и факторы возникновения аддикции, сущность и показатели ценностного отношения к здоровью как фактора защиты от наркозависимости, а также педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью.
Наркомания в работе рассматривается как заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости от наркотических средств, в непреодолимом влечении к ним, приводящем к глубокому истощению физических и психических функций организма [17].
Эмпирическое исследование было направлено на проверку эффективности разработанной программы формирования ценностного отношения к здоровью как фактора первичной профилактики наркотической аддикции в условиях среднего общеобразовательного учреждения.
На первом этапе исследования среди учащихся 8–9 классов были проведены диагностики на выявление уровня склонности к наркотической зависимости и степени адекватности/ неадекватности отношения к своему здоровью. Для реализации профилактической программы было исследовано 60 учеников.
На основе результатов диагностик была разработана и реализована в условиях школы программа формирования ценностного отношения к здоровью как фактора первичной профилактики наркотической аддикции, включающая информационный и практический блок, предполагающая использование активных методов обучения.
В процессе формирующего эксперимента были проведены: тренинг «Полезные привычки», игра «Что? Где? Когда?» по теме «Привычки подростков», спортивные соревнования на уроке физической культуры, дискуссия на тему: «Наркотики: зависимость или свобода?», зарисовка плакатов и баннеров на тему «Жизнь без наркотиков».
После апробации программы было проведено повторные диагностики учеников. Была выявлена положительная тенденция.
Таким образом, в результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что формирование ценностного отношения к здоровью как фактора первичной профилактики наркотической аддикции в среднем общеобразовательном учреждении будет эффективна.
Фрагмент текста работы:
1 Научные основы формирования ценностного отношения к здоровью как фактора профилактики наркотической аддикции подростков
1.1. Понятия и факторы возникновения наркотической аддикции в современных условиях
Для того, чтобы понять, что такое наркотическая аддикция, предлагаем рассмотреть и проанализировать различных подходы к пониманию самого термина «аддикция». На сегодняшний день мы часто можем слышать такие понятия, как «аддиктивное поведение», «зависимость», «аддикция». Являются ли они тождественными?
Рассмотрим некоторые определения. В.Д. Москаленко психиатр-нарколог, доктор медицинских наук, профессор, определяет аддиктивное поведение как один из видов отклоняющегося поведения с появлением нужды индивидуума к уходу от реальности, с помощью изменения своего сознания посредством использования веществ или удержания внимания на конкретных видах деятельности для формирования и усиления эмоций» [38].
В свою очередь, Н.В. Вострокнутов рассматривает зависимость как форму специфической активности, которая имеет свойство поддерживать саму себя, формируя определенное образование личности [15].
Стоит обратить внимание, что следующие авторы, П.Б. Ганнушкин и его коллега И.С. Додонов отмечают, что аддиктивное поведение – такое поведение, в ситуации которого отмечается возникновение такого психического состояния, которое носит стойкий характер и имеет особенность в виде ухода от реальности. Этот эффект возникает при употреблении всевозможных веществ.
Е.В. Змановская и Я.И. Гилинский изучали аддиктивное поведение в контексте злоупотребления чем-либо или кем-то.
Выделяют перечень признаков аддиктивного поведения, которое можно классифицировать как отклоняющееся:
1) Ожидание наступления аддиктивного поведения;
2) продолжительное аддиктивное поведение;
3) для получения необходимого состояния повышение объема дозировки и повышение частоты употребления;
4) нарушение социальных связей;
5) сильное желание покончить с привычкой;
6) абстинентный синдром;
7) употребление психоактивных веществ;
8) нежелание использовать другие варианты наслаждения;
9) аддиктивное поведение становится доминирующим как некоторый вид деятельности [37].
Не всегда зависимое поведение приводит к заболеванию и смерти. Например, болеющий человек становится зависим от постоянного употребления лекарственных средств для терапии своего нарушенного состояния, в то время как наркоман не может отделаться от потребления психоактивных веществ, он еще и характеризуется аддиктивным поведением. Такое поведение неумолимо влечет за собой различные последствия, такие как нарушение социальных норм и изменения черт личности вплоть до деградации.
Этапы формирования аддикции по А.В. Мудрику:
1) начало – появление и акцент на связи в психике между сильнейшим изменением психического состояния и употреблением конкретного психотропного вещества. Этот акцент осуществляется всегда, без привязки к положительным или отрицательным эмоциям, в этот момент важна интенсивность воздействия на все модальности;
2) ритм аддикции – это регулярность обращения к тому, что вызывает интенсивные переживания в моменты, когда человек испытывает какие-либо проблемы, частота обращения зависит от изначального навыка справляться и переносить трудности, проблемы, от набора средств психологических защит, от тяжести событий, которые происходят в жизни. Переход от стадии начала к стадии ритма аддикции доходит до двух лет;
3) аддикция как часть личности; с ритмом аддикции образовывается паттерн поведения на нарушение психологического комфорта; в такие моменты происходит условное разделение: одна часть очень коммуникабельна, избегает одиночества, другая же – жаждет одиночества и стремится коммуницировать с себе подобными, т.е. аддиктами;
4) доминирование аддикции; аддикция поглащает настолько, что человек как будто становится ограниченным от окружающего мира. При этом любые отношения нарушаются, в том числе с аддиктами. Этот этап характеризуется еще и тем, что изменения личности замечают окружающие, говоря, что человек стал будто другим, изменился, разрушился;
5) катастрофа; аддикция уже влияет не только на психологическое состояние, но и происходят фундаментальные изменения в физическом состоянии человека, здоровье таких людей разрушается, они перестают следить за собой, пренебрегают элементарными аспектами опрятности. Нехимические аддикции также приводят к сильному изменению здоровья, так, например, игроманы начинают страдать ожирением из-за низкой физической активности. На этой стадии сделать шаг назад невозможно, так как изменения поразили ядро личности [17].
Формирование аддикции происходит медленно, все начинается с удовлетворения любопытства, не несущего какой-либо важности, после чего сила потребности нарастает и человек вовсе перестает себя контролировать, любопытство сменяется нуждой, которую человек не способен регулировать, это уже есть аддиктивное поведение, все силы и действия направлены на удовлетворение своей нужды. На временной промежуток возникновения зависимости влияет особенности личности человека, социальное окружение, пол, возрастные характеристики, а также принимаемое вещество.
Любое аддиктивное поведение влечет за собой изменения личности и связанное с этими изменениями – нарушение социального взаимодействия, но стоит отметить, что не всегда могут возникать какие-либо соматические заболевания.
Ц.П. Короленко и Т.А. Донских отмечают, что для возникновения аддиктивной установки необходим комплекс когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, которые бы вызвали зависимое отношение не только к веществу, но и к своему существованию [60].
Важную роль играет формирование аддиктивной установки. Употребление становится смыслом существования и внедряется в образ жизни. Все то, что раньше вызывало интерес перестает быть таковым, социальные связи с важными когда-то людьми разрываются. Для того, чтобы получить желаемое состояние, зависимая личность готова пойти на всё, даже на то, что когда-то выходило за границы нормы поведения [37].
Зависимый человек на первое место в своей жизни ставит объект аддикции, возникают сильные негативно окрашенные эмоции, тревога, если не обнаруживается психотропных веществ, которые являются необходимыми для удовлетворения потребности [53].
Реальность такова, что в жизни могут происходить ситуации, которые сопровождаются сильными переживаниями, порой сила воздействия такова, что невыносимо осознавать текущую действительность. Каждый человек самостоятельно подбирает и использует разные осознанные или неосознаваемые психологические механизмы защиты, которые впоследствии укореняются и проявляют себя во всех стрессовых ситуациях. Спустя время эти паттерны начинают доминировать в сознании и в итоге становятся основной идеей. И это является дезадаптивным ключом, так как нарушает восприятие реального мира. В итоге происходит сильные изменения личности, человек перестает быть тем, кем был, перестает брать и нести ответственность, духовное развитие останавливается, происходит сильнейшая деградация.
Всемирная организации здравоохранения определяет зависимость так: это состояние интоксикации, которое имеет хроническую природу и возникает при регулярном потреблении естественного или синтетического вещества. ВОЗ выделяет следующие виды зависимости: психическая и физическая.
Психическая зависимость характеризуется невероятно сильным желанием употребить психоактивное вещество, при том, что победить данное состояние невозможно. С течением времени организм привыкает к тому количеству вещества, которое потребляет аддикт и для возникновения удовлетворенности дозировку вещества необходимо увеличивать. При депривации потребления возникают серьезные психологические изменения – высокая тревожность, паника, уныние, апатия. При этом варианте зависимости распадается вся социальная сфера, а именно человек перестает поддерживать связь с теми, кто был важен или пренебрегает этими людьми, обижая их, потребность в общении уходит [5].